Технологическая карта открытого урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению

Тема: С.В. Михалков «Мой щенок»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Вид урока: урок открытий новых знаний

Тема: С.В. Михалков «Мой щенок»

Цели:  

  1. Познакомить учеников с произведением С.Михалкова “Мой щенок”.
  2. Помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям.

Обучать самостоятельной работе с текстом.

  1. Развивать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
  2. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к животным.

Планируемые результаты деятельности:

Личностные: помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;

Метапредметные :

Познавательные умения: учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения;

Регулятивные умения:  учить правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность;

Коммуникативные умения: развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять позицию автора в произведении;

Предметные: знать содержание стихотворения, выразительно читать.

Используемые технологии: системно-деятельностная, личностно-ориентированная технология (карточки с заданиями), частично-поисковая  (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), знаково- символическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая (физминутка).

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, ПК, презентация, карточки с заданиями, портрет С.В.Михалкова, название произведения, иллюстрация щенка, напечатанные  слова и предложения для работы над беглостью чтения, иллюстрации к стихотворению,  нарисованные кости для рефлексии.

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результат Формирование УУД

 1. Орг. момент

Мотивация,         (самоопределение) к учебной           деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности

Настраивает обучающихся на урок. Улыбнитесь мне, друг другу. Чтобы урок был интересным, надо быть активными и не боятся выражать свои мысли. Садитесь, проверьте осанку. 

Дети сидят за партами.

Готовы к началу урока - внутренняя позиция школьника;

Учебно-познавательная мотивация

2. Проверка домашнего

задания

Слайд 1- 3

-  Фотографию какого поэта вы видите? Где и когда родился Михалков?

- С какого возраста поэт начал писать стихи? Есть ли у него  награды?

 - Как называется произведение, с которым познакомились на прошлом уроке?

- В каком разделе учебнике мы читали это произведение?

( «Сила воли» )

- А что такое сила воли? (Самая мощная способность человека)

- Выраз.чтение (2-3 человека по желанию).

На дом было дано задание по выбору: выразительное чтение стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения С.В. Михалкова «Сила воли».
Когда один обучающийся читает стихотворение, остальные внимательно слушают и следят , чтобы продолжить чтение стихотворения.

Обучающиеся: Сергея Владимировича Михалкова.

13 марта 1913 года в Москве.

Очень рано, а с 15 лет начал публиковаться.

Да есть ордена и медали за участие в Великой Отечественной войне и ордена за писательскую деятельность.

Учебно-познавательная мотивация.

Эмоциональный настрой.

3. Постановка цели урока в начале или в процессе урока

(проблемная ситуация)

На данном этапе обучающиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации

Слайд 4

-Мне хотелось бы начать наш урок словами из повести «Маленький принц», которую написал Антуан де сент-Экзюпери:

МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ.

-Внимательно прочитайте слова.   Подумайте над их смыслом.

Мы вернёмся к ним в конце урока.

-Я думаю, позже вы сможете  объяснить,  почему я взяла именно эти слова и что они означают.

Задает вопросы учебного диалога, стимулируя детей к выведению темы и целей урока.

У кого из вас дома есть питомцы? Назовите их. За что вы их любите?

 

- Предположите о ком будем говорить на уроке?

Высказывают предположения.

Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая. Она много не умеет, её надо всему научить.

Цель  и задачи сформировали.

Построение логической цепи рассуждений (П);

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с  задачами и условиями коммуникации (К);

4. Подготовка к восприятию материала

Формирование запроса  на получение новых знаний

Слайд 5

Вы узнаете  о ком мы будем говорить на уроке, если найдёте слово, спрятанное между букв:

а щ м

г  е  о

е  н  к

л  о м

м  к  а

Кого мы называем щенком?  

Работа с информацией

(презентация)

Отвечают на вопрос: маленькую собачку, детеныша собаки

Учебно-познавательный интерес (Л)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Формулирование своего мнения (К)

  1. Открытие нового материала

Знакомство

с новой темой

Слайд 6

Учитель знакомит с темой  урока.

С.Михалков сочинил замечательное стихотворение «Мой щенок», с которым мы сегодня познакомимся

Читают название темы  хором с учителем, самостоятельно.

