Рабочая программа 1 класс чтение АООП (вариант 1)
рабочая программа по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение
«Школа-интернат № 92»
Принято на заседании ШМО учителей 1-4 классов протокол №. | Утверждено приказом директора ГКОУ «Школа-интернат №92» от № -ОД |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Чтение»
для 1а класса
на 20 -20 учебный год
Романова Мария Владимировна
Нижний Новгород
20
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название раздела | № стр. |
1 | Пояснительная записка: -общая характеристика учебного предмета…………………. -специфика программы……………………………………….. - описание места учебного предмета в учебном плане…….. | 3 4 5 |
2 | Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета…………………………………………… | 5 |
3 | Содержание учебного предмета: - наименование разделов и тем учебного предмета………… - учебно-тематический план………………………………….. | 9 14 |
4 | Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета: - формы контроля знаний, умений и навыков………………. | 14 |
5 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности……………... | 15 |
6 | Приложение №1 Календарно-тематическое планирование. |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основе:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы. Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат №92» на учебный год .
Цель рабочей программы: формирование навыка правильного и осознанного чтения.
Задачи:
- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальных языковых обобщений;
- развитие умений пользоваться речью как средством общения, отработка для реализации этой цели четкости произносительных навыков, необходимого словаря, точности построения структуры предложения, связности устного высказывания;
- обучение учащихся правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных для понимания текстов, обеспечение постепенного перехода на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым словом);
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученика, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. Для детей, не посещавших дополнительный класс, в добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма.
В букварный период на уроках у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные навыки чтения. Формирование первоначальных навыков чтения проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.
Специфика программы
Специфической особенностью программы для обучающихся с умственной отсталостью является включение в содержание пропедевтического периода, направленного на подготовку школьников к усвоению конкретного учебного материала. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития детей с недостатками интеллектуального развития в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Программа по чтению рассчитана на учеников 1-ых классов и предполагает индивидуальный и дифференцированный подход к каждой группе обучающихся. По возможностям обучения учащиеся делятся на три группы:
Обучающиеся I группы: в ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать задания не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Объяснения своих действий недостаточно точны.
Ко II группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словеснологической, наглядной и предметно-практической). Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Деятельность обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.
К III группе относятся обучающиеся, которые овладевает учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваивают чисто механически, быстро забывают. Они усваивает значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса (I')-IV классов, курс русского языка в первом классе рассчитан на 99ч. (33 учебные недели). Добукварный период рассчитан примерно на первую четверть учебного года. На усмотрение педагога, в зависимости от состава класса добукварный период может быть либо продлен, либо сокращен во времени.
Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка в первом классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса и составляет 3 часа в неделю.
Букварный период может быть продлен на 1 четверть второго класса, в случае трудностей с усвоением материала букваря.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Русский язык. Чтение» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Рабочая программа по предмету «Русский язык. Чтение» (обучение грамоте)» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные рабочей программой для первого класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Личностные результаты:
-положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
-проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
-расширение представлений о многообразии окружающего мира;
-доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
-первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
-умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
-совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
-слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
-ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
-с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре, учебных пособиях, учебных материалах (в том числе в электронном приложении к Букварю);
-под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Букваре и учебных пособиях;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
слушать собеседника и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
-принимать участие в диалоге;
-принимать участие в работе парами и группами;
-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
-иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
-различать и узнавать звуки окружающей действительности;
-дифференцировать неречевые и речевые звуки;
-иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
-уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
-преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
-классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
-понимать и показывать пространственное расположение фигур;
-подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
-слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
-пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
-понимать различие между звуками и буквами;
-устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
-различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
-различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
-различать слово и предложение, слово и слог;
-определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
-осознавать слово как единство звучания и значения;
-соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
-определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
-соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
-составлять предложения из данных слов;
-составлять предложения по схеме;
-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
-ориентироваться на альбомном и тетрадном листе.
