Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 1(доп.) класс "Гласные буквы Ё,ё."
методическая разработка по чтению (1 класс)

Сабурова Екатерина Валерьевна

Создать условия для закрепления умения находить в словах букву ё, знать, какие звуки она обозначает, читать слова с этой буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_liter_chtenie.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО (полностью)

Сабурова Екатерина Валерьевна

Место работы

ГБОУ школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

1 класс (дополнительный)

Тема урока.  Дата.

Гласные буквы Ё, ё. 13 03. 2019 г.

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России», Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.

Место урока в курсе

Второй урок  по теме «Гласные буквы Ё, ё.»

Цель урока

Создать условия для закрепления умения находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Задачи

Обучающая: формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Развивающая: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в коллективе, культуру поведения при фронтальной работе.

Планируемые результаты

Личностные:

  • самооценка своих возможностей;
  • формирование положительного отношения к учению.

Предметные:

  • Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове.
  •  Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.
  • Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие , звонкие.
  • Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа чтения.
  • Ударение в слове. Сильные и слабые позиции гласных в слове.
  • Деление слов на слоги.
  • Членение  предложения на слова.
  • Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.

Регулятивные: 

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок 

       Познавательные: 

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; 
  • осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  •  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы 
  • применение знаково-символической схемы.

      Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • умение правильно выражать свои мысли;
  • умение контролировать и корректировать действия других обучающихся;
  • оформление своей мысли в устной речи;
  • обоснование своего ответа;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний.

Формы и методы обучения

Фронтальный, индивидуальный, практический, деятельностный подход

Используемые технологии

Проблемное обучение с использованием элементов игровой и здоровьесберегающих технологий

Оборудование

Компьютер учителя, проектор. Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. 1 класс. Ч.2., тетради, карточки со слогами, картинки : черника, малина, ёлка.

Характеристика класса

В классе 8 учащихся. Из них 5 мальчиков и 3 девочки. 5 человек пробно обучаются по программе 7.2. До поступления в 1 класс все дети посещали детский сад. У троих  учащихся сформирована средняя  готовность к школе,  у 5 – низкая.

Сценарий урока.

Этапы урока

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало)

II. Планирование совместной деятельности

III. Речевая разминка

1.Артикуляционная зарядка.

2.Чистоговорки.

3. Скороговорки

4.Упражнение на дыхание.

IV. Актуализация знаний и повторение изученного.

V. Целеполагание Постановка учебной проблемы.

VI.Закрепление изученного.

Звук-буквенный разбор.

Работа над ударением.

VII.Физкультминутка

VIII.Закрепление.

Работа по «Азбуке» (с. 32)

 1.Чтение стихотворения Е. Благининой

2. Чтение скороговорок медленно и быстро.

3. Чтение стихотворения О. Григорьева

4. Работа над слоговым чтением

IX. Обобщение изученного

X. Подведение итогов урока. Рефлексия урока.

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

- В каком порядке мы будем выполнять наши задачи? Составим план нашей работы.

(На доске с помощью условных обозначений по мере обсуждения появляется план работы на уроке, дети называют его).

  1. Р. р.
  2. П
  3. З
  4. И
  • Лягушка– хоботок.
  • Иголочка– лопатка.
  • Качели.
  • Грибок.
  • Гармошка.
  • Трубочка– чашечка.

Показ слайда сопровождается проговариванием скороговорки с ускорением.

« Спустим мяч»

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- На что делятся слова?

- Из чего состоят слова?

- Какие бывают звуки?

- Какими бывают гласные звуки?

- Какими бывают согласные звуки?

- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

- Какие друзьями мягких согласных? Почему?

- Какие буквы мы называем хитрыми?

- Почему?

-С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

- Тогда проведём небольшое исследование.

- Назовите, что изображено на картинках.

- Найдите одно слово, исключив два лишних.

- Почему?

- Какая тема и цель нашего урока?

- Выполним звуковой разбор слова ёлка. Обозначим звуки буквами.

- Сделайте вывод.

- Когда ещё эта буква обозначает два звука?

А когда один звук?

- Произнесите слово по слогам.

- Сколько в слове гласных?

- Сколько слогов в слове ёлка?

- Какой слог первый?

- Какой второй?

- Сделайте вывод.

- Послушайте сказку.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно , и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

- Сделаем вывод.

1. Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой
И присел, согнув колени.
Встал, присел
И пять прыжков.
Очень климат уж суров.

2. Глазкам нужно отдохнуть

Нужно глубоко вздохнуть

Глаза по кругу побегут

Много-много раз моргнут    

Глазкам стало хорошо. 

Увидят мои глазки все!

- Садитесь, продолжаем работу.

- Послушайте стихотворение и подумайте о чём оно?

Что обозначает слово «озарённая»

Подготовим стих для чтения. Учитель на доске, учащиеся в учебнике.

- Прочитайте.

