Литературное чтение
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК " Школа России" 3 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_lit._chteniyu.docx | 79.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Колодезянская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 26.08.2022 г. Руководитель МО (Ковалёва А.М.) | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР Половинкиной Н.К. 26.08.2022 г. | ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета Протокол № 1от 30 августа 2022 г. Председатель __________ Макаренко В.В. | УТВЕРЖДАЮ Директор _______ Макаренко В.В. Приказ от 30.08.2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Уровень общего образования, класс: начальное общее, 3 класс
Количество часов в неделю: 4 часа
Учитель: Артамонова Ольга Александровна
Квалификационная категория: нет
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной. Примерные рабочие программы. Литературное чтение. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Москва, «Просвещение» 2021.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня:
Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ст.12, п.7;
Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020 № 766);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Одобрена решением от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020));
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Колодезянской ООШ на 2021-2025 годы.
Предмет «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения предмета обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Изучение предмета « Литературное чтение» на ступени начального (основного) общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения;
- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Характеристика учебного предмета
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта. Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений. При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержания учебного материала по литературному чтению ориентирован на формирование базовых национальных ценностей. Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Описание места предмета в учебном плане
На изучение предмета « Литературное чтение» в начальной школе в 3 классе отводится 4 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов-136.С учётом годового календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год, количество часов практически составляет 134 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части
Гражданского воспитания
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Духовно-нравственного воспитания
Представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Эстетического воспитания
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Физического воспитания
Формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни
Обучающиеся научатся:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
• с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
• самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
• составлять сборники стихов о Родине.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
• составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;
• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью знаковой системы («+» и «–», «?»);
• фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
• предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями, и интересами;
• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
• осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
• принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
• определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью значков «+» и «–», «?»);
• предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
• сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
• самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
• определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
• сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
• находить в литературных текстах олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
• сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
• находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
• сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
• определять основную идею произведений разнообразных жанров (сказки, рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• понимать цель своего высказывания;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
• проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
• объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
• отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
• опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
• формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
• руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
• находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
Обучающиеся получат возможность научиться:
• высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
• участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
• определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
• использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, при выполнении исследовательских и творческих заданий;
• оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
• знать, где можно найти все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
• употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
• наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
• рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
• осуществлять переход от восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
• делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
• находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, поселковой); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
• формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
• делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• находить в произведениях средства художественной выразительности;
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
• пересказывать содержание произведения от лица автора, от лица героя;
• пересказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, знать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
• понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
• осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
• находить в произведении средства художественной выразительности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Устное народное творчество (16 ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк».
Поэтическая тетрадь (9 ч)
Ф.И. Тютчев , «Листья», А.А. Фет « Мама! Глянь –ка из окошка», И.С. Никитин «Встреча зимы», И.З. Суриков « Детство», « Зима», Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».
Великие русские писатели (24 ч)
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер», « Сказка о царе Салтане…». Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов « Мартышка и очки», «Ворона и Лисица». М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. «Горные вершины», «На севере диком..», «Утёс». Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Толстого «Акула», «Прыжок», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря» .
Литературные сказки (13 ч)
Д.Н. Мамин- Сибиряк « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост», В.М. Гаршин «Лягушка –путешественница». В.Д. Одоевский « Мороз Иванович».
Были - небылицы (14 ч)
М. Горький « Случай с Евсейкой», К.Г. Паустовский « Растрёпанный воробей», притча «Что побеждает?», А.И. Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
С.Чёрный .Стихи о животных : « Что ты тискаешь утёнка..», « Воробей», « Слон». А.А. Блок
«Сны», « Ворона», М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Есенин « Черёмуха».
Люби все живое (18 ч)
И.С.Соколов- Микитов « Листопадничек».
В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», Б.С. Житков « Про обезьянку», В.П. Астафьев « Капалуха», В.Ю. Драгунский « Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
С.Я. Маршак «Гроза днём», « В лесу над росистой поляной», А.Л. Барто « Разлука», « В театре», С. В. Михалков « Если», М. Дружинина «Мамочка-мамуля», В. Бокова «Родина – слово большое- большое», Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (16 ч)
Б.В. Шергин « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле» М.М. Зощенко « Золотые слова», « Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача»,
«Телефон».
