Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Власенко Татьяна Анатольевна

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова" по букварю Л.И.Тимченко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx55.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5 имени Героя Советского Союза Г.А.Назарьева»

г. Рославля

Тема урока: «Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твердости-мягкости, на конце слова»

1 Б класс, литературное чтение

Учитель Власенко Т.А.


Учебный предмет: «Литературное чтение»

Класс: 1 Б

Учебник: Л.И. Тимченко Букварь 1 класс

Учитель:  Власенко Т.А.

ТЕМА РАЗДЕЛА: «Формирование действия чтения и письма».

Тема урока: «Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твердости-мягкости, на конце слова».

Цель урока:

- знакомство с Ь как знаком для обозначения мягкости согласных звуков.

Задачи урока:

- формирование навыка чтения слогов, слов;

- развитие фонематического слуха;

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие связной устной речи учащихся;

- развитие самооценки учащихся.

Тип урока

урок получения  новых знаний.

Форма урока

Проблемный.

Опорные понятия, термины

звук, буква, звуко-буквенный анализ слова,  лексическое значение слова, предложение.

Этап урока (в зависимости от типа урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Дидактическое обеспечение

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель учителя:

включить учащихся в учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята!

 Сейчас тихонько присядут те ребята, которые готовы внимательно меня слушать и активно работать.

- Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте.

Цель ученика:

приветствуют учителя, гостей.

Настраиваются на урок.

Личностные:

-мотивация  к обучению;

- включение в учебную деятельность на личностно  значимом уровне.

Метапредметные

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать свою деятельность;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Форма работы: фронтальная

Методы: словесный

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель учителя:

зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности.

- Что  мы уже знаем, чему  научились на уроках литературного чтения?

- Проверим.

- Давайте вспомним из чего состоят слова?

- Чем обозначаются на письме звуки человеческой речи?

- Мы уже изучили много букв.

- На какие 2 группы их можно разделить?

- Однажды гласные буквы пошли в лес и заблудились… Видят стоят 2 домика. Стали буквы рассуждать, в какой домик им поселиться. Чуть до ссоры дело не дошло.

Давайте, ребята, поможем буквам найти свои домики.

- Молодцы! По какому признаку вы их расселили?

- Всё вы знаете и умеете! Буквы вам благодарны! И приготовили для вас загадки.

Цель ученика:

распределить изученные гласные буквы в зависимости от их работы.

Сравнить и классифицировать гласные звуки и буквы.

-  Мы знаем буквы.

-  Умеем делить слова на слоги.

-  Умеем определять в словах ударный слог.

-  Умеем записывать слова с помощью букв...

-  Мы  умеем  составлять  звуковые схемы.

- Из звуков.

- Буквами.

- На гласные и согласные.

- По тому, какую работу они выполняют.

Предметные:

- правильно выделять слова с мягким согласным звуком.

Метапредметные

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

Регулятивные:

-высказывать своё предположение;

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-уметь работать в паре;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Карточки с гласными буквами.

«Домики» для букв.

Формы работы: учебный диалог

Методы: словесный

3. Выявление места и причины затруднения

Цель учителя:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;

обсуждение затруднения, устранение возникшего затруднения;

формирование умений целеполагания;

представления  о результате деятельности;

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

- Первая загадка:

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

- Следующая загадка:

Глубина здесь небольшая,

Хоть у моря нету края.

Этой водяной земли

Все боятся корабли. (Мель)

Последовательность работы со словами мел и мель такова:

1. Составление звуковых схем слов.

2. Сравнение значения слов.

3. Сравнение звуков в словах.

4. Обозначение звуков слов мел и мель буквами.

- Все ли звуки удалось обозначить буквами?

-Сравните последние звуки в словах мел, мель.

- Действительно,  получается,  что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [л’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [л’] не слышим.

- Мы знаем, какие буквы помогают нам обозначать мягкость предшествующего согласного?

- Может позовем их  на работу?

- Давайте, прочитаем,  что получится.

                                            Е

                                            Ё

МЕЛ

                                           Я

                                          Ю

                                           И

Цель ученика:

Составить звуко-буквенную модель слов «мел» и «мель», дать характеристику звукам, записать слова буквами.

Составляют звуко-буквенную модель слов мел и мель, дают характеристику звукам.

- Нет, не все.

- В слове «мел» звук [л], а в слове мель звук [л'].

- Да, это буквы Я, Ё, Ю, Е, И.

Дети прочитывают то, что получится.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные

-Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

-умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

Коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: проблемный

4. Построение проекта выхода из затруднения

         

Цель учителя:  

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

- Возникла  проблема: как же записать слово, чтобы звук [л] в слове мель  звучал мягко?

–  Ребята, вы уже догадались, какой будет тема нашего урока?  Чему будем  учиться? (Высказывания детей учитель корректирует).

- Предположите, чем мы будем   заниматься на уроке.

- Но сначала нужно отдохнуть.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Дети  формулируют  цель:  узнать, какой ещё буквой можно обозначить  мягкость согласного на конце слова.

Предположения детей.

