Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Гласные и согласные звуки.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_i_soglasnye_zvuki._1_kl.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте. 1 класс.
Тема: Гласные и согласные звуки
Ход урока
- Введение в тему урока. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
- Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. –
- Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!.
- Что мы узнали на прошлом уроке? (Понятие звук, что звуки окружают нас)
- На прошлом уроке мы с вами слушали и вот такой звук:
Прослушать запись шума класса во время перемены.
- Что вы слышали? (Разговаривают дети)
- Значит, разговаривают люди тоже звуками.
Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ.
2. Работа над новой темой.
Работа в парах.
- Повернитесь друг к другу и понаблюдайте, как мы произносим звуки.
- Ребята, залетел комар. (Хором: з-з-з-з-з.)
- В гости к нам прилетела стрекоза. (С-с-с-с-с.)
- Заглянула к нам пчела. (Ж-ж-ж-ж-ж.)
- Волк завыл. (У-у-у-у-у.)
- Собака зарычала. (Р-р-р-р-р.)
-Ребенок удивился. (О-о-о-о-о)
Одновременно на доску учитель выставляет буквы, обозначающие произносимые учащимися звуки.
-Молодцы! Сколько звуков нас окружает, которые издают насекомые, животные,
человек! Мы можем слышать шорох, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки.
- Из чего состоят слова?
-Каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки. Вот сегодня мы и будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?
- Все ли звуки вы произносили одинаково? (Нет)
- Какие звуки произносились легко? (А, у, о)
- С помощью чего произносились эти звуки? (Воздуха, голоса)
- Какие это звуки, ребята?
-Послушайте про них стихотворение:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается … (гласный)
- Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.
- Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [а]
В лесу родилась ёлочка (а-а-а-а-а-а ….)
Теперь на звук [у] (у-у-у-у-у …)
-Звуки легко поются, воздух свободно проходит, произносятся с помощью голоса (в старину голос называли «глас») – поэтому звуки называются гласными: а, о, у, ы, и, э. Их ровно шесть и легко всех перечесть: а, о, у, ы, и, э.
-Их ещё называют «гласные – красные».
-Кто знает почему? (Гласные звуки обозначают на схемах красным цветом.)
На доску вывешивается условный знак гласных звуков.
- А вот другие звуки произносятся с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык.
-Согласные звуки согласны шелестеть, шептать, свистеть, фыркать, скрипеть, но не хочется им петь.
- Попробуйте за мной повторить звуки: [ф], [д], [т], [л], [м], [р]
[ф’], [д’], [т’], [л’], [м’], [р’].
- Согласные произносятся резко, не тянутся, встречают преграду при произношении.
На доску вывешивается условный знак согласных звуков.
- Итак, ребята, сделайте вывод: на какие две группы делятся звуки.
3.Продолжение работы по теме урока
- Составим схему слова ум.
- Сколько слогов в слове? (Один.) Он же ударный.
- Сколько звуков в слове? (Два.)
- Назовите первый звук. ([у])
- Назовите второй звук. ([м])
- Как произносится первый звук? (Легко, свободно, голосом; он гласный.)
- Какой КРУЖОК мы будем использовать в схемах вместо гласного звука?
(красного цвета.)
- Как произносится звук [м]? (С препятствиями, трудностями; он согласный.)
- Кружок какого цвета используем? (синего)
- Игра «Узнай гласный звук»
Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.
Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.
-А теперь Игра - наоборот «Узнай согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши.
Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.
Работа в группах.
- Вспомните правила работы в группе.
- Работать дружно.
- Не ссориться - это мешает работе.
- Распределить роли - кто что будет делать.
- Помогать друг другу в работе.
Правила вывешиваются на доске.
Задание: Разложите данные вам карточки в правильные группы.
у, о з, ж, с, р
По окончании работы старший группы подводит итог:
- как работала группа,
- что получалось и что вызвало затруднения;
- оценка работы группы.
4. Работа с азбукой.
5. Подведение итогов урока. Самооценка
Оцените свою работу на уроке.
- Если вам было интересно, все понятно, все получалось (ВЕСЕЛЫЙ СМАЙЛИК)
- Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки (ГРУСТНЫЙ СМАЙЛИК)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме Гласный звук [у], буква У, у. Школа 2100.
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен всоответствии с мегодическими рекомендациями для учителя О. В. Прониной, И. И. Кремлёвой...
Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"
Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...
Урок обучения грамоте. Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г’]
Познакомить учащихся с новыми звуками [г], [г’] и буквами Г, г, обозначающие эти звуки на письме; формировать навыки чтения; совершенствовать навыки слого- звукового и звуко – буквенного анализа слов...
комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."
Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....
Урок обучения грамоте "Буквы Х,х, обозначающие согласные звуки [ x ], [ x\' ]"
Урок обучения грамоте УМК "Школа России"...
Презентация к уроку обучения грамоте "А.С.Пушкин Сказки. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т."
Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: "Гласный звук [и]. Буква И, и" (УМК: "Школа России" 1 класс)
Цель:формирование представления о гласном звуке [и] и букве И, и; развитие умения писать строчную букву «и», читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Пред...