Волевая саморегуляция

6. Подготовка к чтению

Подготовка артикуляционного  аппарата

(Речевая разминка)

1) Работа со скороговоркой. Слайд 7

2) Работа над логическим ударением. Слайд 8

Чтобы наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку:

 Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово:

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Дети читают

Вполголоса, хором, быстро, четко проговаривая

Речевая

активность

II Стадия осмысления, выполнения

7.Работа с текстом

А) Первичное восприятие текста

Прослушива

ние аудиозаписи «Мой щенок»

Слайд 9

Откройте 25 – 27  страницы учебника . Рассмотрите рисунок.

Что можете сказать о девочке? (она грустит)

Внимательно послушаем аудиозапись  и после ответьте на вопрос: почему же она грустит?

 Размышляем над вопросом :

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Почему же девочка грустила?

Размышляют над заданием.

Высказывают предположения.

Познавательная информация

Учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве разных позиций

Б) Словарная работа

Обогащение словарного запаса слов

Слайд 10

Слайд 11-15

В тексте вам встретились незнакомые слова. Подумайте над их значением.

           РАБОТА В ПАРЕ.

В скобках подчеркиваем правильное значение слова

 - Жбан  ( ведро для воды,  кувшин с крышкой).

 -Кладовка (заведующая складом, помещение для хранения клада, пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты).

- Пчелиный рой (семья пчёл, пчелиные гонки).

 - Сбилась с ног  (измучиться, сбить себе ноги, ).

-  Лежит пластом (лежать на пластыре, вытянуться, лежать не шевелясь).

                      Показ картинок.

Работают с информацией

Выявляют затруднение

Делают вывод

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

Познавательная инициатива (Р)

Взаимопроверка

 Динамическая пауза

Снятие физического и эмоционального напряжения с детей

Слайд 16

Учитель читает с детьми, проговаривая четко, показывает одновременно движения.

Чешем щеткой мы щенка,

Будет шерстка так мягка!

Скачет радостный щенок,

Скрыть он радости не мог!

Выполняют движения, проговаривая стихотворение

Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л)

Развитие речи (К)

В) Вторичное восприятие текста

Чтение стихотворения по цепочке

Стихотворение читают несколько учеников по цепочке.

Г) Работа над содержанием текста

Работа с текстом.

Беседа  по содержанию произведения

Работа в группе

Слайд 17

Слайд 18- 19

Учитель задает вопросы:

  • От чьего имени ведётся рассказ?
  • Что случилось в этом стихотворении?
  • Что было с утра?
  • Как долго девочка ждала щенка?
  • Найдите и прочитайте в тексте: О чем думала девочка во время ожидания.
  • Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.
  • Как вы думаете, где был щенок?
  • Как относилась девочка к щенку? Подтвердите словами из текста.

-Предлагаю поработать в группах.

               РАБОТА В ГРУППЕ.

1 группа и 2 группа- Составление плана на доске.

Заполните пропущенные пункты плана:

1 группа: Действия щенка.

1)        Стал всех будить.

2)        ………………….

3)        Перевернул жбан с мёдом.

4)        ………………….

5)        ………………….

6)        Залез лапой в клей.

2 группа: Опасения девочки.

1)        Украли.

2)        …………………

3)        Другое имя дали.

4)        …………………..

5)        Мокнет под дождем.

3 группа и 4 группа- Работа над тестом.

Выделите те слова, которые характеризуют девочку и щенка. Обоснуйте свой выбор.

3 группа:    Девочка

1.        Добрая

2.        Ответственная

3.        Ленивая

4.        Заботливая

5.        Злая

6.        Равнодушная

7.        Жестокая

8.        Внимательная

4 группа: Щенок:

1.        Озорной

2.        Трусливый

3.        Глупый

4.        Любопытный

5.        Непослушный

6.        Злой

7.        Шаловливый

Отвечают на вопросы, работают с текстом.

Работа с презентацией

Доказывают свою точку зрения (К)

Формулирование своего мнения

8. Рефлексия деятельности

На данном этапе фиксируется новое содержание изученного на уроке, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности.

Слайд 20

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности  и намечаются следующие цели деятельности Слайд 21

- Наверное, каждый из вас мечтает иметь такого друга. Но не все понимают, какую ответственность будут нести, взяв собаку к себе домой.

А)А теперь давайте выясним: Если в доме есть животное- это хорошо или плохо? Назовите плюсы и минусы.

