Конспект урока чтения, 4 класс. Тема А. Тумбасов "В шубах и шапках"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

 

Конспект урока   предназначен для школ ,  реализующих адаптвные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ (УО) 4 класс.

На уроке обучающиеся  знакомятся с содержанием рассказа А.Н. Тумбасова «В шубках и шапках». Учатся осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

Обогащается  активный и пассивный словарный запас обучающихся.

Формируется умение видеть красоту родной природы.

Представлены разноуровневые задания.

А презентация помогает учителю достичь при изучении этой темы наилучшего результата.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок чтения,  4  класс.

Тема А. Тумбасов "В шубах и шапках"

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Знакомство с содержанием рассказа А.Н. Тумбасова «В шубках и шапках». (25 минут)

Задачи:

1.        Продолжать обучать осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

2.        Продолжать обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас обучающихся.

3.        Формировать умение видеть красоту родной природы.

1. Организационный момент

Какую тему сейчас проходим ?

Назовите зимние месяцы ?

Назовите признаки  зимы.

2.Упражнение для артикуляционного аппарата.

Чтобы рассказать стихотворение красиво, надо разбудить язычки.

«Заборчик»

- Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

«Трубочка»

- Губки сильно сомкнуть и вытяуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет.

«Барабанщик»

- Улыбнутся, открыть рот. Постучать  кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося звук [д].

3 . Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения  В. Бирюкова «Снежная шапка» наизусть.

4. Сообщение темы урока.

Зима очень красивая пора года—она просто завораживает своей красотой.

А сколько радости, волшебства дарит она нам!

Гуляя по улицам  нашего города или парке, можно увидеть что-то удивительное и интересное.

Вспомните, что чудесного  вы заметили, когда были на экскурсии?

- Снег белый , пушистый.

-Деревья в снегу похожи на фигуры. Вспомните, какие снежные фигуры вы увидели на экскурсии?

Вдохновлённые волшебством и сказочной красотой зимней природы,

писатели создают  замечательные произведения.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним.

«В шубах и шапках», автор Анатолий Николаевич Тумбасов.

1925-2001г.г.

Анатолий Николаевич Тумбасов

Художник, журналист, писатель.

Родился А. Н. Тумбасов  21 марта 1925 года  в старинном уральском селе Кочкарь.

Журналист; заслуженный художник России . Участник ВОВ. Даже в страшную пору Великой Отечественной войны: рисует разрушенные бомбами дома, портреты своих боев.

Всю жизнь А. Тумбасов много путешествовал.

В своих рассказах- миниатюрах для детей писал о том, что увидел.  Иллюстрации к своим книгам рисовал сам.

5. Работа с текстом.

а) Словарная работа

Для того , чтобы правильно понять текст, разберём  непонятные слова.

Арка- проём в виде дуги (в стене или  двери) между двумя опорами.

Рыцарь- старинный воин. Он одет  в железные доспехи, и вооружен копьём.

Шлем- средство защиты головы человека.

Диковина - удивительная вещь или явление.

 б) Чтение рассказа учителем. 

Вы внимательно слушаете , потом ответите на вопрос :

-Сказка это или рассказ?

-Почему автор дал название «В шубах и шапках»?

Сели красиво, руки положили перед собой и приготовьтесь слушать.

в) Слоговая решётка (у доски)

Чтобы читать без ошибок, прочитаем сложные слова. РАБОТА У ДОСКИ.

во

тво

ство

хо-зяй-ство

хо-зяй-ствен-ная

хозяйственная

во

вол

твол

ство-лам

стволами      

Чтение слоговой решётки: хором, цепочкой, с ускорением.

г) Чтение текста детьми

Дети   1 и 2 уровня

Дети 3 уровня

г) Чтение текста

-хором;

- по цепочке.

д) Ответы на вопросы  :

Прочитайте вопросы на странице 13 учебника и найдите ответы в тексте:

1.        На что похожа небольшая ель, укрытая снегом? Найди в тексте и прочитай её описание.

2.        С кем сравнивает автор ёлочки-малютки?

3.        Что прибито к стволам , как гвоздями?

4.        Что первым зарисовал автор?

5.        На что похожа снежная арка?

6.        Какая ещё снежная фигура встретилась  на пути автора? Найдите в тексте , название дерева.

7.        Какое название больше подходит к тексту: «Зимний лес» или «Диковины зимнего леса». Почему?

Выполняют задание «Найди такую же букву, слог.»

Отвечают на вопросы устно.