Познавательные:

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные:

умение проговаривать последовательность действий на уроке, учиться выдвигать версию, отличать верно выполненное задание от неверного

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: побуждающий к гипотезам диалог

Физкультминутка

Цель учителя:

профилактика нарушения осанки и утомляемости, психоэмоциональной разрядки.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, подтянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

5. Реализация построенного проекта.

Цель учителя:  

включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

Поиск решения проблемы.

- Итак,  ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока

- Может быть, у вас есть какие- то предложения,  как  же  обозначить мягкость согласного звука на письме? Может, вам в этом помогут какие-то значки?

- Но надо, чтобы все понимали друг друга.

- Молодцы, на  самом деле  люди  уже  давно  договорились использовать такую букву - мягкий знак.  

Показ буквы Ь.

Буква Р перевернулась - мягким знаком обернулась. 

Показ записи буквы Ь.

- Ребята, я вам сказала, что ь – это особая буква. Как вы думаете, почему?

- Вспомните, в первой части букваря, когда мы стали знакомиться с буквами, у нас был город Букваринск. В нём есть три района: район гласных букв, район согласных букв и район букв, не обозначающих звуков.

- Давайте найдём место Ь в нашем городе букв.

Цель ученика:

решать проблему с помощью выбранного действия.

- Узнать,  как  на  письме  обозначить мягкость согласного звука.

Дети предлагают значки для обозначения мягкости согласного на конце слова (ромбики, квадратики и т.д.)

В классе найдутся дети, которые знают букву ь.

Дети прописывают в тетрадях Ь.

- Не обозначает никакого звука, а служит для мягкости согласного.

- Район букв, не обозначающих звуков.

Предметные:

-производить звуко-буквенный анализ слова;

- составлять звуковую схему слова -

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные

Регулятивные:

-    умение  работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные:

мение делать  выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы;

--ориентироваться в учебнике;

- осуществлять анализ учебного материала

Коммуникативные:

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Карточка с буквой Ь.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: проблемный, словесный

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель учителя:

организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения

- А сейчас поиграем в игру «Договори словечко».

АРЬ – АРЬ – АРЬ. На дворе уже …… (февраль).

УРЬ – УРЬ – УРЬ. Это месяц снежных …..(бурь).

ЭЛЬ – ЭЛЬ – ЭЛЬ. Заметает ель…..(метель).

ЕНЬ – ЕНЬ – ЕНЬ. Снег порхает целый …..(день).

- Какие слова договорили?

- Как произносится последний звук?

- Что делает его мягким?

- Сделайте вывод.

Цель ученика:

научиться применять полученные знания в практической деятельности.

- Февраль, бурь, метель, день.

- Мягко.

- Ь.

- Мягкий знак показывает мягкость согласного.

Предметные:

- уметь выделять  слова  с ь через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию

Личностные :

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Познавательные:

действие нравственно-этического оценивания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: словесный

7. Самостоятель-

ная работа с самопроверкой по эталону.

Цель учителя:

установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию;

тренировать навыки чтения слов с ь.

- А теперь давайте прочитаем сочетания мягкого знака с согласной буквой: нь, ль, рь, пь, вь, зь, сь (на доске).

- Придумайте слова, оканчивающиеся на эти буквы.

Работа по учебнику стр. 28.

Чтение слов с Ь.

- Теперь не забывайте, если при чтении встречаются слова с  Ь на конце, то предшествующий согласный читаем мягко.

Цель ученика:

овладеть умением читать слова с Ь.

Лень, моль, зверь, цепь, бровь,  мазь, гусь.

Предметные:

-овладевать умением самостоятельно находить слова  с ь,  определять количество букв и звуков  в словах с ь.

Метапредметные

Регулятивные:

-  умение работать самостоятельно;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: словесный

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель учителя:

в игровой форме повторить изученный  материал.

Работа в Букваре стр. 28 «Волшебные превращения».

Цель ученика:

применение полученных знаний в практической деятельности.

Коммуникативные:

оформление своей  мысли  в речи, умение слушать и понимать других,  выполнять различные роли в группе (исполнитель – слушатель)

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: словесный

9. Рефлексия  учебной деятельности.         

        

Цель учителя:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

- Наш урок подходит к концу и пора подводить итоги.

- С какой же новой особой буквой мы познакомились?

- В чем ее особенность?

- Какую работу в русском языке она выполняет?

- У вас на листочках задание. Зачеркните мягкий знак и прочитайте слово.

 ЬМЬЬОЬЛЬЬОЬД ЕЬЦЬЬЫ.

- Спасибо вам за работу.

- Покажите  свое настроение на смайликах.

                    На уроке было интересно. У меня всё получилось.

                    Было интересно, но я не справился.

                     Мне было скучно, не интересно. Я не справился.

Цель ученика:

оценить собственную деятельность.

- С буквой Ь.

- Потому что буква Ь  звука не обозначает.

Ь нужен для обозначения мягкости предыдущих согласных.

Получается слово МОЛОДЦЫ.

Дорисовывают на смайликах своё настроение.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Листочки с заданиями.

Смайлики.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: словесный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Технологическая карта урока русского языка для 2 класса "Звонкие и глухие согласные на конце слова".  Используется учебник Канакиной В. П. и Горецкого В. Г. На уроке дети совершат прогулку в зимн...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание ...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии»

Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё»....