Урок литературного чтения на родном языке с элементами православной культуры. Проект «Карусель сказок». Сказка- притча «Целебные грабли».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Володько Галина Николаевна

В настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, обращение к опыту православной педагогики, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования, а именно – литературное чтение на родном (русском) языке с элементами православной культуры способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Как дополнительный материал на этом уроке можно предложить небольшую сказку–притчу «Целебные грабли». Причем подготовить данную сказку в виде инсценировки с группой одаренных детей в качестве сюрпризного момента для остальных учащихся.  Этот урок можно провести в школьном краеведческом музее. Второклассники познакомятся со значением слова «притча», «коса», «серп» с помощью  Толкового словаря В.И. Даля и Словаря русского языка  С.И. Ожегова, увидят в музее старинные орудия труда - серп, цеп, вспомнят, для чего нужны коса, грабли, топор. На данном уроке просматривается связь и с разделом православной культуры «Отношение христианина к труду». В качестве приложения к уроку представлен авторский кроссворд «Сказка».

 Примечание.Урок был представлен в виде конкурсной работы на Всероссийский конкурс «СЛОВАРНЫЙ УРОК» в номинации « Словари на службе знаний» и вошёл в топ 30 лучших уроков .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «СЛОВАРНЫЙ УРОК»

в рамках всероссийского мероприятия «ДЕНЬ СЛОВАРЯ»

  1. Номинация: «Словари на службе знаний» (словарный урок на стыке предметных областей, направленный на решение     познавательных задач, в том числе в учебных предметах нефилологического цикла)
  2. Вид методической разработки: урок литературного чтения на родном (русском) языке с элементами православной культуры.
  3. ФИО педагога, специальность: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов.
  4. Полное название учебного заведения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего поселка        Шемышейка имени Героя Советского Союза Александра Тимофеевича Бодряшова
  5. Сокращенное название учебного заведения: МБОУ СОШ р.п. Шемышейка  
  6. Место, год разработки: Пензенская область, р. п. Шемышейка,2022 год
  7. Контактный телефон: 8-963-102-61-46

Технологическая карта урока

Предмет: «Литературное чтение на родном (русском) языке с элементами православной культуры.

Тема: Проект «Карусель сказок». Сказка- притча «Целебные грабли».

Актуальность темы урока: Бездуховность народа – это беда современного общества. В настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, обращение к опыту православной педагогики, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования, а именно – литературное чтение на родном (русском) языке с элементами православной культуры способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Как дополнительный материал на этом уроке можно предложить небольшую сказку–притчу «Целебные грабли». Причем подготовить данную сказку в виде инсценировки с группой одаренных детей в качестве сюрпризного момента для остальных учащихся.  Этот урок можно провести в школьном краеведческом музее. Второклассники познакомятся со значением слова «притча», «коса», «серп», увидят в музее старинные орудия труда - серп, цеп, вспомнят, для чего нужны коса, грабли, топор. На данном уроке просматривается связь и с разделом православной культуры «Отношение христианина к труду».

Класс: 2 «Б», 20 учеников, возраст: 7-8 лет

Роль и место урока в системе работы педагога Володько Г.Н.: третий урок по теме «Здравствуй, сказка!»

Место проведения урока: школьный краеведческий музей

Тема раздела урока литературного чтения на родном языке с элементами православной культуры:

В.И. Даль. Сказка «Старик- годовик». Проект «Карусель сказок». Сказка -притча «Целебные грабли».

Цели урока

Цели урока литературного чтения на родном (русском) языке с элементами православной культуры:

  • продолжить знакомство с творчеством В.И. Даля, ознакомить с содержанием сказки -притчи «Целебные грабли»;
  • продолжить знакомство с толковыми словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля, литературоведческим словарем и словарем ударений,
  •  учить определять лексическое значение слов «сказка», «притча» по словарю и правильно произносить новые слова во всех формах;
  • создать условия для формирования разнообразных лексических умений и навыков, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументировано высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности;
  • способствовать привитию любви к устному народному творчеству

Воспитательные   цели урока:

  • воспитывать интерес и любовь к слову, к родному языку;
  • дать возможности почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка;
  • прививать любовь к труду и уважение к людям труда;
  • воспитывать у детей культуру поведения и общения со взрослыми и сверстниками;
  • приобщать учащихся к нравственным основам православия;
  • учить детей самостоятельно оценивать свои чужие поступки, свое поведение;
  • принимать жизненно важные решения в соответствии с голосом своей совести и зовом души.

