Конспект урока
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Конспект к уроку литературного чтения в 3 классе. Рассказ К.Паустовского "Кот-ворюга".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_2.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока

1. Класс: 3 «А»

2. Место проведения: учебный кабинет

3.Продолжительность: 45 мин

4.Предмет: литературное чтение

5.Тема: « Превращение кота Ворюги в кота Милиционера» (Рассказ К.Паустовского «Кот-ворюга»)

6.Тип урока: урок чтения и коллективного анализа

7.Цель: Развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, вести диалог с автором  через литературоведческий анализ рассказа К.Паустовского «Кот –ворюга»

8.Задачи:

Образовательные:

-развивать умения пересказывать;

- развивать умения выражать своё отношение к героям, выражать эмоции;

- развивать навык осознанного правильного выразительного чтения;

- развивать умения оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

Развивающие:

  • Коммуникативные УУД:

- Развивать умения выразительно читать и пересказывать текст;

      - Развивать умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

      - Развивать умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

- Развивать умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

      - Развивать умения ориентироваться на развороте учебника.

Воспитывающие:

- Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Воспитывать любовь к животным

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки

10. Методы обучения:

10.1. Основной метод:  формирование типа правильной  читательской деятельности

10.2. Частные методы: беседа, слушание, чтение вслух, выразительное чтение, рефлексия, комментированное чтение.

План урока

1.Организационное начало урока. (2 мин)

1.1.Приветствие и представление

1.2.Настрой на урок

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

3.Введение в тему урока (4 мин)

4.Работа с текстом до чтения (4 мин)

5.Работа с текстом во время чтения (20 мин)

5.1 Первичное чтение первой части

5.2 Комментированное чтение 2 части

5.3 Физкультминутка

5.4 Чтение 3 части вслух

5.5 Комментированное чтение 4 части

6.Итог. (5 мин)

7.  Рефлексия (2 мин)

8.Домашнее задание (2 мин)

9.Организованное завершение мероприятия (1 мин)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация начала урока

1.1Приветствие

1.2Настрой на урок

- Здравствуйте, ребята! На нашем уроке сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их и больше не будем на них обращать внимание.

- Проверьте свое рабочее место глазками. На ваших столах должны лежать: тетрадь по литературному чтению, учебник по литературному чтению, дневник и пенал.

-Молодцы, что подготовили свои рабочие места заранее.

Приветствуют учителя, гостей

Садятся на места.

- Настраиваются на работу и проверяют свои рабочие места.

2.Проверка домашнего задания

- Ребята, какое домашнее задание вам было задано на дом?

-Итак, сейчас я буду спрашивать вас по цепочке.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием

-Нам было задано подготовить подробный пересказ рассказа «Игра».

-Дети пересказывают произведение по цепочке.

3.Введение в тему урока

 

Чтобы определить, чему мы будем учиться на уроке, нужно прочитать авторский текст.

(прочтение последнего абзаца) Для этого вы должны будете открыть учебник на странице 73 и прочитать про себя последний абзац текста.

-Как вы поняли, что  значит «повествование от первого лица»? Кто может скрываться под словом «я»?

-Понаблюдаем, как это у К.Паустовского, его рассказ нам предстоит прочитать.

-Открывают учебник на стр.73.

-Главный герой или рассказчик

4.Работа с текстом до чтения

5.Работа с текстом во время чтения

5.1 Первичное чтение(вслух, комбинированное) 1 части

5.2 Комментированное чтение 2 части

5.3 Физкультминутка

5.4 Чтение 3 части вслух

5.5 Комментированное чтение 4 части

-Ребята, а сейчас  откройте учебник на стр. 74,прочитайте заглавие рассказа.

-А вы догадались из заглавия кто герой рассказа?

-Как автор называет кота?

-Что означает слово ворюга?

-А сейчас откройте тетрадь на стр. 9 и обратите внимание на задание первое.

-Прочитайте эти группы слов и сравните их.

-Кто как понимает слово хитрюга? О ком так говорят?

-Какой  оттенок  у этого слова?