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода Достаточный уровень
-понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника; -знать правила поведения учащихся в школе;
-понимать и выполнять правила посадки за партой;
-называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации; знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
-различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;
-исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;
-делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
-делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
-выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
-пользоваться карандашом, ручкой;
-рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
рисовать несложные орнаменты, рисунки;
выполнять штриховку;
рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;
рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Минимальный уровень
-знать правила поведения учащихся в школе;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета;
-различать звуки окружающей действительности;
-находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
-выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему; -составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
-пользоваться карандашом, ручкой;
-рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
-рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте Достаточный уровень
различать звуки на слух и в собственном произношении; знать буквы, различать звуки и буквы;
-различать гласные и согласные звуки;
-определять звуки в начале и в конце слова;
-определять количество слогов в слове;
-определять количество слов в предложении;
-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. Минимальный уровень
-различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
-знать и различать буквы;
-читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
-слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
Базовые учебные действия
Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов. Необходимо формировать личностные, регулятивные познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основу умения учиться.
В сфере личностных базовых учебных действий формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
В сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных базовых учебных действий формирование смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, официально-делового детского стилей.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Основное содержание учебного предмета
Основными критериями отбора материала по русскому языку, рекомендованного для изучения в первом классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
Обучение грамоте осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода, в который внесен ряд изменений. Наряду с аналитико-синтетическим методом обучения грамоте частично используется слоговой метод обучения. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Обучение чтению в букварный период условно делится на три этапа. Такое деление в случае отсутствия в школе дополнительного (пропедевтико-диагностического) класса обусловлено тем, что учитель всю первую четверть готовит детей к обучению грамоте (добукварный период). Последующие три четверти отводятся на изучение «Букваря». Таким образом, работа с «Букварем» может начаться в конце первой или начале второй четверти учебного года. Если же в школе функционирует дополнительный класс, в котором учащиеся знакомятся с некоторыми звуками и буквами первого этапа, добукварный период и первый этап прохождения «Букваря» могут быть сокращены по времени. Вместе с тем в программе оговаривается право учителя продлевать букварный период на всю первую четверть второго класса при сложном контингенте учащихся. Определенная свобода в распределении материала по четвертям и годам обучения дает возможность педагогу принимать во внимание особенности каждого ребенка с интеллектуальными нарушениями и двигаться в том темпе изучения звуков и букв, в чтении слоговых структур и слов, который доступен всему классу в целом. В связи с этим при составлении тематического планирования учитель может включать весь речевой материал каждой страницы «Букваря», либо разбить страницу на два или три урока.
Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур отличается от порядка их изучения с детьми не имеющих интеллектуальных нарушений. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их мыслительной деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементы и их расположение), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука с образом буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и слоги со стечением согласных.
По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря первоклассников, закладывается база для развертывания устной речи.
В процессе чтения большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (чтение и письмо)
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов программы | Кол-во часов |
1 | Добукварный период | 9 |
2 | Букварный период | 90 |
Итого: | 99 |
Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Формы контроля знаний, умений и навыков
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
При необходимости выполнения письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторик
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
- Учебно-методическое обеспечение:
- Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, подготовительные, 0 - 4 классы /под ред. И. М. Бгажноковой.-М.: Просвещение, 2003г.
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый класс. Русский язык. Чтение (обучение грамоте). Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Учебник:
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
3. Технические средства:
- компьютер, телевизор.
4. Учебно-практическое оборудование:
- касса букв и слогов;
-раздаточный дидактический материал (игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы;
- дидактические игры;
- образцы написания букв;
- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты.