Планируемые результаты обучения

Урока литературного чтения на родном языке:

Раздела православной культуры:

  • Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
  • Предметные: умеют пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонаже и героев; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать набольшие по объёму тексты.
  • Метапредметные:
  • Познавательные: овладение приёмами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
  • Регулятивные: оценивать уровень овладения учебными действиями; корректировать деятельность; вносить изменения с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
  • Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
  • Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события.; умение выделять нравственный аспект поведения; развивать чувство уверенности в своих возможностях.
  • Предметные: способность соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами православной христианской морали.
  • Метапредметные:
  • Познавательные: раскрыть значения слова «притча» с помощью Толкового словаря В.И. Даля и Словаря русского языка  С.И. Ожегова; ознакомить с содержанием притчи «Целебные грабли»; помочь детям инсценировать притчу; познакомить со старинными орудиями труда - серпом, косой, цепом и словарными статьями об этих орудиях труда.
  • Регулятивные: умение оценивать свою работу.
  • Коммуникативные: умение работать в малой группе (в паре), участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная (слушание сказки, инсценировка сказки, словарная работа);
  • индивидуальная (индивидуальный опрос);
  • рефлексия (оценивание собственной деятельности обучающимися после каждого этапа урока).                      
  • групповая (инсценировка притчи группой одаренных детей);
  • парная работа (работа со словарями).

Оборудование:

  1. Александрова О.М., Кузнецова  М.И.,

Романова В.Ю, Рябинина Л.А., Соколова О.В. Литературное чтение на родном (русском) языке.1 класс. Учебное пособие ФГОС-М. «Просвещение», 2021.

  1. Презентация к уроку.
  2. Фотографии орудий труда: серпа, цепа, косы. (если урок проводится в классе).
  3. Кроссворд «Знаешь ли ты фольклор?».
  4. Орудия труда в музее серп, цеп, коса, грабли. (в музее).
  5. Запись сказки-притчи «Целебные грабли» в исполнении Володько Г.Н. https://ok.ru/video/4313322228239 
  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. В 2 томах . - Минск: «РООССА»,2004.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. –М.: Рус.яз.,1982.
  3. Розе  Т.В. Большой фразеологический словарь

для детей-М.:ОЛМА Медия Групп,2009.-224с.,ил.

  1. Детские Словарики - самоделки  «Литературные жанры».
  2. Володько Г.Н., Черношейкина Н.П. Методические рекомендации к учебнику М.Л. Савиной,  Т.Н. Козиной «Серебряный родник».-Пенза: Издательство ИПК и ПРО,2002.

Технологии изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональный настрой.

Дети! У нас на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать творчески, с интересом и с удовольствием. Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесёт нам всем радость общения. Давайте поработаем над нашим настроением, чтобы оно стало радостным.

Хлопайте в ладоши.

День такой хороший.

Вдвое веселее, если рядом друг.

Протяните руку и другую руку.

Улыбнитесь другу, и другом другу.

И тогда добрее станут все вокруг.

Осуществляют самооценку готовности к уроку. Поднимают своё настроение с помощью физических упражнений.

Личностные УУД:

-самоопределение;

-развивать чувство ответственности.

Регулятивные УУД:

- овладеть умением прогнозировать.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать других;

-владеть диалоговой формой речи;

- умение сидеть за партой и организовать своё место.

  1. Актуализация знаний

Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Но сначала вспомним то, что уже узнали по теме «Устное народное творчество» Предлагаю работу по группам «Артисты», «Знатоки слова» (Слайд 1).

