Адаптированная рабочая программа по «Чтению»
рабочая программа по чтению (4 класс)
Адаптированной рабочей программы по «Чтению»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_4_kl_chtenie_fgos.docx | 53.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура адаптированной рабочей программы по «Чтению» в 4 классе предусматривает следующие разделы:
- Пояснительная записка;
- Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
- Описание места учебного предмета в учебном плане;
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
- Содержание учебного предмета;
- Тематическое планирование;
- Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Чтение» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Приказ № 1026 от 24.11.2022 г.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»‚ утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» (зарегистрирован 24.03.2022 № 67884).
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
- Учебным планом ______________ на 2023-2024 учебный год;
- Годовым календарным учебным графиком ______________ на 2023 - 2024 учебный год.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к чтению, формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Основными задачами обучения чтению в 4 классе являются:
- научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух по слогам;
- учить понимать прочитанное;
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- формировать положительные личностные качества учеников;
- развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом.
2.Общая характеристика учебного предмета
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая икоррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Всезнания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являютсяпрактически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.Ведущими принципами обучения чтению являются обучение правильному, грамотному чтению, полному и последовательному пересказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений. Концентрическое построение курса связано с переходом от обучения чтению по слогам обучающихся 1-2 класса к последовательному переходу обучающимися 3-4 класса чтения целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся последовательно формируется умение разбираться в содержании прочитанного, объяснять поступки героев. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Основная форма проведения учебных занятий по чтению ― урок. Для внеклассного чтения помимо основной организационной формы – комбинированного урока – рекомендуется использовать и такие формы, как:
- экскурсии (например, экскурсия в библиотеку);
- литературные праздники;
- литературные викторины и т.д.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
- Небольшие по объёму произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников;
- о хороших и плохих поступках детей;
- о дружбе и товарищеской взаимопомощи;
- о семье;
- о труде взрослых;
- об участии в домашнем труде детей;
- о знаменательных событиях; об изменениях в природе;
- о жизни животных и растений в разное время года.
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по «Чтению» в соответствии с Учебным планом ___________ в 4 классе рассчитана на 33 учебные недели (132 часа, по 4 часа в неделю).
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение социокультурным опытом.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- положительное отношение к школе, к урокам чтения;
- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой;
- умения давать элементарную оценку поведению людей на материале прочитанных (прослушанных) текстов после их разбора: хорошо-плохо, правильно-неправильно;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- соблюдение несложных нравственно-этических норм: помочь другому, выразить благодарность, сочувствие, соблюдать правила вежливого поведения, не нарушать правила поведения в общественных местах, в т.ч. в школе, беречь природу, уважительно относиться к людям, добросовестно выполнять свои обязанности, выполнять данные обещания и др.
- с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в тетрадях и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
К предметным результатам освоения АООП относятся:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- определять главных действующих лиц произведения;
- соотносить иллюстрацию с определенным отрывком прочитанного и предварительно разобранного текста;
- пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;
- определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);
- выразительно читать наизусть 3-5 стихотворения, отчетливо читать их перед классом;
- правильно читать вслух целыми словами;
- давать элементарную оценку поступков героев и событий, развитие чувства гордости за достижения Родины;
- соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания;
- Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками;
- уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали;
- Знакомство с творчеством отечественных писателей, и художников.
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
5.Основное содержание предмета.
№ | Тема | Количество часов |
1 | «Школьная жизнь» | 12 ч. |
2 | «Время листьям опадать» | 16 ч. |
3 | «Делу –время, потехе – час» | 7 ч. |
4 | «В мире животных» | 12 ч. |
5 | «Жизнь дана на добрые дела» | 8 ч. |
6 | «Зима наступила» | 23 ч. |
7 | «Веселые истории» | 9 ч. |
8 | «Полюбуйся, весна наступает…» | 14 ч. |
9 | «В мире волшебной сказки» | 10 ч. |
10 | «Родная земля» | 10 ч. |
11 | «Лето пришло» | 11 ч. |
ИТОГО | 132 ч. |
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Навык чтения:
Правильность чтения
Чтение без искажения звуко-слогового состава слов с правильной постановкой ударения. Орфоэпическое чтение двухсложных и трёхсложных слов с усвоенными слоговыми структурами. Орфографическое чтение малознакомых слов, сложных по звуко-слоговой структуре (со стечением более трёх согласных).
Беглость чтения
Чтение целыми словами после предварительной подготовки. Чтение про себя с выполнением заданий учителя.
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов.
Чтение текстов молча с выполнением анализа учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух.
Осознанность чтения
Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение эмоционального состояния героев и выбор слов и предложений, характеризующих его.
Определение отношения автора к героям и событиям.
Элементарная оценка характера героев и их поступков с опорой на содержание текста, вопросы учителя, личный опыт.
Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективная работа по определению идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Толкование смысла пословиц и поговорок.
Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения. Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа.
Выразительность чтения
Определение настроения автора, подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к художественным образам, воссозданным в лирических стихотворениях.
