Литературное чтение 3 кл. А.Л. Барто "Разлука"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Новицкая Ангелина Павловна

Конспект по литературному чтению 3 кл. Изучение литературного произведения А.Л. Барто "Разлука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.l.barto_razluka_17.03.22.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Департамент образование я науки брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально педагогический колледж»

Конспект пробного урока

по литературному чтению

Специальность 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс III, группа 31Н

 Новицкой Ангелины Павловны

Руководитель: Данченкова Оксана Анатольевна

Дата ______________                           Оценка _________

Подпись учителя _________                 Подпись методиста ________

Подпись методиста _________

Трубчевк

2022 г.

Дата: 17.03.2022

Школа: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: литературное чтение

ОС: Школа России

Учитель: Булохова Наталья Николаевна

Студент: Новицкая Ангелина Павловна

Класс:

Тема: Воспитательная роль стихотворения А.Л. Барто «Разлука»

Цели:

Содержательная: знакомство с творчеством Агнии Львовны Барто.

Деятельностная: формирование умения определять главную мысль произведения

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение читать текст целыми словами, выразительно.

2. Развивать умение работать с иллюстрацией к произведению.

3. Развивать умение объяснять смысл пословицы.

4. Формировать умение предугадывать содержание произведения по названию иллюстрациям.

Развивающие:

1.Развивать умения работы с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и

самостоятельно.

2. Формировать умения формулировать цель и задачи урока, планировать свою деятельность.

3. Формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей  работы на уроке, объективно относиться к своим успехам и не успехам.

5. Развивать умение давать полные ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные: 

1. Воспитывать личностные качества детей: трудолюбие, доброту, отзывчивость

2. Воспитывать интерес к творчеству А. Л. Барто

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение читать текст целыми словами, выразительно.

2. Умение работать с иллюстрацией к произведению.

3. Умение объяснять смысл пословицы(высказывания).

4. Умение предугадывать содержание произведения по иллюстрациям, первому предположению

Личностные:

1. Проявление личностных качеств детей: трудолюбия, доброты, отзывчивости

2. Интерес к творчеству А. Л. Барто

Метапредметные:

Познавательные:

1.Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и

самостоятельно.

2.Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

1. Умение формулировать цель и задачи урока, планировать свою деятельность.

2. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам и не успехам.

Коммуникативные:

1. Умение давать полные ответы на поставленные вопросы.

Оборудование: портрет С.В. Михалкова, карточка с пословицей.

Образовательный ресурс:

План урока

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Работа с пословицей.  

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Речевая разминка.

2.2.Игра «Доскажи словечко»

2.3.Работа с портретом поэтессы

2.4.Рассказ о А. Л. Барто

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1.Антиципация заголовка

3.2.Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1.Работа над темой урока

4.2.Формулирование цели и задач урока

5. Этап реализации построенного проекта.  

5.1.Чтение наизусть учителем стихотворения «Разлука».

5.2.Проверка первичного восприятия

5.3.Перечитывание стихотворения(по цепочке).

6. Этап реализации построенного проекта.  

6.1.Беседа по вопросам.

6.2.Работа с жанром стихотворения.

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Выразительное чтение стихотворение в парах.

7.2. Работа с названием.

7.3. Обобщающая беседа.

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

                                                                                      Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

  1. Приветствие

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Павловна, и сегодняшний урок у вас проведу я. Садитесь, пожалуйста.

1.2. Проверка готовности к уроку

- Ребята, проверьте, пожалуйста, на столах у вас должен лежать учебник и письменные принадлежности. Сядьте ровно, руки перед собой.

1.3. Работа с высказыванием.

- На доске в качестве эпиграфа написано высказывание из песни:

 «Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться»

-Как вы понимаете смысл высказывания?

Учащиеся здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку и объясняют смысл пословицы

Любое дело надо делать с хорошим настроением, только так оно пойдет на пользу и принесет успех, а если учиться без настроения, то можно многое пропустить и не запомнить.

Фронтальная

Индивидуальная

К1, П1, Пр3

2. Этап актуализации и пробного учебного действи

2.1. Речевая разминка.

- Ребята, давайте наш урок начнем с речевой разминки.

Наша речь должна быть красивой и в этом нам помогают скороговорки. Посмотрите на слайд и сперва прочитайте скороговорку про себя.

 Корова Буренка ругает теленка:
«Зачем за овражком бодался с барашком?»

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Здесь записана скороговорка, прочитайте ее про себя медленно и шепотом.

-Давайте прочитаем скороговорку вместе в медленном темпе.

-Теперь прочитаем в среднем темпе.

-И теперь в быстром темпе.

-Кто хочет прочитать скороговорку 3 раза быстро?

-Ребята, у кого получилось прочитать лучше?

2.2.Игра «Доскажи словечко»

-Сейчас  мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». А начну читать стихотворение, а вы продолжите.

