Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_obobshchenie_po_razdelu_literaturnye_skazki.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»
(учебник, с. 212–217; рабочая тетрадь, с. 50)
Тип урока: обобщение знаний | ||
Педагогическая задача: создать условия для развития умений называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков | Метапредметные: познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, сказки народные и литературные; регулятивные: определяют границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно («Что мы уже знаем по данной теме?», «Что мы уже умеем?»), связывают с целевой установкой урока; коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения | Личностные: проверяют себя и самостоятель-но оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Образовательные ресурсы: выставка книг и детских иллюстраций к сказкам |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Долгожданный дан звонок – Начинается урок! – Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке? Предлагает составить табло желаний с помощью карточек. – На уроке я хочу: • слушать • рассуждать • играть • решать задачи | Проговаривают стихотворение, настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Выбирают из предложенных учителем карточки | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
• читать • выделять орфограммы • узнавать новое • рассказывать – Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему? | с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке. – Не можем, потому что не знаем тему урока | общения | |
II. Постановка учебной задачи | – Мы проделали большую работу: прочитали много сказок, провели конкурсы рисунков. Сегодня мы ещё раз поговорим о сказках, об особенностях литературных сказок. Нас ждет необычный урок. – Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? – Вы правы, главная цель нашего урока – сравнивать и делать выводы. – А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут… О чём-то скрипит половица, И сразу меняются лица, И спице опять не спится, Меняются звуки и краски… Присев на кровати, подушки Тихонько скрипит половица, Уж навострили ушки… По комнате ходят... (Сказки.) | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы, задают вопросы, выразительно читают, пересказывают, думают, делают выводы, находят в тексте нужные отрывки, сравнивают. Отгадывают загадку. | Осуществляют логические действия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли |
– А что за литературный жанр – сказка? – А какие виды сказок вы знаете? – Скажите, на какие две группы разделены сказки? | Художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка чему-то учит. – Волшебные, бытовые, про животных. – Народные сказки и литературные (авторские). |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Что такое литературные сказки? – А сейчас отправимся мысленно в путешествие в литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы отправимся? – Да, мы с вами отправимся в уголок литературных сказок. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка | – Это авторские сказки. Их написали авторы. – «Литературные сказки» | ||
III. Актуализация опорных знаний | – В разделе «Литературные сказки» мы познакомились с некоторыми произведени- – Догадайтесь, о каких авторах я рассказываю. Назовите фамилию, имя, отчество. • Родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасно подобранная библиотека. Сказки сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. (Д. Н. Мамин-Сибиряк.) • Писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Родился в Москве, образование получил в Московском университетском благородном пансионе. Автор ряда музыкальных сочинений. Он написал несколько учебников. Умер в возрасте 66 лет в Москве. (В. Ф. Одоевский.) • Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем • К 7 годам, когда дети только идут в школу, он перечитал массу книг – как детских, так и взрослых. В 4 классе написал поэму, сочинял стихи для газеты. (В. М. Гаршин.) • Когда ему исполнилось 30 лет, вышла его книга «Пёстрые сказки». Сказки рассказывал магистр философии Ириней Модестович Гомозейкин. Сказки так и называются «Сказки дедушки Иринея». (В. Ф. Одоевский.) – Соотнесите при помощи стрелок название сказки и автора, написавшего эту сказку. | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Выполняют задание: на доске соединяют назва- | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Лягушка-путешественница» В. М. Гаршин «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевский «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | ние сказки с фамилией автора. | ||
