Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»
(учебник, с. 212–217; рабочая тетрадь, с. 50)

Тип урока: обобщение знаний

Педагогическая задача: создать условия для развития умений называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Планируемые результаты

Предметные:

научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, сказки народные и литературные;

регулятивные: определяют границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно («Что мы уже знаем по данной теме?», «Что мы уже умеем?»), связывают с целевой установкой урока;

коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

Личностные:

проверяют себя и самостоятель-но оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Образовательные ресурсы: выставка книг и детских иллюстраций к сказкам

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

– Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?

Предлагает составить табло желаний с помощью карточек.

– На уроке я хочу:

•  слушать                                        •  рассуждать

•  играть                                           •  решать задачи

Проговаривают стихотворение, настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Выбирают из предложенных учителем карточки

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого


Продолжение табл.

1

2

3

4

•  читать                                           •  выделять орфограммы

•  узнавать новое                             •  рассказывать

– Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.

– Не можем, потому что не знаем тему урока

общения

II. Постановка учебной задачи

– Мы проделали большую работу: прочитали много сказок, провели конкурсы рисунков. Сегодня мы ещё раз поговорим о сказках, об особенностях литературных сказок. Нас ждет необычный урок.

– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

– Вы правы, главная цель нашего урока – сравнивать и делать выводы.

– А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут…

О чём-то скрипит половица,        И сразу меняются лица,

И спице опять не спится,        Меняются звуки и краски…

Присев на кровати, подушки        Тихонько скрипит половица,

Уж навострили ушки…        По комнате ходят... (Сказки.)

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы, задают вопросы, выразительно читают, пересказывают, думают, делают выводы, находят в тексте нужные отрывки, сравнивают.

Отгадывают загадку.

Осуществляют логические действия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

– А что за литературный жанр – сказка?

– А какие виды сказок вы знаете?

– Скажите, на какие две группы разделены сказки?

Художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка чему-то учит.

– Волшебные, бытовые, про животных.

– Народные сказки и литературные (авторские).


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Что такое литературные сказки?

– А сейчас отправимся мысленно в путешествие в литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы отправимся?

– Да, мы с вами отправимся в уголок литературных сказок. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка

– Это авторские сказки. Их написали авторы.
Сочинителей народных сказок мы не знаем.

– «Литературные сказки»

III. Актуализация опорных знаний

– В разделе «Литературные сказки» мы познакомились с некоторыми произведени-
ями и их авторами.

– Догадайтесь, о каких авторах я рассказываю. Назовите фамилию, имя, отчество.

•  Родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасно подобранная библиотека.

Сказки сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. (Д. Н. Мамин-Сибиряк.)

•  Писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Родился в Москве, образование получил в Московском университетском благородном пансионе. Автор ряда музыкальных сочинений. Он написал несколько учебников. Умер в возрасте 66 лет в Москве. (В. Ф. Одоевский.)

•  Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем
и делал всё, чтобы ей хорошо жилось, особенно любил сочинять для неё сказки.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк.)

•  К 7 годам, когда дети только идут в школу, он перечитал массу книг – как детских, так и взрослых. В 4 классе написал поэму, сочинял стихи для газеты. (В. М. Гаршин.)

•  Когда ему исполнилось 30 лет, вышла его книга «Пёстрые сказки». Сказки рассказывал магистр философии Ириней Модестович Гомозейкин. Сказки так и называются «Сказки дедушки Иринея». (В. Ф. Одоевский.)

– Соотнесите при помощи стрелок название сказки и автора, написавшего эту сказку.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание:

на доске соединяют назва-

Умеют слушать в соответствии

с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения.


Продолжение табл.

1

2

3

4

Д. Н. Мамин-Сибиряк                     «Лягушка-путешественница»

В. М. Гаршин                                  «Мороз Иванович»

В. Ф. Одоевский                             «Сказка про храброго зайца – длинные уши,

                                                        косые глаза, короткий хвост»

ние сказки с фамилией автора.

– Назовите главных героев всех этих сказок.

– Дайте этим героям характеристику.

– Кто из героев вам больше всего понравился?

– Докажите, что прочитанные вами произведения в данном разделе – сказки.

Физкультминутка

Мы сидели, мы сидели, наши спинки занемели,

А теперь мы постоим и в окошко поглядим.

– Сели все на места и продолжаем работу

– Заяц, Лягушка, Рукодельница, Ленивица, Мороз Иванович.

