Технологическая карта урока 5 коррекционный класс Г.А.Скребицкий "Декабрь".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Афанасьева Наталия Сергеевна

Технологическая карта урока  5 коррекционный класс  Г.А.Скребицкий "Декабрь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_5_kkl.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока чтения.

Учитель

Афанасьева Н.С.

Учебный предмет

Чтение

Класс

5 коррекционный класс

Тип урока (занятия)

 урок изучения нового материала

Тема урока

 Г. Скребицкий «Декабрь»

Цель урока:

 познакомить обучающихся с рассказом Г.Скребицкого «Декабрь»

Задачи  урока:

образовательные:

отрабатывать навык правильного, выразительного чтения;  

готовить обучающихся к чтению целым словом сложных по структуре слов; развивать способность  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

воспитательные:

 воспитывать мотивацию к учению;

 воспитывать бережное отношение к природе

коррекционно-развивающие:

 развивать связную устную речь обучающихся в ходе обсуждения читаемого произведения; развивать логическое мышление путем разгадывания загадок, исключи «лишнюю» примету; развивать внимание путем выполнения упражнения  «Собери пословицу»; развивать воображение путем рассматривания картин

Технологии

Деятельностного метода, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие

Опорные понятия, термины

Художественное произведение

Новые понятия, термины:

 Долины, натуралист, логовища, обитатели,

покров, солнцестояние

Планируемый результат

Предметные

  1.  Умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами
  2. Способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста

Метапредметные УУД

Личностные

 Регулятивные: формировать умения: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 

- делать выводы из изученного материала.                                                                                                 Познавательные:

– нахождение ответов на вопросы;

- выделять существенную информацию из текста

 – осуществление анализа и синтеза;

– установление причинно-следственных связей;

– построение рассуждений.

 Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные:   формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 -высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, аргументируя его.

 Личностные: 

- положительно относиться к процессу учения, к приобретению знаний.

- стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-выделять и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

-понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; 

 - проявлять интерес к природе

Организация пространства

Ресурсы

Оборудование: компьютер, учебник, мультимедийная презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организация начала урока.   

Цель этапа:

активизировать внимание учащихся, установить контакт и настроить на совместную работу

Здравствуйте, ребята!                                      Встало солнышко давно,                                Заглянуло к нам в окно.                                            На урок торопит нас,                                            Чтение сейчас у нас.                                                     – Посмотрите какое светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. (Слайд1)                              Улыбнитесь друг другу. Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка!      Я желаю вам  успехов на уроке.                     Проверка готовности к уроку.

Слушают учителя, проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя.

 Регулятивные: проверка готовности к уроку, контролируют свои действия. Коммуникативные :учебного сотрудничества с учителем и учащихся.   Личностные : положительное отношение к уроку.

Актуализация опорных знаний

Цель этапа: 

актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1) Речевая разминка

Приготовились к речевой разминке.

Ваша задача произносить звуки четко, читать целыми словами.

а) Упражнения на постановку дыхания.

 - Давайте представим, что нам на ладонь упала снежинка. Давайте её сдуем.

 - Вдох носом, выдох ртом на 1,2,3,4.

б) Работа со  скороговоркой

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.  (Слайд )

               - Прочитайте про себя.

               - Прочитайте шепотом.

               - Прочитайте вслух.

               - Прочитайте быстро.  

О каком времени года говорится в скороговорке?

-Ребята, как вы думаете почему я выбрала эту скороговорку?

2)Проверка домашнего задания                               - Послушаем, как вы подготовили выразительное чтение стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…».                                                                  -Каким красивым словом называет поэт Зиму?.

 - Что означает слово чародейка?

- Опишите действия чародейки-зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой)

Выполняют задания согласно рекомендациям учителя

Отвечают на вопросы учителя.(О зиме)

На прошлом уроке начали изучать раздел «Картины родной природы- зима».

Читают стихотворение. Настя читает 2 первые строки.

 Отвечают на вопросы учителя.

