Урок литературного чтения на родном языке (русском). Тема "Времена года на Севере в рассказах Ф.А. Абрамова
план-конспект урока (2 класс)
Формирование нравственно-эстетического отношения к природе родного края на примере произведений Ф.А. Абрамова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._abramov.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения на родном (русском) языке, 2 класс
С.А. Галактионова, учитель начальных классов
МБОУ «Брин- Наволоцкая средняя школа»
Тема: Времена года на Севере в рассказах Ф. А. Абрамова
Цель: формирование нравственно-эстетического отношения к природе родного края на примере произведений Ф. А. Абрамова
Задачи:
Предметные:
- Умение читать выразительно произведения Ф. А. Абрамова, передавая с помощью интонации настроение и чувства писателя.
- Находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере.
Метапредметные:
Регулятивные: умение определять и формулировать учебные задачи на уроке с помощью учителя, принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; оценивать результат своей деятельности.
Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы и материалов буклета; умение представлять картину, нарисованную автором, понимать его чувства; умение анализировать и делать выводы.
Коммуникативные: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах, высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению; развитие диалогической и монологической речи.
Личностные: способность к самооценке; осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
Тип занятия: частично-поисковый.
Оборудование: буклеты (лирические миниатюры о временах года Федора Абрамова); компьютер, мультимедиа, подборка фотослайдов природы в разное время года.
Используемые технологии: групповая технология, ИКТ, технология критического мышления, здоровьесберегающая, технология оценивания.
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие сегодня у нас будет необычное. Я буду говорить фразу, если она к вам относится, вы говорите «здравствуйте». Давайте попробуем.
- Здравствуйте те, кто родился зимой.
- Здравствуйте те, кто родился весной.
- Здравствуйте те, кто родился летом.
- Здравствуйте, те, кто родился осенью.
Улыбнитесь. Пожелайте мысленно себе, своим друзьям удачи.
Мотивация к деятельности
На экране четыре фотографии с северной природой в разное время года.
- Какое общее название вы можете подобрать к этим фотографиям?
(Времена года)
Актуализация знаний
Учитель открывает таблички с названиями рассказов (лирических миниатюр)
«Зелёная весна» «Комары» «Сентябрь» «Январь»
Хоровое прочтение названий рассказов (лирических миниатюр)
- Прочитав названия рассказов, назовите отличительные особенности
(«Зелёная весна» о весне; «Комары» о лете; «Сентябрь» об осени; «Январь» о зиме).
- Предположите, могут ли они быть связаны, иметь общее? (Автор)
- Может, вы знаете автора этих произведений?
(Фёдор Александрович Абрамов)
На доске рядом с названиями произведений портрет Ф. А. Абрамова
- Посмотрите на оформление на доске и попытайтесь сформулировать тему урока
Времена года на Севере в рассказах Ф. А. Абрамова (учитель открывает)
- А какие задачи мы определим?
Учитель начинает, а дети продолжают
● Познакомимся с рассказами … (Ф. А. Абрамова о временах года)
● Охарактеризуем описание… (сезонов года)
На доске дата: 29 февраля 1920г.
- Как вы думаете, что это за дата?
(День рождение Ф. А. Абрамова)
Биографический рассказ о жизненном пути писателя (с презентацией)
Родился Фёдор Александрович Абрамов в далёкой северной деревне Веркола Пинежского района Архангельской области в крестьянской семье. Писатель вспоминал:
« Когда умер отец, нас на руках у матери осталось семеро. Причём, старшему было 15 лет, а младшему два года. Младшим был я». Труд в деревне всегда был тяжёлым: сев, уборка урожая, косьба, уход за животными… всё это ложилось и на детские плечи: нужно было помогать взрослым. Он был очень талантлив и сумел поступить в Ленинградский университет, но в первые же дни, когда началась война, пошёл добровольцем в народное ополчение. Летом и осенью 1941 года он участвовал в обороне Ленинграда. Дважды был тяжело ранен.