-А сейчас прочитайте ключевые слова из задания номер 2.

-Ребята, можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа?

-А на какие группы по смыслу можно разделить эти слова?

-Ребята, у вас получились разнообразные и интересные  ответы, а о том совпадут ли наши предположения или нет мы узнаем позже.

- Кто сможет предположить что произойдет в рассказе?

-Глеб, как ты считаешь, что произойдет в рассказе? Используй ключевые слова

-Глеб, умница! У тебя очень интересный вариант данного рассказа.

-А сейчас тетрадочки уберите на край стола и откройте учебник на стр. 74.

-Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

-Ребята, какой  здесь кот?

-Что делает кот? Обратите  внимание на выражение газ и позу кота.

-Так значит какой у него взгляд?

-Действительно, кот на иллюстрации изображен хитрый. Он в предвкушении победы.

-А знаком ли вам писатель Константин Паустовский?

-Какие еще произведения этого писателя вы изучали?

-Чего вы ждете от встречи с ним?

-С одним интересным рассказом этого писателя мы сегодня и познакомимся.

-Начинаем чтение первой части по абзацам. Первый абзац прочитаю я сама, а вы внимательно следите.

-Ребята, о чем говорят вам эти слова: только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

-Да, вы правильно это подметили.

-Со второго по четвертый  абзац читает  Матвей, а остальные внимательно слушают.

-Ребята, какую интересную информацию из второго и третьего абзаца вы узнали.

-А как вы понимаете слово жестяная банка?

-Вы видели такие банки? Для чего их используют?

-Продолжает читать с пятого по шестой абзац Георгий.

-Ребята, что такое кукан?

-Давайте повторим это определение все вместе, чтобы его запомнить.

-С шестого абзаца и до конца первой части  читает Сергей, а остальные внимательно слушают Серёжу.

-Вот каким ловким оказался кот.

-А сейчас перейдем к чтению второй части.

-Я вам буду читать 2 часть рассказа сама, а вы в этот момент закроете глаза и будете представлять  всё то, что я прочитала.

-Дом был маленький. Он стоял в заброшенном саду.(Представьте себе заброшенный сад: заросший, глухой…) Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.

Чтобы пройти к берегу озёр, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах.( Вокруг никто не живет, нетронутая природа). Их венчики качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.( Представьте себе эти высокие, душистые травы: они выше человеческого роста!)

Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота.( Стоит вернуться домой, и красота и гармония разрушаются: снова босяцкие выходки кота! Босяцкие- от слова босяк, т.е. бродяга, оборванец. Рассказчик и сердится на кота, и одновременно улыбается…)

-Итак, ребята открывайте глаза. Какая картина в целом у вас получилась?

-Ребята, вы очень активно работаете на уроке, так что нам с вами надо немного отдохнуть. Но сначала давайте встанем и немного отдохнем.

-Потрудились — отдохнем, 
(Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

(Потянуться.)

Руки в стороны, вперед, 
(Руки развести в стороны, вперед) 
Влево, вправо поворот.

(Повернуться вправо-влево.) 
Три наклона, прямо встать.

(Наклоны влево-вправо, присесть.) 
Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки на месте.)

-Теперь встали все красиво и подготовились к дальнейшей плодотворной работе.

-Сначала садятся девочки ,а потом мальчики .

-А сейчас мы будем читать с вами третью часть текста. Эту часть мы будем читать по цепочку вслух.

-Вот мы прочитала третью часть.

-Ребята, как вы думаете что обозначает слово лаз?

-В тексте ещё есть слово, которое, на мой взгляд, могло вызвать у вас затруднение. Кто-нибудь из вас знает, что такое плотица?

- Слово плотица- это уменьшительно ласкательное слово, которое произошло от слова плотва. А кто знает, что  такое плотва?

-Ребята, найдите предложение описывающее кота.

-Кто из вас как думает, что такое подпалина?

-Как вы думаете правильно ли они сделали, что накормили кота? Если да, то почему?

-Переходим к прочтению четвертой части.

-Четвертую часть нужно будет прочитать интонационно, выделяя подчеркнутые слова.

