Рабочая программа по литературному чтению на родном языке в 3 классе
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_na_rodn._yaz._3.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от 28 сентября 2020г. __________/Н.В.Гаврищук/ руководитель МО учителей начальных классов | Согласовано заместитель директора по учебно-воспитательной работе от 29 сентября 2020г. _________/ И.В. Магжанова / | «Утверждаю» __________ директор МБОУ СОШ №2 Л.Ф. Котикова от 31сентября 2020г. _________/ Л.Ф.Котикова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Литературное чтение на родном языке
3Д класс
2020-2021 учебный год
Маташковой НЛ., учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
г. Советский
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 3Д класса разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании), закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, пр. от 31.01.2018 №2/18), Программы начального общего образования школы, утвержденной приказом от 09.10.2018 г. № 182/1, авторской программы: Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение», 1-4 классы - Москва: Просвещение, 2014 и на основе учебно-методического комплекса «Школа России»:
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Целью изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» является воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
– обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- расширение кругозора младших школьников через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта ребёнка.
Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения исходя из конкретных условий организации образовательного процесса
Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание и логика изложения программного материала в учебнике «Литературное чтение» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
1. Реализация личностного подхода, учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника, раскрытие его личностного потенциала.
2. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося.
Учебники направлены на формирование способов практической работы с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения.
3. Духовно-нравственное воспитание младших школьников, целостное развитие интеллектуальной, эстетической, волевой, эмоциональной сфер личности, усвоение детьми понятий нравственного содержания, осознание нравственной проблематики гуманитарного знания; формирование эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Тексты подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, который понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир – мир природы, людей и искусства, мир чувств.
4. Формирование информационной грамотности: различные способы передачи учебной информации (содержательные рисунки, схемы, таблицы, пиктограммы и т.д.), включение заданий, предполагающих активные действия обучающихся по поиску, осмыслению, обработке, организации информации, созданию простых информационных объектов.
5. Стимулирование детского творчества, формирование умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (рассуждение на заданную тему, отзыв).
6. Развитие коммуникативной компетентности посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
7. Обеспечение социализирующей функции учебно-методических материалов, ориентация содержания учебников на жизненные потребности детей, формирование умений младшего школьника ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
8. Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся.
Актуальность изучения предмета. Специфика учебного предмета
Литературное чтение на родном языке - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство обучающихся с художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности обучающихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Разделы включают произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы.
Ученики работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине.
Разделы содержания включают все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Разделы направлен на формирование речевой культуры учеников, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Ученики овладевают приёмами выразительного чтения.
Умение слушать и говорить. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Ученики осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Работа с текстом. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); обучающиеся сравнивают деловые (учебные), художественные, научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся продолжают получать представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста ученики осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение на родном языке» строится на основе: системно-деятельностного подхода и системного подхода к отбору содержания;
Рабочая программа предполагает использование следующих методов обучения:
- методы организации и осуществления учебной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учения;
- методы контроля и самоконтроля.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
- проблемно-диалогического обучения;
- технология коллективного способа обучения;
- технология оценивания образовательных достижений;
- технология развития критического мышления.
При организации учебного процесса на уроках литературного чтения используются различные формы проведения уроков (обобщающие уроки-игры, библиотечные уроки, читательские конференции), интерактивные методы обучения (ролевые игры, творческие лаборатории, проблемные ситуации) и занимательный материал.
Для достижения планируемых результатов используются материальные средства обучения: учебники, таблицы, средства наглядности, учебно-технические средства.
Формы обучения: коллективная (со всеми учениками класса), фронтальная, групповая; парная, индивидуальная.
На уроках литературного чтения на родном языке используются методы и приемы: комментирование, интерпретация. Широко привлекаются практические действия обучающихся. Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.
Виды учебной деятельности
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов по данной программе.
В качестве объекта оценивания выступают образовательные результаты обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательной программы по предмету.
Текущий, тематический контроль успеваемости проводится в письменной и устной форме: проверочной работы, тестирования, выразительное чтение и чтение наизусть.
Система оценки достижения планируемых результатов описаны в приложении 2 к данной программе.
В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.
Механизм формирования универсальных учебных действий
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам начального общего образования.
Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом.
Литературное чтение на родном (русском) языке обеспечивает формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Формирование любого умения проходит через этапы:
1. Приобретение первичного опыта и мотивация.