Свою литературную деятельность Абрамов начал в 1949 году. Он хорошо знал крестьянскую жизнь и постоянно обращался к этой теме. Родные края для Абрамова не только страна детства – это страна его творчества, его вдохновения, родина его героев. Писатель говорил: « Мне просто необходимо хотя бы раз в год бывать в родной деревне, пожить там, подумать, поговорить с земляками».
- Давайте и мы с вами поговорим о творчестве писателя.
Фёдор Александрович написал много лирических миниатюр о родном крае.
- А что такое лирическая миниатюра? (лирическая миниатюра – художественное произведение, раскрывающее чувства героя в рассказе маленького объёма)
- одно из изобразительных языковых средств – это сравнение. Как вы можете объяснить это средство художественной выразительности? (Сравнение по сходству признаков, действий, предметов).
Физминутка
- Я буду читать лирическую миниатюру Ф. Абрамова «Лесная дорога», а вместе мы будем инсценировать в движении этот рассказ.
Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. А стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.
Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река.
- Кто был внимательным и заметил средство художественной выразительности сравнение? (Стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли; лесная дорога, как зелёная рек).
- А теперь поработаем в группах.
Работа в группах
Учитель детям предлагает открыть буклеты.
1 гр.
Дети читают лирическую миниатюру Ф. Абрамова «Январь»
Ф.Абрамов
Январь
Запорошённые снегом кустарники по сторонам дороги, как затаившиеся стада оленей, вслушивающиеся в тишину. А на лапах елей и сосен разное зверьё из снега: зайцы, медведи, лисы.
Ночью пришло тепло, и дождём смыло с лап всё зверьё.
И олени убежали.
Задание:
- Подготовьте выразительное чтение рассказа.
- Найдите сравнения.
2 гр.
Дети читают лирическую миниатюру Ф. Абрамова «Дождались»
Ф.Абрамов
Дождались
Вот и опять весна. Не успел отыграть закат, как начал румяниться восток. По Пинеге густо, россыпью идёт лес. Лобастые брёвна, как большие рыбины, с глухим стуком долбят заново поставленный бон. Бон поскрипывает, вода хлюпает в каменистом горле перемычки: «Эхе-хэ-хэ-хэй!» Зычное эхо прокатилось по ночной Пинеге, выскочило на тот берег, аукая, по верхушкам сосняка.
По-летнему заиграло эхо. Снова дождались светлых дней!
Задание:
- Подготовьте выразительное чтение рассказа.
- Найдите сравнения.
3 гр.
Дети читают лирическую миниатюру Ф. Абрамова «Погожим летом»
Ф.Абрамов
Погожим летом
Нынче каждая травка, каждая былинка расцвела, во всей своей красоте себя выявила. Всё необычное большое, сочное. Головка у розовой кашки, как колокол, жёлтое блюдце ромашки, как солнце на стебле, а мышиный горошек, нежный мышиный горошек – просто колючая проволока. Словом, на земле, как в какой-то волшебной стране: всё непривычно большое, высокое.
Задание:
- Подготовьте выразительное чтение рассказа.
- Найдите сравнения.
4 гр.
Дети читают лирическую миниатюру Ф. Абрамова «Осеннее солнце»
Ф.Абрамов
Осеннее солнце
Утром солнце разгорается медленно, трудно – как костёр из сырых дров.
Задание:
- Выучите рассказ наизусть.
- Найдите сравнения.
Перед выступлением первой группы
- Какие слова вам не понятны в рассказе?
- Прочитай рассказ так, чтобы он понравилось другим
(один ученик из группы читает рассказ у доски).
Выступление ученика
Вопрос к обучающимся из 1 группы
- Назовите средство художественной выразительности – сравнение.
( Кустарники по сторонам дороги, как затаившиеся стада оленей)
- Что вас удивило в рассказе? Показалось интересным?