Эмоциональная оценка содержания теста (с помощью ответов на вопрос: «Какое настроение возникает, когда читаешь стихотворение? Почему?»).
Чтение текста с интонацией и паузами, соответствующими знакам препинания. Определение подходящего тона голоса для передачи эмоционального содержания текста. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи.
Чтение по ролям. Драматизация текста.
Работа с текстом.
Нахождение в тексте непонятных слов и выражений; объяснение их значения с опорой на материал учебника, на дополнительный иллюстративный материал; обращение за помощью в их толковании к учителю или одноклассникам.
Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или на вопросы, представленные в учебнике.
Элементарные рассуждения на материале прочитанных произведений.
Определение эмоционального состояния героев произведения.
Коллективное деление текста на части с помощью готового плана. Подбор заголовков, представленных в учебнике или данных учителем, к иллюстрациям или отдельным частям текста.
Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам.
Составление описаний с опорой на иллюстративный материал. Составление рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Подробный пересказ текста своими словами. Пересказ текста с опорой на картинный план.
Работа с картинными и словесно-логическими планами. Выборочный пересказ с использованием слов и выражений авторского текста. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам. Составление рассказа по картинке. Продолжение рассказа по аналогии. Определение черт характера персонажа.
Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Ориентировка в книге по оглавлению.
Внеклассное чтение.
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей на основе рекомендаций, представленных в учебнике, уголке внеклассного чтения и т. д. Регулярное посещение школьной библиотеки. Называние автора и заглавия прочитанной книги; ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения; пересказ отдельных эпизодов. Отчёт о прочитанной книге.
6. Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) |
Снова в школу. По Н. Носову | 1 | |||
Жил-был Учитель. Э. Мошковская | 1 | |||
Чему учат в школе. М. Пляцковский | 1 | |||
Поздравление. По Ю. Ермолаеву | 1 | |||
Как Маруся дежурила. По Е. Шварцу | 1 | |||
Шум и Шумок. По Е. Ильиной | 1 | |||
Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов | 1 | |||
Три желания Вити. По Л. Каминскому | 1 | |||
Читалочка. В. Берестов | 1 | |||
Зарубите на носу. По М. Бартеневу | 1 | |||
Загадки | 1 | |||
Проверь себя! Обобщающий урок по разделу | 1 | |||
Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова | 1 | |||
Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой | 1 | |||
Подарки осени. Е. Благинина | 1 | |||
Лесные подарки. По Л. Воронковой | 1 | |||
Лес осенью. А. Твардовский | 1 | |||
В осеннем лесу. По В. Путилиной | 1 | |||
Славная осень!.. Н. Некрасов | 1 | |||
Отчего Осень грустна. По Э. Шиму | 1 | |||
Осень. К. Бальмонт | 1 | |||
Три сойки. По Ю. Ковалю | 1 | |||
Холодная зимовка. По Н. Сладкову | 1 | |||
Скучная картина!.. А. Плещеев | 1 | |||
Сказка про маленького жучка. По О. Иваненко | 1 | |||
Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому | 1 | |||
Время листьям опадать... По Г. Граубину | 1 | |||
Загадки. Проверь себя! Обобщающий урок по разделу | 1 | |||
Пекла кошка пирожки… Русская потешка | 1 | |||
Сенокос. Чешская потешка | 1 | |||
Карусели. По Л. Пантелееву | 1 | |||
Прятки. По Н. Носову | 1 | |||
Считалки | 1 | |||
Жмурки. По М. Булатову | 1 | |||
Проверь себя! Обобщающий урок по разделу | 1 | |||
Бодливая корова. По К. Ушинскому | 1 | |||
Упрямый котёнок. По В. Бирюкову | 1 | |||
Пушок. По В. Гаранжину | 1 | |||
Томка. По Е. Чарушину | 1 | |||
Охотник и собаки. По Б. Житкову | 1 | |||
Чук заболел. По Л. Матвеевой | 1 | |||
Хитрый бурундук. Г. Снегирёв | 1 | |||
Барсучья кладовая. По А. Баркову | 1 | |||
Гостья. По А. Дорохову | 1 | |||
Игрушки лисят. Г. Корольков | 1 | |||
Лиса. По Ю. Дмитриеву | 1 | |||
Загадки. Проверь себя! Обобщающий урок по разделу | 1 | |||
Миша-мастер. Г Ладонщиков | 1 | |||
Пичугин мост. По Е. Пермяку | 1 | |||
Михаськин сад. В. Хомченко | 1 | |||
Когда люди радуются. По С. Баруздину | 1 | |||
Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву | 1 | |||
Котёнок. Е. Благинина | 1 | |||
Птичка. В. Голявкин | 1 | |||
Проверь себя! Обобщающий урок по разделу | 1 | |||
Снег идёт. По Л. Воронковой | 1 | |||
Снегурочка. А. Слащёв | 1 | |||
Снегурочка. А. Слащёв | 1 | |||
Зима. И. Суриков. | 1 | |||
