Конспект урока Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
- ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
- совершенствования навыков чтения
- формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
- развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;
- воспитания чувства любви и бережного отношения к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moego_uroka.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
Цели урока: Создать условия для:
- ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
- совершенствования навыков чтения
- формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
- развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;
- воспитания чувства любви и бережного отношения к животным.
Универсальные учебные действия:
Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись рассказа, презентация физминутки, книга с произведением, названия для групп
1.Оргмомент
Вхождение в урок:
Из глубокого колодца (руки буквой "О")
Солнце медленно встаёт (руки поднимаются над головой).
Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой ладошками вверх).
Луч его нам улыбнётся (руки в стороны).
Новый день оно начнёт (руки широко вниз).
А мы начинаем новый урок литературного чтения.
-Всю дорогу нашу освещает солнце. А что мы ощущаем от солнца? (“теплоту”, “свет”, “заботу”)
– Народная мудрость гласит: “Доброта, что солнце.Как вы это понимаете? Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добрые – ещё лучше.
И я очень хочу, чтобы урок был для нас действительно добрым и тёплым,как солнышко. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами
2.Речевая разминка
Ребята,вы сегодня будете не просто учениками, каждый из вас станет мыслителем, исследователем, критиком.
Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
Качество выполняемой работы зависит от того насколько вы будете соблюдать
Правила работы на уроке:
- Читать – вдумчиво;
- Писать – грамотно;
- Слушать – внимательно;
- Говорить – внятно, доступно.
Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство.
Что нужно для правильного красивого чтения? (правильное произношение звуков, т.е. – артикуляция.)
Упражнение на артикуляцию:
ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА,
ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ,
ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ.
А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
Хоровое чтение в умеренном темпе.
Прочитать медленно, затем с ускорением.
Читать, начиная быстро, затем замедляя темп чтения
3.Актуализация знаний
Добро, доброта… попробуйте почувствовать “вкус” этого слова.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова? (ответы детей; слова появляются на экране
КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ДОБРОТА, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.
- Перед вами цепочка слов, связанных с нашим главным словом – ДОБРО. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе.
ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО. Л.Н. ТОЛСТОЙ
- Как мы понимаем эти слова?
Надо учиться быть добрым. Добрые чувства проявляются уже в детстве: они рождаются уже в труде, заботе о людях, о животных, восхищении красотой окружающего мира). Доброта, есть самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим.
Доброта -это отзывчивость ,душевное расположение к людям ,стремление делать добро другим
А как вы думаете, могут ли такие же чувства испытывать животные?
4. Мотивация к учебной деятельности.
На доске названия произведений
"Старый дед и внучек", "Акула", " Зеркало и обезьяна", " Два товарища", "Зайцы»
Прочитайте названия произведений. Какое произведение "лишнее" и почему?
К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня,сказка?
Кто автор данной басни? Кто написал остальные произведения? С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство? (появляется портрет Л.Н.Толстого)
На данном портрете Лев Николаевич изображен в преклонном возрасте. Даже по глазам видно, что это очень добрый человек У него умный взгляд, потому что у него большой жизненный опыт.
Наш урок сегодня будет продолжением изучения творчества Л.Н.Толстого. Нашим помощником на уроке будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.
- Что помогают понять эти слова?
(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)
В конце урока мы к данному эпиграфу вернемся и попробуем раскрыть его смысл.
- Вы уже многое знаете о его творчестве , можете рассказать о его жизни. Что вы хотите рассказать для всех?
Проведем логические цепочки, это нам поможет рассказать о человеке, который изображен на портрете.
Методический прием «Кластер»
Обратите внимание на выставку книг? -
О чём писал? Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой?
1.Рассказы: «Акула», «Лев и собачка», «Черепаха», «Русак», «Лебеди».
-Что вы можете сказать о рассказах Л. Н.Толстого Назовите:
– художественный рассказ, написанный Л.Н.Толстым;
– научно-познавательный.
