Конспект урока
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Конспект к уроку литературного чтения в 3 классе. Рассказ К.Паустовского "Кот-ворюга".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_2.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока
1. Класс: 3 «А»
2. Место проведения: учебный кабинет
3.Продолжительность: 45 мин
4.Предмет: литературное чтение
5.Тема: « Превращение кота Ворюги в кота Милиционера» (Рассказ К.Паустовского «Кот-ворюга»)
6.Тип урока: урок чтения и коллективного анализа
7.Цель: Развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, вести диалог с автором через литературоведческий анализ рассказа К.Паустовского «Кот –ворюга»
8.Задачи:
Образовательные:
-развивать умения пересказывать;
- развивать умения выражать своё отношение к героям, выражать эмоции;
- развивать навык осознанного правильного выразительного чтения;
- развивать умения оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
Развивающие:
- Коммуникативные УУД:
- Развивать умения выразительно читать и пересказывать текст;
- Развивать умение слушать и понимать речь других.
• Регулятивные УУД:
- Развивать умение работать по предложенному учителем плану.
• Познавательные УУД:
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- Развивать умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Развивать умения ориентироваться на развороте учебника.
Воспитывающие:
- Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Воспитывать любовь к животным
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
10. Методы обучения:
10.1. Основной метод: формирование типа правильной читательской деятельности
10.2. Частные методы: беседа, слушание, чтение вслух, выразительное чтение, рефлексия, комментированное чтение.
План урока
1.Организационное начало урока. (2 мин)
1.1.Приветствие и представление
1.2.Настрой на урок
2. Проверка домашнего задания (5 мин)
3.Введение в тему урока (4 мин)
4.Работа с текстом до чтения (4 мин)
5.Работа с текстом во время чтения (20 мин)
5.1 Первичное чтение первой части
5.2 Комментированное чтение 2 части
5.3 Физкультминутка
5.4 Чтение 3 части вслух
5.5 Комментированное чтение 4 части
6.Итог. (5 мин)
7. Рефлексия (2 мин)
8.Домашнее задание (2 мин)
9.Организованное завершение мероприятия (1 мин)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организация начала урока 1.1Приветствие 1.2Настрой на урок | - Здравствуйте, ребята! На нашем уроке сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их и больше не будем на них обращать внимание. - Проверьте свое рабочее место глазками. На ваших столах должны лежать: тетрадь по литературному чтению, учебник по литературному чтению, дневник и пенал. -Молодцы, что подготовили свои рабочие места заранее. | Приветствуют учителя, гостей Садятся на места. - Настраиваются на работу и проверяют свои рабочие места. |
2.Проверка домашнего задания | - Ребята, какое домашнее задание вам было задано на дом? -Итак, сейчас я буду спрашивать вас по цепочке. Молодцы, вы хорошо справились с заданием | -Нам было задано подготовить подробный пересказ рассказа «Игра». -Дети пересказывают произведение по цепочке. |
3.Введение в тему урока
| Чтобы определить, чему мы будем учиться на уроке, нужно прочитать авторский текст. (прочтение последнего абзаца) Для этого вы должны будете открыть учебник на странице 73 и прочитать про себя последний абзац текста. -Как вы поняли, что значит «повествование от первого лица»? Кто может скрываться под словом «я»? -Понаблюдаем, как это у К.Паустовского, его рассказ нам предстоит прочитать. | -Открывают учебник на стр.73. -Главный герой или рассказчик |
