Урок: Л. Н. толстой «Лев и собачка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок: Л. Н. толстой «Лев и собачка»
Урок: Л. Н. толстой «Лев и собачка»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности
Планируемые результаты
Предметные:
научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами
из текста
Метапредметные:
познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения
Личностные:
пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
Организационная структура урока:
I. Организация начала урока.
– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. Для начала немножко разомнемся. Давайте вспомним скороговорку, которую мы выучили на прошлом уроке:
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Психологически настраивает учащихся класса на урок
II. Проверка домашнего задания
Вот новый день и новый час,
Урок литературного чтенияновый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова.
– О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)
- Как он относится к людям?
- Сегодня мы продолжаем изучать творчество Л. Н. Толстого, но для начала я предлагаю вам вспомнить биографию этого замечательного писателя.
- Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.
- Что помогают понять эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)
III. Постановка учебной задачи / Разминка
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте.
- А сейчас прочитайте стихотворение про себя
Бедная собака – бросили её Старая собака – где её жильё? Злой хозяин, вредный, Выгнал за порог! Перед неё, бедной, Нет уже дорог.
– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)
– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.
Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.
Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».
- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)
- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.
- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
– Что означает слово «быль»?
– Посмотрите,могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
III. Изучение нового материала. 1. Первичное восприятие текста.2. Словарная работа
– Я предлагаю вам послушать историю, котораяпроизошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».
– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?
Прослушивание записи рассказа
– Понравился рассказ?
– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
– Смысл каких слов вам был непонятен?
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?
– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
– Какой эпизод показался вам самым напряженным?
– Назовите главных героев были.
– Где происходит действие?
– Было ли вам кого-нибудь жалко?
Физкультминутка
Все ребята дружно встали(Выпрямиться)
И на месте зашагали.(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись,(Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись.(Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели(Присесть.)
И тихонько разом сели(Выпрямиться и сесть.)
IV. Продолжение работы над темой. Анализ произведения. Работа в парах
(составить диалог героев) - В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.
- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.
- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? – (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. – Ему стало её жалко, она ему понравилась.
- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.
Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)
Работа с иллюстративным материалом:
– Как лев относился к собачке?
– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)
Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку
Как выглядят животные?
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится,лев её защитит.
- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
– Дружба животных. Нам вместе очень весело.
Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)
– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)
– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)
- Отчего лев умер?
– Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.
Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
– Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.
Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.
Работа в группах
1, 3 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу.
а) “Лев и собачка друзья лучших лет, Лев и собачка прекрасный дуэт. Дружат они без ссор и без драк, Любит лев собачку так”
б) Лев и собачка хорошие друзья, Им расстаться никак, никак нельзя. А через год собачка умерла, Зачем и почему? Лев спрашивал себя. И от тоски он погубил себя.
2, 5 группа портрет героя – льва
3, 6 группа портрет героя – собачки
– Какой конец в этой истории? (Печальный.)
– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…
– Кого вам сейчас жалко? Почему?
– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?
Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают,чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнеенас.
V. Домашнее задание- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?
Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
VI. Итог урока. Рефлексия-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.
- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?
Какова была цель писателя?
(ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)
Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)
- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.
Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
Закончите фразы.
Сегодня на уроке:
•Я узнал…
•Я научился…
•Мне понравилось…
•Новыми знаниями я смогу поделиться…
Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
Литературное чтение. Тема урока:Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 3 класс
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: Л.Н. Толстой "Лев и собачка" для 3 класса. УМК "Школа России"....
Литературное чтение.Урок"Л.Н.Толстой."Лев и собачка".Тема и главная мысль рассказа".
Урок в 3 классе....
Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....
Конспект урока Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»совершенствования навыков чтенияформирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, дават...
Технологическая карта урока Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
Технологическая карта урока Л.Н. Толстой "Лев и собачка"...