Сопровождают слова учителя соответствующими действиями

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IV. Закрепление изученного материала

– Кому из сказочных героев принадлежат эти строки? Я читаю, а вы внимательно слушаете и, прослушав, даёте ответ.

•  Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте… Я пробуду у вас до весны, пока
не вернутся мои утки, которых я отпустила.

•   Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

•  Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя
в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков...

•  Вот ты говоришь, что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?

– Это лягушка-путеше-ственница.

– Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

– Мороз Иванович.

– Рукодельница.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова,

– К кому из героев прочитанных литературных сказок можно отнести данные пословицы и поговорки?


Окончание табл.

1

2

3

4

•  У страха глаза велики.

•  Ленивому и лениться лень.

•  Хвастовство само себя наказывает.

– Почему?

– К зайцу и к волку.

– К Ленивице.

– К лягушке-путешественнице

представляют, о чём говорится)

V. Литературная викторина

Работа с учебником, с. 212–213 (работа в парах)

Работают самостоятельно в парах

Находят ответы на вопросы в тексте

VI. Проверка знаний

Предлагает выполнить тестовые задания (см. ресурсный материал)

Отвечают на вопросы теста

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

VII. Домашнее задание

Ответить на вопросы викторины (с. 212–213), подготовить свои вопросы по изученным произведениям

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют цели и задачи. Осуществляют поиск средств их достижения

VIII. Итог урока. Рефлексия

– Какие имена вы услышали и запомнили сегодня на уроке?

– Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте.

– У кого были трудности, в чём?

– Что нового и интересного узнали?

– Какое задание понравилось больше? Почему?

– С каким настроением уходим с урока?

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулируют ответы на вопросы


Ресурсный материал к уроку

Вариант 1

1. По опорным словам узнай сказку.         

Трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, грубая.

1) «Алёнушкины сказки»;                        2) «Сказка про храброго зайца....»;

3) «Лягушка-путешественница»;         4) «Мороз Иванович».

2. Найди «лишнее» в определении Рукодельницы.

1) Отзывчивая;                        3) трудолюбивая;

2) равнодушная;                4) заботливая.

3. Среди перечисленных героев найди двух из одной сказки.

Ленивица, ткачиха, рыбак, лягушка-путешественница, заяц, утки.

1) Ленивица и рыбак;                        2) рыбак и лягушка-путешественница;

3) лягушка-путешественница и утки;        4) заяц и утки.

4. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки В. М. Гаршина?

1) Из-за хвастовства, зазнайства лягушки.         2) Лягушки не умеют летать.

3) Утки отказались её взять.                        4) Прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным.

5. Какую сказку написал В. Ф. Одоевский?

1) «Морозко»;         3) «Два Мороза»;

2) «Мороз Иванович»;         4) «Иван Морозович».

6. Найди предложения о народных сказках.

1) Эти сказки появились давным-давно.        2) Долгое время их просто рассказывали устно и не записывали.

3) У таких сказок нет автора.                        4) Эти сказки всегда оригинальны, индивидуальны и необычны.

Вариант 2

1. По опорным словам узнай сказку.

Изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, любопытная, болтливая, неунывающая.

1) «Алёнушкины сказки»;                2) «Лягушка-путешественница»»;

3) «Мороз Иванович»;                4) «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

2. Найди «лишнее» в определении Ленивицы.

1) Самонадеянная;        3) добрая;

2) равнодушная;        4) неблагодарная.

3. Кто написал «Алёнушкины сказки»?

1) Л. Н. Толстой;         3) Д. Н. Мамин-Сибиряк;

2) В. М. Гаршин;        4) В. Ф. Одоевский.

4. Какая из авторских сказок очень похожа на русскую народную сказку?

1) «Морозко»;                        3) «Мороз Иванович»;         

2) «Алёнушкины сказки»;                4) «Лягушка-путешественница».

5. Рукодельница задала старику три вопроса. Найди «лишний».

1) Про зелёную травку;         3) про снежинки зимой;

2) про колодец;                        4) про стук в окошки зимой.

6. Вставь в пословицу пропущенное слово.        

... и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.

1) Мороз;                3) хищник;        

2) охотник;                  4) вьюга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Принцесса Лгунья" 3 класс УМК "Гармония" ФГОС

Дана разработка урока литературного чтения в соответствии ФГОС...

Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс

Цели:-        образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.-        развивающая: сод...