КТП по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственно образовательного стандарта начального общего образования»
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»
- приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»,
- Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
- Типового положения об общеобразовательном учреждении
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1578
- Уставом МБОУ СОШ №18г. Кызыла.
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования,
примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.Ф. Климановой.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
Развитие предметных умений и навыков;
Целенаправленное формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное, личностное развитие обучающихся;
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
Развитие интереса к чтению и книге;
Формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
Формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
Воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Результаты любого обучения, в том числе и обучения литературному чтению, должны на каждом этапе отражать решение определенных промежуточных задач.
Задачи:
Овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями;
Формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение учащимися содержания текста, а также понимание художественного замысла и подтекста);
Развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст; формирование библиографических умений, то есть умения учащихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе авторского или тематического каталога.
Общая характеристика курса
Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии, - изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию – важное средство самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создает условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
В базисном учебном плане на изучение «Литературного чтения» в
3 классе отводится 102 часа в неделю 3 часа.
Результаты изучения курса.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- Овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств е осуществления;
- Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1)понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтение (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавить их, составлять план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 3-го класса
В результате обучения литературному чтению ученик должен уметь:
- Осознанно, правильно и выразительно читать целыми словами;
- Понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавить текст;
- Делить текст на части, озаглавить части;
- Выбирать наиболее точную форму главный мысли из ряда данных;
- Подробно и выборочно пересказывать текст;
- Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- Размышлять о характере и поступках героя;
- Высказывать свое отношение к прочитанному, своего понимания авторского замысла;
- Относить произведения к одному из жанров (сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка), различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- Соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений.
Учебно-методическая литература
- Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. Ч 2. \ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская).
- Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
- Климанова Л.Ф., Грецкий В.Г., М.В. Голованова. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Литературное чтение» в рамках УМК «Школа России» в 3 классе.
№ | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
1 | Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси. | 06.09 | |
2 | Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. | 07.09 | |
3 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Докучные сказки | 08.09 | |
4 | Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 13.09 | |
5 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 14.09 | |
6 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 15.09 | |
7 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | 20.09 | |
8 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | 21.09 | |
9 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | 22.09 | |
10 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка» | 27.09 | |
11 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | 28.09 | |
12 | Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». | 29.09 | |
13 | Ф. И. Тютчев «Листья». | 04.10 | |
14 | Поэтический образ природы в стихах А.А.Фета. | 05.10 | |
15 | И. С. Никитин «Полно степь моя…» , «Встреча зимы». | 06.10 | |
16 | И. З. Суриков «Детство», «Зима» | 11.10 | |
17 | Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | 12.10 | |
18 | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 13.10 | |
19 | А. С. Пушкин «Зимнее утро», | 18.10 | |
20 | А. С. Пушкин «Зимний вечер». | 19.10 | |
21 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.». | 20.10 | |
22 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.». | 25.10 | |
23 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.» | 26.10 | |
24 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» | 27.10 | |
26 | И. А. Крылов «Мартышка и очки». | 08.11 | |
27 | И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | 09.11 | |
28 | И. А. Крылов «Ворона и лисица».. | 10.11 | |
29 | В.Воскобойникова. М. Ю. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» | 15.11 | |
30 | М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень». | 16.11 | |
31 | Подготовка сообщения на основе статьи о детстве и творчестве Л. Н. Толстого. | 17.11 | |
32 | Л.Н.. Толстой «Акула». | 22.11 | |
33 | Л. Н. Толстой «Прыжок». | 23.11 | |
34 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка». | 24.11 | |
35 | Л. Н. Толстой« Какая бывает роса на траве», | 29.11 | |
36 | Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря | 30.11 | |
37 | Знакомство с разделом. Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором..» | 01.12 | |
38 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 06.12 | |
39 | К. Д. Бальмонт «Золотое слово» | 07.12 | |
40 | И. А. Бунина «Детство». | 08.12 | |
41 | И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги». | 13.12 | |
42 | Знакомство с разделом.Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки» | 14.12 | |
43 | Д. Н. Мамин- Сибиряк «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост..» | 15.12 | |
44 | Д. Н. Мамин- Сибиряк «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост..» | 20.12 | |
45 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 21.12 | |
46 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 22.12 | |
47 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 27.12 | |
48 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 28.12 | |
49 | Оценка достижений. Литературная викторина. | 29.12 | |
50 | Веселые и смешные герои. М. Горький «Случай с Евсейкой» | 10.01 | |
51 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 11.01 | |
52 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 12.01 | |
53 | Знакомство с рассказом К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». | 17.01 | |
54 | Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». | 18.01 | |
55 | Составление плана в сжатой форме к рассказу А. И. Куприна «Слон». | 19.01 | |
56 | Обобщающий урок по теме: «Были- небылицы». | 24.01 | |
57 | Знакомство с названием раздела. Стихи о животных С. Черного «Что ты тискаешь утенка?». | 25.01 | |
58 | Стихи о животных С Черного «Воробей». «Слон» | 26.01 | |
59 | А. Блок «Ветхая избушка", «Сны», «Ворона» | 31.01 | |
60 | Изображение русской природы. С. А. Есенин «Черемуха». | 01.02 | |
61 | Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». | 02.02 | |
62 | Знакомство с разделом. М. Пришвин «Моя Родина» | 07.02 | |
63 | И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек». | 08.02 | |
64 | И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек». | 09.02 | |
65 | В. И. Белов «Малька провинилась». | 14.02 | |
66 | В. И. Белов «Еще про Мальку ». | 15.02 | |
67 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». | 16.02 | |
68 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». | 21.02 | |
69 | Б. С. Житков «Про обезьянку». | 22.02 | |
70 | В. П. Астафьев «Капалуха». | 28.02 | |
71 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 01.03 | |
72 | Обобщающий урок по теме: «Люби живое» | 02.03 | |
73 | С. Маршак «Гроза днем». | 07.03 | |
74 | С. Маршак «В лесу над росистой поляной». | 09.03 | |
75 | А. Л. Барто «Разлука». | 14.03 | |
76 | А. Л. Барто «В театре». | 15.03 | |
77 | С. В. Михалков «Если» | 16.03 | |
78 | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». | 21.03 | |
79 | Проект: «Праздник поэзии». | 22.03 | |
80 | Обобщающий урок по теме: Поэтическая тетрадь | 23.03 | |
81 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». | 04.04 | |
82 | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». | 05.04 | |
83 | А. П. Платонов «Цветок на земле». | 06.04 | |
84 | А. П. Платонов «Цветок на земле». | 11.04 | |
85 | А. П. Платонов «Еще мама». | 12.04 | |
86 | М. М. Зощенко «Золотые слова». | 13.04 | |
87 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | 18.04 | |
88 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». | 19.04 | |
89 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». | 20.04 | |
90 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». | 25.04 | |
91 | Н. Н. Носов «Федина задача». | 26.04 | |
92 | Н. Носов «Телефон». | 27.04 | |
93 | Н. Носов «Друг детства». | 02.05 | |
94 | Обобщающий урок по теме: Собирай по ягодке - наберешь кузовок.
| 03.05 | |
95 | «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы. | 04.05 | |
96 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился» | 10.05 | |
97 | Г. Остер «Вредные советы». | 11.05 | |
98 | Р. Сеф «Веселые стихи». | 16.05 | |
99 | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». | 17.05 | |
100 | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». | 18.05 | |
101 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». | 23.05 | |
102 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....