2.Сказки: «Два брата», «Как мужик гусей делил», «Мальчик с пальчик»А что вы можете сказать о сказках Л. Н.Толстого?-Верно, он писал свои сказки, а также обрабатывал Русские народные сказки или зарубежных авторов Ш. Перро, Х. Андерсена. 3.Басни: «Мужик и водяной», «Осёл и лошадь», «Белка и волк», «Зайцы и лягушки»
3.Что можете сказать о баснях Л. Н.Толстого? Чем они отличаются от басен Крылова?
-Верно, в его баснях скрытая мораль.
-А как же тогда понять, какова мораль, если она скрыта? (ее можно понять, ответив на вопрос: «Чему учит басня?»
Былины:«Светогор – богатырь», «Как боролся русский богатырь»
-Толстой писал их, брав за основу русские народные былины.
(Лев Николаевич Толстой посвятил свою жизнь литературе. На протяжении всей учебы вы будете встречаться каждый раз с его новыми произведениями. Льва Николаевича уже нет в живых более лет, но до сих пор его произведения изучаются в школах, по ним ставятся спектакли, снимаются фильмы)
Чтобы узнать название произведения,отгадайте загадки :
Летит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)
Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них?
- Были ли у вас такие моменты в жизни, когда приходилось расставаться со своими любимцами?
- В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому
Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит?
(звучит рычание льва)
- Представляете, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев)
Приём «Водопад»
Что вы можете сказать о льве? о собаке?
Сейчас вы подготовите информацию и расскажете друг другу. Работаем в центрах, , а это значит, необходимо помнить правила работы в группе:
Говори так, чтобы тебя все понимали;
-Внимательно слушай и понимай других;
-Умей договариваться и уступать;
-Разумно распределяй обязанности;
-Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.
- Лев Толстой любил проводить свои уроки прямо на природе. Попробуем представить ту атмосферу.
( Музыка « Голоса природы – Утро в лесу»).
Каждая группа получила листок с научным тестом " Собака", " Лев".
При чтении карандашом выставлять пометки на полях.
V – уже знал
+ - узнал новое
? – хочу узнать
Маркировка текста
Что было для вас знакомым из прочитанного?
– Что нового вы узнали для себя из этого текста?
– У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Об этом мы поговорим с вами на уроках окружающего мира. Какая это информация?
5.Определение темы урока.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Откройте учебники прочитайте тему нашего урока.Что вы заметили?
– О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке )
– Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту, по среде обитания) найти общий язык?
- Об этом мы узнаем в ходе работы над произведением.
Приём «Верите ли, что..»
- Давайте попробуем предположить, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-».Работа с карточками, в группах
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
6.Постановка целей урока.
Слайд с целями
1. познакомимся с произведением;
2.определим главную мысль;
3.определим особенность жанра произведения
Мы постараемся определить: умеем ли мы испытывать какие-то чувства, читая произведение
Учиться читать п…, б…, в…, о…
Мы с вами все умеем читать, но на уроках литературного чтения мы учимся понимать прочитанное глубже, видеть за буквами чувства писателя и его героев, пробуем понять почему писатель это написал.
- Какие задачи поставим перед собой? (будем анализировать содержание, давать оценку событиям, характеризовать героев) -- познакомимся с литературными героями;
7.Стадия осмысления
- Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту историю писателя рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что с детства Толстой был очень чувствителен .часто плакал и эта черта – умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нем до конца жизни. И услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал рассказ- быль«Лев и собачка»
А что заставляло его плакать, расстраиваться. Эта черта называется - сострадание. Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича, и узнаем более точное определение словусострадание( это умение чувствовать чужие страдания, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем).
Ребята, наверное, многие из вас были в зоопарке. А видел кто-нибудь, чем кормят там зверей?
А раньше хищников нередко кормили бездомными животными.
- А теперь внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите
Задание до чтения:
1. Определить, какой это рассказ: художественный или научно-познавательный?
2. Ответить на вопрос: Что поразило ( на экране).
8.Проверка первичного восприятия.
Прислушайтесь к себе, какие чувства у вас возникли при прослушивании этого рассказа? Выберите из списка:
Горечь Тоска
Печаль Грусть
Радость Восхищение
Удивление Разочарование
Гнев Злость
- В какие моменты они возникли?
Обратимся к вашим предположениям и первым представлениям о тексте.
- Были ли совпадения в ваших предположениях с содержанием текста?
