урок литературного чтения для 2 класса. Тема урока : "А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика героев".
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения для 2 класса. УМК "Перспектива". Цель урока: формировать умение создавать образы героев, развитие умения анализировать образы героев, аргументируя свой ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения для 2 класса. УМК Перспектива. | 25.13 КБ |
urok_a.s.pushkin_skazka_o_rybake_i_rybke.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
«Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы»
Урок по литературному чтению
2 класс
А.С. Пушкин
« Сказка о рыбаке и рыбке».
Работа над образами героев сказки.
Провела:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Чашева Зоя Викторовна
Йошкар-Ола
2023
Номер урока по теме: 2
УМК «Перспектива»
Цель урока: формирование умения создавать образы героев сказки и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Задачи урока: -развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
-развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;
-воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.
Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Ход урока:
- Организационный момент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас.
2.Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке?
- Почему А.С.Пушкина называем «солнцем русской поэзии?
- Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Перечислите?
- Какую сказку вы готовили к сегодняшнему уроку?
- Приведите доказательства того, что произведение написано в жанре сказки.
Анализ «скозочных» примет : зачин, троекратный повтор, «Сказочные числа», волшебный герой, волшебные события, положительные и отрицательные герои, добро и справедливость побеждает зло и алчность.
- Словарная работа.
Произведение «Сказка о рыбаке и рыбке» было написано в начале 19 века.
Поэтому, вам встретилось несколько слов-архаизмов. Вспомним их значение:
невод, землянка, столбовая дворянка, чёрная крестьянка, кичка, маковка, парча, душегрейка, взашеи затолкали, молвить, воротился, на посылках.
( на иллюстрациях к сказке желательно найти некоторые из перечисленных предметов)
- Проверка знания и понимания содержания сказки.
- Вашему вниманию предлагается таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Каждый из вас, может выбрать вопрос. Тонкий вопрос предполагает односложный ответ, возможен ответ- цитата из сказки. «Толстый» вопрос предполагает развёрнутый ответ.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Сколько лет жили в землянке старик и старуха? | Кого из героев сказки ты считаешь положительными героями, кого – отрицательными? Почему? |
Сколько раз старик ходил к морю? | Почему рыбка каждый раз не показывала своего недовольства, а исполняла просьбы старика? |
Чем занимался старик? | Какие качества характера мы видим у старика? у старухи? |
Чем занималась старуха? | В сказках часто природа показывает свое отношение к героям, событиям. Что в этой сказке показывает своё отношение к происходящему? (море) |
Как старуха называла старика. браня его? | Можно ли рыбку назвать доброй, справедливой? Почему? |
Кем каждый раз хотела стать старуха? | Найдите и прочитайте строки из сказки, подходящие к каждой иллюстрации. |
С чем осталась старуха в конце сказки? | Почему в последний раз рыбка ничего не сказала? |
- Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказкой А.С.Пушкина. Мы будем учиться характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним, читать выразительно отрывки-диалоги сказки.
- Характеристика героев сказки.
Одной из «Сказочных» примет является присутствие в сказке, положительных и отрицательных героев. Видим мы их и в этой сказке. А так-же, можно выделить героев- помощников, нейтральных героев ( чьё присутствие в сказке никак не влияет на ход событий).
Дети заполняют первую таблицы. Проводится проверка после каждого выполненного задания.
5. Работа с пословицами.
- На примере сказки объясним смысл пословиц ( задание 4 стр учебника 7)
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
-
А теперь вернемся к началу урока. -Что значат слова А.С. Пушкина
«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».
- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
6.Итог урока. Рефлексия.
- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка?
(Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.)
Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.»
Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор любима читателями.
Как вы думаете, в современности встречаются ли такие же проблемы, как в этой сказке?
- А вы бы хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
7.Домашнее задание( выбрать одно или несколько из предложенных):
1) Написать сочинение «Если бы я поймал золотую рыбку…»
2) нарисовать диафильм (5-7 кадров) к сказке
3) выполнить рисунок к сказке.
4) выучить наизусть фрагмент сказки.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
«Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы»
Урок по литературному чтению
2 класс
А.С. Пушкин
« Сказка о рыбаке и рыбке».
Работа над образами героев сказки.
Провела:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Чашева Зоя Викторовна
Йошкар-Ола
2023
Номер урока по теме: 2
УМК «Перспектива»
Цель урока: формирование умения создавать образы героев сказки и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Задачи урока: -развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
-развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;
-воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.
Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Ход урока:
- Организационный момент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас.
2.Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке?
- Почему А.С.Пушкина называем «солнцем русской поэзии?
- Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Перечислите?
- Какую сказку вы готовили к сегодняшнему уроку?
- Приведите доказательства того, что произведение написано в жанре сказки.
Анализ «скозочных» примет : зачин, троекратный повтор, «Сказочные числа», волшебный герой, волшебные события, положительные и отрицательные герои, добро и справедливость побеждает зло и алчность.
- Словарная работа.
Произведение «Сказка о рыбаке и рыбке» было написано в начале 19 века.
Поэтому, вам встретилось несколько слов-архаизмов. Вспомним их значение:
невод, землянка, столбовая дворянка, чёрная крестьянка, кичка, маковка, парча, душегрейка, взашеи затолкали, молвить, воротился, на посылках.
( на иллюстрациях к сказке желательно найти некоторые из перечисленных предметов)
- Проверка знания и понимания содержания сказки.
- Вашему вниманию предлагается таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Каждый из вас, может выбрать вопрос. Тонкий вопрос предполагает односложный ответ, возможен ответ- цитата из сказки. «Толстый» вопрос предполагает развёрнутый ответ.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Сколько лет жили в землянке старик и старуха? | Кого из героев сказки ты считаешь положительными героями, кого – отрицательными? Почему? |
Сколько раз старик ходил к морю? | Почему рыбка каждый раз не показывала своего недовольства, а исполняла просьбы старика? |
Чем занимался старик? | Какие качества характера мы видим у старика? у старухи? |
Чем занималась старуха? | В сказках часто природа показывает свое отношение к героям, событиям. Что в этой сказке показывает своё отношение к происходящему? (море) |
Как старуха называла старика. браня его? | Можно ли рыбку назвать доброй, справедливой? Почему? |
Кем каждый раз хотела стать старуха? | Найдите и прочитайте строки из сказки, подходящие к каждой иллюстрации. |
С чем осталась старуха в конце сказки? | Почему в последний раз рыбка ничего не сказала? |
- Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказкой А.С.Пушкина. Мы будем учиться характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним, читать выразительно отрывки-диалоги сказки.
- Характеристика героев сказки.
Одной из «Сказочных» примет является присутствие в сказке, положительных и отрицательных героев. Видим мы их и в этой сказке. А так-же, можно выделить героев- помощников, нейтральных героев ( чьё присутствие в сказке никак не влияет на ход событий).
Дети заполняют первую таблицы. Проводится проверка после каждого выполненного задания.
Герои сказки Положительные отрицательные помощники нейтральные ______________ _______________ ____________ ____________ (старик) (старуха) (рыбка) (стража, дворяне, бояре) Но, следует отметить, что старика хоть мы и считаем положительным героем, но ему не хватает самоуважения, силы характера)
Подчеркни слова , описывающие характер старухи, красным цветом, а старика – синим: мягкий, злобный , властный, добрый, грубый, жадный, алчный, безвольный, смиренный, требовательный, неблагодарный, безответный. При выполнении этого задания прочитайте выразительно диалоги: -старика и старухи - рыбки и старика. Одним из неодушевлённых персонажей сказки является море. Характер моря постепенно меняется . Изобразим характер море ( выполним рисунки) Море слегка разыгралось помутилося синее море Не спокойно синее море почернело синее море На море чёрная буря В связи с чем меняется характер моря? ( соедините каждый рисунок моря с просьбой старухи). Изба корыто дворянка царица владычица морская |
5. Работа с пословицами.
- На примере сказки объясним смысл пословиц ( задание 4 стр учебника 7)
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
-
А теперь вернемся к началу урока. -Что значат слова А.С. Пушкина
«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».
- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
6.Итог урока. Рефлексия.
- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка?
(Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.)
Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.»
Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор любима читателями.
Как вы думаете, в современности встречаются ли такие же проблемы, как в этой сказке?
- А вы бы хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
7.Домашнее задание( выбрать одно или несколько из предложенных):
1) Написать сочинение «Если бы я поймал золотую рыбку…»
2) нарисовать диафильм (5-7 кадров) к сказке
3) выполнить рисунок к сказке.
4) выучить наизусть фрагмент сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...
Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Урок литературного чтения 1 класс тема "Творчество А.С. Пушкина"
На данном занятии учащиеся, отгадывают загадки, ребусы....
Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....
Урок литературного чтения, 1 класс, тема урока "Слово и предожение"
В данном документе конспект урока литературного чтения в первом классе. Тема урока "Слово и предложение". В конспекте преоставлены цель урока, задачи, планируемые результаты и сам ход урока....
Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»
Конспект урока литературного чтения 2 классТема урока: И.А. Бунин«Матери»...