Технологическая карта по литературному чтению "Э. Успенский "Чебурашка""
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тема урока: «Э. Успенский «Чебурашка»»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: ознакомить с творчеством детского писателя Э. Успенского и его произведением «Чебурашка»; формирование и развитие навыка чтения.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные: 1. знать биографию и творчество Э. Успенского; 2. уметь анализировать произведения. |
Развивающие:
| Личностные: 1. адекватное использование речевые средства для решения коммуникативных задач 2. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
|
Воспитательные:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта по литературному чтению "Э.Успенский "Чебурашка"" | 312.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 20.04.23 Школа: ОЦ № 1 Класс: 2 Кабинет: 215 | Студентка: Брагина Ксения Артемовна Группа: 41 Учитель: Сапожникова Наталья Викторовна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока: «Э. Успенский «Чебурашка»»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: ознакомить с творчеством детского писателя Э. Успенского и его произведением «Чебурашка»; формирование и развитие навыка чтения.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные: 1. знать биографию и творчество Э. Успенского; 2. уметь анализировать произведения. |
Развивающие:
| Личностные: 1. адекватное использование речевые средства для решения коммуникативных задач 2. принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |
Воспитательные:
|
Оборудование: УМК “Школа России”, 2 класс, 2 часть; презентация; раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Инструктаж. Фронтальная форма. Слово учителя, постановка вопросов. | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Вспомним правила поведения на уроке. | 1. Самоопределение 2. Включение в деятельность Учащиеся здороваются Проверяют готовность к уроку Вспоминают правила поведения на уроке. | Л: мотивация учебной деятельности Р:самоопределение к деятельности; Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать в устной форме | Учебная презентация: Слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин.) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа. Фронтальная форма. | 1. Речевая разминка - Ребята, прочитайте стихотворение про себя: Чтобы разговаривать, Надо выговаривать, Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать! Всё правильно и внятно, Чтоб было всё понятно. - Прочитайте хором. - Прочитайте грустно. - Прочитайте весело. - Прочитайте с восхищением. - Прочитайте громко, тихо. - Хорошо, молодцы! - Ребята, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках? - С какими его произведениями мы познакомились? - Какой из этих трех произведение вам больше всего понравилось и запомнилось? | 1. Отвечают на вопросы учителя Читают стихотворение - С творчеством Бориса Заходера. - «Что красивее всего?», «Товарищам детям», «Песенки Вини-Пуха». | Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П.: структурирование знаний. | Слайд 2 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог. Фронтальная форма. | 1. Выдвигает проблему - Ребята,внимательно посмотрите на картинки и подумайте, что это за персонаж. - Верно. - Сегодня мы с вами познакомимся с этим героем поближе. Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы познакомимся? - Кто-нибудь из вас знает, кто является автором этого произведения? - Верно, сегодня мы познакомимся с биографией Э. Успенского и его произведением «Чебурашка». - Какие цели поставим на этот урок? Что узнаем? | Пытаются сформулировать тему и цель урока. - Чебурашка. - Произведение «Чебурашка». - Эдуард Успенский. - Цели: познакомиться с биографией и творчеством Э.Н. Успенского; познакомиться с произведением «Чебурашка». | П: подведение к теме урока; К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; П: постановка и формулирование проблемы; Л: сформировать мотивацию к учению и овладению; | Аудио фрагмент Слайд 3 |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: демонстрация. Словесный: беседа, учебный диалог. Фронтальная форма. | Формулирует задание - Ребята, посмотрите на экран. На экране представлен портрет Эдуарда Успенского. - Как вы думаете, каков характер автора? - Какие произведения мог написать человек с таким добрым, веселым характером? - Эдуард Николаевич Успенский родился в Егорьевске Московской области. Окончил Московский авиационный институт и три года работал инженером. Ещё учась в институте, начал печататься. Первая книга стихов для детей «Смешной слонёнок», а через год – повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор написал много стихотворений, весёлых, озорных, во многом поучительных. Циклы произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино послужили основой для создания мультфильмов, которые с интересом смотрят уже многие поколения. Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - «Крокодил Гена и его друзья» - вышла в свет в 1966 году. - Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем «Вы». В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу «на вырост». Ребёнок упал, а папа сказал: «Опять чебурахнулся!» Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки. - Сейчас я буду читать вам сказку, а вы внимательно слушайте и следите за тем, где я читаю. (Чтение произведения учителем) - А сейчас будем читать по цепочке. Я буду говорить стоп, и тогда продолжит читать следующий. Следите внимательно. Физ. минутка | Выполняют задание - Добрый, веселый, любит детей и животных… - Смешные, веселые, забавные, интересные и т.д.
