План-конспект урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс)

Титова Елена Ивановна

Урок по теме "Басни Крылова" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Басни Крылова31.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Басни И. А. Крылова»

1

ФИО (полностью)

Титова Елена Ивановна

2

Место работы

МБОУ  «СОШ № 4 г. Щигры Курской области»

3

Должность

Учитель начальных классов

4

Предмет

Литературное чтение

5

Класс

3

6

Тема и номер урока

«Басни И. А. Крылова» (3)

7

Базовый учебник

Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 3 класс. М., «Вентана-Граф», 2013

8

Цель  урока

Познакомить обучающихся с творчеством И. А. Крылова, сформировать понятия «басня», «мораль» на основе произведения «Мартышка и очки».

Задачи урока

Обучающая: учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

Развивающая: развивать мышление, речь, умение анализировать произведения.

Воспитательная:  прививать интерес детей к чтению.

9

Тип урока

Урок открытия  новых знаний

10

Формы работы обучающихся

Фронтальная, в парах, в группах.

11

Необходимое техническое оборудование

АРМ учителя, АРМ ученика, ЭОР, аудиозапись басни «Мартышка и Очки», толковый словарь Ожегова

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название

используемых

ЭОР

(с указанием

порядкового

номера из

Таблицы 2)

Деятельность

учителя

(с указанием

действий с ЭОР,

например,

демонстрация)

Деятельность

ученика

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

I

Организа-ционный этап.

Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу, улыбка друзей и их поддержка нам всегда нужны.

А девизом нашего урока я хотела взять пословицу «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости».

Как вы понимаете эту пословицу? 

К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. 

Сегодня на уроке мы с вами повторим важное и нужное, откроем новые знания, оценим себя и сделаем выводы.

Приветствуют учителя

Дети отвечают на вопросы

Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт

2 мин

II

Актуали-зация знаний

ЭОР, практический ресурс (№1)

А хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить?

Для этого разобьёмся по группам. Давайте вспомним, как нужно работать в группах?

Ваша задача собрать пазл и догадаться, из какого произведения иллюстрация и кто автор. (Демонстрация ЭОР №1)

Итак, давайте, теперь посмотрим, какие иллюстрации у вас получились.

Ответы детей

Выполняют задания в группах

Дети демонстрируют результат

5 мин

III

Этап подготовки учащихся к активному и сознатель-ному усвоению нового материала

Что объединяет эти персонажи? Кто автор?  

(Портрет автора вывешивается на доску)

Опираясь на задания, которые мы сейчас выполняли, скажите, о ком будем говорить?

Правильно, и тема нашего урока: «Басни И.А. Крылова».

А в конце урока побудем в роли актёров и зрителей.

Ребята, давайте сформулируем цель урока.

Так, что же такое «басня»? Где можно найти ответ на вопрос о значении слова «басня»?

Ребята, а что вы знаете о творчестве И. А. Крылова?

А чем отличается басня от произведений других жанров?

Что такое мораль? 

Автор

И. А. Крылов

Отвечают на вопросы

Узнать, что такое басня, познакомиться с басней

 Ответы детей

1 ученик читает в словаре определение басни, морали

5 мин

IV

Первичное усвоение новых знаний

Откройте страницу 134. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?

А зачем она это делает?

Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов.

Работа в парах. На столах у вас листочки со словами и их значениями. Соедините их.

Дюжина                      6  

Полдюжины               верхняя часть головы

Темя                              12

Нанижет                     необразованный человек;

Невежда                      грубый, невоспитанный человек.

Невежа                       наденет подряд на нитку, проволоку;

К худу клонит            слепая, плохо видит

Познатней                  к плохому клонит;

«Слаба глазами стала»        побогаче, выше титулом;

Ребята, обратите внимание на слова невежда и невежа. Что они обозначают? А потом, прослушивая басню, посмотрим, какое из них встречается в ней.