На доске: Держать дома животное-это

Хорошо

Плохо

  • +

-

  • +

-

Б) Подведение итога: У нас получилось много плюсов и минусов.

   -Но животное не виновато, что оно появилось дома именно у вас, что ей достался хороший или плохой хозяин.  

   -Давайте еще раз вернемся к словам А.Д.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

    -Как вы их понимаете? Чему учит стихотворение С.Михалкова?

Делают выводы, отвечают на вопросы,

Проводят самооценку

Внутренняя позиция ученика (Л)

Самооценка на основе критерия успешности (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов  деятельности (П)

9. Домашнее задание

   Слайд 22

Выучить все стихотворение наизусть, либо понравившийся отрывок из стихотворения, либо выразительное чтение стихотворения.

10. Рефлексия

  Слайд 23

Покормите своего игрушечного щенка. Если вам сегодня понравился урок, вам было интересно- прикрепите рядом со щенком зеленую косточку, если было скучно и неинтересно- желтую. Объясните свой выбор.

Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения на тему: Сергей Владимирович Михалков «Мой щенок» 2 класс

Слайд 3

Проверка домашнего задания С.В. Михалков «Сила воли»

Слайд 4

Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 5

В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его: а щ м г е о е н к л о м м к а

Слайд 6

Сергей Владимирович Михалков «Мой щенок»

Слайд 7

Чтобы наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку: Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке.

Слайд 8

Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово: Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком.

Слайд 10

Работа в паре. Жбан ( ведро для воды, кувшин с крышкой). Кладовка (заведующая складом, помещение для хранения клада, пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты Пчелиный рой (семья пчёл, пчелиные гонки). Сбилась с ног (измучиться, сбить себе ноги ). Лежит пластом (лежать на пластыре, вытянуться, лежать не шевелясь).

Слайд 11

ЖБАН – сосуд с крышкой

Слайд 12

Кладовка - пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты

Слайд 13

Пчелиный рой – семья пчёл

Слайд 14

Сбилась с ног - измучилась, устала

Слайд 15

Лежать пластом – лежать не шевелясь

Слайд 16

Чешем щеткой мы щенка, Будет шерстка так мягка! Скачет радостный щенок, Скрыть он радости не мог!

Слайд 17

Работа в группе 1 группа и 2 группа- Заполните пропущенные пункты плана: 1 группа: Действия щенка. Стал всех будить. ………………… . С мёдом жбан перевернул. ………………… . ………………… . 6)Еле вылез и пропал 2 группа: Опасения девочки. Украли. ………………… Другое имя дали. ………………… .. Мокнет под дождем.

Слайд 18

Выделите те слова, которые характеризуют девочку и щенка 3 группа и 4группа Девочка Щенок Добрая Озорной Ответственная Трусливый Ленивая Глупый Заботливая Любопытный Злая Непослушный Равнодушная Злой Жестокая Шаловливый Внимательная Умный

Слайд 19

Девочка Щенок Добрая Озорной Ответственная Любопытный Заботливая Непослушный Внимательная Шаловливый

Слайд 20

А теперь давайте выясним: Если в доме есть животное- это хорошо или плохо? Назовите плюсы и минусы. Хорошо Плохо + - + -

Слайд 22

Домашнее задание 1. Домашнее задание по выбору: выучить все стихотворение наизусть выучить понравившийся отрывок из стихотворения выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «Знакомство с Муми-семейством» (Т. Янссон «Шляпа Волшебника», 1-я часть)

Данный урок предназначен для первичного ознакомления с писательницей Туве Янссон и её героями из книги "Шляпа волшебника". Разработан по критериям ситемно-деятельностного подхода....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "В.Маторин "Дмитрий Донской"

Технологическая карта представляет собой обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.Обучение с использованием ...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата".

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата"....

Конспект,презентация,технологическая карта открытого урока по литературному чтению по произведению В.Г. Сутеева "Под грибом"

Конспект  урока по литературному чтению Под грибом" В.Г. Сутеевва с применением  ИКТ....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 1(доп.) класс "Гласные буквы Ё,ё."

Создать условия для закрепления умения находить в словах букву ё, знать, какие звуки она обозначает, читать слова с этой буквой....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению

Тема урока: "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"Класс: 3А...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «В. Бианки Сова»

Автор учебника:  Л.Ф. Климанова. УМК Школа РоссииЦель  урока:  Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применение ранее сформированных  представ...