Адаптированная рабочая программа по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Ерёмина Надежда Валентиновна

Программа составлена на учебный год, содержит коррекционные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx60.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Чтение                                                                                                        

                                                                                                            Пояснительная  записка.

1.Цель.Формирование  навыка сознательного, правильного  и выразительного  чтения.

Задачи:1) учить  читать доступный  пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; 2)формировать  умение  разбираться в содержании прочитанного, анализировать; 3) развивать навык пересказа.                                                                                                                                                                                                                                  

2.Специфика рабочей программы.  Коррекционная работа   направлена  на формирование общеречевых навыков, правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи, развитие слухового и зрительного восприятия, совершенствование произношения и пространственной ориентировки. У обучающегося  наблюдаются дефекты произношения  отдельных звуков. Поэтому на уроках чтения необходимо проводить  работу над звуковой стороной языка.  Специальная работа по  развитию   проводится в виде игр и игровых упражнений. Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов ребёнка, расширения  кругозора, воспитания нравственных качеств.

3.Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой - М.:Просвещение,2004, Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В. В. Воронковой  - М.: «Просвещение», 2008.

4.Место предмета в учебном плане: 2ч.в неделю,69 ч.в год.

5.Планируемые результаты освоения рабочей программы:

-обучающийся должен знать:     наизусть 5- 8 стихотворений;

-обучающийся должен уметь: осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного.

6 Результаты изучения предмета (УУД):

-личностные: самоуважение, позитивная оценка себя, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения человека в окружающем мире, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, умение выражать свои мысли,  уважительное отношение к иному мнению,  культуре других народов, владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,  принятие и освоение социальной роли обучающегося,  социально значимая мотивация к  учебной деятельности, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей;

-предметные :  осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи,  участие в обсуждении прочитанных произведений,  умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил,  представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем, умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу, осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач, расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи,  использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения,  уместное использование этикетных речевых выражений, знание основных правил культуры речевого общения.

7.Учебно-методический комплекс(УМК)

Программа

Название программы

Учебник

«Книга для чтения» Авторы: З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., «Просвещение», 2002,включенный _в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) школах 

Методическая

(дополнительная) литература

«Веселая грамматика». Волина В.В.– М.: Знание, 1995., «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. – М.: Гном-Пресс, 1998. «Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы» пособие для учителей  под редакцией  В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1976

В программе возможны изменения и дополнения.

№ п/п

часы

                                 Тема

                                                ЗУН

Планируемая дата

Фактическая дата

Контроль

Примечание

1четверть(17ч.)

 

1

1

Е.Благинина.Прощание с летом. Э. Шим. Брат и младшая сестра.

Познакомить с содержанием стих-я. Отрабатывать технику выразительного чтения. Коррекция памяти, внимания. Учить  правильно и осмысленно читать текст. Учить анализировать поступки героев .

 2.09

 

Проверка техники чтения

 

2

1

А.Седугин . Молоток. Е.Пермяк . Пичугин мост.

Познакомить с содержанием рассказа. Развивать умение анализировать, объяснять поступки героев. Расширять словарный запас. Учить отвечать на вопросы полными ответами. Коррекция внимания, памяти.

 7.09

 

 

3

1

В.Голявкин . Был на крайний случай. И.Дик. Счастливая ручка.

Познакомить с содержанием текста.  Формировать навык сознательного правильного чтения. Коррекция внимания при чтении. Воспитывать честность.  

 9.09

 

 

          4

   1

Л.Давыдычев .Лелишна из третьего подъезда.

Познакомить с содержанием текста. Совершенствовать технику чтения целыми словами. Упражнять в выборочном чтении. Учить анализировать поступки героев произведения.

1 4.09

 

 

5,6

2

Л.Давыдычев. Виктор Мокроусов.

Познакомить с содержанием рассказа. Совершенствовать технику чтения целыми словами. Отрабатывать умение отвечать на вопросы полными ответами. Коррекция внимания.