Чародейка

(Волшебница, способная очаровывать других людей)

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Физминутка

- Я вам буду называть слова, если они относятся к зиме вы хлопаете в ладоши, если не относятся, топаете ногами. Пушистая, жаркая, холод, снег, лето, метель, дождь, мороз, весенняя, снежная, лед.

Выполняют задание

Регулятивные: проводить физическую разгрузку в ходе работы 

Личностные: - понимать важность бережного  отношения к своему здоровью.

Постановка проблемы темы урока. Целеполагание

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется вы узнаете, если отгадаете загадки.

1. Прозрачен, как стекло, да не вставишь в окно.  (Лед.)

2. Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.   (Снегирь.)

3. В зимний день среди ветвей стол накрыт для гостей.  (Кормушка.)

4. Дел у меня не мало, я белым одеялом

Всю землю укрываю, белю поля, дома.

Зовут меня... (зима).

5. На дворе — горой, а в избе — водой. (Сугроб)

6. Без рук рисует, без зубов кусает… ( Мороз)

7. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

 - Молодцы, ребята! Вы справились с заданием,

а теперь,  используя выделенные буквы, прочитайте название произведения, которое мы будем изучать.(Слайд)
 Правильно , ребята!

Рассказ называется «Декабрь», а  автор  этого рассказа Георгий  Скребицкий.

Какую цель поставим перед собой?

- Познакомится  с рассказом

 Г. Скребицкого «Декабрь» ;

Задачи:

-  осознанно и правильно читать вслух текст;

- развивать способность  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, делать выводы.

Отгадывают загадки, называют тему урока. Совместно с учителем формируют    цели и задачи урока.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные:  уметь формулировать  цель и учебную задачу при помощи учителя осуществлять действия по реализации плана

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Открытие нового знания 

Цель этапа: подвести детей к пониманию, красоты  зимней природы.

Физминутка

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление

1. Рассказ учителя о писателе. (Слайд)

 - Георгий Алексеевич Скребицкий (1903-1964)

Ученый-натуралист,  охотник, следопыт, писатель.  

   Этот человек был влюблен в природу. В своих произведениях он рассказывает детям о природе: повадках птиц и зверей, временах года.  Натуралист – человек, который наблюдает за природой и изучает ее. Натуралист – это человек, который изучает природу и охраняет её.                                                             Скребицкого называли «проводником…, который помогает открывать новый мир природы для ребят. Им были написаны много книг: «Барсучонок», «Белка», «Еж», «Галка, грач и сорока» (выставка книг автора).

- Мы познакомимся сегодня с рассказом «Декабрь».

 2Словарная работа. (Сдайд)

 Ребята, в  тексте произведения встретятся длинные и трудные и непонятные слова. Давайте прочитаем эти слова ( Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами) и узнаем что они означают.

Долины- пространство вдоль реки;впадина между горами.

Ло-го-ви-ща –логовища- жилище зверей, на земле или в неглубокой открытой яме.

Про-ни-зы-ва-ю-ще-го – пронизывающего (ветра)- очень сильный, пронизывающий внутрь.

Обитатели-   жители

Покров – верхний слой, покрывающий что-либо.

Сол-нце-сто-я-ни-е – солнцестояние – момент, когда высота Солнца над горизонтом минимальная.

 Физминутка.

Мы пришли в зимний лес.(ходьба на месте)

Сколько в нём чудес!(разводят руки в стороны)

Справа берёзка в шубке стоит.(Руки разводят в стороны)

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся и на землю тихо  ложатся.(мотрят вверх, движением рук изображают фонарики)

3Чтение рассказа  учителем.

- Проверка первичного восприятия произведения.

Какие  изменения произошли в природе с наступлением зимы? (картина зимнего леса слайд)

4.Анализ тескта учащимися с опорой на картинки, с выборочным чтением текста.

Прочитайте 2-й абзац текста(читает вслух хорошо читающий ученик) и ответьте на вопросы.

 - Как ведут зимой себя лесные жители?

