Технологическая карта урока по литературному чтению "Весна! Весна! И всё ей радо!" (УМК "Перспектива"), 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сысокина Анна Валерьевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений об отличительных особенностях стихотворений посредством работы с лирическим произведением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

Задачи урока

Дидактические:

  1. Повторить жанровые особенности лирического произведения;
  2. Учить подтверждать свои рассуждения цитатами из текста;
  3. Развивать навыки выразительного чтения посредством чтения вслух

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством работы в парах;
  2. Развивать кругозор посредством работы с дополнительной информацией по теме урока.

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством парной работы;
  2. Воспитывать уважение и понимание к одноклассникам через совместную работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tyutchev_zima_nedarom_zlitsya.docx50.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 11.02.2022 

Школа: 95

Класс: 2-3

Урок: 4

Время: 10:55-11:35

             Студент: Сысокина Анна Валерьевна

             Группа: 33

             Учитель: Удачина Инна Викторовна

             Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока: Весна, весна! И всё ей радо! Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений об отличительных особенностях стихотворений посредством работы с лирическим произведением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

Задачи урока

Дидактические:

  1. Повторить жанровые особенности лирического произведения;
  2. Учить подтверждать свои рассуждения цитатами из текста;
  3. Развивать навыки выразительного чтения посредством чтения вслух

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством работы в парах;
  2. Развивать кругозор посредством работы с дополнительной информацией по теме урока.

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством парной работы;
  2. Воспитывать уважение и понимание к одноклассникам через совместную работу.

Оборудование: учебник Литературное чтение 2 класс, Л.Ф.Климанова (УМК «Перспектива»), раздаточный материал

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель

этапа урока

Формы (Ф, Г,

П, И) методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

 (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Этап самоопределения к деятельности

(2 мин.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Ф

Словестный: эмоциональный настрой, слово учителя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Валерьевна и я очень рада вас видеть. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения, присаживайтесь девочки, присаживайтесь мальчики.

- Сейчас я буду говорить фразу, а вы должны будете ее продолжить, посмотрите на экран, подставьте подходящие слова из предложенных

Мы пришли сюда …

Не лениться, а …

Только тот, кто много …

В жизни что-то  …

Приветствуют учителя, садятся на места, настраиваются на работу.

- Учиться

- Трудиться

- Знает

- Достигает

Метапредметные:

Р: выработка учебной мотивации;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Личностные: принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

П: воспринимать речь учителя.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(3 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация экрана

Практический: чтение отрывка стихотворения, речевая разминка

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: опрос

Повторение пройденного материала.

- Посмотрите на экран, перед вами текст. Внимательно прочитайте его про себя

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало .

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

- Итак, вы прочитали текст, скажите, знаком ли он вам?

- Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

- К какому жанру можно его отнести? 

- А как вы это поняли?

- Хорошо! Скажите, как помимо чтения сказки ее можно представить?

- Отлично, а чтобы сделать театральную постановку, что первым делом необходимо составить? Хорошо, сейчас я предлагаю вам развернутся друг к другу с соседом по плечу и прочитать этот отрывок 1) с удивлением, 2) с раздражением

- Хорошо!

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют предложенное задание.

Читают текст

- Да

- Этот отрывок из произведения «Краденое солнце», автор Корней Иванович Чуковский

- Сказка

- В произведении, которое мы читали, описываются события, которые невозможны в реальности, например то, что крокодил проглотил солнышко

- Можно сделать театральную постановку

- План

Читают отрывок с эмоциями

Предметные:

повторить уже

пройденный

материал.

Метапредметные:

Р: выработать

учебную мотивацию,

К: выражение своих

мыслей с

достаточной

полнотой и

точностью;

учет разных мнений.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

(3 мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация экрана

Практический: разгадывание шифра, составление плана работы

Формулирует вместе с детьми тему и цели урока.

- Итак, ребята, сегодня мы с вами приступаем к новому разделу, а о чем в нем будет говориться, мы сейчас узнаем

- Внимательно посмотрите на экран, перед вами иллюстрации. Скажите, что на них изображено?

- Хорошо, как вы это поняли? Какие признаки весны вы здесь наблюдаете?

- Верно! Предположите, чему будет посвящен новый раздел?

- Отлично, перед вами тема раздела, которая написана задом наперед «ОДАР ЙЕ ЕСВ И!АНСЕВ,АНСЕВ»

- Хорошо, прослушайте отрывок произведения и будьте готовы ответить на вопросы.

