Конспект урока Э. Успенский "Чебурашка".
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Урок проводится во 2 классе по программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. Для проверки домашнего задания используется волшебный телевизор. Дети самостоятельно формулируют тему урока.На уроке созданы деловая атмосфера сотрудничества и позитивный эмоциональный настрой. В течение всего урока с учащимися ведется активный диалог. Используются различные методические приемы совершенствования навыков чтения. В конце урока используются этапы рефлексии, самооценки учащихся. Домашнее задание носит творческий характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

(УМК «Школа России»)

Учитель – Киселёва Ольга Сергеевна

2020 – 2021 учебный год.

Тема: "Э.Н. Успенский "Чебурашка"

Цели урока: Познакомить с отрывком из произведения Э. Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить с жизнью и творчеством Э. Н. Успенского;
  • формировать умение отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте;
  • совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения;
  • развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким и друзьям.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся получат возможность научиться:

Предметные: 

  • читать произведение вслух с постепенным переходом чтения про себя;
  • понимать содержание прочитанного;
  • высказывать своё отношение к прочитанному;
  • отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте.

Метапредметные :

Познавательные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • структурировать знания, т. е. осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные:

  • ставить учебные задачи на основе изученного ранее материала;
  • прогнозировать результаты;

Коммуникативные:

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
  • совершенствовать навык общения: сотрудничать с одноклассниками, слушать их мнение;
  • оценивать свою работу на уроке и одноклассников;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.

Личностные:

  • развивать память, внимание, логическое мышление, фантазию;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Будем грамотно читать,

Чтобы много, много знать!

Так что время не теряем,

И работать начинаем!

  1. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– С какой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.) 
– Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.)
– Что знаете о писателе? (Он поэт,  переводчик.)
– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные)

– Отгадайте загадку:

Он и весел, и не злобен,
Пухлый, милый чудачок.
Вместе с ним хозяин Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник – 
Медвежонок…(Винни-Пух).

2-3 человека песенки Винни-Пуха наизусть, 1-2 – выразительное чтение.

  1. Постановка темы и целей урока. 
  • Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним необычным сказочным персонажем. Кто это, вы узнаете, прослушав песню.

Прослушивание песни – Аудиозапись.

  • Знаете ли вы этого сказочного персонажа? (ответы детей)
  • Как вы думаете какая тема нашего урока?
  • А чем мы будем заниматься на уроке? (постановка целей)

Цели урока:

  • Нужно познакомиться с жизнью и творчеством писателя, который написал это произведение.
  • Будем учиться выразительно читать отрывок из сказки.
  • Поработаем с пословицами
  • В конце урока нужно выполнить тест по прочитанному произведению

  • Сегодня каждый из вас сможет сам оценить свою работу на уроке. Для этого у каждого из вас лежит лист самооценки. Нужно выполнить несколько заданий, набрать определённое количество баллов и поставить себе оценку за урок.

  1. Работа над темой урока.
  1. Знакомство с биографией писателя.
  • А автор этого произведения Эдуард Успенский. И расскажет нам о нём Лидия Чернышева.
  • Вам нужно внимательно послушать Лиду, чтобы потом ответить на несколько вопросов!

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 84 года назад в городе Егорьевске Московской области. (Портрет). Он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый сборник стихотворений “Смешной слоненок”. Сказка “Крокодил Гена и его друзья” принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.

  1. Беседа по прослушанному.
  • Что интересного вы запомнили из рассказа Лиды?
  • Когда родился Э. Успенский? (84 года назад)
  • Какой окончил институт? (авиационный)
  • Как назывался первый сборник стихов? («Смешной слонёнок»)
  • Какая сказка принесла громкую славу? («Крокодил Гена и его друзья»)

  • Обратите внимание на красочные книги, которые стоят на нашей выставке Э. Н. Успенского. Здесь представлены самые известные и любимые его произведения. На перемене вы сможете подробно познакомиться с ними: посмотреть иллюстрации, почитать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Поднимитесь, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Покачайтесь, распрямитесь,

Помашите, покружитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните..

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

  1. Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.

– Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения «Чебурашка».

  • Начну чтение я, вы должны быть очень внимательными, следить за чтением. Кто-то будет продолжать читать, ну а завершите отрывок чтением про себя.
  • После этого вам предстоит выполнить тестовое задание.
  • В тексте нам встретятся некоторые незнакомые слова. Значение которых мы можем посмотреть в … (толковом словаре).
  • У каждого на парте лежит лист со словами из словаря. Давайте познакомимся с ними.

  • Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами (дети читают вслух по одному слову)

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (Картинка)

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта-помещение на корабле.

Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.

Бракованная игрушка – игрушка с браком,(царапина, трещина), изъян в игрушке

Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом.

 гимнастика для глаз

Для выполнения этого упражнения нужно делать «рисующие» движения пальцем в воздухе и следить за ним глазами.  

  1. Работа с произведением.

Чтение текста по абзацам..

  1. Первичное восприятие текста. Беседа по содержанию.

– Кто является главным героем?
– Почему у него такое странное имя?
– Где жил Чебурашка?
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
– Где он стал жить?
– Назовите основные качества Чебурашки.

  1. Обобщение и систематизация знаний.
  1. Тест Э. Успенский «Чебурашка». Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

1.Где Чебурашка жил?

А) в степи Б) в тайге В) в тропическом лесу

2. Чебурашка забрался в ящик с чем?

А) с яблоками Б) с мандаринами В) с апельсинами

3. Сколько апельсинов он съел на завтрак?

А) два Б) три В) один

4. Куда погрузили апельсины вместе с Чебурашкой?

А) на поезд Б) на корабль В) в самолёт

5. Где оказался ящик после долгого плавания?

А) в продовольственном магазине Б) в фруктовом магазине В) в хозяйственном магазине

6. Кто назвал его Чебурашкой? А) директор зоопарка Б) директор музея В) директор магазина

7. Где Чебурашка стал жить?А) в витрине Б) в зоопарке В) в телефонной будке

Взаимопроверка (дети по очереди зачитывают правильные ответы).

Взаимооценивание – поменяться работой с соседом по парте.

3 балла – без ошибок;

2 балла – 1  ошибка;

1 балл – 2 и более ошибок.                               

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

  1. Работа с пословицами. Работа в парах. Фронтальная проверка.

– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)
– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?
– Нашел ли друзей Чебурашка?
– Какие пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей)

  • Сейчас я предлагаю поработать в парах и «собрать» пословицы о дружбе, которые рассыпались.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Нет друга – ищи, а нашёл береги .
Хочешь дружить – сам будь другом .
Доброе братство – лучше богатства.

Самопроверка (учитель читает начало пословицы, дети заканчивают пословицу).

Самоооценивание:

3 балла – без ошибок;

2 балла – 1 – 2 ошибки;

1 балл – более 2 ошибок.

– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда.

Все: Ребята, давайте жить дружно! – Только у добрых людей бывает много друзей.

А теперь я предлагаю вам вместе с Чебурашкой ответить на вопросы теста

  1. Итог урока.

– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

  1. Оценивание.
  • Посчитайте заработанные баллы и оцените свою работу на уроке.

Самоооценивание:

6 баллов – «5»

5 – 4 балла – «4»

Менее 4 баллов – сегодня что-то не получилось, но обязательно получится в следующий раз!

7. Рефлексия.

– Достигли ли вы своей цели в течении урока?
– На сегодняшнем уроке я узнал …
– На уроке мне особенно удалось …
– Мне еще необходимо поработать над …

  • Понравился ли вам урок?
  • Какое задание понравилось больше всего?
  • Какое задание показалось самым сложным?
  • Всё ли у вас получилось?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Подготовить пересказ текста по плану, данному в учебнике

2.    Нарисовать иллюстрацию к отрывку “Чебурашка” – по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...