– Назовите главных героев всех этих сказок. – Дайте этим героям характеристику. – Кто из героев вам больше всего понравился? – Докажите, что прочитанные вами произведения в данном разделе – сказки. Физкультминутка Мы сидели, мы сидели, наши спинки занемели, А теперь мы постоим и в окошко поглядим. – Сели все на места и продолжаем работу | – Заяц, Лягушка, Рукодельница, Ленивица, Мороз Иванович. Сопровождают слова учителя соответствующими действиями | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | |
IV. Закрепление изученного материала | – Кому из сказочных героев принадлежат эти строки? Я читаю, а вы внимательно слушаете и, прослушав, даёте ответ. • Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте… Я пробуду у вас до весны, пока • Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я… • Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя • Вот ты говоришь, что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь? | – Это лягушка-путеше-ственница. – Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. – Мороз Иванович. – Рукодельница. | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, |
– К кому из героев прочитанных литературных сказок можно отнести данные пословицы и поговорки? |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
• У страха глаза велики. • Ленивому и лениться лень. • Хвастовство само себя наказывает. – Почему? | – К зайцу и к волку. – К Ленивице. – К лягушке-путешественнице | представляют, о чём говорится) | |
V. Литературная викторина | Работа с учебником, с. 212–213 (работа в парах) | Работают самостоятельно в парах | Находят ответы на вопросы в тексте |
VI. Проверка знаний | Предлагает выполнить тестовые задания (см. ресурсный материал) | Отвечают на вопросы теста | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
VII. Домашнее задание | Ответить на вопросы викторины (с. 212–213), подготовить свои вопросы по изученным произведениям | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимают |
VIII. Итог урока. Рефлексия | – Какие имена вы услышали и запомнили сегодня на уроке? – Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте. – У кого были трудности, в чём? – Что нового и интересного узнали? – Какое задание понравилось больше? Почему? – С каким настроением уходим с урока? | Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Формулируют ответы на вопросы |
Ресурсный материал к уроку
Вариант 1
1. По опорным словам узнай сказку.
Трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, грубая.
1) «Алёнушкины сказки»; 2) «Сказка про храброго зайца....»;
3) «Лягушка-путешественница»; 4) «Мороз Иванович».
2. Найди «лишнее» в определении Рукодельницы.
1) Отзывчивая; 3) трудолюбивая;
2) равнодушная; 4) заботливая.
3. Среди перечисленных героев найди двух из одной сказки.
Ленивица, ткачиха, рыбак, лягушка-путешественница, заяц, утки.
1) Ленивица и рыбак; 2) рыбак и лягушка-путешественница;
3) лягушка-путешественница и утки; 4) заяц и утки.
4. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки В. М. Гаршина?
1) Из-за хвастовства, зазнайства лягушки. 2) Лягушки не умеют летать.
3) Утки отказались её взять. 4) Прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным.
5. Какую сказку написал В. Ф. Одоевский?
1) «Морозко»; 3) «Два Мороза»;
2) «Мороз Иванович»; 4) «Иван Морозович».
6. Найди предложения о народных сказках.
1) Эти сказки появились давным-давно. 2) Долгое время их просто рассказывали устно и не записывали.
3) У таких сказок нет автора. 4) Эти сказки всегда оригинальны, индивидуальны и необычны.
Вариант 2
1. По опорным словам узнай сказку.
Изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, любопытная, болтливая, неунывающая.
1) «Алёнушкины сказки»; 2) «Лягушка-путешественница»»;
3) «Мороз Иванович»; 4) «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
2. Найди «лишнее» в определении Ленивицы.
1) Самонадеянная; 3) добрая;
2) равнодушная; 4) неблагодарная.
3. Кто написал «Алёнушкины сказки»?
1) Л. Н. Толстой; 3) Д. Н. Мамин-Сибиряк;
2) В. М. Гаршин; 4) В. Ф. Одоевский.
4. Какая из авторских сказок очень похожа на русскую народную сказку?
1) «Морозко»; 3) «Мороз Иванович»;
2) «Алёнушкины сказки»; 4) «Лягушка-путешественница».
5. Рукодельница задала старику три вопроса. Найди «лишний».
1) Про зелёную травку; 3) про снежинки зимой;
2) про колодец; 4) про стук в окошки зимой.
6. Вставь в пословицу пропущенное слово.
... и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
1) Мороз; 3) хищник;
2) охотник; 4) вьюга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Принцесса Лгунья" 3 класс УМК "Гармония" ФГОС
Дана разработка урока литературного чтения в соответствии ФГОС...
Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс
Цели:- образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.- развивающая: сод...