6. Самостоятельная работа по выбору:

- Кроссворд,  

- «Исправь, что неправильно в тексте».        

Чтение по букварю

7. Подведение итогов урока

Дайте ответы на вопросы:

  1. Как называется рассказ, с которым познакомились сегодня?
  2. Назовите автора рассказа.
  3. Какие диковины увидел автор в лесу?
  4. Подберите другое название к рассказу: «Зимний лес» «Диковины зимнего леса». Какое название подойдёт больше? Почему?

Подберите картинку к пояснению: 

Проём в виде дуги (в стене или  двери) между двумя опорами- Арка.

Старинный воин. Он одет  в железные доспехи, и вооружен копьём- Рыцарь.

Средство защиты головы человека- Шлем.

Удивительная вещь или явление- Диковина .

8. Отметки.

9. Домашнее задание: Учебник стр. 5-6. Наблюдать по дороге домой за деревьями на вашей улицей. Нарисовать  диковины, которые вам понравились .

Спасибо за урок.

Приложение 1

«В шубах и шапках» по Тумбасову

«Исправь, что неправильно в тексте»

1) Куда ни посмотришь в зимнем лесу, всюду вода.      Не сразу

________________________________________________________

разберёшь, где белочка, где пенёк. Однако пеньки закрылись — и их

_________________________________________________________

 не видно, а ёлочки обязательно где-нибудь да высунут мягкую лапку.

_________________________________________________________

2)большая берёза запахнулась в белую куртку с головой и стоит себе.

Будто бабушка, закутанная в пуховый платок. В руках у неё портфель: это _________________________________________________________________

ком снега так прилепился.

3) А ёлочки-карапузики в снежных комьях — словно   расселись под _________________________________________________________________

большими домами.

__________________

4) Затем снежную бабу. Она похожа на низкие двери — человеку не

пройти. Только мышь, да заяц смогли.

____________________________________________________________

5) Вот встретился на моём пути солдат. Это рябинка выставила свою _____________________________________________________________

- вершину-крестик из комьев, похожих на шапку. Рыцарь с виду радостный, _________________________________________________________________

недовольный чем-то.

Приложение 2

Кроссворд

По теме «В шубах и шапках» по А. Тумбасову.

4 класс

1.        На что похожа небольшая ель, укрытая снегом? Найди в тексте и прочитай её описание.

2.        С кем сравнивает автор ёлочки-малютки?

3.        Что прибито к стволам , как гвоздями?

4.        Что первым зарисовал автор?

5.        На что похожа снежная арка?

6.        Какая ещё снежная фигура встретилась  на пути автора? Найдите в тексте , название дерева.

7.        Какое название больше подходит к тексту: «Зимний лес» или «Диковины зимнего леса». Почему?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок чтения, 4 класс. Тема: А. Тумбасов "В шубах и шапках"

Слайд 4

Анатолий Николаевич Тумбасов 1925-2001г.г.

Слайд 5

Анатолий Николаевич Тумбасов Заслуженный художник России, журналист, писатель. Родился А. Н. Тумбасов 21 марта 1925 года в старинном уральском селе Кочкарь . Участник ВОВ. Всю жизнь А. Тумбасов много путешествовал. О том, что увидел, писал в рассказах- миниатюрах для детей.

Слайд 6

Арка – проём в виде дуги между двумя опорами.

Слайд 7

Шлем- средство защиты головы человека

Слайд 8

Диковина - удивительная вещь или явление Рыцарь – это старинный воин. Он одет в железные доспехи, и вооружен копьём.

Слайд 9

во тво ство хо- зяй - ство хо- зяй - ствен -ная хозяйственная во вол твол ство -лам стволами

Слайд 10

Кроссворд По теме «В шубах и шапках» по А. Тумбасову .

Слайд 11

https://shareslide.ru/detskie-prezentatsii/kalendar-poety-i-pisateli-permskogo-kraya https://dic.academic.ru/book.nsf/62628949/ Гнездышко https://auction.ru/offer/394034_tumbasov_a_telegramma-i155223645548426.html https://artchive.ru/artists/39625~Anatolij_Nikolaevich_Tumbasov/biography https://multiurok.ru/index.php/files/urok-prezentatsiia-dlia-distantsionnogo-obuchen-13.html https://childdevelop.info/generator/letters/cross.html https://ppt-online.org/226627


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Урок по технологии (ручной труд): "Изготовление кисточки для шапки"

Цель: изготовить кисточку из ниток. Формировать представления о цвете, размере, о материале. Развитие умения работать по технологической карте....