Урок литературного чтения. 4 класс И.А. Бунин "Листопад
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А. Бунин "листопад".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению 4 класс
Тема: И.А.Бунин «Листопад»
Цели:
- познакомить детей с великим поэтом И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад»;
- учить чувствовать поэтический мир;
-развивать умение анализировать стихотворение о природе;
-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение,
- развивать речь, память, мышление, воображение;
-воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
На улице сейчас пасмурно, хмуро, а я хочу, чтобы настроение оставалось добрым у вас в течение всего урока.
2. Актуализация знаний
- Ребята, какое сейчас время года? (осень). Что характерно для осени?
- Ребята, а за что вы любите осень?
– Действительно, осень – это очень красивое время года, которое вдохновляет художников, поэтов, композиторов … Давайте посмотрим, как они изображают красоту осени красками, художественными образами, звуками …
- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами картины известных русских художников И.И. Левитана, В. Поленова, И. Остроухова.
- Как вы думаете, какое общее название у этих картин? («Золотая осень").
-Почему они так называются?
- А теперь послушайте, как композитор П.И. Чайковский нарисовал осень с помощью звуков.
- Что вы представили, слушая эту музыку?
(Это звучал отрывок из цикла «Времена года» «Октябрь».)
- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.
- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С. Пушкин)
- Узнайте строки из стихотворений А.С. Пушкина об осени.
Продолжите их.
- Может ли кто-нибудь продолжить оставшиеся строки?
- Сегодня мы познакомимся с этим стихотворением.
3. Постановка цели урока и учебных задач.
- Посмотрите на слайд и определите тему урока.
– С каким произведением познакомимся? Кто автор произведения?
НАВИ НИНУБ
- Верно. Тема урока: Иван Алексеевич Бунин «Листопад»
– Какую цель поставим перед собой? Что будем делать на уроке?
(Мы будем знакомиться с биографией И.А. Бунина и исследовать отрывок из его стихотворения «Листопад»)
4. Работа по теме урока.
Сообщение об И. А. Бунине.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову.
Когда Бунину исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел сборник его стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь
В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о лучшем среди современных русских писателей.
С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.
Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. Умер 8 ноября 1953 года в Париже и похоронен на русском кладбище.
5. Работа над стихотворением “Листопад”.
а). Выразительное чтение стихотворения (аудиозапись)
- Послушайте внимательно стихотворение И.А. Бунина «Листопад» и постарайтесь представить то, о чём будет говориться в стихотворении.
б) Беседа по содержанию прочитанного.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Что вы представили, когда слушали стихотворение?
в) Самостоятельное чтение текста.
- Прочитайте стихотворение вполголоса, найдите, какие слова вам не понятны.
г) Словарная работа.
-Давайте выясним, как вы понимаете значение некоторых слов.
Что такое терем? Вдова? Как понимаете просветы в небо?
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Просветы- промежутки в листве, сквозь которые видно небо.
Подбери синоним
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени.
Багряный – тёмно-красный, алый цвет
Лазурь - оттенок голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Завороженный - околдованный тишиной леса
д) Работа над содержанием стихотворения.
- В стихотворении можно выделить 3 части. Прочитайте и найдите, какими словами заканчивается 1 часть? 2 часть? 3 часть?
е) Чтение по частям с анализом
- Прочитайте 1 часть. ( I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»)
— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)
— А почему лес расписной? Кто его расписывал?
— С чем сравнивает И.А. Бунин осенний лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок.
— Почему? Что общего между теремом и осенним лесом?
(Показ слайдов) (И терем, и лес нарядные, яркие)
Какие краски использует поэт? (лиловый, желтый, багряный, лиловый, золотой) Как называются эти выразительное средство? (эпитеты)
— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем. Подчеркнутые сравнения помогают автору нарисовать образ терема.
— Почему лес сравнивает со стеной? ( деревья стоят плотно, близко друг к другу)
— Что автор пишет о ёлочках? Зачитайте
- Итак, терем почти готов: нарядные стены-деревья, ёлочки-башни. Прочитайте, а как выглядят окна терема? (Просветы в небе, что оконца)
— Какой приём автор использовал, чтобы показать сходство осеннего леса с расписным теремом? (сравнение)
— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста
— Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?
— Какой приём автор использует (Олицетворение)
II часть
- А теперь прочитайте 2 часть текста (до…Пригретый солнечным теплом..)
- Что нарисовал поэт в этой части? (паутину, мотылёк) Какие сравнения есть в этой части? (паутина, как сеть из серебра, мотылёк, как лепесток.)
3 часть начинается
- И. А. Бунин нам помог увидеть красивый осенний лес. А какие звуки осеннего леса описывает автор? Докажите ("Что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье")
— Какие звуки передают шуршание листика? (с, ш)
- Поэт помог увидеть красоту осеннего леса, услышать его звуки и почувствовать, что лес осенью имеет особенный запах. Найдите строки «Лес пахнет дубом и сосной»
— Можно ли назвать И.А. Бунина художником слова? Почему?
6. Подготовка к выразительному чтению.
- Мы будем учиться читать выразительно стихотворение
— Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование, очарование, грусть)
Чтение стихотворения учащимися.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Заканчивая урок, я предлагаю вам продолжить любую фразу, которая есть на слайде.
На уроке мне понравилось...
На уроке я похвалил бы себя за …
На уроке я узнал...
После урока мне захотелось….
8 Д/з: читать стихотворение выразительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....