Речка голубая

Под небом голубым,

И туман растаял,

Голубой, как дым.

Будто бы кивая

Круглой головой,

Пьет сойка голубая из лужи голубой

- Скажите, что я сейчас прочитала?

- Предположите, что мы сегодня будем делать?

- Хорошо, давайте составим план нашего урока

1) Узнаем основные отличия и особенности стихотворений

2) Познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

3) Проанализируем стихотворение

4) Подведем итоги и оценим свою работу на уроке

- Отлично, приступим

Формулируют вместе с учителем тему и цели урока.

- Наступление весны

- Появляются лужи, солнечные дни, текут ручьи

- Он будет посвящен весне

- Мы познакомимся со стихотворениями о весне

«Весна и все ей радо»

Слушают учителя

- Стихотворение о весне

- Работать со стихотворениями, посвященными весне

Расставляют пункты плана в верной последовательности

М: Выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Учебная презентация

«Открытие детьми нового знания» (13 мин.)

Построение детьми нового способа действий и формирование

Ф

Словесный: беседа, слово учителя

Наглядный: демонстрация экрана

Словесный: слово учителя

Словесный: опрос

Практический: групповая работа, выделение особенностей стихотворения

Словесный: опрос

Словесный: слово учителя

Словесный: опрос

Практический: словарная работа

Наглядный: демонстрация

Словесный: опрос

Беседует по теме урока.

- Вот и подходит к концу самое суровое время года. Зима была холодная, морозная, но, не смотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе.

- Откройте свои учебники на стр. 49.Давайте прочитаем диалог Ани и Вани.

- Итак, что вы узнали из этого диалога?

 

- А вы знаете, что такое рифма?

- Рифма – это созвучие концов стихотворных строк, давайте посмотрим на примере. Прочитайте внимательно стихотворение с доски, затем прочитайте слова, выделенные одним цветом

- Хорошо, прочитайте то, что говорит нам доктор Самоваров и скажите, с какими понятиями мы сегодня с вами будем работать?

- Давайте определим, чем же отличаются стихотворения от других жанров литературы, например, от сказки или от рассказа. Вы будете работать в группах. Но перед этим давайте повторим правила работы в группе

- Хорошо! У вас на партах лежат конверты, выберите те пункты, которые соответствуют характеристике стихотворения, как вы закончите, поднимите руки домиком

(рифма, ритм, выразительность, яркость, эмоциональность, деление на части (строфы), зачин, борьба добра и зла, добро побеждает зло, троекратные повторы)

- Вижу, вы закончили, давайте посмотрим, что у вас получилось

- Отлично! Что такое строфа?

- Хорошо! Посмотрите на план, мы выполнили первый его пункт?

- Тогда перейдем к выполнению следующего пункта

- Посмотрите на страницу 51, перед вами стихотворение, есть ли у него название?

- Если у него нет названия, что нам нужно сделать, как его определить?

- Отлично, какое оно носит название?

- Кто автор этого произведения?

- Что вы знаете о нем?

- Федор Иванович Тютчев - человек пушкинского поколения. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.

- Посмотрите еще раз на название стихотворения, а также в учебнике на иллюстрацию под стихотворением, как вы думаете, о чем оно?

- Отчего она может злиться?

- Верно! Перед тем, как приступить к прочтению, давайте разберемся со сложными словами. Работайте с соседом по плечу, соедините слова с их предполагаемым значением

«нудить – заставлять что-то делать, принуждать, трезвон – звонкое заливистое пение, наперекор – противоположно тому, что ожидалось, пуще - сильней»

- Теперь сверьте по эталону на экране

- Готовы? Открываем учебники на странице 51 и сначала начинаю читать я, а вы внимательно слушаете, потом я могу спросить кого-нибудь из вас. Закройте глаза и включите свое воображение, слушайте внимательно

- Итак, что вы представили, слушая стихотворение, что вы представили?

- Хорошо, какой месяц зимы описывает автор?

- В природе  нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало Весны. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит.

Внимательно слушают учителя.

Слушают учителя

В: Я знаю, что в стихах очень важна рифма. Я люблю играть в слова и составлять разные рифмы

А: А я знаю стихи, в которых нет рифмы, но они очень ритмичны и красивы. Поэтому мне кажется, что в стихах самое главное – настроение.

- Мы узнали, что самое главное в стихотворении это рифма. Бывают стихотворения, в которых есть рифма, а бывают те, в которых её нет, но они не менее красивы, ведь главное в стихотворении – это настроение

- Нет

Слушают

- Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет

И воробей своим крылом,

В песке купается, трепещет.

