Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова".
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова" по букварю Л.И.Тимченко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 55.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 5 имени Героя Советского Союза Г.А.Назарьева»
г. Рославля
Тема урока: «Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твердости-мягкости, на конце слова»
1 Б класс, литературное чтение
Учитель Власенко Т.А.
Учебный предмет: «Литературное чтение»
Класс: 1 Б
Учебник: Л.И. Тимченко Букварь 1 класс
Учитель: Власенко Т.А.
ТЕМА РАЗДЕЛА: «Формирование действия чтения и письма».
Тема урока: «Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твердости-мягкости, на конце слова».
Цель урока: - знакомство с Ь как знаком для обозначения мягкости согласных звуков. | Задачи урока: - формирование навыка чтения слогов, слов; - развитие фонематического слуха; - обогащение словарного запаса детей; - развитие связной устной речи учащихся; - развитие самооценки учащихся. |
Тип урока урок получения новых знаний. | Форма урока Проблемный. |
Опорные понятия, термины звук, буква, звуко-буквенный анализ слова, лексическое значение слова, предложение. |
Этап урока (в зависимости от типа урока) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Дидактическое обеспечение | ||
1. Мотивация к учебной деятельности. | Цель учителя: включить учащихся в учебную деятельность. - Здравствуйте, ребята! Сейчас тихонько присядут те ребята, которые готовы внимательно меня слушать и активно работать. - Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте. | Цель ученика: приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на урок. | Личностные: -мотивация к обучению; - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Метапредметные Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать свою деятельность; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других. | |||
Форма работы: фронтальная Методы: словесный | ||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | Цель учителя: зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности. - Что мы уже знаем, чему научились на уроках литературного чтения? - Проверим. - Давайте вспомним из чего состоят слова? - Чем обозначаются на письме звуки человеческой речи? - Мы уже изучили много букв. - На какие 2 группы их можно разделить? - Однажды гласные буквы пошли в лес и заблудились… Видят стоят 2 домика. Стали буквы рассуждать, в какой домик им поселиться. Чуть до ссоры дело не дошло. Давайте, ребята, поможем буквам найти свои домики. - Молодцы! По какому признаку вы их расселили? - Всё вы знаете и умеете! Буквы вам благодарны! И приготовили для вас загадки. | Цель ученика: распределить изученные гласные буквы в зависимости от их работы. Сравнить и классифицировать гласные звуки и буквы. - Мы знаем буквы. - Умеем делить слова на слоги. - Умеем определять в словах ударный слог. - Умеем записывать слова с помощью букв... - Мы умеем составлять звуковые схемы. - Из звуков. - Буквами. - На гласные и согласные. - По тому, какую работу они выполняют. | Предметные: - правильно выделять слова с мягким согласным звуком. Метапредметные Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; Регулятивные: -высказывать своё предположение; - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -уметь работать в паре; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Карточки с гласными буквами. «Домики» для букв. | ||
Формы работы: учебный диалог Методы: словесный | ||||||
3. Выявление места и причины затруднения | Цель учителя: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; обсуждение затруднения, устранение возникшего затруднения; формирование умений целеполагания; представления о результате деятельности; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. - Первая загадка: Белый камушек растаял, На доске следы оставил. (Мел) - Следующая загадка: Глубина здесь небольшая, Хоть у моря нету края. Этой водяной земли Все боятся корабли. (Мель) Последовательность работы со словами мел и мель такова: 1. Составление звуковых схем слов. 2. Сравнение значения слов. 3. Сравнение звуков в словах. 4. Обозначение звуков слов мел и мель буквами. - Все ли звуки удалось обозначить буквами? -Сравните последние звуки в словах мел, мель. - Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [л’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [л’] не слышим. - Мы знаем, какие буквы помогают нам обозначать мягкость предшествующего согласного? - Может позовем их на работу? - Давайте, прочитаем, что получится. Е Ё МЕЛ Я Ю И | Цель ученика: Составить звуко-буквенную модель слов «мел» и «мель», дать характеристику звукам, записать слова буквами. Составляют звуко-буквенную модель слов мел и мель, дают характеристику звукам. - Нет, не все. - В слове «мел» звук [л], а в слове мель звук [л']. - Да, это буквы Я, Ё, Ю, Е, И. Дети прочитывают то, что получится. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные -Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. -умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; Коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | |||
Формы работы: фронтальная, индивидуальная Методы: проблемный | ||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения
| Цель учителя: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. - Возникла проблема: как же записать слово, чтобы звук [л] в слове мель звучал мягко? – Ребята, вы уже догадались, какой будет тема нашего урока? Чему будем учиться? (Высказывания детей учитель корректирует). - Предположите, чем мы будем заниматься на уроке. - Но сначала нужно отдохнуть. | Выдвижение гипотез и их обоснование. Дети формулируют цель: узнать, какой ещё буквой можно обозначить мягкость согласного на конце слова. Предположения детей. | Познавательные: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, учиться выдвигать версию, отличать верно выполненное задание от неверного | |||
Формы работы: фронтальная, индивидуальная Методы: побуждающий к гипотезам диалог | ||||||