Зарубежная литература (8ч)
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
п\п | Наименование раздела | Количество часов | Характеристика видов деятельности ученика(на уровне учебных действий) | Основные направления воспитательной работы |
1 | Устное народное творчество | 16 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое |
2 | Поэтическая тетрадь | 9 ч | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | духовно-нравственное, физическое, эстетическое |
3 | Великие русские писатели | 24 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказрассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. | гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое |
4 | Литературные сказки | 12 ч | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | духовно-нравственное, эстетическое, физическое |
5 | Были-небылицы | 15 ч | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | гражданское, духовно-нравственное, физическое, эстетическое |
6 | Поэтическая тетрадь | 8 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. | гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое |
7 | Люби всё живое | 18 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое |
8 | Поэтическая тетрадь | 8 ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. | гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое |
9 | Соберёшь по ягодке-наберёшь кузовок | 16 ч | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое |
10 | Зарубежная литература | 18ч | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, физическое |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел (глава) Тема урока | Кол-во часов | Дата (по плану) | Дата (факт) |
Устное народное творчество | 16 ч | |||
1 | Вводный урок. Рубрика «Что уже знаем и умеем» | 1 | 01.09 | |
2 | Рубрика «В мире книг». Как найти книгу в библиотеке» | 1 | 05.09 | |
3 | Русские народные песни | 1 | 06.09 | |
4 | Докучные сказки. Народные промыслы | 1 | 07.09 | |
5 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | 08.09 | |
6 | Рассказываем о героях сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | 12.09 | |
7 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 1 | 13.09 | |
8 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности построения волшебной сказки. | 1 | 14.09 | |
9 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Герои произведения. | 1 | 15.09 | |
10 | Входной контроль навыка чтения | 1 | 19.09 | |
11 | Рубрика «Как хорошо уметь читать» Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | 20.09 | |
12 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Оценка чтения и понимания текста. | 1 | 21.09 | |
13 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Выборочный пересказ. | 1 | 22.09 | |
14 | Качества характера героя волшебной сказки. Рубрика «Поговорим о самом главном» | 1 | 26.09 | |
15 | Обобщение по разделу. Рубрика «Проверим себя» | 1 | 27.09 | |
16 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки. | 1 | 28.09 | |
Поэтическая тетрадь | 9 ч | |||
17 | Рубрики «Что уже знаем и умеем», «В мире книг». Средства художественной выразительности. | 1 | 29.09 | |
18 | Ф. И. Тютчев «Листья» | 1 | 03.10 | |
19 | А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка» | 1 | 04.10 | |
20 | Слово как средство создания образа. И. С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | 05.10 | |
21 | И.З. Суриков «Детство» | 1 | 06.10 | |
22 | И. З. Суриков «Зима» | 1 | 10.10 | |
23 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором» | 1 | 11.10 | |
24 | Обобщение по разделу. Рубрика «Проверим себя». | 1 | 12.10 | |
25 | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов | 1 | 13.10 | |
Великие русские писатели | 24 ч | |||
26 | Рубрики «Что уже знаем и умеем», «В мире книг». Как подготовить рассказ о герое. | 1 | 17.10 | |
27 | А. С. Пушкин. Устное сообщение о поэте. | 1 | 18.10 | |
28 | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…». «Опрятней модного паркета…», | 1 | 19.10 | |
29 | Средства художественной выразительности. А. С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | 20.10 | |
30 | А. С. Пушкин «Зимний вечер». Сравнение стихотворений по настроению. | 1 | 24.10 | |
31 | Контроль техники чтения | 1 | 25.10 | |
32 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Герои сказки. Рассказываем о героях. | 1 | 26.10 | |
33 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Добро и зло в сказке. | 1 | 27.10 | |
34 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Составляем план сказки. | 1 | 07. 11 | |
35 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Главная мысль произведения | 1 | 08.11 | |
36 | И. А. Крылов — великий баснописец. Устное сочинение. | 1 | 09.11 | |
37 | Что такое юмор? И. А. Крылов «Мартышка и Очки». | 1 | 10.11 | |
38 | Роль крылатых выражений в художественном тексте. И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | 14.11 | |
39 | Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Утес» | 1 | 15.11 | |
40 | М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком...» | 1 | 16.11 | |
41 | Л. Н. Толстой — великий русский писатель. «Детство» Л. Н. Толстого | 1 | 17.11 | |
42 | Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | 1 | 21.11 | |
43 | Рубрика «Поговорим о самом главном». Л. Н. Толстой «Акула». | 1 | 22.11 | |
44 | Л. Н. Толстой «Акула». Как я поступаю в ответственной ситуации? 1 | 1 | 23.11 | |
45 | Рубрика «Как хорошо уметь читать». Л. Н. Толстой «Прыжок» | 1 | 24.11 | |
46 | Л. Н. Толстой «Прыжок» | 1 | 28.11 | |
47 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 29.11 | |
48 | Проверка умений работы с текстом | 1 | 30.11 | |
49 | Внеклассное чтение «Великие русские писатели» | 1 | 01.12 | |
Литературные сказки | 12ч | |||
50 | Рубрика «Что уже знаем и умеем». Понятие «аннотация» | 1 | 05.12 | |
51 | Рубрика «В мире книг»: классификация книг по теме. Пишем аннотацию к книге. | 1 | 06.12 | |
52 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | 07.12 | |
53 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…». Герои сказки. | 1 | 08.12 | |
54 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…». Характер героя. | 1 | 12.12 | |
55 | Рубрика «Поговорим о самом главном». В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 13.12 | |
56 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Герои сказки. | 1 | 14.12 | |
57 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Главная мысль сказки. | 1 | 15.12 | |
58 | Рубрика «Как хорошо уметь читать». В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | 19.12 | |
59 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Оценка чтения и понимания текста. | 1 | 20.12 | |
60 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев. | 1 | 21.12 | |
61 | Обобщение по разделу. Рубрика «Проверим себя» | 1 | 22.12 | |
Были-небылицы | 15 ч | |||
62 | Рубрика «что уже знаем и умеем». Работа с учебным текстом: как составить план. | 1 | 26.12 | |
63 | Рубрика «В мире книг». Составляем отзыв на книгу. | 1 | 27.12 | |
64 | Контроль навыка чтения | 1 | 28.12 | |
65 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Герои произведения. | 1 | 29.12 | |
66 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Рассказ о герое. | 1 | 09.01 | |
67 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Выборочный пересказ. | 1 | 10.01 | |
68 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. | 1 | 11.01 | |
69 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. | 1 | 12.01 | |
70 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Пересказ от лица героя. | 1 | 16.01 | |
71 | Рубрика «Поговорим о самом главном». Притча «Что побеждает?» | 1 | 17.01 | |
72 | Рубрика «как хорошо уметь читать». А. И. Куприн «Слон» | 1 | 18.01 | |
73 | А. И. Куприн «Слон». Характеристика героев. | 1 | 19.01 | |
74 | А. И. Куприн «Слон». Выборочный пересказ. | 1 | 23.01 | |
75 | Обобщение по разделу. Рубрика «Проверим себя». | 1 | 24.01 | |
76 | Внеклассное чтение «Были-небылицы» | 1 | 25.01 | |
Поэтическая тетрадь | 8 ч | |||
77 | Рубрики «Что уже знаем и умеем», «В мире книг». Как выучить стихотворение наизусть. | 1 | 26.01 | |
78 | С. Чёрный «Воробей». Описание героя автором. | 1 | 30.01 | |
79 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Слон». Отношение автора к герою | 1 | 31.01 | |
80 | Слово как средство создания картины происходящего. А. А. Блок «Сны». | 1 | 01.02 | |
81 | Слово как средство создания картины происходящего. А. А. Блок «Ворона». | 1 | 02.02 | |
82 | Рубрика «Поговорим о самом главном». М. Пришвин «Моя Родина» | 11 | 06.02 | |
83 | Рубрика «Как хорошо уметь читать». С. Есенин «Черемуха». Обобщение по разделу «Проверим себя» | 1 | 07.02 | |
84 | Внеклассное чтение. Стихи А. Блока, С. Черного, С. Есенина | 1 | 08.02 | |
Люби все живое | 18 ч | |||
85 | Рубрики «Что уже знаем и умеем», «В мире книг». Работа с учебным текстом «Рассказ». | 1 | 09.02 | |
