Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспекты уроков по литературному чтению 2-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl._vesenniy_dozhd.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока в соответствии с ФГОС
1 | Тип урока: | урок открытия новых знаний |
2 | Класс: | 3 «в» |
3 | Тема: | «Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» |
4 | Образовательная программа, автор: | УМК «РО системы Л.В. Занкова», Свиридова В.Ю. Литературное чтение 3 класс» |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: | урок № ___ в разделе «Времена, когда звери говорили» |
6 | Цели урока: | Содержательная цель: знакомство учащихся со стихотворением А.А.Фета «Весенний дождь», познакомить с возможностями автора нарисовать образ дождя. Деятельностнаяцель: высказывать впечатления о прочитанном, уметь определять средства выразительности, читать стихотворение выразительно, оценивать свои действия. |
7 | Планируемые результаты: | Личностные:формировать чувства прекрасного, эстетических потребностей на основе знакомства стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь». Метапредметные: самостоятельно формулировать, принимать и сохранять учебную задачу; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою собственную позицию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Предметные: адекватно понимать текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, находить средства художественной выразительности; передавать настроение с помощью интонации; оценивать свои достижения. |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке: | основной дидактический метод: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). Частные методы и приемы:диалог, комментированное чтение текста, выразительное чтение. |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования: | технология продуктивного чтения. |
10 | Описание методов оценивания, применяемые на уроке: | оценка учителя, самооценка, взаимооценка. |
11 | Средства: | учебник литературное чтение 3 класс 2 часть, Свиридова В.Ю., мультимедиа, чистые листочки. |
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание, время этапа, формируемые УУД |
Мотивационный этап | -Здравствуйте, ребята! Садитесь. | -Здравствуйте! | Личностные: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения мыслей на уроке.
|
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Я рада видеть каждого из вас! И пусть зима морозом в окна дышит. Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит! | -Слушают учителя. | ||
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | - Попадали ли вы когда-нибудь под дождь? | - Да, нет. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные:развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. |
-Что вы при этом чувствовали, ощущали? | - Холод, красоту природы и т.д. | ||
- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождем?» А как пахнет дождь? | -Ответы детей. | ||
- Поднимите руку те, кто когда-нибудь слушал дождь. | Поднимают руки. | ||
-А на что похож шум дождя? | |||
-Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя. | |||
-Я предлагаю послушать вам музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. | Мысленно рисуют свой дождь. | ||
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | -Мы до сих пор не опередили с вами тему нашего урока. Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? | -О дожде. | Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач; Регулятивные: уметь самостоятельно определять тему урока. Работа на карточках |
-Тема нашего урока «Чудесные открытия в стихотворении А.А.Фета «Весенний дождь». | |||
- Попробуйте определить цель нашего урока. | -Раскрыть какие чудесные открытия делает А.А.Фет «Весенний дождь». | ||
-Для создания образов художники используют кисть, краски, музыканты-звуки нот. А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? | -При помощи слов. | ||
-Попробуйте предположить, как создал образ дождя известный русский поэт А.А.Фет? Какие открытия мы можем сделать? | |||
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | -Что поможет нам разрешить нашу проблему? Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений? | -Прочитать стихотворение А.А.Фета.Поразмышлять, постараться увидеть в нем что-то чудесное, необычное | Личностные: умение отражать внутреннюю позицию учащихся, умение сотрудничать. Коммуникативные: умения проявлять активность во взаимной деятельности для решения коммуникативных и познавательных задач, предлагать помощь и сотрудничество. |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения . | 1. Чтение стихотворения учителем наизусть. Послушайте внимательно, а затем скажете, какие чувства вызвало у вас стихотворение, постарайтесь представить картины, нарисованные в стихотворении. | Первичное чтение стихотворения учителем. Регулятивные: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана; Познавательные:осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы; Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ. | |
-Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение? | -Весна, дождь, птички поют. | ||
- Какие чувства испытали? | -Радость, восторг, интерес. | ||
- Чьими глазами наблюдаем картину дождя? | -Автора. | ||
- Мы с вами начинаем исследовать стихотворение. Что для этого необходимо сделать? | Читают стихотворение. | ||
- Прочитайте внимательно стихотворение и подумайте, значения каких слов вам непонятны. | Трепещет-колеблется, дрожит. Завеса- то, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. | ||
–Итак, разберем первую строфу. Кто прочитает? | Один ученик читает первую строфу. | ||
- Что видит герой? | - Небо, солнце, облака, воробей купается. | ||
- Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли представить картину? | -Светло, солнце блещет, воробей купается, трепещет. | ||
- Можно ли в природе наблюдать такое явление? | -Да | ||
-Перейдем ко второй строфе. Кто прочитает? | Один ученик читает вторую строфу. | ||
-Что изменилось? Что заметили? | -Появился лес. | ||
- Что автор называет золотой пылью? Почему? | -Автор сравнивает дождь с золотой пылью. Будто идет маленький, как пыль, дождь, а золотой называет, потому что блестит солнце. | ||
-Осталось третья строфа. Кто прочитает? | Один ученик читает третью строфу. | ||
-Что мы здесь слышим? Что мы чувствуем? | - Мы слышим звуки (брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя) и чувствуем запах (душистым мёдом тянет) | ||
-Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то? | -Дождь | ||
-Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении? | -Ни разу не использовал. | ||
- Какой литературный прием использует автор? | -Метафора (перенос свойств одного предмета на другой), олицетворение (литературный прием, когда объекты неживой природы наделяются признаками живой) | ||
-Посчитайте глаголы в тексте. | -10 | ||
-Какие из них вам кажутся наиболее выразительными? | -Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину, глаголом (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит), мы чувствуем движение, видим изменения в природе. | ||
-Видите, как можно написать стихотворение про весенний дождь, даже не использовав слово дождь. | |||
-А как бы вы озаглавили это стихотворение? | Ответы детей. | ||
-Обратите внимание на картинку. А какую картину вы бы нарисовали? | -Тает снег, птички поют, прилетают, светит ярко солнце, идет маленький дождь. | ||
Первичное закрепление нового этапа. | - Ребята, подумайте: поэт Афанасий Афанасьевич Фет хотел только описать дождь? Или поделиться с нами своими впечатлениями от этого природного чуда? | -Хотел поделиться своими впечатлениями. | Коммуникативные: допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания. |
- Что испытывал поэт, когда писал эти строки? | -Настроение весеннего дня. радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление, всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы | ||
-Какие вы можете сделать выводы? | -Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, наслаждается запахами. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его что-то, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны. | ||
Самостоятельная работа и проверка по эталону. | -Сейчас подготовьтесь к выразительному чтению. Прочитайте стихотворение вслух или про себя.
| Готовятся к выразительному чтению. | Регулятивная:уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
|
-Кто готов? Прочитайте стихотворение выразительно, как вы его чувствуете. | Несколько учеников читают стихотворение. | ||
- А сейчас чтение в парах, оцените соседа по парте, как он читает стихотворение. | Читают в парах. | ||
-А вы хотите знать, как читают стихотворение «Весенний дождь» актеры? Слушаем. | Слушают чтение актера. | ||
Включение в систему знаний и умений. | -Каких писателей и поэтов вы знаете, которые писали стихи про весну, дождь? |
| Познавательные: установление причинно-следственных связей. 16:23-16:26 |
-А какие стихотворения знаете про дождь, весну? Можете ли вы прочитать эти стихотворения? | |||
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | -Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»? | -Что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении, он сравнивает его с золотой пылью, дождь можно услышать, почувствовать. | Регулятивные: способностьадекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении; Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции; Познавательные: удовлетворение познавательных интересов. 16:26-16:30 |
-Наш урок подходит к концу. Ребята, кому понравился урок поднимите руки выше, а кому не понравился, сложите руки на стол. | Поднимают или не поднимают руки. | ||
- Спасибо за урок! До свидания. | -До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....