- О каком времени года этот рассказ? (Зима)
Перед выступлением второй группы
Работа над лексическим значением слов
- Какие слова вам не понятны в рассказе?
1) Лобастые брёвна – большие, огромные брёвна
2) Бон - несколько сцепленных бревен
- Прочитай рассказ так, чтобы он понравилось другим
(один ученик из группы читает рассказ у доски).
Выступление ученика
Вопрос к обучающимся из 2 группы
- Назовите средство художественной выразительности – сравнение. (Брёвна, как большие рыбины)
- Что вы себе представляли, когда читали произведение?
- О каком времени года этот рассказ? (Весна)
Перед выступлением третьей группы
- Какие слова вам не понятны в рассказе?
- Прочитай рассказ так, чтобы он понравилось другим
(один ученик из группы читает рассказ у доски).
Выступление ученика
Вопрос к обучающимся из 3 группы
- Назовите средство художественной выразительности – сравнение. (Головка у розовой кашки, как колокол, жёлтое блюдце ромашки, как солнце на стебле, а мышиный горошек – просто колючая проволока).
-Найдите и зачитайте ласковые слова (Головка, травка, былинка, горошек)
- О каком времени года этот рассказ? (Лето)
Перед выступлением четвёртой группы
- Какие слова вам не понятны в рассказе?
- Прочитай рассказ так, чтобы он понравилось другим
(один ученик из группы читает наизусть рассказ у доски).
Выступление ученика
Вопрос к обучающимся из 4 группы
- Назовите средство художественной выразительности – сравнение. (Солнце разгорается медленно, трудно – как костёр из сырых дров).
- Приходилось ли вам видеть, как разгорается костёр из сырых дров?
- Кто видел восход солнца? Какие чувства испытываете, наблюдая за восходом солнца?
- О каком времени года этот рассказ? (Осень)
Подведение итогов
Ф. А. Абрамов родился на Севере. Природа Севера его вдохновляла на творчество. Любовь к Русскому Северу прослеживается в каждом его рассказе.
- Выполнили ли мы поставленные задачи? (Да!)
Познакомились с рассказами Ф. А. Абрамова о временах года
Охарактеризовали описание сезонов года
Домашнее задание (по выбору)
- Написать сочинение – миниатюру на тему «Моё любимое время года», используя средство художественной выразительности – сравнение.
- Найти и прочитать рассказ Ф. А. Абрамова о родном крае, подготовиться к пересказу.
Рефлексия
На партах у обучающихся картинки, на которых изображены снежинки, листочки, капельки и цветочки.
- Если вам больше понравился рассказ о зиме, то прикрепите снежинку, если об осени прикрепите листочек, если о весне прикрепите капельку, если про лето, то цветочек.
На доске рядом с темой занятия и произведениями Ф. А. Абрамова появляются картинки, символизирующие времена года.
- Ребята, вы отлично поработали на уроке, молодцы! Я предлагаю вам высказать свои впечатления с помощью «Открытого микрофона»:
Я не знал… - теперь я знаю…
Используемая литература:
- Богданова И.В. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012. – 144с.
- Полякова И.Ф. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах - Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010. – 168с.- ISBN 5-85151-118 - 4
- Полякова И.Ф. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений.- Архангельск, 2016. – 36с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый контроль по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс
Итоговый контроль (работа с текстом) по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Литературное чтение на родном языке (русский) КТП в эксель (барс)
КТП для электронного журнала...
Технологическая карта урока литературного чтения на родном языке (русском) в 1 классе
урок №9 в учебном плане Н.Сладков "Весенняя баня"...
Конспект урока литературное чтение на родном языке: «На ярмарке». Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».
Работа включает конспект урока, презентацию и два приложения, которые раздаются детям....
Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском) Тема. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»
Цели: сознание ценности изучения жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова;- способствовать развитию эмоциональной сферы, образного ...
Конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)
План-конспект урока литературное чтение на родном языке (русском)Класс: 2 классТема: И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).Тип урока: изучение новогоУнивер...