Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Щербак Людмила Ильинична

Урок литературного чтения

в классе-комплекте

2-3 классы

Учитель:  Щербак Л.И.

Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)

           М.Пришвин «Моя Родина» (3 класс)

Цель урока:

          ввести в круг чтения новые произведения М.М. Пришвина;
учить определять главную мысль произведения, комментировать значение заглавия произведения;
          отрабатывать навык выразительного чтения;
          учить читать осознанно, правильно и быстро;
          повторять изученные произведения с целью повышения уровня начитанности;
          учить видеть прекрасное, удивительное и необычное в окружающем нас мире, беречь всё живое;
          учить слушать и слышать художественное слово;
          обеспечивать детям возможность сохранения здоровья во время урока.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, выставка книг Пришвина, портрет писателя, плакаты с материалами урока, ноутбук, съёмный диск.
 

Ход урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shcherbak_l.i.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

в классе-комплекте

2-3 классы

Учитель:  Щербак Л.И.

Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)

           М.Пришвин «Моя Родина» (3 класс)

Цель урока:

          ввести в круг чтения новые произведения М.М. Пришвина;
учить определять главную мысль произведения, комментировать значение заглавия произведения;
         отрабатывать навык выразительного чтения;
         учить читать осознанно, правильно и быстро;
         повторять изученные произведения с целью повышения уровня начитанности;
         учить видеть прекрасное, удивительное и необычное в окружающем нас мире, беречь всё живое;
         учить слушать и слышать художественное слово;
         обеспечивать детям возможность сохранения здоровья во время урока.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, выставка книг Пришвина, портрет писателя, плакаты с материалами урока, ноутбук, съёмный диск.

Ход урока

  1. Организационный момент 1.Приветствие гостей

Учитель: Ребята, у нас сегодня гости.
Повернитесь! Улыбнитесь! Поклонитесь!
И тихонечко садитесь!

2.Правила поведения на уроке.
Учитель: Повторим основные правила поведения на уроке с помощью стихотворения

 С.Я. Маршака «Школьнику на память».

Парта – это не кровать,
(Все правильно садятся)
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Учитель спросит – надо встать.
(Все дружно встают)
Когда он сесть позволит – сядь,
(Все садятся)
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними!
(Все правильно поднимают руки)

3. Психологический настрой – речевая разминка. Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро! Какое чудесное утро!Какое чудесное утро! С этой мажорной нотки и начнем наш урок.

2. Проверка домашнего задания

    На прошлом уроке второклассники учились читать  стихотворение О.Высотской «Одуванчик».

1) Давайте послушаем выразительное чтение, которое подготовили ребята дома.

(Чтение стихотворения на фоне голосов леса).

2) Как вы понимаете слова: «Он большого солнца маленький портрет»? Объясните.

3) Знаете ли вы загадки про одуванчик? Вспомните и загадайте своим друзьям.

(Второклассники загадывают загадки)

 3. Введение в тему урока 

- Сегодня мы будем говорить на тему, название которой я предлагаю вам разгадать. Оно зашифровано на доске. Посмотрите внимательно, в этом круге буквы, составьте из этих букв слово.

- Что такое природа?

Учитель: С детства в жизнь каждого человека входят увлекательные рассказы и сказки о чудесах природы, о её тайнах. Эти тайны наблюдают и дарят нам писатели, которые умеют слышать шелест травинки и песню ручейка. Они сообщают нам различные факты из жизни растений и животных, учат наблюдать и беречь природу.

- Прочитайте внимательно слова, написанные на доске:

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)

Как вы понимаете смысл этих слов? (Человек заботится о себе и о своей Родине).

4. Подготовка к  восприятию нового материала 

1. Слово об авторе.

Эти слова принадлежат писателю М.М. Пришвину. И именно его рассказы мы будем читать сегодня на уроке. Посмотрите внимательно на портрет писателя.

 - Что вы можете сказать об этом человеке?

