урок обучения грамоте "Непарные по глухости - звонкости звонкие согласные звуки и их буквы" по УМК "Гармония"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Урок направлен на решение главной задачи урока: закрепить понятия: звонкие, глухие, парные, непарные согласные. Материал подобран таким образом, что параллельно основной теме отрабатываются понятия: антоним, текст, предложение. Развитие речи на этом занятии занимает центральное место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neparnye_zvonkie_soglasnye_1_kl.rar | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по УМК «Гармония»
Тема: «Непарные по глухости – звонкости согласные звуки и их буквы (л,м,н,р)»
Цели:
- вспомнить, чем отличается звук от буквы;
- какая буква звука не обозначает, а также, какими бывают согласные звуки по глухости – звонкости, парности – непарности, мягкости – твердости;
- развивать речь (учить составлять рассказ по схемам предложений);
- учить делить слова на слоги;
- работать над развитием навыка чтения целыми словами.
Оборудование:
- «Букварь», УМК «Гармония», 1 класс;
- «лента букв»;
- карточки со словами;
- картинки «Ушастика», «Глазастика», «Мудрейкина»
Ход урока
- Организационный момент:
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Начинаем день с зарядки.
1 – мы встали, потянулись,
2 – согнулись, разогнулись,
3 – руками три хлопка,
А 4 - на бока,
5 – руками помахать,
6 – на место тихо сесть,
7,8 – лень отбросим.
- Итак, начинаем урок чтения.
- Чем занимаемся на уроках чтения?
- Сегодня нам помогают все это узнать «Ушастик», «Глазастик», «Мудрейкин».
- Что делает Ушастик? (дети показывают уши)
- Что делает Глазастик? (дети показывают глаза)
- Что делает Мудрейкин (поза «мыслителя»)
- Актуализация знаний.
- Для того, чтобы читать надо знать буквы.
- На какие группы делятся все буквы русского языка?(буквы согласных звуков и буквы гласных звуков)
- Как вы думаете, какие из них важнее?
- Вот послушайте такую историю…
Поспорили однажды
Гласные с Согласными
И сказали гласные:
- Какие мы прекрасные!
Чудесно мы поем,
Всем радость мы несем!
Тут гласные запели:
- А-а-а! О-о-о! У-у-у!
Как флейты заиграли
На праздничном балу.
- Да, можете вы петь,
А мы – зззвенеть, шшшумеить! –
Ответили Согласные.
- И мы вам скажем прямо:
Вас очень-очень мало.
А нас ведь все же больше.
Звучать мы можем дольше.
А значит мы нужнее,
И вас мы поважнее.
- Как вы думаете, ребята, кто же прав в этом споре?
- Чем отличается звук от буквы?(звук - произносим и слышим, букву – пишем и видим)
- Сколько гласных букв в русском языке? (10)
- Назовите их (а,о,у,ы,э,и,я,е,ё,ю)
- А сколько звуков? (6)
- Назовите их (а,о,у,э,ы,и)
- Какие гласные обозначают твердость согласных?
- Какие гласные обозначают мягкость согласных?
- Какая буква выполняет роль смягчения согласных?
- Чем она интересна? Почему ее нельзя назвать гласной? А согласной?
- Какой согласный в любом случае произносится твердо?
- Какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я.
- С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (Й) О чем «говорит» ее название? (произносится кратко)
- Каким звуком обозначается?
-Чем интересна? (характеристика звука)
- Повторим чтение слов с буквой «й».
Рай Чай Бой | Дай Май Лай | Бей Лей Вой | Пей Май Рой | Ай Ой Эй |
- Внимание, задание Глазастика. Это значит надо внимательно посмотреть на слова, которые мы прочитали.
- Подбери словак схеме? Объясни свой выбор.
- С помощью слога «КА» пронаблюдаем за превращением слов.
Чай
Май
Лай ка
Лей
Мой
3. Проверка домашнего задания.
- Расскажите правила деления слов на слоги, в которых есть «й».
-Дома вы читали слова, которые выписаны у меня на доске. Но вам надо не только прочитать слова, но и «Досказать словечко» и получить словосочетания.
Стайка – ….
Стойка - ….
Стройка - …
Майский - …
Клейкий - …
- Разделим слова на слоги.
4. Сообщение темы и целей урока
- Каждый день мы узнаем что-то новое. Пора узнать, чем мы будем заниматься сегодня. А для этого надо выполнить задание Мудрейкина.
- Найдите «лишнее» в каждой группе. Объясните свой выбор.
- п, р, к, Л, с (заглавная)
- ш, т, с, р, п (звонкий)
- а, е, я, у, н (согласный)
- О, У, м, Ю, К (строчная)
- я, е, ю, й, и (согласный)
(на доске появляется строчка из букв: л, м, н, р, й)
- Что общего у этих букв? Почему они объединились?