Декабрь. С. Маршак | 1 | |||
Ёлка. По В. Сутееву | 1 | |||
Ёлка. По В. Сутееву | 1 | |||
Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной | 1 | |||
Где лежало «спасибо»? Р. Тимершин | 1 | |||
На горке. По Н. Носову | 1 | |||
На горке. По Н. Носову | 1 | |||
Лисичка-сестричка и волк. Русская народная сказка | 1 | |||
Лисичка-сестричка и волк. Русская народная сказка | 1 | |||
Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский | 1 | |||
Зимняя сказка. П. Головкин | 1 | |||
Митины друзья. Г. Скребицкий | 1 | |||
Митины друзья. Г. Скребицкий | 1 | |||
Снежная шапка. В. Бирюков | 1 | |||
В шубах и шапках. По А. Тумбасову | 1 | |||
Не ветер бушует над бором… Н. Некрасов | 1 | |||
Находчивый медведь. По В. Бианки | 1 | |||
Зимние приметы. По А. Спирину | 1 | |||
Загадки. Проверь себя! Обобщающий урок по разделу | 1 | |||
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову | 1 | |||
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову | 1 | |||
Одни неприятности. Г. Остер | 1 | |||
Однажды утром. М. Пляцковский | 1 | |||
Почему комары кусаются. В. Бирюков | 1 | |||
Вот какой рассеянный. С. Маршак | 1 | |||
Две лишние коробки. По О. Кургузову | 1 | |||
Отвечайте, правда ли? Г. Чичинадзе | 1 | |||
Проверь себя! Обобщающий урок по разделу | 1 | |||
Март. В. Алфёров | 1 | |||
Восьмое Марта. По М. Фроловой | 1 | |||
Восьмое Марта. По М. Фроловой | 1 | |||
Забота. Е. Благинина | 1 | |||
Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому | 1 | |||
Последняя льдина. По В. Бианки | 1 | |||
Весна. А. Плещеев | 1 | |||
Скворцы прилетели. По А. Баркову | 1 | |||
Всему свой срок. По Э. Шиму | 1 | |||
Полюбуйся, весна наступает… И. Никитин | 1 | |||
Весенний вечер. По Ю. Ковалю | 1 | |||
Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву | 1 | |||
Весенние загадки | 1 | |||
Проверь себя! Обобщающий урок по разделу | 1 | |||
Хаврошечка. Русская народная сказка | 1 | |||
Хаврошечка. Русская народная сказка | 1 | |||
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка | 1 | |||
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка | 1 | |||
У лукоморья дуб зелёный… А. Пушкин | 1 | |||
Подарки феи. По Ш. Перро | 1 | |||
Подарки феи. По Ш. Перро | 1 | |||
Горшочек каши. Братья Гримм | 1 | |||
Наши сказки. По В. Порудоминскому | 1 | |||
Проверь себя! Обобщающий урок по разделу | 1 | |||
Царь-колокол. М. Ильин | 1 | |||
Город на Неве. С. Васильева | 1 | |||
Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко | 1 | |||
Сочинение на тему. С. Вербова | 1 | |||
Какое это слово? По Л. Кассилю | 1 | |||
Главное Дело. По Б. Никольскому | 1 | |||
Защита. А. Усачёв | 1 | |||
Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю | 1 | |||
День Победы. Т. Белозёров | 1 | |||
Проверь себя! Обобщающий урок по разделу | 1 | |||
Ливень. С. Козлов | 1 | |||
Тучка. Г. Граубин | 1 | |||
Хитрый одуванчик. Н. Павлова | 1 | |||
Хитрый одуванчик. Н. Павлова | 1 | |||
Одуванчик. Е. Благинина | 1 | |||
Встреча со змеёй. По А. Дорохову | 1 | |||
Летний снег. А. Бродский | 1 | |||
После зимы будет лето. В. Голявкин | 1 | |||
Хозяюшка. О. Тарнопольская | 1 | |||
Летние приметы. По А. Спирину | 1 | |||
Проверь себя! Обобщающий урок по разделу | 1 |
7.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Основной учебник:
1.Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. (авт. – сост. С.Ю.Ильина). – 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2019 г.-112с.
Дидактические и методические пособия для учителя:
2. Ильина С. Ю., Богданова А. А., Головкина Т. М. Чтение. 2-4 классы. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих адаптированные основные общеобр. программы, 2020г.
Дидактические пособия для учащихся:
Презентации, раздаточный материал, наглядно – демонстрационный материал
Оборудование
1. Рабочее место учителя: ноутбук, проектор, МФУ, интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...
Адаптированная рабочая программа по чтению для 4 класса
Рабочая программа по чтению...
Адаптированная рабочая программа по чтению. 1 класс с РАС
Данная работа будет интересна для учителей коррекционных школ....
адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс
адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида
Программа составлена на учебный год, содержит коррекционные задачи....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 2 классов
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по чтению (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII...
Адаптированная рабочая программа по чтению
рабочая программа...