Зайку бросила хозяйка —

 Под дождем остался зайка.

 Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок. 

Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Бычок

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

-Молодцы, ребята. А откуда вы знаете эти произведения?(С детского сада, …)

-Кто является автором данных стихотворений? (А. Л. Барто)

-Как вы думаете, почему я привела ее произведение? (Мы продолжим ее изучать) Какие еще произведения А.Л. Барто вы еще знаете?

2.3.Работа с портретом поэтессы.

-Да, ребята. Сегодня мы продолжим говорить о творчестве Агнии Львовны Барто.

-Посмотрите, пожалуйста, на ее портрет. СЛАЙД

-Что вы можете сказать об этом человеке?

-Да, ребята, только такой человек мог писать для детей.

2.4.Рассказ о А. Л. Барто.

-Ребята, скажите, а что вы знаете о творчестве А. Л. Барто? Какие она произведения писала для детей?

На слайд книги…СЛАЙД

-Хорошо. Сейчас я вас дополню.

Будущая выдающаяся поэтесса родилась в Москве. Она была из образованной и знатной семьи. Отец работал ветеринарным врачом, а мама занималась домашними делами. 

 Начальное образование Агния получала дома, строго под присмотром отца. Отец мечтал, чтобы его дочь выступала на сцене вместе с балетом. Поэтому с раннего детства Агния занималась танцами, но желание писать детские книги оказалось сильнее.  Уже в первых классах гимназии А. Барто начала писать стихи. А в 19 лет вышла в свет ее первая книжка «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». После Барто пишет сборник, который назывался «Игрушки». Популярность быстро настигла юную Агнию. Но ее застенчивость и не смелость, оставили девушку в глазах других людей скромницей и умницей. 

 В годы войны она работала на заводе, будучи токарем, а также писала статьи, стихи и очерки на военную тему. 

 Дети любят ее произведения за то, что они очень легкие и понятные. 

-А.Л. Барто

-Потому что мы будем ее изучать.

-Женщина средних лет, умная, добрая, мудрая

Фронтальная

Фронтальная

Пр1, К1, Пр2,П1

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1.Антиципация заголовка.

-Ребята, давайте откроем страницу 112-тую в учебнике и посмотрим, как же называется произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться.

3.2.Формулирование проблемы урока.

-О чем же будет это стихотворение?

-Как вы понимаете значение слова «разлука»?

-Посмотрите на иллюстрации, что на них мальчик делает?

-Хорошо, а мы можем сказать, почему мальчик сидит на пляже, а не купается с остальными ребятами? Или почему на картинке мальчик только с папой? Об это мы с вами узнаем позже.

«Разлука»

-Это стихотворение о разлуке.

-Это значит, что кто-то с кем-то расстался.

-Мальчик кушает морковку, играет на пианино, сидит на пляже.

Дети не могут ответить.

Фронтальная

Пр2,Пр4,К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1.Работа над темой урока.

-Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

-Правильно.

4.2.Формулирование цели и задач урока.

-Какую цель перед собой поставим?

-Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?

-Воспитательная роль стихотворения А.Л. Барто «Разлука».

-Узнать, чему учит это произведение.

-Отвечать на вопросы, выразительно читать стихотворение, работать с иллюстрациями.

Фронтальная

Р1,К1

5. Этап реализации построенного проекта.

Физминутка

Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши)
Пять — руками помахать. (Движения руками)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте)

-Перед тем, как мы познакомимся с новым стихотворением, я на слайд выписала слова, которые могут вызвать у вас затруднения.

СЛАЙД (Значение слов появляется постепенно, после ответов детей)

разлука – отлучение друг от друга на определённое время;
гаммы – последовательный ряд звуков, понижающихся или повышающихся;
 витает – носится в вышине;

командировка – отъезд, связанный с работой; 
малость – чуть-чуть;
печально – грустно, тоскливо.

– А что такое Прилуки? Почему это слово написано с большой буквы? (Город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области. 

5.1.Чтение наизусть учителем стихотворения «Разлука».

Учитель читает наизусть стихотворении А.Л. Барто «Разлука».

5.2.Проверка первичного восприятия.

-Это веселое или грустное стихотворение?(грустное)

-А почему грустное?

5.3.Перечитывание стихотворения(по цепочке).

- А сейчас, я предлагаю вам, прочитать это произведение по цепочке. Начинаем читать по одной строке.

-Грустное

-Потому что мальчик расстается с мамой.

Дети читают по цепочке.

Фронтальная

Пр1,К1

6.  Этап реализации построенного проекта.

6.1.Беседа по вопросам.

От имени кого написано стихотворение?

–Как чувствует себя мальчик без мамы?  (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...)

-Найдите эти строчки и зачитайте.

-Перечислите что делал мальчик для мамы? Найдите в тексте.