Слушают учителя Чтение текста по цепочке | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л: осознание ответственности за общее дело. К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий П: овладение знанием биографии Р.:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.:поиск и выделение необходимой информации. К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Слайд 4, 5, 6 |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа. Фронтальная форма. | 1. Контролирует выполнение работы. - Ребята, встретились ли слова, которые были вам непонятны? Тропическом –наиболее жаркая местность на земном шаре. Бракованный - предмет с изъяном, некачественный. Чебурахнулся – чебурахнулся, упал или ударился с шумом. Забавный – интересный, занимательный. Каюта – отдельное помещение на судне. Уценённые товары - товары, которые стоят меньше прежней стоимости. - Итак, вы внимательно читали и слушали сказку, скажите, где жил Чебурашка? - Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте. - Как Чебурашка попал в магазин? - Почему зверьку дали такое странное имя? - Куда отнёс директор Чебурашку? - Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? - Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров? - Где стал работать и жить Чебурашка? | Отвечают на вопросы - Тропически лес, бракованный, чебурахнулся, забавный, каюта, уцененный товар. - Чебурашка жил в густомтропическом лесу. - Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая, Чебурашка забрался один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улегся спать. - Когда Чебурашка залез в ящик с апельсинами, он наелся и уснул там. Затем, рабочиеего не заметили и заколотили ящик. Погрузили в корабль и отправили в далекое путешествие. Ящики с апельсинами, в которых был Чебурашка, отправили в магазин. - Когда Чебурашка в очередной раз упал с ящика из-под апельсинов, директор магазина воскликнул - опять чебурахнулся! Вот это имя и прижилось. - Директор отнес Чебурашку в зоопарк. - Зоопарк был переполнен и Чебурашка был неизвестным науке зверьком. - Потому что он был похож на бракованную игрушку. - Чебурашка стал работать и жить в телефонной будке. | К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л: осознание ответственности за общее дело; П: построение логической цепи рассуждений, доказательств. | Учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная. Индивидуальная форма. | Контролирует выполнение работы - Сейчас подпишите листочки. На экране будут появляться пословицы. Ваша задача закончить эти пословицы и подумать, в чем их суть. Друг за друга держаться – ничего не …. Друг познается в …. Человек без друзей, что дерево без …. Без друга в жизни …. Без … на сердце вьюга. Человек без … – что земля без воды. Не имей 100 рублей, а имей … . Нет друга – ищи, а нашёл … . Хочешь дружить– сам будь … . Доброе братство – лучше … . Проверим ваши работы, читаем по цепочке. | Выполняют задания самостоятельно. Друг за друга держаться – ничего не бояться. Друг познается в беде. Человек без друзей, что дерево без корней. Без друга в жизни туго. Без друга на сердце вьюга. Человек без друга – что земля без воды. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей . Нет друга – ищи, а нашёл береги . Хочешь дружить– сам будь другом . Доброе братство – лучше богатства . Проверяют работу | Р: Контроль | Слайд 7 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа. Фронтальная форма. | 1. Повторение ранее изученного. - Ребята, что вы можете сказать про Чебурашку? Какой он? - Ребята, почему Чебурашке было некому позвонить? - Какие пословицы о дружбе вы знаете? - Как вы понимаете значение этих пословиц? | 1. Вспоминают прошлый материал урока. - Чебурашка добрый, безобидный. - У Чебурашки не было друзей, поэтому ему некому было позвонить. - Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.Нет друга - ищи, а нашел – береги.Хочешь дружить – сам будь другом. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П). | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа. Фронтальная форма. | 1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - С каким произведением мы сегодня познакомились и кто его автор? - Какую главную мысль автор хотел донести до читателей? - Понравилось ли вам это произведение? | Оцениваю свою работу на уроке. - Мы познакомились с произведением Эдуарда Успенского «Чебурашка». - Основная мысль произведения: трудно жить одному, хорошо, когда есть верные друзья. - Да, нам понравилось это произведение. | Рефлексия способов и условий действия (П); Самооценка (Л); Планирование учебного сотрудничества (К). | Слайд 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...
Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...