Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Ветхая избушка»; 3 класс; УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.a.blok_vethaya_izbushka.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Тема урока: А.А.Блок «Ветхая избушка»
Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством А.А.Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста и составления партитуры стихотворения, выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению; развивать творческие умения в процессе составления синквейна.
Планируемые результаты:
- предметные:
- представлять картины, изображённые в стихотворении;
- читать выразительно, отражая настроение стихотворения;
- личностные:
- проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов XX века;
- осознавать ценность детства;
- передавать своё отношение к миру.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: портрет А.Блока; мультимедийная презентации; учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный Словесный: слово учителя | 2 мин. | Ребята! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Давайте начинать урок? Начнём мы наш урок, как только вы сядете ровно, спинки выпрямите, глазками друг другу улыбнётесь, ведь мы все друзья! | Приветствовать учителя Настраиваться на урок | Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Мотивация к учебной деятельности Практический: артикуляционные упражнения | 3-4 мин | Речевая разминка Прочитайте пословицу про себя: «Дом хорош, да хозяин не гож». Как вы понимаете? Прочитайте с ускорением. Прочитайте с вопросительной интонацией. Прочитайте с утвердительной. Прочитайте с весёлой. Прочитайте выразительно. | Читать правильно артикулируя. Объяснять смыл пословицы. | П: осмысленно читают текст Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
Постановка учебной задачи Наглядный: знакомство с портретом поэта Словес.: ответы на вопросы Словесный: слово об авторе поэте) | 15 мин. | Постановка темы и целей урока: Ребята, посмотрите на экран и предположите, чей это портрет? (Александра Блока). Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения, которое называется «Учитель», написанное А.А.Блоком. Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло, Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами. Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, - Скачут барашки, овечки. Верно устал от работы: Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит Светит косыми лучами. Много трудов и заботы. Как вы думаете, о чём это стихотворение? Как вы думаете, с какой целью, я вам показала портрет А.Блока? Кто может предположить какая тема нашего урока? Тема урока (А.Блок. «Ветхая избушка») Какие цели мы поставим? - познакомиться с биографией А.Блока; - познакомиться со стихотворением «ветхая избушка». Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Александра Александровича Блока. Обратите ваше внимание на портрет А.А.Блока. Что можно сказать об этом человеке глядя на портрет? (спокойный, задумчивый, дружелюбный). Докажите свою точку зрения. Какой взгляд у А.А.Блока? (умный, серьёзный) Как вы думаете, когда он жил, сейчас или раньше? (раньше) На основании чего вы пришли к такому выводу? Ребята, сейчас я вам немного расскажу о жизни этого замечательного человека, а вы в это время внимательно послушаете и рассмотрите фотографии на слайде, которые будут появляться по ходу моего рассказа. А.А.Блок (16 ноября 1880 – 7августа 1921). Бабушка, мать и две тётки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал в нём свои стихи, рассказы, очерки. Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор на протяжении 36 дет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли своё воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Это уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. В старших классах гимназии Блок увлёкся театром, даже мечтал стать актёром. Профессия актёра в те годы не была в большом почёте, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешёл на историко-филологический факультет. Оканчивал университет А.Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах стали выходить отдельными сборниками. Писал он пьесы, и статьи о литературе. Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения А.Блока переведены на многие языки мира. Памятник А.А.Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. ФИЗМИНУТКА | Рассматривать портрет А.А.Блока Слушать и анализировать прочитанное учителем стихотворение Предполагать тему урока. Определять цели и пути их достижения. Активно участвовать в учебном диалоге. Слушать и воспринимать информацию о поэте. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы П: строят речевое высказывание П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации |
Решение частных задач Словесный: слово учителя Практический: словарная работа Практический: чтение про себя Словесный: ответы на вопросы Практический: анализ стихотворения Практический: выборочное чтение Практический: анализировать выразительное чтение по плану. Практический: составление синквейн в парах Практический: защита своего творческого продукта перед аудиторией Практический: стихотворчество | 20 мин. | Изучение нового материала. Первичное знакомство с текстом. Я прочитаю стихотворение А.А.Блока «Ветхая избушка», а вы его внимательно послушаете. Сели ровненько, спинки выпрямили, из рук всё убрали и приготовились слушать. Понравилось ли вам стихотворение? Как вы понимаете это выражение «ветхая избушка»? Словарная работа. Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый. Повторное чтение учащимися. Прочитайте это стихотворение про себя и представьте картину, описанную автором в стихотворении. Какие картины возникли в вашем воображении после чтения? Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года идёт речь в стихотворении? О чём оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей). Повторное чтение и углублённый анализ. Подготовка к выразительному чтению. Прочитайте стихотворение ещё раз неторопливо. Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью. Детям очень весело играть зимой. Он говорит: Весел ребятишкам Быстрый санок бег.. Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом. Выборочное чтение. Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства. Читают выразительно несколько учащихся. Кто выразительно прочитает вслух? Проанализируйте чтение, N по плану. План анализа выразительного чтения.
Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Ваша задача в паре составить синквейн. Кто скажет, что же такое синквейн и как его составлять? (синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».Синквейн имеет следующую структуру: 1-я строка – одно имя существительное, задающее тему всего текста, 2-я строка- 2 имени прилагательных (признаки этого предмета), 3-я строка – 3глагола, 4-я строка- предложение из 4 слов, расширяющих тему и не повторяющих слова из предыдущих строк, 5-я строка – имя существительное (синоним, ассоциация со словом в 1-ой строке)). Ребята первого ряда, пишут синквейн на тему дети; ребята второго ряда на тему зима; а ребята третьего ряда на тему избушка. Давайте послушаем, что же у вас получилось? Прочитайте первое четверостишие нашего стихотворения. Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка – старушка Из окна глядит. Что в этом четверостишие соблюдается?(рифма) Ребята, сейчас и вы побудите поэтами. Ваша задача взять за основу первые две строчки, а вторые две сочинить самостоятельно, чтобы соблюдалась рифма. Поднимите руку те, кому тяжело было быть поэтом. Давайте зачитаем, что же у вас получилось? | Слушать учителя Слушать выразительное чтение учителя. Давать толкование неизвестным словам Читать про себя. Словесно изображать картину Анализировать языковой материал стиотворения Выборочно читать, углубляясь в смысл стихотворного произведения. Анализировать выразительное чтение по плану. Работать в парах Составлять синквейн Читать вслух свои синквейны. Дописать в рифму две строчки | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания. П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков П.: осознанное построение речевого высказывания; П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств П.: осознанное построение речевого высказывания; К: ориентируются на партнера во взаимодействии П: осмысленно читают худож Т К: контролируют действия партнера Р: планируют свое действие в соответ. с задачей П: осуществляют П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; Р: осуществляют итоговый контроль |
Итог урока. Рефлексия (эмоциональная) | 3 мин. | Ребята, с творчеством какого поэта мы с вами сегодня познакомились? Какими творческими приёмами мы сегодня занимались? Поднимите смайлик соответствующий вашему настроению, на окончание урока | Подводить итоги урока. Оценивать свои достижения | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями строят речевые высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению С. А. Есенин «Черемуха» ; 3 класс; УМК "Школа России"
Уважаемы коллеги, предлагаю ваашему вниманию конспек урока по литературному чтению....
Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа." 3 класс "Школа России"
Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа. для 2 класса. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по литературному чтению "М.М. Зощенко «Золотые слова»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактически...
Технологическая карта урока по литературному чтению Ю. Ермолаев «Два пирожных» 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока:...
Технологическая карта урока по литературному чтению. А.П. Платонов «Еще мама».. УМК "Школа России" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Еще мама».Задачи урокаДидактич...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...