Технологическая карта урока литературного чтения а родном языке «Расскажу вам сказку…» Ю.М. Литвинов
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Технологическая карта урока и тексты произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke.docx | 84.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Расскажу вам сказку…» Ю.М. Литвинов
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления с произведениями местных писателей – Ю.Литвинов; способствовать развитию умений определять особенности, подбирать пословицы; содействовать развитию интереса к чтению произведений местных писателей |
Тип урока | Применение знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения, называют фамилию и заголовок, оперируют понятиями: главные и второстепенные герои произведения, выделяют главную мысль, обдумывают содержание поступков главных героев, сопоставляют свои поступки с поступками литературных героев. При чтении научатся отражать настроение автора читаемого текста, читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения. |
Личностные результаты | Личностные: применяют правила делового сотрудничества: доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности. Проявляют интерес к культуре и истории своего народа, выражают положительное отношение процессу познания. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия, контролируют выполненные задания с опорой на эталон или по алгоритму, данному учителем, определяют границы своего знания и незнания по изучаемой теме, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников, анализируют причины успеха/неуспеха. Познавательные: различают и сравнивают образы положительных и отрицательных героев, используют умение рассказывать о герое в самостоятельной работе. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Понимают и толкуют условные знаки и символы для передачи информации, пользуются приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений, проявляют индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Коммуникативные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Краткая биография Ю.М. Литвинова, произведения «Облако и туча», «Козочка и волки» |
Сценарий урока
Этапы урока | Цель деятельности | Действия учителя | Действия обучающихся | Планируемый результат |
I. Организационный момент | Мотивирование | Приветствует обучающихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Все ль на месте? Все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо, под рукой! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Подготовка к основному этапу занятия | Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной задачи | Называет тему урока. – Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Предлагает сформулировать учебную задачу | Слушают учителя. Предугадывают содержание произведения. Формулируют учебную задачу | Личностные результаты: проявляют познавательный интерес к изучению темы. Регулятивные УУД: формулируют учебную задачу |
III. Усвоение знаний и способов действий | Осознанное выразительное чтение. Анализ произведения. Чтение по ролям. | Организует работу с текстом басни «Облако и тучка» | Читают сказку. Отвечают на вопросы. Читают по ролям. | Предметные результаты: читают выразительно, по ролям; владеют понятием. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание |
IV. Применение знаний | Инсценировка сказки | Чему учит нас эта сказка? – Ребята, давайте инсценируем сказку Ю. Литвинова «Облако и тучка» | Отвечают на вопрос Инсценируют сказку | Предметные результаты: знают особенности авторских выразительных средств. Познавательные УУД: осуществляют анализ, сравнение. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме |
V. Рефлексия | Осуществление самооценки | Предлагает продолжить предложения. – Было интересно… – Было трудно… – Я выполнял(а) задания… – Теперь я могу… – Я почувствовал(а), что… | Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: дают оценку своим умениям; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятель- ности |
Домашнее задание | Развитие навыков выразительного чтения | Комментирует домашнее задание. – подготовить пересказ любого произведения | Записывают в дневник домашнее задание | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу |
УРОК 2 «Расскажу вам сказку…» Ю.М. Литвинов
Юрий Михайлович Литвинов (1954-2013) родился в селе Хохлово Белгородской области. В 1971 году окончил среднюю школу в Белгороде. После школы работал строителем, служил в армии, учился на театральном отделении культпросветучилища. В период учебы начал посещать литературную студию «Современник». В августе 1975 года в районной газете «Родина» появилось первое стихотворение Юрия Литвинова. В 1976 году он был принят актером в труппу Белгородского государственного театра кукол. Сочинял стихи и прозу, пьесы для театра кукол, публиковался в периодических изданиях и коллективных сборниках.
В 2001 году в издательстве «Крестьянское дело» вышли две книги Ю. Литвинова: «Записки сказочника» - сказки и пьесы для детей и сборник поэзии «Две книги стихотворений».
Юрий Михайлович лауреат премии «Прохоровское поле».
Облако и туча
Небо в наших краях просторное, ни горами, ни лесами не заслоняется. Так что ветрам у нас есть где разгуляться, и они порою налетают со всех сторон сразу, отчего облака и тучи могут прилетать к нам и с севера и с юга одновременно.
Так вот история нынешняя не о небе, и не о ветрах, она о туче грозовой и облаке кучевом. Случилось им встретиться над весёлым детским городком и затеять спор – кто сможет больше привлечь детского внимания. Ради кого, дескать, детвора оставит свои игры и забавы, да позабудет про игрушки.
И принялись они стараться каждая на свой манер. Грозовая туча начала мрачнеть и раздуваться, в надежде заслонить собою солнце и навеять мрак. А кучевое облако вдруг заклубилось озорно, меняя очертания, и стало враз похоже на белого пуделя. И когда дети подняли головы, чтобы узнать, отчего скрылось солнце, они перво-наперво заметили облако похожее на пуделя. И загалдели радостно: «Белый пудель! Пудель! Пудель! Ой, какой беленький!!!».
Туча тут же грозно сверкнула молнией. Но опоздала, потому что облако уже превратилось в белую курицу. «Ко-ко-ко-ко-ко! Куд-куд-куд-куд-куд-кудах!» - тут же принялись изображать кур и дети.
Тогда туча, закрыв собою всю свою северную половину неба, громыхнуло громом так, что флюгеры на башенках детского городка испуганно вздрогнули и завертелись, жалобно звеня.