           Старик

Всю жизнь бродил он по лесам,

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мой старик.

Всегда он ведал наперёд

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растёт

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать,

Как этот человек…

М. Цуранов

Учитель: 

Третьеклассники подготовили автобиографический рассказ об этом замечательном писателе.

1 учащийся: Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в обедневшей купеческой семье. Будучи ребёнком, он был убеждён, что все люди находятся во власти злого Кащея, поэтому он хотел быстрее вырасти и избавить людей от кащеева плена.
     Из первого класса гимназии мальчик убегает в солнечную и «золотую» страну Азию, чтобы найти место, где нет власти Кащея. Его, конечно, находят и возвращают в семью, но мечты о путешествии не оставляют будущего писателя.

2 учащийся: С дорожной сумкою и охотничьим ружьём он изучает сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре рождаются и первые его книги о природе: « В краю непуганых птиц», « За волшебным колобком».
     Михаил Пришвин в 1900 году уехал в Германию, где получил высшее экономическое образование в университете.

3 учащийся: В 1906 году он возвратился на родину. Работал журналистом. В годы первой мировой войны находился на фронте, был санитаром, корреспондентом. Затем работал учителем, краеведом, журналистом. Написал много книг для взрослых.

4 учащийся:  Книги Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. Писать он мог только тогда, когда жил среди лесов и полей. Для детей вышли в свет его книги: «Матрёшка в картошке», «Ярик», «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая Солнца», «Зверь бурундук», «Журка», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Старый гриб», «Разговор птиц и зверей».


Учитель: Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. В нашей школьной библиотеке вас ждут книги (обращаюсь к выставке):

2. Викторина по изученным произведениям.


Учитель: Ребята, в первом и втором классах мы изучали произведения этого замечательного писателя. Помните ли вы их? Проведём небольшую викторину.  Я прочитаю отрывок из произведения, а вы ответьте, как произведение называется. 

 

1) «Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая, прозрачная, светлая капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы».

(«Лесная капель» 1 класс)

2) «Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук! Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

 - А, ты так со мной! – сказал я.»

(«Ёжик»)

3) «Норка до того ревнует меня к Жульке, что, когда я позову к себе Жульку, - бежит с большой быстротой, а Жулька само собой ревнует Норку и тоже спешит, если я позову Норку».

( «Норка и Жулька»)

4) «Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками» («Деревья в лесу» 2 класс)


5) «Я осторожно поднял веточку ели и через это лесное оконце увидел полянку. А на полянке берёза, под берёзой пень, а рядом с пнём красная сыроежка. И такая большая, каких я в жизни не видел. И такая старая, что края даже завернулись вверх. Совсем как большая глубокая тарелка. А в тарелке вода. Ну, думаю, вот напьюсь».
(«Старый гриб» 2 класс)

6) «
Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берёз и красными медалями осин. В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут ещё нападала листва и скрывает от глаз серые, красные и жёлтые шляпки грибов.
– Есть грибы? – спросил я маленькую дочь лесника.
– Волнушки, рыжики, маслята.
– А белые?
– Есть и белые, только теперь начинает холоднеть, и белые переходят под ёлки. Под берёзами и не думайте искать – все под ёлками.
(«Грибы тоже ходят» 2 класс)

7)
«Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор. Сам тёмно-красный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, мокренькая и умненькая».
(«Недосмотренные грибы» 2 класс)

8) «Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой…». (Учитель читает весь рассказ)
(«Золотой луг» 2 класс)

4. Целеполагание

 - Именно это произведение, рассказ «Золотой луг», будут читать второклассники. (Учебник, с.109)

- Третьеклассники познакомятся с произведением Михаила Михайловича Пришвина "Моя Родина".

5. Изучение нового материала

1. Словарная работа.