- Каково по жанру это произведение? (художественный рассказ).
Понравился вам рассказ? Мне тоже очень нравится этот рассказ. Почему нам понравилось печальное? (Нам понравилось то, как автор смог точно изобразить и показать чувства льва и собачки) - Что заставило вас волноваться?
Для того, чтобы правильно и быстро прочитать текст, поработаем с трудными словами.
Упражнение для глаз
- Грустно стало – улыбнитесь.
- Поморгайте быстро глазками.
- Закройте глаза и посидите тихо.
- Открыли глазки, посмотрели направо, налево, вверх, вниз.
- Посмотрели на доску.
9.Словарная работа.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Засовы – большие дверные задвижки.
10.Работа над содержанием
Давайте перечитаем рассказ и выделим важные слова.
I часть.
Какие чувства вызвал поступок этого человека?
В тексте есть слово «ухватил» и прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову «ухватил». Почему именно это слово употребил автор?
(Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)
Как вела себя собака, оказавшись в клетке у льва? По вашему мнению, что она могла чувствовать собачка? -
Закройте глаза, пусть каждый из вас представит себе, что он маленькая собачка. Вы беззаботно бегали по улице, а вас засунули в клетку кому-то. Вы не знаете, кто такой лев, вы его никогда не видели. Но он стоит перед вами такой большой, грозный, страшный, с огромными острыми зубами и когтями? Что вы чувствуете? В каких отрывках автор показывает чувства собачки?
Она старалась расположить к себе льва. Удалось ей это? - Когда собаки машут хвостом, что они пытаются сказать?
- А значит она какая?
- В какой момент она поняла, что лев ее не тронет? ( когда он оставил ей мяса)
(На доске – слово «тревога»)
2 часть.
- Как лев вёл себя с собачкой?: Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак.
Ученики: Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой.
– Какими словами автор показал, что он хищник? ( Лев оторвал кусок.)
– Какое чувство при этом проявил? (Забота.)
В чем проявилась забота льва по отношению к собачке?
Ученики: Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.
(На доске – слово «забота»)
3часть.
Прошло ли чувство тревоги у собачки? Прочитайте (Вечером ... и сложила свою голову.)
– Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)
На доске – слово "доверие”.
-Что произошло в отношениях между животными, когда с одной стороны мы видим заботу. А с другой доверие? (Табличка «дружба» вывешивается на доску).
4 часть.
– Что произошло в 4 части? Почему животные расстались, что их разлучило? (Смерть собачки)
– Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)
На доске – слово "тоска”.
- Сразу ли лев принял смерть собачки?
- Каким стало поведение льва, когда он понял, что собачка умерла? Ответы.
Бился - Метался – ударялся, беспокойно двигался из стороны в сторону.
Прочитайте слова, с помощью которых автор передает эту тоску?(вспрыгнул, ощетинился….)
– Почему лев разорвал другую собачку?
-Животные, как и люди, способны испытывать глубокие чувства, но проявляются они по-другому. Лев – хищник, поэтому он от душевной боли разорвал другую собачку.
- Какое это чувство?
(«преданность»)
Как смерть друга повлияла на льва? (Он умер.) От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться. Лев умер о т отчаяния, что не вернуть собачку, милого друга, умер от тоски по ней.)
Сядьте поудобнее. Настройте свои сердца и постарайтесь постарайтесь ответить на такой вопрос:
-Что чувствовал лев в это время? (за 5 дней)
Звучит музыка Э.Грига "Смерть Озе"
- Какие чувства испытал автор, создавая это произведение?
Эдвард Григ показал сцену смерти пожилой женщины, которая была брошена собственным сыном. Она умирает одна от голода и холода.
- Похожи ли переживания льва на переживания людей
- На доске у нас записаны чувства, которые испытывали животные в этом рассказе. Присущи ли они нам с вами?
(Со львом произошло чудо какое-то: свирепый , беспощадный лев, оказывается, способен на нежную трогательную дружбу с собачкой, заботу, защиту, любовь, тоску.
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)
-В этом рассказе люди почти не описаны. Как вы думаете, им эти чувства присущи?