Физкультминутка | Цель учителя: профилактика нарушения осанки и утомляемости, психоэмоциональной разрядки. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, подтянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. | |||||
5. Реализация построенного проекта. | Цель учителя: включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы. Поиск решения проблемы. - Итак, ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока - Может быть, у вас есть какие- то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме? Может, вам в этом помогут какие-то значки? - Но надо, чтобы все понимали друг друга. - Молодцы, на самом деле люди уже давно договорились использовать такую букву - мягкий знак. Показ буквы Ь. Буква Р перевернулась - мягким знаком обернулась. Показ записи буквы Ь. - Ребята, я вам сказала, что ь – это особая буква. Как вы думаете, почему? - Вспомните, в первой части букваря, когда мы стали знакомиться с буквами, у нас был город Букваринск. В нём есть три района: район гласных букв, район согласных букв и район букв, не обозначающих звуков. - Давайте найдём место Ь в нашем городе букв. | Цель ученика: решать проблему с помощью выбранного действия. - Узнать, как на письме обозначить мягкость согласного звука. Дети предлагают значки для обозначения мягкости согласного на конце слова (ромбики, квадратики и т.д.) В классе найдутся дети, которые знают букву ь. Дети прописывают в тетрадях Ь. - Не обозначает никакого звука, а служит для мягкости согласного. - Район букв, не обозначающих звуков. | Предметные: -производить звуко-буквенный анализ слова; - составлять звуковую схему слова - Личностные: - определять общие для всех правила поведения; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные Регулятивные: - умение работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; Познавательные: -умение делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы; --ориентироваться в учебнике; - осуществлять анализ учебного материала Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Карточка с буквой Ь. | ||
Форма работы: фронтальная, индивидуальная Методы: проблемный, словесный | ||||||
6. Первичное закрепление во внешней речи. | Цель учителя: организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения - А сейчас поиграем в игру «Договори словечко». АРЬ – АРЬ – АРЬ. На дворе уже …… (февраль). УРЬ – УРЬ – УРЬ. Это месяц снежных …..(бурь). ЭЛЬ – ЭЛЬ – ЭЛЬ. Заметает ель…..(метель). ЕНЬ – ЕНЬ – ЕНЬ. Снег порхает целый …..(день). - Какие слова договорили? - Как произносится последний звук? - Что делает его мягким? - Сделайте вывод. | Цель ученика: научиться применять полученные знания в практической деятельности. - Февраль, бурь, метель, день. - Мягко. - Ь. - Мягкий знак показывает мягкость согласного. | Предметные: - уметь выделять слова с ь через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию Личностные : - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Познавательные: действие нравственно-этического оценивания; выбор наиболее эффективных способов решения задач. | |||
Форма работы: фронтальная, индивидуальная Методы: словесный | ||||||
7. Самостоятель- ная работа с самопроверкой по эталону. | Цель учителя: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию; тренировать навыки чтения слов с ь. - А теперь давайте прочитаем сочетания мягкого знака с согласной буквой: нь, ль, рь, пь, вь, зь, сь (на доске). - Придумайте слова, оканчивающиеся на эти буквы. Работа по учебнику стр. 28. Чтение слов с Ь. - Теперь не забывайте, если при чтении встречаются слова с Ь на конце, то предшествующий согласный читаем мягко. | Цель ученика: овладеть умением читать слова с Ь. Лень, моль, зверь, цепь, бровь, мазь, гусь. | Предметные: -овладевать умением самостоятельно находить слова с ь, определять количество букв и звуков в словах с ь. Метапредметные Регулятивные: - умение работать самостоятельно; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию. | |||
Форма работы: фронтальная, индивидуальная Методы: словесный | ||||||
8. Включение в систему знаний и повторение. | Цель учителя: в игровой форме повторить изученный материал. Работа в Букваре стр. 28 «Волшебные превращения». | Цель ученика: применение полученных знаний в практической деятельности. | Коммуникативные: оформление своей мысли в речи, умение слушать и понимать других, выполнять различные роли в группе (исполнитель – слушатель) | |||
Форма работы: фронтальная, индивидуальная Методы: словесный | ||||||
9. Рефлексия учебной деятельности.
| Цель учителя: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. - Наш урок подходит к концу и пора подводить итоги. - С какой же новой особой буквой мы познакомились? - В чем ее особенность? - Какую работу в русском языке она выполняет? - У вас на листочках задание. Зачеркните мягкий знак и прочитайте слово. ЬМЬЬОЬЛЬЬОЬД ЕЬЦЬЬЫ. - Спасибо вам за работу. - Покажите свое настроение на смайликах. На уроке было интересно. У меня всё получилось. Было интересно, но я не справился. Мне было скучно, не интересно. Я не справился. | Цель ученика: оценить собственную деятельность. - С буквой Ь. - Потому что буква Ь звука не обозначает. Ь нужен для обозначения мягкости предыдущих согласных. Получается слово МОЛОДЦЫ. Дорисовывают на смайликах своё настроение. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Листочки с заданиями. Смайлики. | ||
Форма работы: фронтальная, индивидуальная Методы: словесный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"
Технологическая карта урока русского языка для 2 класса "Звонкие и глухие согласные на конце слова". Используется учебник Канакиной В. П. и Горецкого В. Г. На уроке дети совершат прогулку в зимн...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»
Конспект урока...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по адаптированной программе "Чтение слов и предложений со звуками и буквами Б и П и другими парными согласными
Чтение слов и предложений со звуками и буквами Б, П и другими парными согласными...
Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.
Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание ...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии»
Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё»....