Приложение№1 к рабочей программе по учебному предмету «Чтение» Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Чтение» | ||||||||
№ урока по программе | № урока по теме | Тематика по четвертям | Кол-во по теме | № страницы по учебнику | Дата | |||
Добукварный период | ||||||||
Беседа на тему «Школа. Класс». Понятие «слово». Беседа на тему «Семья». | 1ч | 5-7 | 03.09 | |||||
Понятия цвета и формы. Составление сказки «Колобок». | 1ч | 8-11 | 05.09 | |||||
Составление сказки «Три медведя» по картинке . | 1ч | 12-15 | 06.09 | |||||
Понятие «предложение». Составление схем предложений. Беседа на тему «Зоопарк». Дифференциация дикие и домашние животные. Их питание. | 1ч | 16-19 | 10.09 | |||||
Беседа по теме «Овощи-фрукты». Понятие «слог». Деление слов на слоги. Составление схем слов и предложений. | 1ч | 20-23 | 12.09 | |||||
Понятие «звук». Выделение звука «а». Выделение звука «у». Составление сказки «Петушок и бобовое зернышко». | 1ч | 24-27 | 13.09 | |||||
Выделение звука «о», «ау», «уа». Составление рассказа «Мама пришла из магазина». | 1ч | 28-30 | 17.09 | |||||
Выделение звука «с». Слова, начинающие на звук «с». | 1ч | 31-33 | 19.09 | |||||
Работа по содержанию сказки «Заячья избушка». | 1ч | 34-36 | 20.09 | |||||
Буквенный период | ||||||||
Звук и буква а. Знакомство с буквой А-а. Слова, которые начинаются на звук «а». Чтение буквы А-а. | 1ч | 37 | 24.09 | |||||
Звук и буква у. Выделение звука «у» и знакомство с буквой У-у. Слова, которые начинаются со звука «у». | 1ч | 38-39 | 26.09 | |||||
Звук и буква м. Выделение звука «м» и знакомство с буквой М – м. Чтение буквы М – м. Обратные слоги ам – ум. Звукобуквенный анализ слогов. Составление их и чтение по таблице и букварю. | 1ч | 40-42 | 27.09 | |||||
Составление и чтение прямых, открытых слогов ам – ма, ум – му. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов ам-ма, ум-му. | 1ч | 43-44 | 01.10 | |||||
Звук и буква о. Выделение звука о. Знакомство с буквой О – о. Чтение буквы O - о. Составление и чтение слогов ом-мо. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов. | 1ч | 45-46 | 03.10 | |||||
Звук и буква х. Слоги и слова со звуком х и буквой Х-х. Сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов ах-ха, ох-хо. | 1ч | 47-48 | 04.10 | |||||
Составление и чтение слов со звуком х и буквой Х-х. Составление предложений с данными словами. | 1ч | 48-49 | 08.10 | |||||
Звук и буква с. Слоги и слова со звуком с и буквой С-с. Составление и чтение обратных слов ас, ус, ос. | 1ч | 50-51 | 10.10 | |||||
Составление и чтение прямых, открытых слогов са, со, су. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов ас-са. ус-су, ос-со. | 1ч | 52-53 | 11.10 | |||||
Звук и буква н. Слова и слоги со звуком н и буквой Н-н. Звукобуквенный анализ слов. Чтение слов. | 1ч | 54-55 | 15.10 | |||||
Составление предложений с данными словами. Чтение коротких текстов, в которых есть слова с буквой н. | 1ч | 56-57 | 17.10 | |||||
Звук и буква ы. Слоги и слова с буквой ы. Чтение по слоговой таблице и букварю. | 1ч | 58-59 | 18.10 | |||||
Составление и анализ предложений со словами, в которых есть буква ы. Чтение коротких текстов с данными словами. | 1ч | 60-61 | 22.10 | |||||
Звук и буква л. Обратные и прямые открытые слоги. Слова со звуком л и буквой Л-л. | 1ч | 62-63 | 24.10 | |||||
Звук и буква в. Слоги и слова со звуком и буквой В-в. Слоги и слова со звуком и буквой В-в в твёрдом и мягком варианте. | 1ч | 66-67 | 25.10 | |||||
Чтение предложений и текстов с данными словами, в которых встречается буква В. | 1ч | 68-69 | 07.11 | |||||
Звук и буква и. Составление и чтение слов со звуком и буквой И-и. Слова, в которых и составляет отдельный слог или входит в состав слога. | 1ч | 70-71 | 08.11 | |||||
И как отдельное слово. Чтение предложений с этим словом. Звук и буква и, как показатель мягкости согласных. Составление и чтение слогов и слов с буквой и. | 1ч | 72-73 | 12.11 | |||||