Обезьяна надевает очки

Высказываются

Ответы детей

6 мин

V

Первичная проверка понима-ния

Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить персонажи, их характеры, о которых идёт речь.

Понравилась ли вам басня? Чем? А исполнение?

Как нужно читать эту басню?

А теперь шёпотом прочитайте басню.

Прочитаем выразительно.

Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?

Почему главным героем басни И. А. Крылов выбрал мартышку?

Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.

Почему мартышка решила, что ее обманули?

Кто виноват в том, что очки не действовали?

Что обычно делают с очками?

Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?

Напомните, пожалуйста, что такое мораль?

Попробуйте найти мораль в этой басни.

Какой вывод можно сделать?

Как вы думаете, какие недостатки людей И. А. Крылов высмеивает в этой басне?

Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, лень, невежество, ложь и т.п.

Слушают аудиозапись.

1-2 ученика читают басню

Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста.

Мартышка не знала, как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны.

Очки очень важны для людей со слабым зрением

 Читают мораль.

Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

Люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности

9 мин

VI

Физкульт-минутка «Мартыш-ки»

Мы весёлые мартышки

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесём к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик – на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру «три» —

Все с гримасами замри!

«Раз – два – три!»

Выполняют физминутку

2 мин

VII

Этап проверки понимания учащимися нового материала

ЭОР, практический ресурс (№2)

Ребята, а вы знаете ещё какие- либо басни Крылова?

Соотнесите название басни с её героями.

(Демонстрация ЭОР №2)

Называют басни

Работа на интерактивной доске

4 мин

VIII

Первичное закрепле-ние

ЭОР, тест (№3)

Как вы думаете, что такое театр?

Ребята, где можно найти ответ на вопрос о значении слова «театр»?

Если есть желание, вместе с родителями посетите театр, затем расскажите своим одноклассникам свои впечатления!

Ребята, а хотите сейчас посмотреть мини-театр из басни “Стрекоза и Муравей”?

Спасибо ребята за инсценировку басни.

Зрители, понравилось ли вам, как актёры выступили на сцене?

Какова мораль этой басни? В каких словах она выражена? Как вы её понимаете?

А сейчас выполним с вами тест.

(Демонстрация ЭОР №3)

Ответы детей (в интернете, словаре)

1 ученик вводит в поисковик «что такое театр?»

Слушают учителя

Дети инсценируют басню

Наблюдают за сценкой

Выполняют задания теста

8 мин

IX

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполните домашнее задание на выбор:

1. Выучить басню «Мартышка и очки» или любую другую басню И. А. Крылова.

2.Творческое задание - сочинить свою басню, где высмеивается невежество, глупость человека (в стихах, в прозе). 

2 мин

X

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Вот и подходит к концу наш урок.

Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. 

Стали вы мудрее? В чём? 

Чему учат басни И.А. Крылова?

Ребята, нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы успеха. Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы

2 мин

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид

ресурса

Форма

предъявления

информации

(иллюстрация,

презентация,

видеофрагменты,

тест, модель и

т.д.)

Гиперссылка на

ресурс,

обеспечивающий

доступ к ЭОР

1

«Басни И. А. Крылова»

Электронное издание, практический ресурс

Пазл

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a3b25f8f-b95c-4095-902f-75f3a3558e9d/%5BNS-LIT_4-03%5D_%5BIG_021%5D.swf

2

«Басни И. А. Крылова»

Электронное издание, практический ресурс

Модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a6718d3-cc91-403e-a146-69882de9f715/%5BLI5RK_15-01%5D_%5BTR_10%5D.swf

3

«Басни И. А. Крылова»

Электронное издание, практический ресурс

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/index_listing.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

План-конспект открытого урока по чтению в 1 классе

Тема: Звук и буква о. Цель: познакомить с новым звуком и буквой о; формировать умения и навыки выделять слова, которые начинаются с буквы о, обучать чтению буквы о;развивать артикуляционный аппар...