Перед чтением произведений прочитаем слова, которые могут вызвать трудность:

2 класс

мно-жест-ва

цве-ту-щих

о-ду-ван-чи-ков

воз-вра-щал-ся

ин-те-рес-ных

рас-кры-ва-ют 

2. Самостоятельная работа с рассказом «Золотой луг»:

Задание перед чтением: Сравните рассказ М.Пришвина «Золотой луг» и стихотворение О.Высотской «Одуванчик». Что общего в этих произведениях?

1) чтение (учебник, с.129)

2) выполнение заданий в учебнике (с.110)и в тетради (с. )

3 класс

ки-пя-ти-лось

не-о-бык-но-вен-но

рас-ти-тель-ный

про-буж-да-ет-ся

со-кро-ви-ща

кла-до-вая

- Что такое сокровища?

1) драгоценность, дорогая вещь

2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом

3) ценности духовной и материальной культуры

- Что такое кладовая?

1) помещение для хранения материалов, товаров

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например: подземные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод)

2. Первичное восприятие произведения (3 класс).

3 класс

Работа с очерком М. Пришвина «Моя Родина».

1.Чтение очерка учителем.

- Я прочитаю рассказ, послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Какие картины вставали у вас перед глазами, когда вы слушали».

(У меня перед глазами картина…)

2. Беседа по содержанию:
 - Какую привычку воспитала у Пришвина его мать? Прочитайте.

 - Объясните, почему М.М. Пришвину нравилось вставать до восхода солнца.

 - В чём заключалась «охота» писателя? Прочитайте.

 - Что писатель называет «кладовой солнца»? Какие «сокровища жизни» надо охранять?

 - «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете эти слова М.М. Пришвина?

3. Вывод:  Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
6. Физкультминутка.
Учитель: Куда любил ходить Пришвин?
Учащиеся: Пришвин любил ходить в лес.
Учитель: Совершим небольшое путешествие и мы в лес.

– Только в лес мы зашли – налетели комары
. (Отгоняют)
– Дальше по лесу шагаем, волка серого встречаем.
(Рычат)
– Но его мы обхитрим – на носочках убежим!
(Прыгают на носочках)
– Ближе к полянке мы подходим и землянику там находим.
(Собирают)
– Привезём домой скорей, угостим своих друзей.
(Поворачиваются  друг к другу)
7.Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради (3 класс)

8. Выразительное чтение рассказа «Золотой луг» (2 класс).

Проверка выполнения заданий в рабочей тетради.

9. Соприкосновение с природой через аудиозапись.
Учитель: Давайте закроем глаза, послушаем звуки природы и представим, что ощущал Пришвин, соприкасаясь с природой, что видел, что слышал, когда утром входил в лес?
(Дети слушают аудиозапись «Утро в лесу».)
– Что такое «Родина» в вашем понимании? До кого дотронусь, тот открывает глаза и называет любое слово о Родине.
10. Работа над пословицей.
Учитель: договорите пословицу: «Всякому мила …
Учащиеся: …родная сторона».
- Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению "Моя Родина".

Если дружба велика, будет Родина крепка.Береги землю родимую, как мать любимую.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

- Почему вы так думаете? (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

11. Итог урока.

Подведём итог?
С природой одною он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

                                   Е. Баратынский

      Это можно сказать о Пришвине. Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом, каким был Пришвин.

      Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны.

Учитель: Понравился ли урок?
Что главного взяли вы для себя из этого урока? С каким настроением он закончился для вас?
Выставление оценок и аргументация.

Домашнее задание:

3 класс: читать выразительно весь рассказ, последнюю часть выучить наизусть .

2 класс: выразительное чтение рассказа

Спасибо за урок. Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека.


 А когда он отцветает -
Непременно улетает!
Только дунь на "сарафанчик" -
Улетает ...!
(Одуванчик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры        2 класс.Тема:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Множество.Тип урока: урок-закрепление изу...

Урок Литературного чтения "А.С.Пушкин" (4 класс)

Урок по творчеству А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта....

Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....