Звук и буква ш. Чтение обратных слогов с буквой ш. | 1ч | 74-75 | 14.11 | |||||
Чтение прямых и открытых слогов с буквой ш. Составление слов с данными словами. | 1ч | 76-77 | 15.11 | |||||
Составление и анализ предложений со словами, в которых стоит буква ш. | 1ч | 78-79 | 19.11 | |||||
Дифференциация звуков с-ш. Составление и чтение слогов и слов с данными буквами. | 1ч | 80-81 | 21.11 | |||||
Звук и буква п. Слова и слоги с буквой п. Звукобуквенный анализ слов со звуком и буквой п. | 1ч | 82-83 | 22.11 | |||||
Чтение и анализ предложений с данными словами, в которых находится буква п. Чтение коротких текстов. | 1ч | 84-85 | 26.11 | |||||
Составление и чтение предложений с данными словами. Чтение небольшого текста. | 1ч | 85-86 | 28.11 | |||||
Звук и буква т. Слоги со звуком т и букой Т-т. Чтение их. | 1ч | 87-89 | 29.11 | |||||
Слова буквой т, состоящие из двух-трёх усвоенных слоговых структур. | 1ч | 90-91 | 03.12 | |||||
Чтение предложений, коротких текстов с данными словами. | 1ч | 92-93 | 05.12 | |||||
Звук и буква к. Слоги и слова со звуком к и буквой К-к. Звукобуквенный анализ слогов и слов с буквой к. | 1ч | 94-95 | 06.12 | |||||
Чтение предложений с данными словами. | 1ч | 96-97 | 10.12 | |||||
Чтение коротких текстов. Упражнения в закреплении данной темы. | 1ч | 98-99 | 12.12 | |||||
Звук и буква з. Слоги и слова со звуком з и слова с буквой З-з. Слоги и слова с буквой З-з в твёрдом и мягком вариантах. | 1ч | 101-102 | 13.12 | |||||
Различение на слух, в произношении и чтении звуков и букв з-с, слогов с этими звуками и буквами. | 1ч | 103-104 | 17.12 | |||||
Чтение слов, предложений и текста с буквой З-з. Закрепление темы «Звук и буква з». | 1ч | 104-105 | 19.12 | |||||
Звук и буква р. Слоги и слова со звуком р и буквой Р-р. Составление и чтение предложений с данными словами. | 1ч | 106-107 | 20.12 | |||||
Различие звуков л-р. Звукобуквенный анализ слов с данными звуками и буквами. Упражнения в чтении слогов и слов с буквами р, л. | 1ч | 108-109 | 24.12 | |||||
Чтение слов, предложений с данными словами. Чтение коротких текстов. Закрепление темы «Звук и буква р». | 1ч | 110-112 | 26.12 | |||||
Звук и буква й. Слоги и слова с буквой й. Чтение слов, где есть й, предложений с данными словами. | 1ч | 4-5 | 27.12 | |||||
Слова, которые заканчиваются на й. Составление и чтение с ними предложений. | 1ч | 6-7 | ||||||
Сравнительный звукобуквенный анализ звуков и-й. Чтение с ними слов. | 1ч | 8-9 | ||||||
Звук и буква ж. Слоги и слова с буквой Ж-ж. Чтение слов с буквой ж, предложений с этими словами. | 1ч | 10-11 | ||||||
Различение на слух,в произношении звуков и букв ж –ш. Чтение с ними слов. | 1ч | 12-14 | ||||||
Слог жи-ши. Звукобуквенный анализ. Чтение слов со слогом жи-ши. | 1ч | 15-16 | ||||||
Звук и буква б. Слоги и слова со звуком и буквой Б-б. | 1ч | 17-18 | ||||||
Слоги и слова с буквой б в твёрдом и мягком вариантах. | 1ч | 19-20 | ||||||
Различение на слух, в произношении звуков б-п. Чтение слогов, слов с данными буквами. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов с этими звуками и буквами | 1ч | 20-21 | ||||||
Звук и буква д. Слоги и слова со звуком и буквой д. Чтение слов с буквой д в твёрдом и мягком вариантах. | 1ч | 22-23 | ||||||
Чтение слов, предложений, текста с буквой д. | 1ч | 24-25 | ||||||
Различение на слух, в произношении звуков и букв д-т. Чтение текста. | 1ч | 26-27 | ||||||
Звук и буква г. Слоги и слова со звуком и буквой г. | 1ч | 28-29 | ||||||
Чтение слов с буквой г, предложений с этими словами. Различение наслух, в произношении и при чтении звуков и букв г-к. | 1ч | 30-31 | ||||||
Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов со звуками и буквами г-к. | 1ч | 32-33 | ||||||
Буква ь, как показатель мягкости согласных на конце слова. | 1ч | 34-35 | ||||||
Различение на слух и в произношении мягких и твёрдых согласных на конце слова. Звукобуквенный анализ слов. | 1ч | 36-37 | ||||||
