Литературное чтение. Тема урока:Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кляуз Лариса Ивановна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_l.n.tolstoy_lev_i_sobachka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Тема урока:         Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Цели урока:    Создать условия для:

  • ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
  • совершенствования навыков чтения
  • формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
  • развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;
  • воспитания  чувства любви  и бережного отношения к животным.

Универсальные учебные действия:

Личностные:  воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.                    

Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись рассказа, презентация физминутки, книга с произведением, названия для групп,  конверты с заданиями для групповой работы, бланки для игры «Да-нетки», листы для самооценки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Слайд 1, 2)  - Добрый день, добрый час!

                    Как я рада видеть вас.

                   Друг на друга посмотрели,

                 Улыбнулись! Тихо сели.

2. Девиз урока.

(Слайд 3) - Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Прочитайте девиз нашего урока.Как вы понимаете эти слова?

- Обратите внимание, у каждого на парте лежит «Лист самооценки». Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке.

3. Повторение пройденного материала.

   (Слайд 4)

- Вы готовили вопросы к рассказу Л.Н.Толстого «Прыжок». Задайте их друг другу. – Какой вопрос оказался наиболее удачным на ваш взгляд?

4. Актуализация знаний.

(Слайд 5) – Отгадайте загадку.

- В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

(Слайд 6) -Прочтите данное стихотворение.

- Дети, а у кого из вас есть собаки?

- Как вы заботитесь о них?

(Слайд 7) – Отгадайте загадку.

- А кто из вас был в зоопарке? Кого там видели?

- А кто видел льва?  (слайд 3)

- Что вы можете рассказать об этом животном?

5. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, а кто догадался, почему мы вспомнили этих животных?

- Кто знает автора этого рассказа?

- Вспомните, что вы знаете о Л.Н.Толстом?  (Слайд 8)

- Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.

6. Целеполагание.

Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого  «Лев и собачка». Но прежде чем начать работу, мы должны сформулировать  учебные задачи  урока.

(слайд 9)

Соберём «Корзину идей» (учащиеся формулируют цель на листе, вырезанном в виде шишки, и складывают в корзинку)

- Вы всё правильно сказали, молодцы!

(слайд 10)

7. Работа по теме урока.

а)  Беседа.

- Ребята, посмотрите, что написано после заглавия рассказа?

- Что значит быль?

- История, о которой рассказывает Лев Толстой, на самом деле произошла в далёком городе Лондоне, а узнал он о ней из рассказов моряков.

б) Знакомство с текстом.

Звучит аудиозапись.

- Какие чувства у вас возникли при слушании этой были?

-В какие моменты они возникли?

Физкультминутка.

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

в) Чтение по частям и анализ.

- Сформулируйте свои вопросы по содержанию прочитанного и задайте их своим товарищам.

Примерные вопросы:

- Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных?

- Кто показывал зверей в зверинце?

- Почему нет конкретного героя?

- Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка?

- Как человек поймал собачонку?

- Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?

- Как его зовут?

- Почему лев не тронул собачку?

- Можно сказать, что лев заботился о собачке?

- В чём проявилась эта забота?

- Почему лев только иногда играл  с ней?

- Как автор относится к собачке? Ко льву?

- Почему лев лежал пять дней?

- Отчего он умер?

- Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю?

- Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. И мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже этому научились.

- Как вы считаете, с какой целью мы с вами проделали эту работу?

г) Работа в группах

  (Слайд 12)  - Чтобы глубже понять содержание рассказа мы сейчас поработаем в группах. Первая группа – вы будете кинематографистами. Получите папку с заданием, прочитайте и выполняйте. Если что-то будет не понятно, я вам помогу. Вторая группа – исследователи. Получите задания. Третья группа – теоретики. Вот ваше задание.

д) Отчёт групп.

7. Рефлексия.  (Слайд 13,14)  

а) Игра «Мозговой штурм»

- Если согласны, с моим утверждение – хлопаете в ладоши; если нет – топаете ножками.»

Вместе с правильными ответами я буду ставить точки на доске.

1. Собака - дикое животное.

2. Л.Н.Толстой жил в имении Ясная Поляна.

3. Л.Толстой  всю жизнь был военным.

4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей.

5. Л. Толстой писал рассказы только для детей.

6. Л.Н. Толстой знал шестнадцать иностранных языков.

7. Лев – хищное животное.

8. В рассказе «Лев и собачка» он изображён добрым и заботливым.

9. Собаки освоили множество профессий.

- Ребята, соедините прямыми линиями все точки. Что у вас получилось?

- Это конура для собак,  чтобы они не были брошенными и бездомными.

б) Лист самооценки.

Наш урок подошёл к концу,  вам осталось лишь оценить свою работу на уроке. Поработаем с листом самооценки.

Домашнее задание:- Предлагаю вам выполнить задание на выбор:  либо перечитать рассказ и подготовить его пересказ, либо моделирование обложки книги.  (Слайд 15,16)

Итог работы

(Слайд 17,18)

- Кому вы сегодня хотели бы сказать «Спасибо!»

- Ну, а мне остаётся лишь поблагодарить вас за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»

Задачи:образовательные:  дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;развивающие: развивать способность по...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Урок нацелен на знакомствоспроизведением Л.Н.Толстого "Лев и собачка"...

Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....

Урок литературного чтения Тема урока: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Урок   литературного   чтенияТема  урока: Л. Н. Толстой «Старый  дед  и  внучек».Цели  урока: познакомить  учащихся  с  биографи...

Карточка по литературному чтению. Тема Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

Карточка по литературному чтению для работы на уроке или самостоятельной работы ...