Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Мягкий согласный звук [ч'], буква Чч – закрепление»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

 Валентина Алексеевна Плетнева

Цель - создание условий для закрепления знаний учащихся о согласном звуке [ч'], букве Чч

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_ch.docx115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» в с. Башмак

Ленинского района Еврейской автономной области

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме:

 «Мягкий согласный звук [ч'], буква Чч – закрепление»

Учитель:

Плетнёва Валентина Алексеевна  

        с. Башмак, 2021 г.


Конспект урока

Класс -1

УМК - Школа России

Продолжительность урока – 40 минут.

Тема – Мягкий согласный звук [ч'], буква Чч – закрепление.

Номер урока в данной теме - 53

Тип урока – урок комплексного применения знаний и умений.

Цель - создание условий для закрепления знаний учащихся о согласном звуке [ч'], букве Чч, сочетании ЧА-ЧУ в словах.

Задачи урока:

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовности преодолевать трудности.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: формирование умения  понимать, принимать и сохранять учебную задачу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: развитие умений сравнивать, группировать, классифицировать все изученные буквы; читать и слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, переводить её в словесную форму; формирование умения анализировать пословицы; развитие внимания, мышления, воображения.

Коммуникативные: развитие умения слышать и слушать учителя, других учеников, вникать в смысл того, о чём говорят; реализация учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществление совместной деятельности.

Предметные: закрепление представления о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке; развитие умений отличать звук [ч'] и букву «Ч, ч» от других звуков и букв; учить читать слоги, слова с новой буквой;  развитие умения отгадывать загадки самостоятельно и с помощью учителя, дальнейшая тренировка звукового восприятия слов, развитие стремления к познанию нового, побуждение к применению полученных знаний, умений.

Методы и технологии: наглядно-демонстрационный метод, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, ИКТ-технологии, технология уровневой дифференциации.

Оборудование: проектор, экран, лента букв, буквы в картинках, учебное пособие «Подвижная азбука», наборы для составления цветной схемы слова, макет «Яблоня и яблочки», карточки с заданиями по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого «Азбука».

Ожидаемые результаты: научатся характеризовать звук [ч’]; научатся правильному сознательному выразительному чтению на всём диапазоне изученных букв, запомнят правила правописания ЧА-ЧУ, будут применять их в нужной ситуации, научатся делать вывод по проделанной работе, разовьют фонематический слух, логическое мышление, творческое воображение.

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

Деятельность  учащихся

  1. Мобилизующее начало

Ребята, назовите сегодняшнее число и день недели.

Декабрь – это первый месяц зимы или последний месяц осени?

Правильно. Зима очень холодное время года. Холодное для всех: для людей, для животных, для птиц. О том, как можно помочь птицам, мы узнали из стихотворения Елены Благининой «Голодно, холодно… Дома вы его учили наизусть, давайте послушаем вас.

Кто кормил птиц?

 Он один кормил или детей было много?

Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Как мы можем позаботиться о птицах?

Отвечают на вопросы

Читают стихотворение наизусть у доски.

Отвечают на вопросы

  1. Актуализация опорных знаний. Постановка задач урока.

С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

Чем мы будем сегодня заниматься?

Буква Ч

Отвечают: будем читать слоги, слова, предложения, тексты.

Работа с лентой букв.

Но сначала мы повторим изученные буквы.

Назовите все изученные буквы гласных звуков

Назовите все звонкие согласные звуки

Назовите все глухие согласные звуки

Вспомните и назовите парные звуки по глухости-звонкости

Один ученик выходит к доске показывает карточку с буквами, называет букву, все ученики повторяют.

Называют звуки.

  1. Организация познавательной деятельности

Ребята, а что мы знаем про звук [ч’]?

Он согласный, глухой, всегда мягкий, у него нет парного твердого звука, а ещё он  шипящий. 

Работа со слогами.

Прочитайте слоги-слияния и обратные слоги. Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твёрдым согласным звуком.

Работают с электронным приложением к учебнику «Азбука».

Работают по цепочке.

Читают хором все слоги.

Мы прочитали слоги со звуком [ч’]. А сейчас послушайте и отгадайте загадки, в отгадках которых есть звук [ч’]?

У меня хранятся в брюшке

Ваши платья и игрушки.

Если только захочу,

Хоть полшкафа проглочу!

А потом по белу свету

Вместе с вами я поеду.

Повидал немало стран

Этот старый (чемодан).

Учитель приносит чемодан и постепенно достаёт из него остальные предметы.

Отгадывают загадки

Осенью его сажают,

А весной ростки встречают.

Убивает он микробы,

И расти здоровым чтобы,

Нужно есть его всегда.

С ним болезни не беда!

Много съесть его не смог,

Потому что он (чеснок).

По асфальту я скачу,

Через двор в траву лечу.

От друзей меня не прячь,

Поиграй-ка с ними в (мяч).

Лист в пакете не лавровый,

Заварю его с любовью.

Едут гости, выручай!