86 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | 13.02 | |
87 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Герои произведения. | 1 | 14.02 | |
88 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Составляем рассказ о главном герое. | 1 | 15.02 | |
89 | В. И. Белов «Малька провинилась». Герои произведения. | 1 | 16.02 | |
90 | В. И. Белов «Еще про Мальку». Характеристика героев. | 1 | 20.02 | |
91 | В. И. Белов «Ещё про Мальку». Отношение автора к герою. | 1 | 21.02 | |
92 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…». Герои произведения. | 1 | 22.02 | |
93 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…». Поступок героя. | 1 | 27.02 | |
94 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…». Пересказ. | 1 | 28.02 | |
95 | Рубрика «поговори о самом главном». В.П. Астафьев «Капалуха» | 1 | 01.03 | |
96 | В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | 1 | 02.03 | |
97 | В.П. Астафьев «Капалуха».Отношение автора к героям. | 1 | 06.03 | |
98 | Контроль навыка чтения | 1 | 07.03 | |
99 | Рубрика «Как хорошо уметь читать». Б. С. Житков «Про обезьянку». Характеристика героев. | 1 | 09.03 | |
100 | Б. С. Житков «Про обезьянку». Выборочный пересказ. | 1 | 13.03 | |
101 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 14.03 | |
102 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных. | 1 | 15.03 | |
Поэтическая тетрадь | 8 ч | |||
103 | Рубрики «Что уже знаем и умеем», «В мире книг». Составление сборника «Любимые стихи детства» | 1 | 16.03 | |
104 | С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». Художественные приемы. | 1 | 29.03 | |
105 | А.Л. Барто «Разлука». Отношение автора к герою. | 1 | 30.03 | |
106 | А.Л. Барто «В театре». | 1 | 03.04 | |
107 | Как фантазия и воображение помогают создать стихотворение. С. В. Михалков «Если» | 1 | 04.04 | |
108 | Рубрика «поговорим о самом главном». М. Дружинина «Мамочка-мамуля», В. Бокова «Родина – слово большое-большое» | 1 | 05.04 | |
109 | Рубрика «Как хорошо уметь читать». Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Обобщение по разделу. | 1 | 06.04 | |
110 | Внеклассное чтение. Стихи С. Маршака, А. Барто, Е. Благининой. | 1 | 10.04 | |
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок | 16 ч | |||
111 | Рубрики «Что уже знаем и умеем», «В мире книг». Работа с учебным текстом: «тема», «главная мысль». | 1 | 11.04 | |
112 | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | 1 | 12.04 | |
113 | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Определяем главную мысль на основе пословицы. | 1 | 13.04 | |
114 | М. М. Зощенко «Золотые слова». Характеристика героев. | 1 | 17.04 | |
115 | М. М. Зощенко «Золотые слова». Создание комических ситуаций с помощью слова. | 1 | 18.04 | |
116 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Герои произведения. | 1 | 19.04 | |
117 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Комические ситуации и их роль. | 1 | 20.04 | |
118 | Н. Н. Носов. «Федина задача». Характеристика героев. | 1 | 24.04 | |
119 | Н. Н. Носов. «Федина задача». Создание комических ситуаций. | 1 | 25.04 | |
120 | Рубрика «Поговорим о самом главном». А. П. Платонов «Цветок на земле» | 1 | 26.04 | |
121 | А. П. Платонов «Цветок на земле». Герои произведения. | 1 | 27.04 | |
122 | А. П. Платонов «Цветок на земле». Беседа на нравственную тему ( о смысле жизни). | 1 | 02.05 | |
123 | Рубрика «Как хорошо уметь читать». Н.Н. Носов «Телефон» | 1 | 03.05 | |
124 | Н.Н. Носов «Телефон». Оценка чтения и понимания текста. | 1 | 04.05 | |
125 | Обобщение по разделу. Проверка навыка чтения. | 1 | 10.05 | |
126 | Внеклассное чтение «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» | 1 | 11.05 | |
Зарубежная литература | 8ч | |||
127 | Рубрики «Что уже знаем и умеем», «В мире книг». Что такое переводная литература. | 1 | 15.05 | |
128 | Комплексная проверочная работа | 1 | 16.05 | |
129 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Герои произведения | 1 | 17.05 | |
130 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Добро и зло в сказке. | 1 | 18.05 | |
131 | Анализ проверочной работы. Обобщение по разделу. «Зарубежная литература» | 1 | 22.05 | |
132 | Внеклассное чтение по произведениям Г.Х. Андерсена | 1 | 23.05 | |
133 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 | 24.05 | |
134 | Внеклассное чтение « Любимые писатели и поэты» | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....