- В каких словах буква Ё обозначает один звук? Почему?

В каком слове два звука? Почему?

- Составьте схему 1 предложения.

Проверим.

- Послушайте стихотворение и скажите, какое слово встречается дважды?

- Что обозначает это слово в первом случае?

- А во втором?

Как вы думаете, что случилось с мальчиком и велосипедом?

- Самостоятельно готовим текст для чтения.

- Прочитайте.

Чьё чтение вам понравилось больше и почему?

- У вас на парте лежат слоги. Вам надо прочитать слог и прикрепить к нужной схеме, и объяснить почему?

Игра «Доскажи словечко»

Словечко начинается с изученной буквы.

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его вечно носят…

Колюч, да не ёж,

Кто же это?..

Серый ёж был очень тих.

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них-

Очень тихий …

- Подведём итог урока.

- В каких случаях буква ё обозначает два звука?

- В каких случаях буква ё обозначает один звук?

- Кому из вас удалось достичь поставленной в начале урока цели? Поднимите руку.

- Оцените своё настроение с помощью солнышка и тучки. Если у вас хорошее настроение, выберете солнышко, а если грустное, то тучку.

-Вот какое  солнечное небо  у нас получилось. Желаю вам всегда уходить с урока с хорошим настроением и новыми знаниями. Спасибо за урок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Проверяют посадку.

Обсуждают и составляют план работы.

- Начнём с речевой разминки.

- Повторим  материал, который начали изучать на прошлом уроке.

- Закрепим изученный материал

- Подведём итог нашей работы

Учащиеся выполняют комплекс упражнений, направленных на выработку правильной артикуляции.

Ши-ши-ши  ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше   ше-ше-ше

- Может, кто-то в камыше?

Ша-ша-ша  ша-ша-ша

- Выходи из камыша!

Ше-ше-ше   ше-ше-ше

Никого нет в камыше.

- Мы общаемся с помощью речи.

- Наша речь состоит из предложений.

- Предложения состоят из слов.

- Слова делятся на слоги.

- Слова состоят из звуков.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими.

- А О У ы

И Е Я Ё

Е Я Ё - В начале слова и после гласной обозначают два звука.

- С буквой Ё

- черника, малина, ёлка.

-Слово ёлка: называют дерево, а остальное ягоды.

- Буквы Ё, ё.  Находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слоги и слова с этой буквой

Учащиеся выполняют звуковой разбор в тетрадях.

- Первые два звука [й' о] обозначим одной буквой  «ё». Остальные по порядку.

- Буква «ё» в начале слова обозначает два звука.

- после гласной.

- после согласной и является показателем мягкости.

 [й' о л к а]

- [й о л] [к а]

Два

Два

[й о л]

[к а]

Сколько гласных, столько и слогов

Если в слов есть буква Ё, то она всегда ударная.

Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.

 

Ребята закрывают глаза

Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты

Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по   часовой и против часовой стрелки)

Частое моргание глазами)

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.

- О ёлке.

- Освещённая

Учащиеся с помощью карандаша готовят текст для чтения.

- Блёстках, тёплых, слёзках, зелёная, озарённая.

- Ёлка.

- У ёлки иголки колки.

Сеня вёз воз сена.

На столе у ребят полоски, с помощью которых они выстраивают схему.

- Понёс.

- Повёз

- Покатился.

Читают 2-3 ученика.

Высказывают своё мнение.

Перед о согласные читаются твёрдо. Перед ё – мягко.

- ёлки

- ёрш

- ёжик

 (Ответы детей)

Оценивают своё настроение : солнышко - хорошее, радостное ; тучка  – грустное

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Формирование умения самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану.

Формирование правильной артикуляции, работа над дыханием.

Развитие правильной артикуляции и тренировка памяти.

Познавательные УУД

Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формирование умения классифицировать по признакам.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД

Звуковая структура слова.

Познавательные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Формирование умения осуществлять профилактику утомления.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

Членение  предложения на слова.

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.

Формирование умения выражать свои мысли; умения давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «Знакомство с Муми-семейством» (Т. Янссон «Шляпа Волшебника», 1-я часть)

Данный урок предназначен для первичного ознакомления с писательницей Туве Янссон и её героями из книги "Шляпа волшебника". Разработан по критериям ситемно-деятельностного подхода....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "В.Маторин "Дмитрий Донской"

Технологическая карта представляет собой обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.Обучение с использованием ...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата".

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата"....

Конспект,презентация,технологическая карта открытого урока по литературному чтению по произведению В.Г. Сутеева "Под грибом"

Конспект  урока по литературному чтению Под грибом" В.Г. Сутеевва с применением  ИКТ....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению

Тема урока: "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"Класс: 3А...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «В. Бианки Сова»

Автор учебника:  Л.Ф. Климанова. УМК Школа РоссииЦель  урока:  Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применение ранее сформированных  представ...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского"

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского" для 2 и 4 классов...