-Какой благородный поступок совершил кот?

-Почему кота назвали милиционером?

-Открывают учебник, читают заглавие.

-Да, кот.

-Кот-ворюга.

-Оно означает, что кто-то что-то украл, взял без разрешения.

-Открывают рабочую тетрадь, переходят к выполнению задания.

-Первая группа слов состоит из слов с одинаковым корнем ,а вторая группа слов не связана между собой, они рифмуются.

-Так говорят о том, кто очень хитрый.

-Это слово имеет грубоватый оттенок, в слове чувствуется отрицательное отношение автора к главному герою.

-Дети читают ключевые слова.

-Можно.

- Предположения детей.

Первая группа: кот, воровал, попался, перестал воровать.; хозяин и  сторож, накормили.

Вторая группа: кот, воровал, попался; хозяин и сторож, накормили, перестал воровать.

Я считаю, что в рассказе кот ворвется в чей-то дом для того чтобы своровать что-то. Но него это не получится потому, что его поймает хозяин, но он не станет его ругать он его накормит. И после этого кот станет хорошим и перестанет воровать.

-Убирают тетради, открывают учебник на стр. 74.

-Рассматривают иллюстрацию.

-Он задумчивый.

-Кот следит за курочками.

-Хитрый.

-Знаком.

-Ждём новых интересных рассказов.

-Следят по учебнику первый абзац.

-С помощью этого предложения стало понятно, что кот бездомный и за ним никто не ухаживает.

-Внимательно слушают Матвея.

-Мы узнали, что кота называли Ворюгой, а так же то, что он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб.

-Это банка, которая изготовлена из жести.

-Видели, их используют для хранения пищи.

-Слушают внимательно Георгия.

-Бечёвка, на которую надевают под жабры пойманную рыбу, чтобы пускать её на привязи в воду.

-Повторяют определение слова кукан.

-Слушают внимательно Сергея.

-Представляют заброшенный, заросший сад.

-Представляют высокую траву, где никто не живет.

-Представляют эти высокие, душистые травы: они выше человеческого роста.

-Представляют как возвращаются домой усталые по этому заброшенному саду.

-Заброшенный, заросший сад с высокой травой. Эти высокие, душистые травы: они выше человеческого роста. Возвращаются домой усталые по этому заброшенному саду.

-Выполняют физкультминутку

-Читают 3 часть по цепочке.

- Проход.

-Дети не могут ответить.

-Это рыба.

-Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

-Это такое пятно, отличающееся от шерсти.

- Да, потому что они показали коту ласку, и он им ответит тем же и измениться.

-Читают текст выделяя интонацией слова, подчеркнутые снизу.

-Кот прогнал кур, которые склёвывали из тарелок гречневую кашу.

-Потому что  он сам встал на путь исправления и другим помогал исправляться, следил за садом и за хозяйством, т.е. охранял его.

 

6. Итог

7.Рефлексия

–Как вы думаете, почему кот перестал воровать и превратился из Ворюги в Милиционера?

- Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо работал на уроке.

-Тот, кто считает, что у него на уроке всё получилось покажите  веселый смайлик. А тот кто считает, что в его работе были некоторые недочеты покажите мне грустный смайлик.

- дети предполагают свой выбор

- дети поднимают смайлики

8.Домашнее задание

- Откройте свои дневники, мы запишем домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение текста рассказа, нарисовать портрет кота из 1-й,3-й или 4-й части рассказа.

-Ребята каким вы можете нарисовать кота в первой части?

-А в 3 части каким был кот?

-А в 4 части  что бы вы изобразили ?

- Дети записывают домашнее задание.

-Мы можем нарисовать его с разорванным ухом и с отрубленным хвостом.

-Тут мы можем изобразить, как кота достают из узкого прохода или то, как кот веселился после того, как его сытно накормили.

-Мы изобразим то, как кот напугал  кур, которые склёвывали из тарелок гречневую 9.кашу.

9.Организованное завершения урока

- Ребята, мне понравилось с вами работать. На уроке вы были активными,

старательными, любознательными.

- Прощаются с учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...