Технологическая карта урока 5 коррекционный класс Г.А.Скребицкий "Декабрь".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока 5 коррекционный класс Г.А.Скребицкий "Декабрь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_5_kkl.docx | 40.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока чтения.
Учитель | Афанасьева Н.С. | Учебный предмет | Чтение | ||||
Класс | 5 коррекционный класс | Тип урока (занятия) | урок изучения нового материала | ||||
Тема урока | Г. Скребицкий «Декабрь» | ||||||
Цель урока: | познакомить обучающихся с рассказом Г.Скребицкого «Декабрь» | ||||||
Задачи урока: | образовательные: | отрабатывать навык правильного, выразительного чтения; готовить обучающихся к чтению целым словом сложных по структуре слов; развивать способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. | |||||
воспитательные: | воспитывать мотивацию к учению; воспитывать бережное отношение к природе | ||||||
коррекционно-развивающие: | развивать связную устную речь обучающихся в ходе обсуждения читаемого произведения; развивать логическое мышление путем разгадывания загадок, исключи «лишнюю» примету; развивать внимание путем выполнения упражнения «Собери пословицу»; развивать воображение путем рассматривания картин | ||||||
Технологии | Деятельностного метода, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие | ||||||
Опорные понятия, термины | Художественное произведение | Новые понятия, термины: | Долины, натуралист, логовища, обитатели, покров, солнцестояние | ||||
Планируемый результат | |||||||
Предметные |
| ||||||
Метапредметные УУД Личностные | Регулятивные: формировать умения: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - принимать и сохранять учебную задачу - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - делать выводы из изученного материала. Познавательные: – нахождение ответов на вопросы; - выделять существенную информацию из текста – осуществление анализа и синтеза; – установление причинно-следственных связей; – построение рассуждений. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. -высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, аргументируя его. Личностные: - положительно относиться к процессу учения, к приобретению знаний. - стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -выделять и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить; -понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; - проявлять интерес к природе | ||||||
Организация пространства | |||||||
Ресурсы | Оборудование: компьютер, учебник, мультимедийная презентация. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организация начала урока. Цель этапа: активизировать внимание учащихся, установить контакт и настроить на совместную работу | Здравствуйте, ребята! Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Чтение сейчас у нас. – Посмотрите какое светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. (Слайд1) Улыбнитесь друг другу. Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка! Я желаю вам успехов на уроке. Проверка готовности к уроку. | Слушают учителя, проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя. | Регулятивные: проверка готовности к уроку, контролируют свои действия. Коммуникативные :учебного сотрудничества с учителем и учащихся. Личностные : положительное отношение к уроку. |
Актуализация опорных знаний Цель этапа: актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 1) Речевая разминка Приготовились к речевой разминке. Ваша задача произносить звуки четко, читать целыми словами. а) Упражнения на постановку дыхания. - Давайте представим, что нам на ладонь упала снежинка. Давайте её сдуем. - Вдох носом, выдох ртом на 1,2,3,4. б) Работа со скороговоркой Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы. (Слайд ) - Прочитайте про себя. - Прочитайте шепотом. - Прочитайте вслух. - Прочитайте быстро. О каком времени года говорится в скороговорке? -Ребята, как вы думаете почему я выбрала эту скороговорку? 2)Проверка домашнего задания - Послушаем, как вы подготовили выразительное чтение стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…». -Каким красивым словом называет поэт Зиму?. - Что означает слово чародейка? - Опишите действия чародейки-зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой) | Выполняют задания согласно рекомендациям учителя Отвечают на вопросы учителя.(О зиме) На прошлом уроке начали изучать раздел «Картины родной природы- зима». Читают стихотворение. Настя читает 2 первые строки. Отвечают на вопросы учителя. Чародейка (Волшебница, способная очаровывать других людей) | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Физминутка | - Я вам буду называть слова, если они относятся к зиме вы хлопаете в ладоши, если не относятся, топаете ногами. Пушистая, жаркая, холод, снег, лето, метель, дождь, мороз, весенняя, снежная, лед. | Выполняют задание | Регулятивные: проводить физическую разгрузку в ходе работы Личностные: - понимать важность бережного отношения к своему здоровью. |
Постановка проблемы темы урока. Целеполагание | - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется вы узнаете, если отгадаете загадки. 1. Прозрачен, как стекло, да не вставишь в окно. (Лед.) 2. Пусть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка – Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. (Снегирь.) 3. В зимний день среди ветвей стол накрыт для гостей. (Кормушка.) 4. Дел у меня не мало, я белым одеялом Всю землю укрываю, белю поля, дома. Зовут меня... (зима). 5. На дворе — горой, а в избе — водой. (Сугроб) 6. Без рук рисует, без зубов кусает… ( Мороз) 7. Я живу под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз. Я могла бы жить и выше, Если б крыши там нашлись. (Сосулька) - Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, а теперь, используя выделенные буквы, прочитайте название произведения, которое мы будем изучать.(Слайд) Рассказ называется «Декабрь», а автор этого рассказа Георгий Скребицкий. Какую цель поставим перед собой? - Познакомится с рассказом Г. Скребицкого «Декабрь» ; Задачи: - осознанно и правильно читать вслух текст; - развивать способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, делать выводы. | Отгадывают загадки, называют тему урока. Совместно с учителем формируют цели и задачи урока. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу при помощи учителя осуществлять действия по реализации плана Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Открытие нового знания Цель этапа: подвести детей к пониманию, красоты зимней природы. Физминутка Первичная проверка понимания Первичное закрепление | 1. Рассказ учителя о писателе. (Слайд) - Георгий Алексеевич Скребицкий (1903-1964) Ученый-натуралист, охотник, следопыт, писатель. Этот человек был влюблен в природу. В своих произведениях он рассказывает детям о природе: повадках птиц и зверей, временах года. Натуралист – человек, который наблюдает за природой и изучает ее. Натуралист – это человек, который изучает природу и охраняет её. Скребицкого называли «проводником…, который помогает открывать новый мир природы для ребят. Им были написаны много книг: «Барсучонок», «Белка», «Еж», «Галка, грач и сорока» (выставка книг автора). - Мы познакомимся сегодня с рассказом «Декабрь». 2Словарная работа. (Сдайд) Ребята, в тексте произведения встретятся длинные и трудные и непонятные слова. Давайте прочитаем эти слова ( Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами) и узнаем что они означают. Долины- пространство вдоль реки;впадина между горами. Ло-го-ви-ща –логовища- жилище зверей, на земле или в неглубокой открытой яме. Про-ни-зы-ва-ю-ще-го – пронизывающего (ветра)- очень сильный, пронизывающий внутрь. Обитатели- жители Покров – верхний слой, покрывающий что-либо. Сол-нце-сто-я-ни-е – солнцестояние – момент, когда высота Солнца над горизонтом минимальная. Физминутка. Мы пришли в зимний лес.(ходьба на месте) Сколько в нём чудес!(разводят руки в стороны) Справа берёзка в шубке стоит.(Руки разводят в стороны) Слева ёлка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся и на землю тихо ложатся.(мотрят вверх, движением рук изображают фонарики) 3Чтение рассказа учителем. - Проверка первичного восприятия произведения. Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? (картина зимнего леса слайд) 4.Анализ тескта учащимися с опорой на картинки, с выборочным чтением текста. Прочитайте 2-й абзац текста(читает вслух хорошо читающий ученик) и ответьте на вопросы. - Как ведут зимой себя лесные жители? ( Попрятались в свои норы и логовища) - По чему можно узнать, что в лесу и зимой продолжается жизнь? (следы зверей на снегу) Слайд - Кто запомнил, следы каких зверей не увидишь на снегу? Почему? (Слайд : барсука, ежа, медведя) - Каких птиц снег спасает от холода? (Слайд) - Зачем растениям необходим зимой снежный покров? Прочитайте в тексте. (Слайд (Растениям необходим глубокий снежный покров. Он не даёт слишком сильно промёрзнуть земле. А весной, когда он растает и превратиться в воду, поит ею корни растений) Как назван декабрь? (прочитеам) (Слайд) - Каким днем является 21 декабря? Что это значит?
- Продолжите предложение: Декабрь – это месяц самых…….(длинных ночей и коротких дней) | Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора Читают по слогам и целыми словами словарные слова , слушают объяснения учителя Слушают рассказ. Отвечают на вопрос учителя. Читают вслух 2-й абзац текста, Настя слушает. отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя, смотрят слайд. Читают вслух, Настя слушает. Смотрят слайд. Отвечают на вопрос учителя. Читают и дополняют предложение. Отвечают на вопрос. | Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; осуществлять учебную задачу под руководством учителя. Коммуникативные: - высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, аргументируя его. Личностные: - проявлять интерес к природе ; - стремиться открывать новые знания, новые способы действия. Регулятивные: проводить физическую разгрузку в ходе работы. Познавательные: находить ответы на вопросы , делать выводы. - выделять существенную информацию из текста; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: -высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, аргументируя его. |
Творческое задание |
Ребята подул ветер и слово из нашей пословицы разлетелось на буквы. Составьте слово. ______ год кончает, а зиму начинает.(слайд) - Как вы её понимаете?
| Составляют слово. Читают пословицу. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Объясняют значение пословицы. Декабрь о последний месяц года и первый месяц зимы Исключают «лишнюю» примету, объясняют почему исключили. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Коммуникативные: -высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, аргументируя его. |
Рефлексия. Подведение итогов. Самооценивание Цель этапа: обобщить материал урока в ходе намеченных целей осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | 1. - Как называется рассказ, с которым мы познакомились? - Кто его автор? - Что нового вы узнали об этом месяце? Назовите день зимнего солнцестояния. Какую цель ставили перед собой, достигли ли мы цели? Оцените себя .( Выбери кружочек слайд) Зелёный – мне было интересно, я всё понял. Желтый- мне было интересно, я всё понял, но допустил ошибки. Красный- я не всё понял, мне нужно ещё поработать над темой. | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. | Познавательные: систематизировать, обобщать изученное , делать выводы. Регулятивные: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Выделять и осознавать, то что уже усвоено и что нужно усвоить. Личностные: -понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; -стремление к познанию, стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Д/з IIX. Домашнее задание. Цель этапа: закрепить полученные знания. |
Настя– читает первые два абзаца | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов с использованием технологической карты (1 класс)
Тема: Классификация предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Форма проведения: урок-путешествие. Цель: развитие умения классифицировать предметы...
Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Развитие свойств мышления, через выявление последовательности по серии картин".
Предмет: Развитие психических процессов. Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Класс 1 Тема занятия: Выявление последовательности по серии картин. Этап: развитие свойств мышления...
Технологическая карта коррекционной непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Составление рассказа с опорой на собственный опыт"
Технологическая карта коррекционного занятия по развитию связной речи у детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по ФРС и ПСУР во 2 классе
Разработка урока (технологическая карта) по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
Дифференциация звуков [С] - [Ц] ; восприятие текста по теме "Родная природа" ("На лесной полянке")....
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Составление и узнавание целого из частей на разрезном наглядном материале, работа с сюжетными картинками».
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Составление и узнавание целого из частей на разрезн...