Надо сделать вкусный (чай). 

Материал «бойкий»

На каждой стройке.

Качеством отменный,

Идущий на стены! (кирпич)

Если вдруг отключен свет,

Ни тепла, ни газа нет.

Вас, светла и горяча,

Снова выручит (свеча).

Составление звуковой схемы слова. Парная работа

Ребята скажите, в каком слове-отгадке три слога?

Правильно, это слово «чемодан».

Давайте составим схему этого слова.

Определите в  слове слоги-слияния.

Произнесите слово полностью, поделите слово на слоги, определите ударный слог.

Как мы еще можем доказать, что это слово из трех слогов?

Какое мы знаем правило?

Составляют звуковую схему слова «чемодан» из красных, синих, зеленых треугольников и квадратов.

Отвечают:

сколько гласных в слове, столько и слогов.

  1. Физминутка

Давайте немножко отдохнем!

Мы пойдем налево,

Мы пойдем направо.

Два раза повернемся,

Потянемся, проснемся,

Попрыгаем на месте,

Шагнем вперед все вместе,

Обратно как пингвины,

Покатимся со льдины,

И руки поднимем, опустим,

Поднимем, опустим, поднимем

Да! И друга обнимем

Выполняют движения под музыку

  1. Продолжение работы по теме урока.

Задание для читающих учеников - карточка с заданиями по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого «Азбука».

Чтение слов по цепочке.

Ребята, давайте прочитаем слова на доске:

Читают слова. Находят «лишнее» слов в первом столбике. Обращают внимания на произносительные нормы устной речи (се[в]одня)

ученик

ученики

учение

чтение

сегодня

вчера

читаем

считаем

математика

рисование

Работа по учебник, с. 7. Чтение текста по цепочке «Мы учимся», с. 7.

Что ученики делают на уроке математики?

Какие слова читают дети на уроке чтения?

Какие буквы прописывают дети?

Ученики читаю текст по цепочке, отвечают на вопросы по тексту.

Работа с пословицам, с. 7.

Ребята, подумайте, как вы понимаете эти пословицы:

1. Недоученный хуже неученого.

Примерный ответ:

Человек, который начал учиться и бросил, хуже человека, который еще не пытался учиться. Он попробовал освоить что-то новое, но опустил руки. Нельзя оставлять дело недоделанным. Его всегда нужно доводить до конца.

Рассуждают вместе с учителем

2. Мало уметь читать, надо уметь думать.

Примерный ответ:

Человек, который умеет читать, должен уметь думать. От того, что текст будет просто прочитан, толку будет мало. Читатель должен не только уметь прочитывать слова и предложения, но и понимать смысл прочитанного.

Рассуждают вместе с учителем

Работа над орфограммой «ЧА – ЧУ».

Ребята, посмотрите на столбики слов

Какая буква потерялась в каждом столбике?

ч…сы                                        ч…до

туч…                                          ч…лок

Вставляем букву и читаем слово.

В этих словах есть буквосочетания ЧА-ЧУ. Какое мы знаем правило?

Дети вставляю буквы А и У, читают слова, выделяя сочетания ЧА и ЧУ

Вспоминают правило, произносят правило хором.

  1. Итог урока

Ребята, давайте поведем итоги

Мы с вами все задачи урока выполнили?

Сведения о букве и звуке повторили?

Слоги читали?

Слова читали?

Текст мы прочли?

Ученики отмечают, что все задачи урока выполнены

  1. Рефлексия

А теперь вспомните, как вы работали на уроке

Давайте повесим на нашу яблоню яблочки.

Зеленое яблоко не созрело, то есть надо ещё много трудиться.

Желтое яблочко – я всё знаю, но иногда делаю ошибки.

Красное яблочко поспело – я всё выполнил без ошибок.

Ученики оценивают свою работу с помощью разноцветных «яблок», прикрепляя их на макет «яблони» на доске.

F:\аттестация 2023\ч\20211214_201659.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Непарные по глухости - звонкости звонкие согласные звуки и их буквы" по УМК "Гармония"

Урок направлен на решение главной задачи урока: закрепить понятия: звонкие, глухие, парные, непарные согласные. Материал подобран таким образом, что параллельно основной теме отрабатываются понятия: а...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс УМК "Школы России" по теме: " Согласные звуки [б], буквы Б,б ".

Конспект урока содержит хорошее мотивирующее начало урока, достаточное количество упражнений для развития артикуляционного аппарата, задан быстрый темп, подобраны интересные задания, которые позволяют...

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...

Открытый урок обучения грамоте 1 класс школа 8 вида Тема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений».

ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида»     Открытый урок обучения грамотеТема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений».     Подготовила и провела...

Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."

Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши"....

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Гласные и согласные звуки.

Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ....

Конспект урока обучения грамоте (1 класс). Тема: "Твердый согласный звук [ш] и буквы Ш, ш". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о непарном согласном звуке [ш], печатной букве Ш ш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически;Планируемые результатыПредметныезнать:...