- Давайте вспомним, на какие композиционные части сюжет рассказа делится :
Найдем вступление, завязку, развитие действий, кульминацию, продолжение действия, развязку, заключение.
Какой момент самый напряженный?
Чтение, сопровождается построением схемы..
+Перепутанные логические цепи.Групповая работа.
- Восстановите последовательность событий. (По карточкам)
11.Постановка вопросов к произведению (для уточнения понимания текста)
-Попробуйте задать по содержанию рассказа сначала «тонкие» вопросы, на которые можно ответить одним словом.
- А теперь задайте «толстые» вопросы, которые требуют ответы-рассуждения- Каждая группа постарается составить 2-3 вопроса (по таблице «Тонких» вопросов») к произведению и задать своим товарищам из других групп.
Составить синквейн об одном из героев рассказа. Напоминаю правила составления синквейна.
12.Составление синквейна
Одни пары на собачку, другие - на льва.
Какие пословицы вы могли подобрать к данному произведению?
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга -ищи, а нашёл - береги.
Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.)
13.Приём «6 шляп»
- Вы видите изображение шляп разных цветов, каждая шляпа имеет своё название и вопрос. Каждый берёт шляпу и отвечает на вопрос:
«Белая шляпа - факты»: соберите всевозможные факты, опираясь на текст, из жизни льва и собаки.
«Красная шляпа – эмоции»: проанализируйте какие чувства, эмоции испытывают герои рассказа
«Жёлтая шляпа – оптимизм»: Что больше всего понравилось?
«Чёрная шляпа критика, или прогноз на будущее»: Что огорчило? Какой конец в этой истории? (печальный
люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям.
«Зелёная шляпа - творчество»: Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Инсценирование.
Диалог:
Собака: Ой! Мне страшно! Ой! Как я боюсь! Не тронь меня, я добрая!
Лев: Какая интересная собачка. Почему ты меня боишься?
Собака: Да, я очень тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.
Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.Мне очень грустно здесь одному !
Собачка: Давай тогда дружить! Я бы тоже очень хотела иметь такого друга!
Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.
- А как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ?
«Синяя шляпа – жизненный урок».Чему научил рассказ? Урок доброты, верности, преданности.
14.Итог урока
- Достигли ли мы предметных целей, которые ставили в начале нашего урока?
Слайд с целями
- Как вы думаете, почему у нас это получилось? (мы делали всё вместе, дружно, помогая друг другу)
Какие умения приобрели, чему учились?
Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. "Чуткому сердцу откроются тайны”.
Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное. Всегда может понять душевное состояние человека) – Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.) – Что хотел автор донести до читателей этим произведением
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас
А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?
Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!
У вас на партах лежат сердечки. Напишите на них,, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, любовь, ласка, забота ,захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным.?
Значит у вас, ребята, большое доброе сердце.
На доске вы видите большое сердце. И вы свои сердечки поместите в большое сердце. Ваши сердечки наполнены добротой и любовью. Все вместе мы создали большое сердце доброты и любви. И если бы каждый человек дарил свое тепло и ласку всему живому, то на Земле было бы меньше зла.
Запомните слова Толстого «Все доброе на Земле - от солнца, все хорошее – от человека».
Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.
15.Д.задание.Слайд
- Я предлагаю вам на выбор домашнее задание:
1) придумать свою кульминацию этой истории;
2) подобрать пословицы к рассказу;
3) нарисовать иллюстрации к произведению;
4) сочинить стихотворение герою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.
На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания и ответственности за животных, на то, что...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
РМО учителей начальных классов....
Конспект урока "Лев и собачка"
Урок по литературному чтению в 3 классе "Лев и собачка"...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса...
конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Этап урокаСодержаниеДеятельностьучителяДеятельностьученикаУУДМотивационный На доске таблички:Ясная Поляна, муравейное братство, зеленая палочка.- Что означает каждое из этих словосочетаний ...
конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Этап урокаСодержаниеДеятельностьучителяДеятельностьученикаУУДМотивационный На доске таблички:Ясная Поляна, муравейное братство, зеленая палочка.- Что означает каждое из этих словосочетаний ...
Л.Н.Толстой "Лев и собачка" конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе с использованием новых современных технологий....