Речевая разминка

При изучении малых фольклорных жанров в разделе «Устное народное творчество» мы завели с вами самодельные словарики «Литературные жанры». Вспомните, как называется одним словом «короткий шуточный рассказ, в котором повторяются звуки, затрудняющие его быстрое произношение».

«Дуэль скороговорочников».

Два дуэлянта, выходите к доске. Задание следующее: по очереди назвать как можно больше скороговорок за 1 мин. Выигрывает тот, расскажет больше скороговорок. Приветствуется помощь друзей (класс заранее делится на 2 команды: «Артисты», «Знатоки слова»). 

Вот как важна помощь друзей!

Кроссворд «Знаешь ли ты фольклор?»  (кроссворд составлен, опираясь на словарные статьи из Словарика «Литературные жанры», которые дети оформили, изучая раздел «Устное народное творчество»). (Приложение 1)

Дети отвечают, что это «скороговорка».

1) Коси, коса, пока остра!

2)Топоры-то, топоры так и сыплются с горы

Регулятивные УУД:

- умение высказывать свои мысли;

- умение выполнять учебные действия в материализованной громкоречевой форме.

Познавательные УУД:

-умение строить речевое высказывание;

-осуществлять анализ;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли с

достаточной полнотой и точностью мысли;

-учитывать разные мнения.

Личностные УУД:

- умение вносить необходимые коррективы в действии.

  1. Постановка

учебной задачи

Работа с Толковым словарём В. И. Даля, со

Словарем русского языка С. И. Ожегова

  1. Работа по теме урока

Что такое «сказка»?

С какой сказкой В.И. Даля вы познакомились на предыдущем уроке? Это авторская или народная сказка? А зачем нам надо читать сказки? (высказывания детей).На какой жанр устного народного творчества похожа сказка В.И Даля ?

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством В.И Даля. Нашими помощниками сегодня на уроке будут вот эти книги (показывает словари): Толковый словарь живого великорусского словаря, Словарь русского языка С. И. Ожегова и ваши словарики «Литературные жанры».

1)Почему они называются «словарями»?

2)Почему словари  «толковые»?

3)Как располагаются слова в словарях?

Какой выберем словарь для объяснения значения слова «сказка»?

(Давайте проверим наши предположения по Толковому словарю С. И. Ожегова)

Поработайте в парах – восстановите текст пословицы (Сказка - ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок). А как вы понимаете пословицу: «Сказка-ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок»?

Сообщение темы и целей урока.

Постановка учебной задачи. 

Какие перед нами задачи на сегодня? Дополните … (Слайд 4)

Учиться…

Развивать…

Открывать…

Контролировать …  

Что необычного было в сказке В. И Даля «Старик- годовик»? О чем были   загадки в сказке В. И. Даля? Давайте поработаем в группах и отгадаем героев новой сказки.

Игра «Угадай-ка».

Прочитайте загадку, обсудите в команде вариант отгадки.

У нас пальцы есть,

Можешь перечесть.

Но не гнутся пальцы вовсе,

Помогают в сенокосе

Сено в кучу загребают,

Человеку помогают… (Грабли)

Текст загадки записан слайде (Слайд 5).

Открытие нового знания

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой- притчей «Целебные грабли».

Вам понятно слово «притча» в названии?

«Знатоки слова» найдут значение слова «притча» в словаре С. И. Ожегова, а «Артисты» - в словаре В.И. Даля (Слайд 7).

Инсценировка притчи «Целебные грабли» из (группа «Артисты»).

Действующие лица: рассказчик- учитель.

Маша, крестьянская дочка: девочка 7 лет.Отец: мальчик 7 лет

Мать: девочка 7 лет

Притча «Целебные грабли» 

Поехала Маша, крестьянская дочка, к тетке в город погостить. И вернулась оттуда в городском платье, в модных сапожках со скрипом. Ходит она по родному двору, словно по чужому. Ничего не узнает. Увидела косу, ткнула в неё пальчиком и спрашивает: «А это что у вас такое?» Родители только руками всплеснули: «Как же ты не знаешь, доченька? Это коса, ею сено косят»-«Фи! Коса! А вот это у вас что?». - «А это цеп. Им зерно молотят». - «Фи! Цеп!». А вот это у вас что?» - «А это серп. Им хлеб жнут. Да что с тобой?». Надула Маша губы, отвернулась. Да на беду рядом к стене грабли были прислонены. Наступила на них Маша ненароком, а грабли её по лбу – стук! «Ой, мама, как больно! Зачем вы тут грабли поставили?!» Рады родители, что к дочке память вернулась. Не иначе как грабли помогли… А мы будем помнить: «Придет гордость, придёт и посрамление, но со смирёнными – мудрость.»