4.Работа с текстом до чтения 5.Работа с текстом во время чтения 5.1 Первичное чтение(вслух, комбинированное) 1 части 5.2 Комментированное чтение 2 части 5.3 Физкультминутка 5.4 Чтение 3 части вслух 5.5 Комментированное чтение 4 части | -Ребята, а сейчас откройте учебник на стр. 74,прочитайте заглавие рассказа. -А вы догадались из заглавия кто герой рассказа? -Как автор называет кота? -Что означает слово ворюга? -А сейчас откройте тетрадь на стр. 9 и обратите внимание на задание первое. -Прочитайте эти группы слов и сравните их. -Кто как понимает слово хитрюга? О ком так говорят? -Какой оттенок у этого слова? -А сейчас прочитайте ключевые слова из задания номер 2. -Ребята, можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа? -А на какие группы по смыслу можно разделить эти слова? -Ребята, у вас получились разнообразные и интересные ответы, а о том совпадут ли наши предположения или нет мы узнаем позже. - Кто сможет предположить что произойдет в рассказе? -Глеб, как ты считаешь, что произойдет в рассказе? Используй ключевые слова -Глеб, умница! У тебя очень интересный вариант данного рассказа. -А сейчас тетрадочки уберите на край стола и откройте учебник на стр. 74. -Рассмотрите иллюстрацию к тексту. -Ребята, какой здесь кот? -Что делает кот? Обратите внимание на выражение газ и позу кота. -Так значит какой у него взгляд? -Действительно, кот на иллюстрации изображен хитрый. Он в предвкушении победы. -А знаком ли вам писатель Константин Паустовский? -Какие еще произведения этого писателя вы изучали? -Чего вы ждете от встречи с ним? -С одним интересным рассказом этого писателя мы сегодня и познакомимся. -Начинаем чтение первой части по абзацам. Первый абзац прочитаю я сама, а вы внимательно следите. -Ребята, о чем говорят вам эти слова: только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. -Да, вы правильно это подметили. -Со второго по четвертый абзац читает Матвей, а остальные внимательно слушают. -Ребята, какую интересную информацию из второго и третьего абзаца вы узнали. -А как вы понимаете слово жестяная банка? -Вы видели такие банки? Для чего их используют? -Продолжает читать с пятого по шестой абзац Георгий. -Ребята, что такое кукан? -Давайте повторим это определение все вместе, чтобы его запомнить. -С шестого абзаца и до конца первой части читает Сергей, а остальные внимательно слушают Серёжу. -Вот каким ловким оказался кот. -А сейчас перейдем к чтению второй части. -Я вам буду читать 2 часть рассказа сама, а вы в этот момент закроете глаза и будете представлять всё то, что я прочитала. -Дом был маленький. Он стоял в заброшенном саду.(Представьте себе заброшенный сад: заросший, глухой…) Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Чтобы пройти к берегу озёр, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах.( Вокруг никто не живет, нетронутая природа). Их венчики качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.( Представьте себе эти высокие, душистые травы: они выше человеческого роста!) Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота.( Стоит вернуться домой, и красота и гармония разрушаются: снова босяцкие выходки кота! Босяцкие- от слова босяк, т.е. бродяга, оборванец. Рассказчик и сердится на кота, и одновременно улыбается…) -Итак, ребята открывайте глаза. Какая картина в целом у вас получилась? -Ребята, вы очень активно работаете на уроке, так что нам с вами надо немного отдохнуть. Но сначала давайте встанем и немного отдохнем. -Потрудились — отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. (Потянуться.) Руки в стороны, вперед, (Повернуться вправо-влево.) (Наклоны влево-вправо, присесть.) (Прыжки на месте.) -Теперь встали все красиво и подготовились к дальнейшей плодотворной работе. -Сначала садятся девочки ,а потом мальчики . -А сейчас мы будем читать с вами третью часть текста. Эту часть мы будем читать по цепочку вслух. -Вот мы прочитала третью часть. -Ребята, как вы думаете что обозначает слово лаз? -В тексте ещё есть слово, которое, на мой взгляд, могло вызвать у вас затруднение. Кто-нибудь из вас знает, что такое плотица? - Слово плотица- это уменьшительно ласкательное слово, которое произошло от слова плотва. А кто знает, что такое плотва? -Ребята, найдите предложение описывающее кота. -Кто из вас как думает, что такое подпалина? -Как вы думаете правильно ли они сделали, что накормили кота? Если да, то почему? -Переходим к