- Олицетворение, воображение

1) Работать сообща

2) Быть активными

3) Работать тихо, чтобы не мешать другим командам

4) Работать на общий результат

Групповая работа

- Для стихотворений характерно: ритм, рифма, выразительность, яркость, краткость, эмоциональность, деление на части (строфы)

- Это части стихотворения, объединенная в единое целое ритмом, рифмой содержанием

- Да

- Нет

Читают текст

- По первой строчке стихотворения

- «Зима недаром злится»

- Автор произведения Федор Иванович Тютчев

Предположения детей

Слушают учителя

- Здесь говорится о том, что злится зима, на иллюстрации изображено противостояние весны и зимы

- Из-за прихода весны

Соединяют слова и их значение

Слушают чтение стихотворения учителем на фоне музыки

- Весна и зима борются за власть на Земле

- Февраль, так как это крайний месяц зимы

Слушают учителя

П: проявлять

познавательную

инициативу в

учебном

сотрудничестве;

М(К):

формулировать Собственные

мысли,

высказывать и

обосновывать

свою точку

зрения.

 

К: выражение

своих мыслей

с достаточной

полнотой и

точностью.

(М)П: строить

Логические рассуждения, включающие установление причинно-

следственных связей

(М)П: строить

Логические рассуждения, включающие установление причинно-

следственных связей

П: осознанное и произволь-ное построе-ние речевого высказыва-ния;

П: осознанное и произволь-ное построе-ние речевого высказыва-ния;

Учет раз-ных мнений, координиро-вание в со-трудничестве разных пози-ций (К).

 П: анализ, синтез, обоб-щение. М: аргументация своего мнения (К).

М: уметь

осуществлять

действие по

образцу и заданному

правилу

П: осознанное и произволь-ное построе-ние речевого высказыва-ния;

П: анализ, синтез

Учебная презентация

Учебник

Раздаточный материал (конверты)

Учебная презентация

Учебная презентация

Учебник, учебная презентация

ТСО (аудио материалы)

Учебная презентация

Первичное закрепление усвоенного материала (8 мин)

Наглядный:демонстрация

Практический: работа с учебником

Словесный: опрос

Словесный: опрос

Практический: чтение стихотворение на оценку

- Ребята, я вижу, вы немного засиделись, давайте разомнемся. Встаньте со своих мест девочки, встаньте со своих мест мальчики

ФИЗМИНУТКА

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали

А потом мы потянулись

Выше, выше потянулись

Сели – встали, сели – встали

За минуту сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

И за парты вновь садитесь девочки, садитесь мальчики.

- Хорошо, а теперь  прочитайте это стихотворение про себя

Первичный анализ:

- Я вижу, вы закончили, скажите, что необычного в этом стихотворении? Почему слова Весна и Зима написаны с большой буквы?

- Какой у них характер? Со своей парой по плечу найдите подтверждение в тексте

- Правильно! Зима и Весна – главные герои произведения. Поэт превратил времена года в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы.

- Посмотрите,  как Тютчев называет Зиму? А Весну? Найдите информацию в тексте

- А на самом деле Весна и Зима живые существа? Может ли зима злиться?

- Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда неживые существа предстают перед нами в роли живых. Такой приём называется олицетворение.

- Зима не хочет уходить почему?

-  Как шумит весна?

-  Как в природе зима хлопочет, ворчит?

- Как отреагировала весна?

- Приглашаю пятерых человек к доске, которые выразительно, эмоционально, правильно прочитают стихотворение по частям 1 человек – 1 часть (строфа), остальные ребята будут экспертами, которые будут оценивать своих одноклассников по следующим критериям:

1. Выразительность

2. Эмоциональность

3. Правильность

- Итак, какое настроение было передано в 1 строфе?

- Оцените, соответствуя критериям то, как прочитал ваш одноклассник хорошо/отлично

- По примеру первой строфы скажите, какое настроение было передано при прочтении? Соответствовало ли все критериям?

- Хорошо, присаживайтесь

Скажите, мы выполнили второй пункт плана?

