Адаптированная рабочая программа Речевая практика
рабочая программа по чтению (2 класс)
Адаптированная рабочая программа Речевая практика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_praktika_feuryanu.docx | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по Речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 2 класса "Устная речь" для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2017г.
Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Задачи курса «Речевая практика»:
- развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи ( обогащение, закрепление, активизация словаря);
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- научить составлять рассказы из личного опыта;
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
- практический метод (упражнения, практическая работа);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- коллективный, индивидуальный;
- творческий метод;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Нормативная база
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
- Основная образовательная программа начального общего образования;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Содержание курса
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Добро пожаловать. | 3 |
2 | Истории о лете. | 3 |
3 | Сказка "Три поросенка" | 3 |
4 | Расскажи мне о школе. | 3 |
5 | Алло! Алло! | 3 |
6 | С днем рождения! | 3 |
7 | Дежурство. | 3 |
8 | У меня есть щенок. | 3 |
9 | Сказка "Красная Шапочка". | 3 |
10 | Я записался в кружок. | 3 |
Всего: | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | ||
1 четверть | ||||||
1 | «Добро пожаловать». Выявление представлений детей по теме ситуации. | 9 | ||||
2 | «Добро пожаловать». Практическое использование в речевых ситуациях тона голоса. | 3 1 | ||||
3 | «Добро пожаловать». Коллективное составление рассказа | 1 | ||||
4 | «Истории о лете». Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | ||||
5 | «Истории о лете». Называние детьми предметов и различных действий с ними. | 3 1 | ||||
6 | «Истории о лете». Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | 1 | ||||
7 | «Три поросенка». Просмотр сказки. | 1 | ||||
8 | «Три поросенка». Характеристика признаков предметов: величина, цвет, форма. | 3 1 | ||||
9 | «Три поросенка». Выбор роли и атрибутов к ней. | 1 | ||||
2 четверть 7ч. | 1 | |||||
1 | «Расскажи мне о школе». Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. | 1 | ||||
2 | «Расскажи мне о школе». Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя. | 1 | ||||
3 | «Расскажи мне о школе». Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. | 1 | ||||
4 | «Алло! Алло!». Выявление представлений детей по теме ситуации. Характеристика признаков предметов | 3 1 | ||||
5 | «Алло! Алло!» Совершенствование умения участвовать в диалогах. | 1 | ||||
6 | «Алло! Алло!» Использование новых слов и предложений в ролевой игре. | 1 | ||||
7 | «С днем рождения!». Выявление представлений детей по теме ситуации. | 3 1 | ||||
3 четверть 9ч. | ||||||
1 | «С днем рождения!». Практическое использование в речевых ситуациях тона голоса. | 1 | ||||
2 | «С днем рождения!» Коллективное составление рассказа. Выражение лица. | 1 | ||||
3 | «Дежурство». Совершенствование умения участвовать в диалогах. | 3 1 | ||||
4 | «Дежурство». Использование новых слов и предложений в ролевой игре. | 1 | ||||
5 | «Дежурство». Коллективное составление рассказа | 1 | ||||
6 | «У меня есть щенок». Составление предложений по теме. | 3 1 | ||||
7 | «У меня есть щенок». Характеристика признаков предметов. Коллективное составление рассказа. | 1 | ||||
8 | «У меня есть щенок». Совершенствование умения участвовать в диалогах. | 1 | ||||
9 | Сказка «Красная Шапочка». Прослушивание сказки. | 3 1 | ||||
4 четверть 8 ч. | ||||||
1 | «Красная шапочка». Коллективное рассказывание сказки. | 1 | ||||
2 | «Красная шапочка». Выбор роли и атрибутов к ней. | 1 | ||||
3 | «Я записался в кружок». Совершенствование умения участвовать в диалогах. | 3 1 | ||||
4 | «Я записался в кружок». Совершенствование умения участвовать в диалогах. | 1 | ||||
5 | «Я записался в кружок». Коллективное составление рассказа. | 1 | ||||
6 | «Играем во дворе». Составление предложений по теме. | 3 1 | ||||
7 | «Играем во дворе». Называние предметов и действий с ними. | 1 | ||||
8 | «Играем во дворе». Коллективное составление рассказа. | 1 | ||||
9 | Повторение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Речевая практика" ФГОС 1-2 классы
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отстал...
Рабочая программа Речевая практика 1 класс ОВЗ вид 8
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 66 часов....
Рабочая программа Речевая практика 2 класс
Рабочая программа Речевая практика 2 класс...
Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)...
Рабочая программа речевая практика
Рабочая программа речевая практика 2 класс коррекционная школа 1 вариант...
Рабочая программа речевая практика 8 вид ( 3 класс)
Рабочая программа речевая практика 8 вид (3 класс)...
Рабочая программа "Речевая практика" 3 класс
Рабочая программа "Речевая практика" 3 класс коррекционная школа...