Чему учит эта притча? Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?

Дети отвечают:

Сказка – древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение

Со сказкой «Старик –годовик». Она как большая загадка о двенадцати месяцах, времени

  1.  «В них живут слова»;
  2. Толкуют объясняют значение слов; 
  3. Слова располагаются в алфавитном порядке.

Дети формулируют тему и задачи урока.

Учиться… думать

Развивать… мышление

Открывать… новые знания 

Контролировать …себя и других

Дети отвечают, что каждая сказка чему-нибудь учит.

Дети читают хором загадки со слайда презентации.

«Притча –поучение в примере»

Притча (по Ожегову) — в старинной литературе иносказательный рассказ с нравоучением

Дети слушают учителя и смотрят    инсценировку сказки –притчи «Целебные грабли».

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

-умение высказывать своё предположение;

-формулировать цель, учебные задачи;

- вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации, выделение существенных признаков;

-сравнивать, обобщать.

Личностные УУД:

-умение осознавать трудности стремление к их преодолению.

Коммуникативные УУД:

-допускать различные точки зрения;

-владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

-умение высказывать своё предположение;

-формулировать цель, учебные задачи;

- вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой

информации, выделение

существенных признаков;

-сравнивать, обобщать.

Личностные УУД:

-умение осознавать трудности стремление к их преодолению.

  1. Физкульт-минутка

Выходите на середину зала и сделайте кружок. Это игра поможет нам найти благополучный способ окончания сказки.

Я буду бросать мяч одному из вас, и одновременно называть какой – либо предмет. Если названный предмет- орудие труда, нужно поймать мяч. Если же предмет не орудие труда, то мяч ловить нельзя, пусть он падает на пол. Предметы для перечисления: топор, мяч, грабли, ведро, ножницы, коса, вилы, стол, цеп, серп.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Работа с Большим фразеологическим

словарем

для детей

  • Как вы понимаете фразеологизм «Наступать на одни и те же грабли»?
  • Какие ошибки совершила Маша, героиня притчи «Целебные грабли»?
  • Как нам быть, если мы не понимаем значение устойчивого выражения?

Нам нужен ещё один помощник-  Большой фразеологический словарь

для детей (Слайд 8).

  • Совершать одни и те же ошибки.

  • Маша постоянно изображала, что она не знает, как называются орудия труда.

Коммуникативные УУД:

-допускать различные точки зрения.

Регулятивные УУД:

-умение высказывать своё предположение;

-формулировать цель, учебные задачи;

- вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации, выделение существенных признаков;

-сравнивать, обобщать.

Личностные УУД:

-умение оценивать поведение героев.

VIIСамостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Творческая работа в группах.

«Придет гордость, придёт и посрамление, но со смирёнными – мудрость».

  • Чему учит эта притча?
  • С какими новыми словами познакомились в музее?
  • Какие словари пришли вам на помощь?
  • О каких старинных орудиях труда узнали в музее?

Группа «Знатоки слова»

Дети отвечают:

  • Не нужно гордиться, зазнаваться. Нужно уважать родителей, их труд.
  • Серп, цеп, коса.

Коммуникативные УУД:

-умение оценивать свою работу и работу соседа по парте.

Регулятивные УУД:

-умение осуществлять само и взаимоконтроль.

Познавательные УУД:

-умение анализировать;

-сравнивать, обобщать.

Личностные УУД:

-умение работать в паре. знать правила поведения.

Познавательные УУД:

-умение проводить сравнение,

устанавливать причинно-следственные связи.

Ⅷ Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение.