А дети даже не услышали грозных раскатов, потому что все до единого во весь голос кричали: «Бе-е-е-е-е-е-е-е!» и «Бе-бе-бе-бе-бе!». Вы уже догадались, прозорливый мой читатель, что кучевое облако на южном склоне неба к тому моменту превратилось в белого барашка.
Тут уж терпение тучи лопнуло окончательно и она, вместо того, чтобы пролиться ливневым дождём, затеяло разрастись-растечься на весь небосвод. Но сил её на такое дело оказалось недостаточно. Так вот, от чрезмерной натуги туча просто-напросто разорвалась на полтора десятка маленьких серых тучек. Такая вот случилась с тучей чёрной грозовой досада.
Но самым досадным и обидным для всех грозовых туч стало то, что маленькие серые тучки, враз забыв про громы-молнии и дождь, стали озорно клубиться и меняться, превращаясь, кто в мышку, кто в кошку, кто в черепашку, кто в крота, кто в зайчика, а кто в волчонка. Вот так вот в небе над детским городком в тот день кружился и вертелся целый зоосад.
И дети, конечно же, опоздали на обед. Зато нагуляли такой аппетит, что все – без исключения! – попросили добавки супа и макарон с котлетой.
Но вот вместо десерта вновь умчались на улицу, смотреть, как по краешку неба, не стеснённого ни высокими горами, ни дремучими лесами, большой белый слон ведёт с запада на восток полтора десятка маленьких серых слонят.
Это позволяет нам заключить, что в споре грозовой тучи и кучевого облака победила дружба.
А ещё без труда догадаться, откуда в детском городке появилась вот такая песенка-скакалка:
Бродят по небу слоны,
Машут ухом,
Не обидели они
Даже муху!
Каждый слон летать готов
Выше кручи,
Ведь они из облаков,
Да из тучек!
Козочка и волки
В одном тёмном дремучем лесу, на единственной зелёной солнечной полянке жила-поживала маленькая белая козочка. У неё даже рожки ещё не выросли, поэтому она никому не могла причинить боли и вреда, да и не хотела. Не спеша щипала травку, грела бока и спинку на солнышке, пила чистую водицу из ручейка, бегущего по краю полянки, и мечтала вырасти большой и красивой.
Не знала она, бедняжка, что в глубине леса собралась на охоту стая серых волков. Они были злыми, очень голодными и мечтали, клацая зубами, только о еде. Прослышали волки от ворон и сорок про белую козочку и побежали на полянку. Прибежали, огляделись и увидели, что козочка-то совсем маленькая. На всю стаю такой добычи маловато будет.
- Мы самые матёрые, мы основатели стаи, значит, нам и достанется эта еда! – Рявкнули старые волки.
- А мы самые голодные, мы больше всех есть хотим, нам расти надо, значит, еда нам нужнее. Без еды мы не выыыыыыырастем! – Взвыли молодые.
- Зато мы самые сильные и никому не позволим отбирать нашу добычу! – Прорычали средние.
- Неизвестно, кто сильнее! – Взвизгнули тут старые и молодые в один голос.
И началась посреди полянки волчья свара. Проще говоря, драка. Вся стая сбилась в один рычащий, визжащий и воющий клубок, из которого на зелёную полянку летели клочья выдранной шерсти, куски оторванных хвостов и откушенных ушей…
Грустно и больно стало козочке от такого зверского зрелища. Вздохнула она горько и пошла из дремучего леса прочь – куда глаза глядят. И очень скоро – через день да ночь – вышла поутру на широкий светлый луг, где над разнотравьем и разноцветьем вставало омытое росой солнышко, играли в пятнашки мотыльки и бабочки, трещали, соревнуясь в прыжках, кузнечики и щебетали о пустяках пичуги и птички.
На этом просторном и гостеприимном лугу козочка выросла, ста – как и мечтала – большой и красивой. А потом она нашла себе там жениха. Нам с облаками он понравился – настоящий козёл! Сильный, стройный, круторогий, умный и… не бодается. Добрый, стало быть!
Но ещё больше нам понравились их козлята – озорные, игривые шалуны, но не хулиганы и не задиры. Оба белые. Мальчика тут же решили назвать Снежок, а девочку – конечно же – Облачко.
А волки, после свары-драки, разбежались кто куда по тёмному лесу, бродят там поодиночке на узких дорожках и точат зубы друг на дружку. Но беленькая козочка в этом не виновата. Мы с облаками так и говорим этим серым при встрече: «Она не виновата в ваших бедах, потому что – добрая, а виноват кто-то злой. И вы знаете кто!».
Смело говорим, во весь голос, и они убегают, поджав остатки хвостов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.
1. Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...
Технологическая карта урока литературного чтения. на родном (ненецком) языке. "Ты" лы, варңэ. Варнэ халэвм’ мядоманзь хамэдо’ ".
Создать условия для получения знаний о народной ненецкой сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки.Актуализировать знания о ненецких сказках, активизировать “вдумчивое” чтени...
технологическая карта урок литературное чтение на родном языке(саха)
Предмет: Ааҕыы уруогаОскуола: Мындааба орто оскуолатаКылаас: 3Дата: 02.02.18Уруок тиэмэтэ: Владислав Авдеев “Олуйтарыы”Уруок соруга: Владислав Авдеев диэн суруйааччыны уонна кини &ld...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Технологическая карта урока литературного чтения на родном языке (русском) в 1 классе
урок №9 в учебном плане Н.Сладков "Весенняя баня"...
Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности младших школьников...
Технологическая карта урока литературного чтение на родном (русском) языке по теме "Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина ""Голубь"". 2 класс.УМК "Школа России"
Класс: 2 классТема урока: «Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е. Лебедина «Голубь»»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: формирование образовательных компе...