прочтению четвертой части. -Четвертую часть нужно будет прочитать интонационно, выделяя подчеркнутые слова. -Какой благородный поступок совершил кот? -Почему кота назвали милиционером? | -Открывают учебник, читают заглавие. -Да, кот. -Кот-ворюга. -Оно означает, что кто-то что-то украл, взял без разрешения. -Открывают рабочую тетрадь, переходят к выполнению задания. -Первая группа слов состоит из слов с одинаковым корнем ,а вторая группа слов не связана между собой, они рифмуются. -Так говорят о том, кто очень хитрый. -Это слово имеет грубоватый оттенок, в слове чувствуется отрицательное отношение автора к главному герою. -Дети читают ключевые слова. -Можно. - Предположения детей. Первая группа: кот, воровал, попался, перестал воровать.; хозяин и сторож, накормили. Вторая группа: кот, воровал, попался; хозяин и сторож, накормили, перестал воровать. Я считаю, что в рассказе кот ворвется в чей-то дом для того чтобы своровать что-то. Но него это не получится потому, что его поймает хозяин, но он не станет его ругать он его накормит. И после этого кот станет хорошим и перестанет воровать. -Убирают тетради, открывают учебник на стр. 74. -Рассматривают иллюстрацию. -Он задумчивый. -Кот следит за курочками. -Хитрый. -Знаком. -Ждём новых интересных рассказов. -Следят по учебнику первый абзац. -С помощью этого предложения стало понятно, что кот бездомный и за ним никто не ухаживает. -Внимательно слушают Матвея. -Мы узнали, что кота называли Ворюгой, а так же то, что он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. -Это банка, которая изготовлена из жести. -Видели, их используют для хранения пищи. -Слушают внимательно Георгия. -Бечёвка, на которую надевают под жабры пойманную рыбу, чтобы пускать её на привязи в воду. -Повторяют определение слова кукан. -Слушают внимательно Сергея. -Представляют заброшенный, заросший сад. -Представляют высокую траву, где никто не живет. -Представляют эти высокие, душистые травы: они выше человеческого роста. -Представляют как возвращаются домой усталые по этому заброшенному саду. -Заброшенный, заросший сад с высокой травой. Эти высокие, душистые травы: они выше человеческого роста. Возвращаются домой усталые по этому заброшенному саду. -Выполняют физкультминутку -Читают 3 часть по цепочке. - Проход. -Дети не могут ответить. -Это рыба. -Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе. -Это такое пятно, отличающееся от шерсти. - Да, потому что они показали коту ласку, и он им ответит тем же и измениться. -Читают текст выделяя интонацией слова, подчеркнутые снизу. -Кот прогнал кур, которые склёвывали из тарелок гречневую кашу. -Потому что он сам встал на путь исправления и другим помогал исправляться, следил за садом и за хозяйством, т.е. охранял его.
|
6. Итог 7.Рефлексия | –Как вы думаете, почему кот перестал воровать и превратился из Ворюги в Милиционера? - Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо работал на уроке. -Тот, кто считает, что у него на уроке всё получилось покажите веселый смайлик. А тот кто считает, что в его работе были некоторые недочеты покажите мне грустный смайлик. | - дети предполагают свой выбор - дети поднимают смайлики |
8.Домашнее задание | - Откройте свои дневники, мы запишем домашнее задание: Подготовить выразительное чтение текста рассказа, нарисовать портрет кота из 1-й,3-й или 4-й части рассказа. -Ребята каким вы можете нарисовать кота в первой части? -А в 3 части каким был кот? -А в 4 части что бы вы изобразили ? | - Дети записывают домашнее задание. -Мы можем нарисовать его с разорванным ухом и с отрубленным хвостом. -Тут мы можем изобразить, как кота достают из узкого прохода или то, как кот веселился после того, как его сытно накормили. -Мы изобразим то, как кот напугал кур, которые склёвывали из тарелок гречневую 9.кашу. |
9.Организованное завершения урока | - Ребята, мне понравилось с вами работать. На уроке вы были активными, старательными, любознательными. | - Прощаются с учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...