– Действительно ли всё это он делает для мамы?(Нет)

-Что сначала мальчик делал? (Для нее играл я гаммы)

-Что значит играл гаммы?(Вероятно он учится играть на каком-то музыкальном инструменте.) А разве для мамы он это делает?

-«Для нее ходил к врачу»… Это маме нужно было, чтобы он ходил к врачу? (нет)

-А зачем ходят к врачу? (когда болеют)

-Что он еще делал? Зачитайте дальше. (Математику учу)

-Как вы считаете, мальчику самому важно учить математику? Мама ведь закончила школу.

-Зачем мальчик мыл руки? (чтобы не было микробов)

-Кому бы было плохо от того, что он не вымоет руки? (У него бы заболел живот и пришлось бы принимать лекарства)

Мальчик ест морковку, но он не просто ее ест он ест овощи и фрукты, в которых содержатся витамины, необходимые для  роста и здоровья детей.

-Все, что мы перечислили- это мальчик делал, когда мама была дома. А изменилась ли жизнь мальчика после отъезда мамы? Что именно изменилось?

-Что значит отложил в сторону гаммы?(Перестал тренироваться в игре на музыкальном инструменте)

-Что значит нагляделся в телевизор?(Смотрел до того, что уже начали перед глазами являться полоски или очень долго смотрел в телевизор.)

-Верно, он сидел за телевизором так долго, что у него перед глазами начали появляться полоски, а это очень вредно для здоровья.

-Что он увидел по телевизору? Зачитайте. (Там у них одна актриса ходит в маминой прическе)

-Что же подразумевает Агния Барто под этими строчками? (что мальчик очень скучает по маме и потому ее видит повсюду)

-Посмотрите на последнюю картинку. Что на ней изображено?

-Посмотрите на мальчика, как вы думаете, какое у него настроение? ( Ему грустно, скучно без мамы.)

-Как папа старается успокоить мальчика? (говорит, что мама вернется через 10 дней)Найдите в тексте, как папа успокаивает сына.

-Что после делает мальчик? (кладет на место спички и моет руки)

-Он делает это по привычке или от скуки? (по привычке)

-А кто приучил его к этому? (мама)

-Верно, ребята. Его мама приучила к тому, что все нужно выполнять правильно, поступать хорошо и добросовестно.

6.2.Работа с жанром стихотворения.

-Ребята, каков будет жанр этого произведения?

-Докажите.

-От имени мальчика.

-Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой.

-Мальчик играл гаммы, ходил к врачу, учил математику, не купался в речке после болезни, мыл руки, ел морковки.

-Жизнь мальчика изменилась, он отложил в сторону гаммы, нагляделся в телевизор.

- что мальчик очень скучает по маме и потому ее видит повсюду.

-Это стихотворение

Здесь есть рифма

Фронтальная

К1,П1,Пр1,Л1

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Выразительное чтение стихотворение в парах.

- А сейчас, прочитайте друг другу это стихотворение выразительно (в парах).

-Давайте обратим внимание на некоторые моменты.

 Как вы думаете, как стоит прочитать первую часть, что мальчик в этот момент переживает?   (он обижен ,сердится ,что все делал для мамы)

-Значит с какой интонацией нужно читать?(обиженной, сердитой)

-Правильно. Давайте попробуем прочитать. Кто хочет попробовать?

-Обратите также внимание, что под конец чувствует наш герой? (наш герой, будто расстраивается). Значит интонация должна стать более спокойной, грустной.

-Кто хочет попробовать прочитать с такой интонацией?

- Давайте прочитаем стихотворение выразительно. (3 человека)

-Ребята, а чье чтение вам понравилось больше? Почему? Соблюдал ли он наши рекомендации? Что получилось?

7.2.Работа с названием.

-Скажите, пожалуйста, почему А. Барто назвала стихотворение именно «Разлука»? (Потому что мальчик расстался с мамой на некоторое время)

-Какое чувство вызвало у вас произведение?
-А вы бы могли сказать, что это произведение написано от вашего имени? Почему? (Потому что бывают дни, когда приходится расставаться с мамой, а без нее скучно, грустно)

7.3. Обобщающая беседа.

-Ребята, как вы думаете, чему учит это стихотворение? (Стихотворение учит тому, что все дела ты делаешь в первую очередь для себя, а не для других.)

Фронтальная

Парная

П1, К1,Л2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

-Какую цель мы поставили перед собой?

-А теперь мне бы хотелось посмотреть какое впечатление произвел на вас урок.

 Кому было интересно, узнал для себя новое поднимите зеленую карточку.

Кому урок показался скучным, поднимите желтую карточку.

Кто сожалеет о том, что попал на этот урок и потерял время зря поднимите красную карточку.

-Узнать, чему учит стихотворение А.Л.Барто

Фронтальная

К1, П2, Р2, Л2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...