2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия.
3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое универсальное учебное действие.
Содержание заданий предмета направлено на достижение планируемых результатов. Обладая свойствами многоаспектности, многогранных связей, задания учебника позволяют косвенно способствовать формированию основ гражданской идентичности, воспитанию чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России.
Развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях помогают задания, предлагающие работу в парах, группах, т.е, задания, в которых требуется провести совместное исследование, обсудить создавшиеся выводы, представить и защитить своё мнение, составить задание для одноклассников. Развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения достигается системами вопросов в задании.
Большое внимание уделяется формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Для развития умения самостоятельно выстраивать и оформлять последовательность своих действий ученикам предлагаются образцы планов действий для выполнения и преобразования.
В результате реализации деятельностного подхода:
- развиваются навыки самостоятельной работы;
- формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе.
Логические связи предмета с другими предметами учебного плана, внеурочная деятельность по предмету
Предмет «Литературное чтение на родном языке» связан с предметами «Русский язык», «Родной язык» и «Литературное чтение» через общие задачи освоения обучающимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Уроки литературного чтения на родном языке находят свое взаимодействие с уроками окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Литературное чтение на родном языке неразрывно связано со всеми предметами учебного плана, влияет на качество их усвоения.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается через систему заданий предмета, организованных во второй половине дня, индивидуальной и коллективной творческой, проектной работы, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Организация проектной и учебно-исследовательской работы
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения литературного чтения на родном языке формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, небольшие сочинения.
Программа включает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учеников в активный познавательный процесс (н-р: при составлении сообщения, небольшого сочинения). Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Духовно-нравственное развитие обучающихся в процессе освоения предмета
Материал уроков способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников по направлениям:
Основные направления | Ценности |
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость. |
4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. | Уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое. |
5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. |
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. |
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, изучаемого на уроках. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизма, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования.
Обучение литературному чтению на родном языке направлено также на:
- обогащение духовно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова.
Таким образом, уделяется внимание изучению не только языковых норм, усвоению школьниками основных видов речевой деятельности, но и предусматривает формирование у детей важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение ими общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Литературное чтение на родном языке» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», изучается с 1-ого по 4-ый класс. В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ СОШ №2 г. Советский на 2019-2020 учебный год в 3 «Д» классе на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» отведено 0,2 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты | |
Обучающийся получит возможность для формирования: - формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | |
Метапредметные результаты Регулятивные УУД | |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Коммуникативные УУД | |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Познавательные УУД | |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Предметные результаты | |
Виды речевой и читательской деятельности | |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Творческая деятельность | |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Литературоведческая пропедевтика | |
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Содержание учебного предмета
Вводный урок. Волшебная сказка (3 ч.)
Особенности волшебной сказки. Самостоятельное чтение. Сказки народов России. Характеристика героев сказок. Пересказ. Семейное чтение.
Люби всё живое (2 ч.)
В. Бианки «Лесная газета». Особенности художественного текста. Выразительное чтение. Правда и вымысел в сказках В. Бианки.
К. Паустовский «Дремучий медведь». Деление текстов на части. Краткий пересказ. Герои художественного текста, его особенности. Составление вопросов к тексту.
Русские писатели (3 ч.)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
Л.Н.Толстой. Чтение сказок (тема, главная мысль, события, герои).
Литературная сказка (4 ч.)
А. Толстой, Д. Мамин-Сибиряк, Л. Чарская, В. Набоков. Особенности литературной сказки. Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Картины родной природы (2 ч.)
Стихи русских поэтов о любви к Родине. Стихотворения А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, С. Есенина.
Зарубежная литература (3 ч.)
О. Уайльд «Счастливый принц». Ф. Баум «Страна Оз». Т. Янссон «Сказки про Муми-тролля». Нравственный смысл сказок. Пересказ. Создание рисунков.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе проверочных работ | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Введение. Волшебная сказка | 2 | - | Воспринимать на слух произведение устного народного творчества; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Определять тему и главную мысль произведения. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Выражать личное отношение к прочитанному. Характеризовать героев. |
2 | Люби всё живое | 2 | - | Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Анализировать заголовок произведения. Наблюдать, как автор передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказов. |
3 | Русские писатели | 3 | - | Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Характеризовать героев, их поступки. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений для России и русской культуры. |
4 | Литературная сказка | 5 | - | Читать и воспринимать на слух прочитанное. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. |
5 | Картины родной природы | 5 | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях русских писателей. Определять нравственный смысл произведения, жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
итого | 17 | 1 |
Приложение к рабочей программе для 3 Д класса
по предмету «Литературное чтение на родном языке»,
2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке.