Повторяют движения за учителем

Читают про себя

- Автор говорит о них, как о живых существах

«Зима злится, Весна в окно стучится, Зима хлопочет, ворчит»

- Ведьма злая, прекрасное дитя

- Нет

- потому что ей понравилось,  что  всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить

- «Весна в окно стучится», пением птиц, ручьями

- Вьюгами, метелями, пургой

- С забавой, задором, вся природа против зимы, она заставляет ее поскорее уйти

Читают, анализируют по критериям:

1. Выразительность

2. Эмоциональность

3. Правильность

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

М(Р):

контроль,

коррекция и

оценка

К: выражение

своих мыслей

с достаточной

полнотой и

точностью.

ТСО (аудио материалы)

Учебная презентация

Учебная презентация

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин.)

Интериоризация нового

способа

действий,

индивидуальная

рефлексия

достижения

цели,

создание

ситуации

успеха

И

Практически

й: составление партитуры стихотворения

- Итак, ребята, посмотрите на экран, перед вами изображена схема того, как читать данное стихотворение, элементы этой схемы

/ - короткая пауза

// - длинная пауза

     - повышение интонации / голоса

     - понижение интонации / голоса

Читаю часть стихотворения, используя данные обозначения

- Сейчас я буду читать стихотворение с интонацией, паузами. Работайте с распечатками и самостоятельно расставляйте обозначения там, где требуется

Зима недаром злится, /

Прошла ее пора — //

Весна в окно стучится

И гонит со двора. //

И все засуетилось, /

Все нудит Зиму вон — /

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон. //

Зима еще хлопочет /

И на Весну ворчит: //

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит… //

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя, /        

Пустила, убегая, /

В прекрасное дитя… //

Весне и горя мало: //

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

- Хорошо, заканчиваем, посмотрите на экран, сверьте свою работу. Оцените свою работу: сделано большая часть верно – 5, сделана верно половина работы – 4.

Выполняют самостоятельно партитуру стихотворения

П: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Оценка;

П: работать по предложенному плану

П: воспринимать речь учителя

М: уметь

осуществлять

действие по

образцу и заданному

правилу

К: контроль, оценка, взаимооценка

Учебная презентация, раздаточный материал, аудио материал, ТСО

Включение в

систему

знаний,

повторение

(3 мин)

Включение

«открытия в

систему

знаний,

повторение

и

закрепление

ранее

изученного

Ф

Словесный:

устный

опрос, беседа

- Как вы думаете, прочитав стихотворение, на чьей стороне автор?

-  Сейчас вы в группе читаете, соблюдая интонацию и расставляя паузы, по номерам. 1 номер – 1 строфа и так далее. Затем оцените свою работу в группе. Критерии: соблюдение интонации, пауз

- Хорошо, поднимите руку, если вам не удалось прочитать строфу соблюдая критерии?

Предположения детей

Читают стихотворение в группе, соблюдая критерии

П: формирова-ние навыка вы-разительного чтения; М: учет разных мнений, координирова-ние в сотрудни-честве разных позиций (К);

Учебная презентация

Рефлексия

(3 мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Практический: самоанализ

Анализ работы на уроке.

  - С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве?

С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

- Что было для вас интересно?

- Как вы думаете зачем нам воображение в этом разделе?

- Ребята, давайте вернемся к нашему плану, мы выполнили все его пункты?

- Все ли у вас получилось?

- Выберите и продолжите любое предложение.

- На сегодняшнем уроке я узнал…

- На этом уроке я похвалил бы себя за…

- Сегодня у меня получилось

- Молодцы, мне было приятно с вами работать, вы смогли много чего достичь, спасибо за урок!

Подведение итогов выполненной работы.

- Мы познакомились с творчеством Ф.И. Тютчева, узнали, что преимущественно он писал о природе

- Стихотворение Тютчева «Зима не даром злится..»

Ответы детей

-  Чтобы представить  картины которые возникают при чтении, в данном случае противостояния зимы и весны

- Да

Ответы учащихся

Предметные: уметь

самооценивать себя и

свои достижения на

уроке.

Метапредметные:

Р: оценка как

выделение и осознание

того, что освоено;

П: рефлексия способов

и условий действий,

контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности.

Личностные:

адекватное понимание

причин успеха/

неуспеха в учебной

деятельности.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А. Барто "Квартет" 3 класс "Перспектива".

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А. Барто "Квартет"...

Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Ветхая избушка»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Сны», «Ворона»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемы коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока по литературному чтению С.Я. Маршак «Гроза днём»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока ИЗО "Птицы вестники весны. Декоративная композиция" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: дать представление учащимся о птицах, как о вестниках весны, формирование у учащихся умения конструировать из бумаги объекты природы и украшать их.Задачи урокаДидактические:1) формировать ...