 16,21.09

 

Ответы на вопросы

 

7,8

2

А.Гайдар. Невидимые помощники.

Познакомить с содержанием рассказа. Учить читать с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений. Отрабатывать технику плавного чтения целыми словами. Расширять словарный запас.

 23,28.09

 

 

9

1

С.Маршак. Лодыри и кот.

Отрабатывать умение читать вслух целыми словами. Формировать умение выразительного чтения с соблюдением пауз, логического ударения.

 30.09

 

 

10

1

И.Крылов. Лебедь,щука и рак.

Познакомить с жанром "басня", с содержанием басни. Отрабатывать выразительное чтение. Коррекция памяти. Воспитывать чувство дружелюбности.

 5.10

 

 

11

1

В.Осеева. Печенье. Вопросы и задания по теме.

Познакомить с содержанием рассказа. Отрабатывать технику чтения целыми словами. Упражнять в чтении по ролям. Коррекция памяти.

 7.10

 

 

12

1

А.Толстой. Осень. К.Ушинский. Осень.

Познакомить с содержанием стих-ий. Отрабатывать технику выразительного чтения. Коррекция памяти. Воспитывать любовь к природе. 

 12.10

 

Тестирование

 

13

1

В.Песков. Осенний лес. А.Твардовский. Лес осенью.

Познакомить с содержанием рассказа и стих- я. Отрабатывать технику чтения целыми словами. Учить делить текст  на части по данному плану. Коррекция внимания. Воспитывать любовь к природе

 14.10

 

 

14

1

М.Ильин. В чудесной кладовой. О.Высотская. Осеннее утро.

Познакомить с содержанием рассказа и стих-я. Отрабатывать умение читать целыми словами. Расширять представления о значимости земли, обогащать словарный запас. Коррекция фонематического слуха, памяти.

 19.10

 

 

15

1

А.Пушкин. Уж небо осенью дышало.

Познакомить с содержанием стих-я. Отрабатывать выразительное чтение. Учить наизусть. Воспитывать интерес к творчеству поэта. Коррекция памяти, речи.

 21.10

 

16

1

В.Гаршин. Лягушка-путешественница.

Познакомить с содержанием  рассказа. Отрабатывать технику беглого чтения. Формировать умение разбираться в содержании прочитанного. Коррекция внимания.

 26.10

 

Обобщающая беседа

 

17

         

1

И.Крылов. Стрекоза и муравей.

Д.Мамин-Сибиряк. Приёмыш.

Познакомить с содержанием басни. Отрабатывать технику выразительного  чтения. Упражнять в чтении по ролям. Развивать память. Проверить знания, умения, навыки.

Познакомить с содержанием рассказа. Формировать  осознанность чтения вслух и про себя. Расширять представления о жизни животных. Коррекция восприятия. 

 28.10

 

 

Контроль

ный опрос

 

 

2четверть (15ч)

18

1

Молдавская сказка. Чудесный клад.

Познакомить с содержанием сказки. Формировать умение разбираться в содержании прочитанного.Учить отвечать на вопросы полными ответами. Коррекция внимания.

 

 

19

1

Эвенкийская сказка. Росомаха и лисица.

Познакомить с содержанием сказки. Формировать умение разбираться в содержании прочитанного.Учить отвечать на вопросы полными ответами. Коррекция внимания.

20

1

Мансийская сказка.Отчего у зайца длинные уши.

Познакомить уч-ся с содержанием сказки. Формировать навык сознательного правильного чтения. Отрабатывать умение читать по ролям. Коррекция внимания.

 

 

21

1

Русская сказка.Лиса и волк.

Учить оценивать поступки героев сказки. Развивать слуховое и зрительное восприятие. Отрабатывать  правильную артикуляцию и дикцию, соответствующий темп и ритм речи. 

 

Проверка техники чтения

 

22

1

К.Ушинский. Два плуга. М.Шпагин. Как баклуши били.