- Какие согласные звонкие мы еще изучили?(в)
- Чем отличается от группы букв? (парный)
- Вспомним, как читаются слоги и слова с этими буквами.(задание Глазастика)
Л – Лу – лук (люк) М – мА – мак Р – ра – рад (ряд) Н – ни – Нил ? Й – Йо - йод | - Прочитайте слова, в которых согласный произносится мягко. - Замените в выделенных словах гласный, чтобы согласный произносился мягко и получите новое слово. - Почему слово Нил я написала с большой буквы? - Какое слово произносится не так как пишется? |
- Итак, сегодня мы с вами еще раз вспомним непарные звонкие согласные звуки и буквы, которые их обозначают. Но сначала, определимся, какими мы хотим быть. А для этого вспомним упражнение из домашнего чтения.
- Проверка д/з. (задание Мудрейкина)
Из учебника | На доске |
Острый – тупой Тонкий – толстый Новый – старый Левый – правый Короткий - длинный | Грустный – ….. (веселый) Слабый – …..(сильный) Больной – …..(здоровый) Маленький - ……(большой) |
- Подобрать слова – антонимы ко второму столбику.
- Назовите слова, которые начинаются с непарных звонких согласных.
- Так какими же вы хотите быть? (выбрать слова из таблицы)
Внимание, задание Ушастика. ФИЗМИНУТКА (упражнения на внимание)
5.Работа по теме урока. Предварительная беседа.
- Какое сейчас время года?
- Если вы читали сказку «12месяцев», то помните, что для того чтобы собрать подснежники для злой мачехи, девочка оказалась в лесу и встретила там 12 месяцев. Какой месяц помог девочке вернуться в весну (апрель)
- А какой месяц должны встретить мы, чтобы вернуться в лето? (июнь, июль, август)
- Закройте глаза. Представьте себя в заснеженном лесу. Где –то недаолеко вы слышите голоса. Это 12 месяцев собрались перед Новым годом на полянке. Мы подходим к июлю и просим перенести нас в лето. И, о чудо! Мы оказались в летнем лесу. (на доске картина летнего леса)
- Работа по учебнику.
- Что вы видите на картине? Что «лишнее» ? Прочему?
- Как можно назвать оставшиеся предметы одним словом?
- Перечислите их название? (ландыш, лилия, мальва, мята, нарцисс, незабудка, репейник)
- Какой цветок занесен в Красную книгу? (из «окружающего мира»)
- Какой цветок служит не совсем для украшения наших садов и парков? (репейник)
- Почему именно эти цветы появились на страничке нашего учебника? (на Л, Н. Р, М)
- Звуко-буквенный анализ слова
- В каком из названий встретился звук Й?
- Взяли «звуковички» и составили схему этого слова.
(р – согл., зв.. непарный, мг.. ….)
- Расскажите про звуки этого слова (звуко-буквенный анализ)
- Работа по развитию речи.
- Прочитаем слова, которые написаны под картиной?(красный, синий, веселый, маленький, красивый, лесной, высокий)
- Какие из них относятся к цветам, а какие к ручью?
- Добавьте еще несколько слов, чтобы они отвечали на вопрос какой?
- Назовите непарные звонкие согласные в слове: красный, синий, красивый, веселый, маленький, лесной, высокий.
- Что общего в этих словах?
(задание Мудрейкина)
- Мне очень понравился ручей на этой картине и я решила составить рассказ про него. Но у меня он получился какой-то неоконченный. Давайте попробуем вместе его закончить.
На лесу протекал ручей. Он поднимался с горы. Был он ________ и ___________ . Он очень любил . Они росли за его берегам. были разные: __________ ромашки, ___________ незабудки, __________ лилии ,___________ мальвы. Вместе им было __________! (на месте кружков – картинка)
- Разбор предложений по порядку:
- Прочитайте 1 предложение. Что надо изменить? Почему?
- Прочитайте 2 предложение. Что надо изменить? Почему?
- Прочитайте 3 предложение. Какими словами дополнить?
(и.т.д. по каждому предложению)
- Учимся читать и готовимся к пересказу.
- Задавание на дом.
- Отметьте в учебнике стр.33. На этой страничке вы прочитаете интересный рассказпро муравейник и попробуете отгадать загадки.
7. Итог урока.
- Ну а теперь возвращаемся из лета опять в зиму. Поблагодарим Июль за чудо. А мне пожалуйста расскажите, чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что больше всего запомнилось, понравилось?
- Пользуйтесь при ответах словами – помощниками:
- Мы учились…
- Мы познакомились..
- Мы выполняли…
- Спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте(чтегние) 1 класс ФГОС "Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з
Урок чтения в 1 классе по ФГОС. На уроке дети гнесколько раз работают в парах, используются дидактические игры, загадки, физ -ки в стихах то теме....
Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.
Урок по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....
Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"
Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...
Автор: Баранова Анна Викторовна Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Согласный звук [ч’], буква ч.
Конспект урока обучение грамоте по образовательной системе "Школа - 2100". На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания, ИКТ....
Конспект урока обучения грамоты " Обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и буквы
Урок построен в соответствии с ФГОС....
Презентация к уроку обучения грамоты " Обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и буквы"
ПРезентация к уроку обучения грамоты...
Урок в 1 классе "Глухие и звонкие согласные звуки "
Урок по теме в 1 классе "Глухие и звонкие звуки "...