Составление и чтение слов с ь в середине слова. Чтение слов, где есть ь, предложений, текста с данными словами. | 1ч | 38-40 | ||||||
Звук и буква е. Слоги и слова с буквой е в начале слова. | 1ч | 41-42 | ||||||
Звук и буква е, как показатель мягкости согласных. | 1ч | 43-44 | ||||||
Чтение слов, где есть е, текста с ними. | 1ч | 45-46 | ||||||
Закрепление темы «Звук и буква е». | 1ч | 47-49 | ||||||
Звук и буква я. Слоги и слова со звуком и буквой я. | 1ч | 50-51 | ||||||
Звук и буква я. Я в начале слова. Чтение слов, текста. | 1ч | 52-53 | ||||||
Слова, которые оканчиваются ная. Чтение текста. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов, слов с твёрдыми и мягкими согласными. Чтение с ними слов, предложений. | 1ч | 54-55 | ||||||
Звук и буква ю. Составление и чтение слов с буквой ю. Ю в начале и в конце после гласной. | 1ч | 56-58 | ||||||
Звук и буква ю, показатель мягкости согласного звука. | 1ч | 59-60 | ||||||
Сравнительный звукобуквенный анализ звуков ю-у, слогов и слов с ними. | 1ч | 61-62 | ||||||
Звук и буква ё. Чтение слогов и слов с буквой ё. | 1ч | 63-65 | ||||||
Дифференциация звуков о-ё. Чтение с ними слов после звукобуквенного анализа. | 1ч | 66-67 | ||||||
Составление и чтение слов, где есть буква ё, показатель мягкости согласного звука. | 1ч | 68-69 | ||||||
Звук и буква ч. Слоги и слова с буквой ч. | 1ч | 70-71 | ||||||
Чтение слов со стечением двух согласных ЧК, предложений с данными словами. | 1ч | 72-73 | ||||||
Чтение слов, предложений, текста. | 1ч | 74-75 | ||||||
Составление и чтение слов со слогами ча, чу. | 1ч | 76-77 | ||||||
Звук и буква ф. Слоги и слова с буквой ф. | 1ч | 78-79 | ||||||
Чтение слов, где есть ф, предложений, текста. | 1ч | 80-81 | ||||||
Дифференциация звуков в- ф. Чтение с ними слогов, слов. | 1ч | 82-83 | ||||||
Чтение слов с буквами в-ф после звукобуквенного анализа. | 1ч | 84-85 | ||||||
Звук и буква ц. Слоги и слова со звуком и буквой ц. | 1ч | 86-87 | ||||||
Составление и чтение прямых слогов с буквой ц. Чтение с ними слов, текста. | 1ч | 88-89 | ||||||
Чтение слов, где есть ц, предложений, текста. | 1ч | 90-92 | ||||||
Звук и буква э. Слоги и слова со звуком и буквой э. | 1ч | 93-94 | ||||||
Чтение слов, где есть э, предложений, текста с данными словами. | 1ч | 95-96 | ||||||
Закрепление темы «Звук и буква э». | 1ч | 97 | ||||||
Звук и буква щ. Слоги и слова с букой щ. | 1ч | 98-99 | ||||||
Слоги ща, щу. Звукобуквенный анализ. Чтение слов с ними. | 1ч | 100-101 | ||||||
Слоги ча-ща, чу-щу. Составление и чтение слов с ними. | 1ч | 102 | ||||||
Буква ъ. Составление и чтение слов ъ. | 1ч | 103-104 | ||||||
Чтение слов с ь и ъ знаками, предложений, текста с данными словами. | 1ч | 105-106 | ||||||
Закрепление темы «Разделительный ъ». | 1ч | 107-108 | ||||||
Чтение коротких стихов, текстов | 1ч | 110-111 | ||||||
Повторение изученного за год. | 1ч | 112 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса (вариант 1)
рабочая программа...
Рабочая программа по чтению для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса( вариант 1)
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса«Математика» (Вариант АООП НОО 7.1.)
Адаптированная образовательная программа ( коррекционного курса) «Математика»разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Росси...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике. АООП НОО вариант 1.
по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...
Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральны...
Рабочая программа по чтению для обучающегося по АООП НОО для детей с РАС, 2 класс
Рабочая программа по чтению для обучающегося по АООП НОО для детей с РАС, 2 класс...
Дифференцированное групповое занятие педагога - психолога и учителя - логопеда для обучающихся 1(дополнительного) класса по АООП вариант 7.2, вариант 1.
Данное занятие может быть полезно для узких специалистов и учителей начальных классов работающих с детьми ОВЗ....