Познакомить с содержанием рассказов. Учить осмысленно воспринимать прочитанное. Отрабатывать технику чтения. Воспитывать трудолюбие.

 

 

23

1

И.Крылов.Трудолюбивый медведь.

Познакомить с содержанием басни. Совершенствовать технику выразительного чтения. Расширять словарный запас. Учить оценивать поступки героев басни.

 

 

24

1

Нанайская сказка.Айога.

Отрабатывать технику выразительного чтения. Учить выделять главную мысль сказки. Развивать умение передавать содержание сказки своими словами. Коррекция памяти.

 

 

25

1

Ю.Тувим .Всё для всех.

Учить отвечать на вопросы по прочитанному.  Отрабатывать  правильную артикуляцию и дикцию, соответствующий темп и ритм речи. Воспитывать трудолюбие.

 

 

26

1

Е.Пермяк .Для чего руки нужны? Вопросы и задания к теме.

Отрабатывать технику беглого чтения. Формировать познавательную деятельность. Коррекция восприятия.

 

 

27

1

Г.-Х. Андерсен. Гордая игла.

Познакомить с содержанием произведения. Формировать навык  правильного  чтения с соблюдением пауз. Учить оценивать поступки персонажей произведения.

 

 

28

1

Л.Толстой. Праведный судья.

Познакомить с содержанием рассказа. Отрабатывать технику чтения целыми словами. Учить отвечать на вопросы полными ответами. Учить передавать  кратко содержание сказки.

 

Ответы на вопросы

 

29

1

Дж.Свифт. Гулливер в стране лилипутов.

Отрабатывать навыки выборочного чтения. Развивать интерес к литературе. Формировать умение разбираться в содержании прочитанного. Развивать речь , память.

 

 

30

1

А.С.Пушкин .Сказка о рыбаке и рыбке.

Познакомить с содержанием  и его автором. Отрабатывать технику выразительного чтения. Коррекция памяти, внимания. Учить оценивать поступки персонажей сказки.

 

 

31

1

П.Ершов  .Конек - Горбунок.

Познакомить с содержанием сказки. Отрабатывать технику чтения целыми словами. Развивать умение анализировать, объяснять поступки героев. Развивать речевую активность.

32

1

Братья Гримм Соломинка, уголек и боб.

И.Никитин .Встреча зимы. И. Соколов-Микитов Зима в лесу.

Познакомить с содержанием сказки.  Расширить словарный запас .Учить отвечать на вопросы полными ответами. Коррекция внимания, памяти, развивать речь путем пересказа сказки.

Познакомить с содержанием текстов. Отрабатывать навык сознательного, правильного чтения. Упражнять в умении сравнивать описание природы в рассказе и стихотворении о зиме. Коррекция внимания.

 

 

 

 

3четверть(22ч)

 

 

33

1

И. Антонов. Сад друзей.

 Отрабатывать навыки правильного, беглого чтения. Упражнять в  умении отвечать полными ответами. Упражнять в выборочном чтении, определять главную мысль

34

1

И.Суриков "Детство".

Познакомить с содержанием стихотворения. Учить наизусть. Коррекция внимания, памяти, восприятия. Работать над артикуляцией и дикцией.

 

 

35

1

Л. Толстой . Филиппок.

Познакомить с содержанием рассказа. Отрабатывать технику  чтения, умение пересказывать текст близко по содержанию. Коррекция памяти, внимания.

 

Проверка техники чтения

 

36

1

Н.Некрасов  Мужичок с ноготок.

Учить  правильно и осмысленно читать текст. Уметь анализировать поступки героев .Отрабатывать технику чтения.

 

 

 

37

1

Ю.Дмитриев .Для чего нужен снег.

Познакомить с содержанием рассказа. Расширить словарный запас уч-ся. Учить отвечать на вопросы полными ответами. Коррекция внимания, памяти.

38

1

Н.Некрасов. Не ветер бушует над бором.

Отрабатывать технику выразительного чтения целыми словами. Упражнять в выборочном чтении, выучить стихотворение.

39

1

А.Гайдар  . Елка в тайге.

Познакомить с содержанием текста. Отрабатывать навык сознательного, правильного чтения. Коррекция внимания. Воспитывать честность.

 

 Ответы на вопросы

 

40

1

М.Пляцковский .Какая бывает зима.

Познакомить с содержанием рассказа. Формировать навык сознательного правильного чтения. Коррекция внимания при чтении.

 

 

 

41

1

В.Костылев . Береза.

А.Плотонов.  Еще мама.

Познакомить с содержанием рассказов.  Отрабатывать технику выразительного чтения. Коррекция памяти, внимания. Учить передавать содержание рассказа по плану

 

 

 

42

1

Л.Квитко Бабушкины руки. Н.Саконская. Разговор о маме

Познакомить с содержанием стих-ий. Отрабатывать технику выразительного чтения.. Развивать устную речь. Учить  правильно и осмысленно читать текст. Уметь анализировать поступки героев. Коррекция памяти, внимания

 

 

 

43

1

Л.Толстой. Как я ездил верхом.

Н.Вагнер . Мальчик и дворовая собака.

Познакомить с содержанием рассказов. Отрабатывать технику чтения целыми словами. Развивать умение анализировать, объяснять поступки героев, учить отвечать на вопросы полным ответом.

 

 Тестирование

 

44

В Тарасов   Четвероногий друг.

Е.Кононенко . Резеда.

Отрабатывать технику чтения целыми словами. Учить выделять  в тексте главную мысль, делить текст на части.  Воспитывать доброту, внимание к окружающим.

 

45

1

М. Пришвин. Гаечки.

М. Горький.  Воробьишко.

Познакомить с содержанием рассказов. Учить сравнивать, анализировать тексты. Отрабатывать навык сознательного, правильного чтения. Коррекция внимания. Воспитывать честность.

 

 

 

46

1

А.Барков. Пожарник Карл.

Познакомить с содержанием рассказа. Формировать навык сознательного правильного чтения. Коррекция внимания при чтении. Учить наизусть стихотворение. Развивать устную речь, память.

 

 Контрольный опрос

 

47

1

Г.Скребицкий Медвежонок.

 Развивать навык правильного, беглого чтения. Отрабатывать  правильную артикуляцию и дикцию, соответствующий темп и ритм речи. Упражнять в  умении отвечать полными ответами, расширить представления о животных.

 

 

 

48

1

И. Токмакова  . В чудной стране.

Познакомить с содержанием стихотворения. Учить  правильно и осмысленно читать текст. Уметь анализировать поступки героев .Отрабатывать технику чтения.

 

 

 

49

1

А.Милн . Винни-Пух и все- все - все.

Познакомить с содержанием рассказа. Отрабатывать технику чтения целыми словами. Развивать умение анализировать, объяснять поступки героев.

 

 Ответы на вопросы

 

50

1

А.Толстой .Золотой ключик.

Познакомить с содержанием сказки. Расширять словарный запас . Учить отвечать на вопросы полными ответами. Коррекция внимания, памяти.

 

  

 

51

1

Ф.Тютчев. Весенние воды. В.Ситников . Утро.

Учить сравнивать два произведения. Расширять словарный запас.  Воспитывать любовь к природе. Выучить стихотворение наизусть и читать его выразительно.

 

 

          52

1

Л.Толстой . Весна.

Познакомить с содержанием рассказа. Формировать навык сознательного правильного чтения. Коррекция внимания при чтении.

 

 

 

          53

1

И.Никитин Полюбуйся, весна наступает

Познакомить с содержанием стихотворения. Формировать навык сознательного выразительного чтения. Выучить стихотворение наизусть

 

 

 

          54

1

Н.Некрасов . Дедушка Мазай и зайцы.

Познакомить с содержанием стихотворения. Отрабатывать технику чтения целыми словами. Развивать умение анализировать, объяснять поступки героев. Развивать устную речь, путем описания Деда Мазая.

4четверть(15ч.)

 

 

 

               55

1

А. Барков . Яшка.

Познакомить с содержанием рассказа. Расширять словарный запас .Учить отвечать на вопросы полными ответами, пересказывать. Коррекция внимания, памяти.

 

 Контрольный опрос

 

56

1

Ф.Тютчев. Весенняя гроза.

Познакомить  с содержанием стихотворения. Отрабатывать технику чтения целыми словами. Учить выделять  в тексте главную мысль, делить текст на части. Воспитывать доброту, любовь к природе.

 

 

 

57

1

Н.Сладков . Медведь и солнце.

Познакомить с содержанием сказки.  Отрабатывать навык сознательного, правильного чтения. Коррекция внимания. Отрабатывать чтение по ролям

 

 

 

58

1

И.Никитин. Вечер ясен и тих. В.Орлов  Лесной цветок.

Познакомить с произведениями поэтов. Совершенствовать технику чтения целыми словами. Упражнять в выборочном чтении. Учить анализировать содержание стихов, сравнивать описание цветов разными авторами.

 

 

59

1

К.Паустовский Заботливый цветок.

Познакомить с содержанием рассказа. Отрабатывать технику выразительного чтения. Коррекция памяти, внимания. Воспитывать интерес к природе.

 

 

 

60

1

Н.Некрасов  Крестьянские дети.

Познакомить с произведением автора. Учить  правильно и осмысленно читать текст. Уметь анализировать поступки героев .Отрабатывать технику чтения.

 

 

 

61

1

Н.Носов . Огородники.

Познакомить с содержанием рассказа. Развивать умение анализировать, объяснять поступки героев.

 

 

 

62

1

И.Антонов . У речки.

Познакомить с содержанием стихотворений. Расширять словарный запас уч-ся. Воспитывать интерес восприимчивость к художественному слову.

 

 

 

63

1

В.Орлов. Письмо ровеснику

Учить отвечать на вопросы полными ответами .Коррекция внимания, памяти.

64

1

М.Пришвин. Золотой луг.

Познакомить с содержанием рассказа. Отрабатывать технику чтения целыми словами. Учить выделять  в тексте главную мысль, делить текст на части. Воспитывать доброту, внимание к окружающим.

 

 Проверка техники чтения

 

65,66,67

3

В.Драгунский . Третье место в стиле баттерфляй .

Познакомить с содержанием текста. Отрабатывать навык сознательного, правильного чтения. Коррекция внимания, памяти, восприятия

 

 

68,69

2

М. Бородинская Последний день учения.

Познакомить с содержанием стихотворения. Формировать навык сознательного правильного чтения. Коррекция внимания при чтении.

 

  Контрольный опрос

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс коррекционной школы 8 вида (1полугодие)

В рабочую программу по математике входит:пояснительная записка,цели и задачи программы,ожидаемые результаты,календарно-тематическое планирование....

Конспект урока и презентация по чтению 3 класс коррекционной школы VIII вида по теме: По Г.Снегиреву "Верблюжья варежка".

Конспект урока и презентация по чтению и развитию речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме: По Г.Снегиреву "Верблюжья варежка"....

Рабочая программа по чтению 9 класс коррекционная школа 8 вида индивидуальное обучение

Рабочая программа составлена для ученика 9 класса индивидуального обучения....

Рабочая программа по математике 9 класс коррекционная школа 8 вида индивидуальное обучение

Рабочая программа составлена для ученика 9 класса индивидуального обучения....

Рабочая программа по чтению и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по чтению с учетом инди...

Рабочая программа по математике 3 класс коррекционной школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику  В.В.Эк Математика 3 класс....

Рабочая программа кружка для 2 класса коррекционной школы VIII вида «Радуга аппликации»

Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь р...