План-конспект урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Басни И. А. Крылова»
1 | ФИО (полностью) | Титова Елена Ивановна |
2 | Место работы | МБОУ «СОШ № 4 г. Щигры Курской области» |
3 | Должность | Учитель начальных классов |
4 | Предмет | Литературное чтение |
5 | Класс | 3 |
6 | Тема и номер урока | «Басни И. А. Крылова» (3) |
7 | Базовый учебник | Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 3 класс. М., «Вентана-Граф», 2013 |
8 | Цель урока | Познакомить обучающихся с творчеством И. А. Крылова, сформировать понятия «басня», «мораль» на основе произведения «Мартышка и очки». |
Задачи урока | Обучающая: учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении. Развивающая: развивать мышление, речь, умение анализировать произведения. Воспитательная: прививать интерес детей к чтению. | |
9 | Тип урока | Урок открытия новых знаний |
10 | Формы работы обучающихся | Фронтальная, в парах, в группах. |
11 | Необходимое техническое оборудование | АРМ учителя, АРМ ученика, ЭОР, аудиозапись басни «Мартышка и Очки», толковый словарь Ожегова |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Организа-ционный этап. Мотивация учебной деятельности. | Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу, улыбка друзей и их поддержка нам всегда нужны. А девизом нашего урока я хотела взять пословицу «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости». Как вы понимаете эту пословицу? К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. Сегодня на уроке мы с вами повторим важное и нужное, откроем новые знания, оценим себя и сделаем выводы. | Приветствуют учителя Дети отвечают на вопросы Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт | 2 мин | |
II | Актуали-зация знаний | ЭОР, практический ресурс (№1) | А хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить? Для этого разобьёмся по группам. Давайте вспомним, как нужно работать в группах? Ваша задача собрать пазл и догадаться, из какого произведения иллюстрация и кто автор. (Демонстрация ЭОР №1) Итак, давайте, теперь посмотрим, какие иллюстрации у вас получились. | Ответы детей Выполняют задания в группах Дети демонстрируют результат | 5 мин |
III | Этап подготовки учащихся к активному и сознатель-ному усвоению нового материала | Что объединяет эти персонажи? Кто автор? (Портрет автора вывешивается на доску) Опираясь на задания, которые мы сейчас выполняли, скажите, о ком будем говорить? Правильно, и тема нашего урока: «Басни И.А. Крылова». А в конце урока побудем в роли актёров и зрителей. Ребята, давайте сформулируем цель урока. Так, что же такое «басня»? Где можно найти ответ на вопрос о значении слова «басня»? Ребята, а что вы знаете о творчестве И. А. Крылова? А чем отличается басня от произведений других жанров? Что такое мораль? | Автор И. А. Крылов Отвечают на вопросы Узнать, что такое басня, познакомиться с басней Ответы детей 1 ученик читает в словаре определение басни, морали | 5 мин | |
IV | Первичное усвоение новых знаний | Откройте страницу 134. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? А зачем она это делает? Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов. Работа в парах. На столах у вас листочки со словами и их значениями. Соедините их. Дюжина 6 Полдюжины верхняя часть головы Темя 12 Нанижет необразованный человек; Невежда грубый, невоспитанный человек. Невежа наденет подряд на нитку, проволоку; К худу клонит слепая, плохо видит Познатней к плохому клонит; «Слаба глазами стала» побогаче, выше титулом; Ребята, обратите внимание на слова невежда и невежа. Что они обозначают? А потом, прослушивая басню, посмотрим, какое из них встречается в ней. | Обезьяна надевает очки Высказываются Ответы детей | 6 мин | |
V | Первичная проверка понима-ния | Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить персонажи, их характеры, о которых идёт речь. Понравилась ли вам басня? Чем? А исполнение? Как нужно читать эту басню? А теперь шёпотом прочитайте басню. Прочитаем выразительно. Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы? Почему главным героем басни И. А. Крылов выбрал мартышку? Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков. Почему мартышка решила, что ее обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали? Что обычно делают с очками? Кажется ли вам ситуация комичной? Почему? Напомните, пожалуйста, что такое мораль? Попробуйте найти мораль в этой басни. Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, какие недостатки людей И. А. Крылов высмеивает в этой басне? Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, лень, невежество, ложь и т.п. | Слушают аудиозапись. 1-2 ученика читают басню Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста. Мартышка не знала, как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны. Очки очень важны для людей со слабым зрением Читают мораль. Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами. Люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности | 9 мин | |
VI | Физкульт-минутка «Мартыш-ки» | Мы весёлые мартышки Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем, Мы ногами топаем, Надуваем щёчки, Скачем на носочках. И друг другу даже Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, Пальцы поднесём к виску, Оттопырим ушки, Хвостик – на макушке. Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я цифру «три» — Все с гримасами замри! «Раз – два – три!» | Выполняют физминутку | 2 мин | |
VII | Этап проверки понимания учащимися нового материала | ЭОР, практический ресурс (№2) | Ребята, а вы знаете ещё какие- либо басни Крылова? Соотнесите название басни с её героями. (Демонстрация ЭОР №2) | Называют басни Работа на интерактивной доске | 4 мин |
VIII | Первичное закрепле-ние | ЭОР, тест (№3) | Как вы думаете, что такое театр? Ребята, где можно найти ответ на вопрос о значении слова «театр»? Если есть желание, вместе с родителями посетите театр, затем расскажите своим одноклассникам свои впечатления! Ребята, а хотите сейчас посмотреть мини-театр из басни “Стрекоза и Муравей”? Спасибо ребята за инсценировку басни. Зрители, понравилось ли вам, как актёры выступили на сцене? Какова мораль этой басни? В каких словах она выражена? Как вы её понимаете? А сейчас выполним с вами тест. (Демонстрация ЭОР №3) | Ответы детей (в интернете, словаре) 1 ученик вводит в поисковик «что такое театр?» Слушают учителя Дети инсценируют басню Наблюдают за сценкой Выполняют задания теста | 8 мин |
IX | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Выполните домашнее задание на выбор: 1. Выучить басню «Мартышка и очки» или любую другую басню И. А. Крылова. 2.Творческое задание - сочинить свою басню, где высмеивается невежество, глупость человека (в стихах, в прозе). | 2 мин | ||
X | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Вот и подходит к концу наш урок. Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. Стали вы мудрее? В чём? Чему учат басни И.А. Крылова? Ребята, нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы успеха. Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы | 2 мин |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | «Басни И. А. Крылова» | Электронное издание, практический ресурс | Пазл | |
2 | «Басни И. А. Крылова» | Электронное издание, практический ресурс | Модель | |
3 | «Басни И. А. Крылова» | Электронное издание, практический ресурс | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.
План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"
Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...
План-конспект открытого урока по чтению в 1 классе
Тема: Звук и буква о. Цель: познакомить с новым звуком и буквой о; формировать умения и навыки выделять слова, которые начинаются с буквы о, обучать чтению буквы о;развивать артикуляционный аппар...