( Попрятались в свои норы и логовища)

 - По чему  можно узнать, что в лесу и зимой продолжается жизнь? (следы зверей на снегу) Слайд

 - Кто запомнил, следы каких зверей не увидишь на снегу? Почему? (Слайд : барсука, ежа, медведя) 

 - Каких птиц снег спасает от холода? (Слайд)

  - Зачем растениям необходим зимой снежный покров? Прочитайте  в тексте. (Слайд  (Растениям необходим глубокий снежный покров. Он не даёт слишком сильно промёрзнуть земле. А весной, когда он растает и превратиться в воду, поит ею корни растений)

Как назван декабрь?  (прочитеам) (Слайд)

 - Каким днем является 21 декабря? Что это значит?

 

- Продолжите предложение: Декабрь – это месяц самых…….(длинных ночей и коротких дней)

Слушают рассказ учителя,

рассматривают портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Читают по слогам и целыми словами словарные слова , слушают объяснения учителя

Слушают рассказ.

Отвечают на вопрос учителя.

Читают вслух

 2-й абзац текста, Настя слушает.

отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя, смотрят слайд.

Читают вслух, Настя слушает. Смотрят слайд. Отвечают на вопрос учителя.

Читают и дополняют предложение.

Отвечают на вопрос.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; осуществлять учебную задачу под руководством учителя.

Коммуникативные:

- высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, аргументируя его. 

Личностные:

- проявлять интерес к природе ;

- стремиться открывать новые знания, новые способы действия.

Регулятивные: проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Познавательные: находить ответы на вопросы , делать выводы. 

- выделять существенную информацию из текста;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные:

-высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, аргументируя его.

Творческое задание

  1. «Собери пословицу»

 Ребята подул ветер и  слово из  нашей пословицы разлетелось на буквы. Составьте слово.

______ год кончает, а зиму начинает.(слайд)

 - Как вы её понимаете?

  1. Исключи «линюю» примету (слайд)
  1. Зима без снега – лето без хлеба.
  2. Вороны летают и кружатся – к морозу.
  3. Сильная роса к ясному дню.

Составляют слово. Читают пословицу.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Объясняют значение пословицы.

Декабрь о последний месяц года и первый месяц зимы

Исключают «лишнюю» примету, объясняют почему исключили.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные:

-высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, аргументируя его.

Рефлексия.

Подведение итогов. Самооценивание

Цель этапа: обобщить материал урока в ходе намеченных целей осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 1. - Как называется рассказ, с которым мы познакомились?

 - Кто его автор?

 - Что нового вы узнали об этом месяце?

Назовите день зимнего солнцестояния.

Какую цель ставили перед собой, достигли ли мы цели?

Оцените себя .( Выбери кружочек слайд)

Зелёный – мне было интересно, я всё понял.

Желтый- мне было интересно, я всё понял, но допустил ошибки.

Красный- я не всё понял, мне нужно ещё поработать над темой.

Отвечают на вопросы

учителя.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

Познавательные:  систематизировать, обобщать изученное , делать выводы.

Регулятивные:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Выделять и осознавать, то что уже усвоено  и что нужно усвоить.

Личностные: -понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; -стремление к познанию, стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Д/з IIX. Домашнее задание.

Цель этапа: закрепить полученные знания.

  1. Стр. 132 -133, читать и отвечать на вопросы

Настя– читает первые два абзаца

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов с использованием технологической карты (1 класс)

Тема: Классификация предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Форма проведения: урок-путешествие. Цель: развитие умения классифицировать предметы...

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Развитие свойств мышления, через выявление последовательности по серии картин".

Предмет: Развитие психических процессов.  Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Класс 1 Тема занятия: Выявление последовательности по серии картин. Этап: развитие свойств мышления...

Технологическая карта коррекционной непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Составление рассказа с опорой на собственный опыт"

Технологическая карта коррекционного занятия по развитию связной речи у детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по ФРС и ПСУР во 2 классе

Разработка урока (технологическая карта) по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Дифференциация звуков [С] - [Ц] ; восприятие текста по теме "Родная природа" ("На лесной полянке")....

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Составление и узнавание целого из частей на разрезном наглядном материале, работа с сюжетными картинками».

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия  для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Составление и узнавание целого из частей на разрезн...