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты обучения | ||
план | факт | предметные | метапредметные учебные действия | ||
Введение. Волшебная сказка (2 ч) | |||||
09.09 | 09.09 | Русская народная сказка «Хаврошечка». | - сказывать народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках; - осмысливать специфику народной сказки; - различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия; - понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
23.09 | 23.09 | Русская народная сказка «Зимовье». | |||
Люби всё живое (2 ч) | |||||
07.10 | 07.10 | Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет. «Весенний дождь». «Мир прекрасных сказок дня» (стихотворения Ю.Шкуты) | - понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; - составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу. | Регулятивные: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами и составления текстов в устной и письменной формах. | |
21.10 | 21.10 | В.В.Бианки. «Синичкин календарь» | - понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; - составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу. | Регулятивные: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами и составления текстов в устной и письменной формах. | |
Русские писатели (3 ч) | |||||
08.11 | 08.11 | М.М.Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки». Ю.И.Макаров. «Лётчик» | - понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; - задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
02.12 | 02.12 | Сказки А.С.Пушкина А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде» | - понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; - задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
16.12 | 16.12 | Басни И.А.Крылова И.А.Крылов. «Квартет», «Волк и журавль». | - понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; - задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
Литературная сказка (5 ч) | |||||
30.12 | 30.12 | Л.Н.Толстой. Сказки, истории. | - различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия; - делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; - находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; | Регулятивные: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Коммуникативные: определять общие цели совместной деятельности и путей её достижений функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. | |
20.01 | 20.01 а/д | Произведения К.Г.Паустовского К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь» | - понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
03.02 | 03.02 | Сказки русских писателей. А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | - понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
17.02 | 17.02 а/д | Рассказы К.Д.Ушинского К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» «Четыре желания» | - понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
03.03 | 03.03 | Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». | - понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; - наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; - находить в произведении средства художественной выразительности; - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения. | Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
Картины родной природы (5 ч) | |||||
17.03 | 17.03 | Стихотворения А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака | - понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; - наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; - находить в произведении средства художественной выразительности; - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения | Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
07.04 | 07.04 | Б.В.Заходер. «Занимательная зоология» Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном» | - понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; - наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; - находить в произведении средства художественной выразительности; - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения | Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
21.04 | 21.04 | Стихотворения о Родине. Проверочная работа « Картины родной природы». | -читать и воспринимать на слух художественное произведение. пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. -высказывать своё мнение о прочитанном произведении. -характеризовать поступки героев произведения. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
19.05 | 19.05 | Рассказы о защитниках Родины. Их имена – наша гордость! | -читать и воспринимать на слух художественное произведение. пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. -высказывать своё мнение о прочитанном произведении. -характеризовать поступки героев произведения. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. | |
26.05 | 26.05 | По страницам детских журналов. По страницам журнала «Большая переменка» | -читать и воспринимать на слух художественное произведение. пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. -высказывать своё мнение о прочитанном произведении. -характеризовать поступки героев произведения. | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. |
Приложение 2 к рабочей программе для 3 «Д» класса по предмету «Литературное чтение на родном языке» 2020-2021 учебный год |
Система оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио, регламентированным Положением о портфолио обучающегося уровня начального общего образования МБОУ СОШ № 2 г. Советский.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- проверочная работа по предмету.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Оценка достижения предметных результатов ведётся в форме персонифицированных процедур:
- тестирования;
- проверочная работа.
Методы и формы оценки образовательных результатов:
- самоанализ и самооценка;
- устная или письменная критериальная оценка (разрабатывается учителем и обучающимися);
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по 5-ти балльной системе оценивания.
Чтение наизусть | Выразительное чтение стихотворения | Чтение по ролям |
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. | Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения. 2. Соблюдение пауз. 3. Правильный выбор темпа. 4. Соблюдение нужной интонации. 5. Безошибочное чтение Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям. | Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова 2. Подбирать правильную интонацию 3. Читать безошибочно 4. Читать выразительно Оценка "5" - выполнены все требования Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям. |
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.
Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс по ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке.3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс...