Технологическая карта урока по литературному чтению "Весна! Весна! И всё ей радо!" (УМК "Перспектива"), 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений об отличительных особенностях стихотворений посредством работы с лирическим произведением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»
Задачи урока
Дидактические:
- Повторить жанровые особенности лирического произведения;
- Учить подтверждать свои рассуждения цитатами из текста;
- Развивать навыки выразительного чтения посредством чтения вслух
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством работы в парах;
- Развивать кругозор посредством работы с дополнительной информацией по теме урока.
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством парной работы;
- Воспитывать уважение и понимание к одноклассникам через совместную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tyutchev_zima_nedarom_zlitsya.docx | 50.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 11.02.2022 Школа: 95 Класс: 2-3 Урок: 4 Время: 10:55-11:35 | Студент: Сысокина Анна Валерьевна Группа: 33 Учитель: Удачина Инна Викторовна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока: Весна, весна! И всё ей радо! Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений об отличительных особенностях стихотворений посредством работы с лирическим произведением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»
Задачи урока
Дидактические:
- Повторить жанровые особенности лирического произведения;
- Учить подтверждать свои рассуждения цитатами из текста;
- Развивать навыки выразительного чтения посредством чтения вслух
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством работы в парах;
- Развивать кругозор посредством работы с дополнительной информацией по теме урока.
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством парной работы;
- Воспитывать уважение и понимание к одноклассникам через совместную работу.
Оборудование: учебник Литературное чтение 2 класс, Л.Ф.Климанова (УМК «Перспектива»), раздаточный материал
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы (Ф, Г, П, И) методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Этап самоопределения к деятельности (2 мин.) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Ф Словестный: эмоциональный настрой, слово учителя | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Валерьевна и я очень рада вас видеть. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения, присаживайтесь девочки, присаживайтесь мальчики. - Сейчас я буду говорить фразу, а вы должны будете ее продолжить, посмотрите на экран, подставьте подходящие слова из предложенных Мы пришли сюда … Не лениться, а … Только тот, кто много … В жизни что-то … | Приветствуют учителя, садятся на места, настраиваются на работу. - Учиться - Трудиться - Знает - Достигает | Метапредметные: Р: выработка учебной мотивации; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Личностные: принятие и осваивание социальной роли обучающегося. П: воспринимать речь учителя. | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация (3 мин.) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий. | Ф Словесный: беседа Наглядный: демонстрация экрана Практический: чтение отрывка стихотворения, речевая разминка Словесный: ответы на вопросы Словесный: опрос | Повторение пройденного материала. - Посмотрите на экран, перед вами текст. Внимательно прочитайте его про себя Солнце по небу гуляло И за тучу забежало . Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно. - Итак, вы прочитали текст, скажите, знаком ли он вам? - Из какого произведения этот отрывок, кто его автор? - К какому жанру можно его отнести? - А как вы это поняли? - Хорошо! Скажите, как помимо чтения сказки ее можно представить? - Отлично, а чтобы сделать театральную постановку, что первым делом необходимо составить? Хорошо, сейчас я предлагаю вам развернутся друг к другу с соседом по плечу и прочитать этот отрывок 1) с удивлением, 2) с раздражением - Хорошо! | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют предложенное задание. Читают текст - Да - Этот отрывок из произведения «Краденое солнце», автор Корней Иванович Чуковский - Сказка - В произведении, которое мы читали, описываются события, которые невозможны в реальности, например то, что крокодил проглотил солнышко - Можно сделать театральную постановку - План Читают отрывок с эмоциями | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи (3 мин.) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | Ф Словесный: беседа Наглядный: демонстрация экрана Практический: разгадывание шифра, составление плана работы | Формулирует вместе с детьми тему и цели урока. - Итак, ребята, сегодня мы с вами приступаем к новому разделу, а о чем в нем будет говориться, мы сейчас узнаем - Внимательно посмотрите на экран, перед вами иллюстрации. Скажите, что на них изображено? - Хорошо, как вы это поняли? Какие признаки весны вы здесь наблюдаете? - Верно! Предположите, чему будет посвящен новый раздел? - Отлично, перед вами тема раздела, которая написана задом наперед «ОДАР ЙЕ ЕСВ И!АНСЕВ,АНСЕВ» - Хорошо, прослушайте отрывок произведения и будьте готовы ответить на вопросы. Речка голубая Под небом голубым, И туман растаял, Голубой, как дым. Будто бы кивая Круглой головой, Пьет сойка голубая из лужи голубой - Скажите, что я сейчас прочитала? - Предположите, что мы сегодня будем делать? - Хорошо, давайте составим план нашего урока 1) Узнаем основные отличия и особенности стихотворений 2) Познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» 3) Проанализируем стихотворение 4) Подведем итоги и оценим свою работу на уроке - Отлично, приступим | Формулируют вместе с учителем тему и цели урока. - Наступление весны - Появляются лужи, солнечные дни, текут ручьи - Он будет посвящен весне - Мы познакомимся со стихотворениями о весне «Весна и все ей радо» Слушают учителя - Стихотворение о весне - Работать со стихотворениями, посвященными весне Расставляют пункты плана в верной последовательности | М: Выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); | Учебная презентация |
«Открытие детьми нового знания» (13 мин.) | Построение детьми нового способа действий и формирование | Ф Словесный: беседа, слово учителя Наглядный: демонстрация экрана Словесный: слово учителя Словесный: опрос Практический: групповая работа, выделение особенностей стихотворения Словесный: опрос Словесный: слово учителя Словесный: опрос Практический: словарная работа Наглядный: демонстрация Словесный: опрос | Беседует по теме урока. - Вот и подходит к концу самое суровое время года. Зима была холодная, морозная, но, не смотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе. - Откройте свои учебники на стр. 49.Давайте прочитаем диалог Ани и Вани. - Итак, что вы узнали из этого диалога?
- А вы знаете, что такое рифма? - Рифма – это созвучие концов стихотворных строк, давайте посмотрим на примере. Прочитайте внимательно стихотворение с доски, затем прочитайте слова, выделенные одним цветом - Хорошо, прочитайте то, что говорит нам доктор Самоваров и скажите, с какими понятиями мы сегодня с вами будем работать? - Давайте определим, чем же отличаются стихотворения от других жанров литературы, например, от сказки или от рассказа. Вы будете работать в группах. Но перед этим давайте повторим правила работы в группе - Хорошо! У вас на партах лежат конверты, выберите те пункты, которые соответствуют характеристике стихотворения, как вы закончите, поднимите руки домиком (рифма, ритм, выразительность, яркость, эмоциональность, деление на части (строфы), зачин, борьба добра и зла, добро побеждает зло, троекратные повторы) - Вижу, вы закончили, давайте посмотрим, что у вас получилось - Отлично! Что такое строфа? - Хорошо! Посмотрите на план, мы выполнили первый его пункт? - Тогда перейдем к выполнению следующего пункта - Посмотрите на страницу 51, перед вами стихотворение, есть ли у него название? - Если у него нет названия, что нам нужно сделать, как его определить? - Отлично, какое оно носит название? - Кто автор этого произведения? - Что вы знаете о нем? - Федор Иванович Тютчев - человек пушкинского поколения. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы. - Посмотрите еще раз на название стихотворения, а также в учебнике на иллюстрацию под стихотворением, как вы думаете, о чем оно? - Отчего она может злиться? - Верно! Перед тем, как приступить к прочтению, давайте разберемся со сложными словами. Работайте с соседом по плечу, соедините слова с их предполагаемым значением «нудить – заставлять что-то делать, принуждать, трезвон – звонкое заливистое пение, наперекор – противоположно тому, что ожидалось, пуще - сильней» - Теперь сверьте по эталону на экране - Готовы? Открываем учебники на странице 51 и сначала начинаю читать я, а вы внимательно слушаете, потом я могу спросить кого-нибудь из вас. Закройте глаза и включите свое воображение, слушайте внимательно - Итак, что вы представили, слушая стихотворение, что вы представили? - Хорошо, какой месяц зимы описывает автор? - В природе нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало Весны. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит. | Внимательно слушают учителя. Слушают учителя В: Я знаю, что в стихах очень важна рифма. Я люблю играть в слова и составлять разные рифмы А: А я знаю стихи, в которых нет рифмы, но они очень ритмичны и красивы. Поэтому мне кажется, что в стихах самое главное – настроение. - Мы узнали, что самое главное в стихотворении это рифма. Бывают стихотворения, в которых есть рифма, а бывают те, в которых её нет, но они не менее красивы, ведь главное в стихотворении – это настроение - Нет Слушают - Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет И воробей своим крылом, В песке купается, трепещет. - Олицетворение, воображение 1) Работать сообща 2) Быть активными 3) Работать тихо, чтобы не мешать другим командам 4) Работать на общий результат Групповая работа - Для стихотворений характерно: ритм, рифма, выразительность, яркость, краткость, эмоциональность, деление на части (строфы) - Это части стихотворения, объединенная в единое целое ритмом, рифмой содержанием - Да - Нет Читают текст - По первой строчке стихотворения - «Зима недаром злится» - Автор произведения Федор Иванович Тютчев Предположения детей Слушают учителя - Здесь говорится о том, что злится зима, на иллюстрации изображено противостояние весны и зимы - Из-за прихода весны Соединяют слова и их значение Слушают чтение стихотворения учителем на фоне музыки - Весна и зима борются за власть на Земле - Февраль, так как это крайний месяц зимы Слушают учителя | П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; М(К): формулировать Собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. (М)П: строить Логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей (М)П: строить Логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей П: осознанное и произволь-ное построе-ние речевого высказыва-ния; П: осознанное и произволь-ное построе-ние речевого высказыва-ния; Учет раз-ных мнений, координиро-вание в со-трудничестве разных пози-ций (К). П: анализ, синтез, обоб-щение. М: аргументация своего мнения (К). М: уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу П: осознанное и произволь-ное построе-ние речевого высказыва-ния; П: анализ, синтез | Учебная презентация Учебник Раздаточный материал (конверты) Учебная презентация Учебная презентация Учебник, учебная презентация ТСО (аудио материалы) Учебная презентация |
Первичное закрепление усвоенного материала (8 мин) | Наглядный:демонстрация Практический: работа с учебником Словесный: опрос Словесный: опрос Практический: чтение стихотворение на оценку | - Ребята, я вижу, вы немного засиделись, давайте разомнемся. Встаньте со своих мест девочки, встаньте со своих мест мальчики ФИЗМИНУТКА Из-за парт мы быстро встали И на месте зашагали А потом мы потянулись Выше, выше потянулись Сели – встали, сели – встали За минуту сил набрались. Плечи ваши распрямите, Поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь И за парты вновь садитесь девочки, садитесь мальчики. - Хорошо, а теперь прочитайте это стихотворение про себя Первичный анализ: - Я вижу, вы закончили, скажите, что необычного в этом стихотворении? Почему слова Весна и Зима написаны с большой буквы? - Какой у них характер? Со своей парой по плечу найдите подтверждение в тексте - Правильно! Зима и Весна – главные герои произведения. Поэт превратил времена года в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. - Посмотрите, как Тютчев называет Зиму? А Весну? Найдите информацию в тексте - А на самом деле Весна и Зима живые существа? Может ли зима злиться? - Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда неживые существа предстают перед нами в роли живых. Такой приём называется олицетворение. - Зима не хочет уходить почему? - Как шумит весна? - Как в природе зима хлопочет, ворчит? - Как отреагировала весна? - Приглашаю пятерых человек к доске, которые выразительно, эмоционально, правильно прочитают стихотворение по частям 1 человек – 1 часть (строфа), остальные ребята будут экспертами, которые будут оценивать своих одноклассников по следующим критериям: 1. Выразительность 2. Эмоциональность 3. Правильность - Итак, какое настроение было передано в 1 строфе? - Оцените, соответствуя критериям то, как прочитал ваш одноклассник хорошо/отлично - По примеру первой строфы скажите, какое настроение было передано при прочтении? Соответствовало ли все критериям? - Хорошо, присаживайтесь Скажите, мы выполнили второй пункт плана? | Повторяют движения за учителем Читают про себя - Автор говорит о них, как о живых существах «Зима злится, Весна в окно стучится, Зима хлопочет, ворчит» - Ведьма злая, прекрасное дитя - Нет - потому что ей понравилось, что всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить - «Весна в окно стучится», пением птиц, ручьями - Вьюгами, метелями, пургой - С забавой, задором, вся природа против зимы, она заставляет ее поскорее уйти Читают, анализируют по критериям: 1. Выразительность 2. Эмоциональность 3. Правильность | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; М(Р): контроль, коррекция и оценка