  • Какая это сказка? (бытовая, волшебная, о животных).
  • Чему учит сказка?
  • Сказка бытовая (объясняют почему).
  • Не  нужно гордиться, уважительно относиться.

Регулятивные УУД:

- прогнозирование.

IX. Информация о домашнем задании.

Прочитать выразительно, подготовить пересказ.

Нарисовать рисунок к сказке по желанию.

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Приложение 1

Кроссворд «Знаешь ли ты фольклор»

1.

П

Е

С

Т

У

Ш

К

И

2.

Б

А

У

Т

К

И

3.

З

А

К

Л

И

Ч

К

И

4.

З

А

Г

А

Д

К

И

5.

С

Ч

И

Т

А

Л

К

А

6.

   П

О

Т

Е

Ш

К

А

По горизонтали:                                                                                                                                     По вертикали :

                                                                                                                                                                   древнейший жанр

  1. Стишки, которыми пестуют ребёнка.                                                                             устного  народного творчества ,                  
  2. Короткие колыбельные песенки, протяжные и усыпляюще –завораживающие.         имеющий целью нравоучение и
  3. Обращения к природе с просьбой или требованием.                                                        развлечение.
  4. Стишки с секретом, которые нужно раскрыть.
  5. Произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение ролей в игре.
  6. Весёлый стишок, которым развлекают, смешат детей, публику.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский конкурс «СЛОВАРНЫЙ УРОК» в рамках всероссийского мероприятия «ДЕНЬ СЛОВАРЯ» Номинация «Словари на службе знаний»

Слайд 2

Урок литературного чтения на родном ( русском ) языке с элементами православной культуры, 2 класс Тема: Выполнила: Володько Г.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ р.п. Шемышейка Пензенской области Проект «Карусель сказок Сказка-притча «Целебные грабли». Шемышейка,2022 Целебные

Слайд 3

«Бой скороговорочников » Коси, коса, пока остра! Топоры-то, топоры так и сыплются с горы. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь. Ткет ткач ткани на платки Тане. Выполнила Володько Г.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ р.п. Шемышейка Пензенской области РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Слайд 4

Выполнила Володько Г.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ р.п. Шемышейка Пензенской области ОРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА : У читься… думать Р азвивать… речь О ткрывать … новые знания о словах К онтролировать …себя и других

Слайд 5

Что такое «сказка»? Сказка – древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение Выполнила Володько Г.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ р.п. Шемышейка Пензенской области

Слайд 6

Народные Авторск ие СКАЗКИ В.И. Даль «Старик – годовик» Сказка- притча «Целебные грабли»

Слайд 7

Что такое «притча»? Притча — в старинной литературе иносказательный рассказ с нравоучением Работа с Толковым словарём живого русского языка В. Даля Притча – «поучение в примере» Выполнила Володько Г.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ р.п. Шемышейка Пензенской области

Слайд 8

Работа над фразеологизмами Наступить на те же грабли – постоянно повторять свои ошибки. Выполнила Володько Г.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ р.п . Шемышейка Пензенской области

Слайд 9

знаю запомнил понял Выполнила Володько Г.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ р.п. Шемышейка РЕФЛЕКСИЯ Я

Слайд 10

Источники 1.Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. В 2 томах .-Минск : «РООССА»,2004. 2. Ожегов С.И . Словарь русского языка. –М.: Рус.яз .,1982. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей-М.:ОЛМА Медия Групп,2009.-224с.,ил. https:// ok.ru/video/4313322228239 Выполнила Володько Г.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ р.п. Шемышейка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения и родного языка (ненецкого)

Данная работа знакомит со сказкой....

технологическая карта урок литературное чтение на родном языке(саха)

Предмет: Ааҕыы уруогаОскуола: Мындааба орто оскуолатаКылаас:  3Дата: 02.02.18Уруок тиэмэтэ: Владислав Авдеев “Олуйтарыы”Уруок соруга: Владислав Авдеев диэн суруйааччыны уонна кини &ld...

Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе

Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе...

Урок литературного чтения на родном языке по теме А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».Цель:  познакомить  с  темой  раздела,  с   п...