К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ТСО (аудио материалы) Учебная презентация Учебная презентация Учебная презентация | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Практически й: составление партитуры стихотворения | - Итак, ребята, посмотрите на экран, перед вами изображена схема того, как читать данное стихотворение, элементы этой схемы / - короткая пауза // - длинная пауза - повышение интонации / голоса - понижение интонации / голоса Читаю часть стихотворения, используя данные обозначения - Сейчас я буду читать стихотворение с интонацией, паузами. Работайте с распечатками и самостоятельно расставляйте обозначения там, где требуется Зима недаром злится, / Прошла ее пора — // Весна в окно стучится И гонит со двора. // И все засуетилось, / Все нудит Зиму вон — / И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. // Зима еще хлопочет / И на Весну ворчит: // Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… // Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, / Пустила, убегая, / В прекрасное дитя… // Весне и горя мало: // Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. - Хорошо, заканчиваем, посмотрите на экран, сверьте свою работу. Оцените свою работу: сделано большая часть верно – 5, сделана верно половина работы – 4. | Выполняют самостоятельно партитуру стихотворения | П: уметь самостоятельно работать над заданиями. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Оценка; П: работать по предложенному плану П: воспринимать речь учителя М: уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу К: контроль, оценка, взаимооценка | Учебная презентация, раздаточный материал, аудио материал, ТСО |
Включение в систему знаний, повторение (3 мин) | Включение «открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесный: устный опрос, беседа | - Как вы думаете, прочитав стихотворение, на чьей стороне автор? - Сейчас вы в группе читаете, соблюдая интонацию и расставляя паузы, по номерам. 1 номер – 1 строфа и так далее. Затем оцените свою работу в группе. Критерии: соблюдение интонации, пауз - Хорошо, поднимите руку, если вам не удалось прочитать строфу соблюдая критерии? | Предположения детей Читают стихотворение в группе, соблюдая критерии | П: формирова-ние навыка вы-разительного чтения; М: учет разных мнений, координирова-ние в сотрудни-честве разных позиций (К); | Учебная презентация |
Рефлексия (3 мин.) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа Практический: самоанализ | Анализ работы на уроке. - С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве? С каким стихотворением мы познакомились на уроке? - Что было для вас интересно? - Как вы думаете зачем нам воображение в этом разделе? - Ребята, давайте вернемся к нашему плану, мы выполнили все его пункты? - Все ли у вас получилось? - Выберите и продолжите любое предложение. - На сегодняшнем уроке я узнал… - На этом уроке я похвалил бы себя за… - Сегодня у меня получилось - Молодцы, мне было приятно с вами работать, вы смогли много чего достичь, спасибо за урок! | Подведение итогов выполненной работы. - Мы познакомились с творчеством Ф.И. Тютчева, узнали, что преимущественно он писал о природе - Стихотворение Тютчева «Зима не даром злится..» Ответы детей - Чтобы представить картины которые возникают при чтении, в данном случае противостояния зимы и весны - Да Ответы учащихся | Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. Метапредметные: Р: оценка как выделение и осознание того, что освоено; П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему:Надежда Тэффи "Преступник" 3 класс (Перспективная начальная школа)
Н.Тэффи "Преступник"...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А. Барто "Квартет" 3 класс "Перспектива".
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А. Барто "Квартет"...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Саша Чёрный "Воробей" 3 класс "Перспектива"
"Саша Чёрный "Воробей"...
Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Ветхая избушка»; 3 класс; УМК "Школа России"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....
Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Сны», «Ворона»; 3 класс; УМК "Школа России"
Уважаемы коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....
Технологическая карта урока по литературному чтению С.Я. Маршак «Гроза днём»; 3 класс; УМК "Школа России"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....
Технологическая карта урока ИЗО "Птицы вестники весны. Декоративная композиция" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цель урока: дать представление учащимся о птицах, как о вестниках весны, формирование у учащихся умения конструировать из бумаги объекты природы и украшать их.Задачи урокаДидактические:1) формировать ...