Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Ветхая избушка»; 3 класс; УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кочетова Анастасия Александровна

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.a.blok_vethaya_izbushka.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3  

Тема урока: А.А.Блок  «Ветхая избушка»

Цели деятельности учителя:  познакомить с творчеством А.А.Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста и составления партитуры стихотворения, выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению; развивать творческие умения в процессе составления синквейна.

Планируемые результаты:

  • предметные:
  1. представлять картины, изображённые в стихотворении;
  2. читать выразительно, отражая настроение стихотворения;
  • личностные:
  1. проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов XX века;
  2. осознавать ценность детства;
  3. передавать своё отношение к миру.

Тип урока: открытие  новых знаний.

Оборудование: портрет А.Блока; мультимедийная презентации; учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

Словесный: слово учителя

2 мин.

Ребята! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте начинать урок?

Начнём мы наш урок, как только вы сядете ровно, спинки выпрямите, глазками друг другу улыбнётесь, ведь мы все друзья!

Приветствовать учителя

Настраиваться на урок

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Практический: артикуляционные упражнения

3-4 мин

Речевая разминка

Прочитайте пословицу про себя: «Дом хорош, да хозяин не гож».

Как вы понимаете?

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте с вопросительной интонацией.

Прочитайте с утвердительной.

Прочитайте с весёлой.

Прочитайте выразительно.

Читать правильно артикулируя.

Объяснять смыл пословицы.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Постановка учебной задачи

Наглядный: знакомство с портретом поэта

Словес.: ответы на вопросы

Словесный: слово об авторе поэте)

15 мин.

Постановка темы и целей урока:

Ребята, посмотрите на экран и предположите, чей это портрет? (Александра Блока). Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения, которое называется «Учитель», написанное А.А.Блоком.

Кончил учитель урок,

В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке.

Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок.

Старый учитель сидит, -

Скачут барашки, овечки.

Верно устал от работы:

Солнце за горку ушло,

Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами.

Много трудов и заботы.

Как вы думаете, о чём это стихотворение?

Как вы думаете, с какой целью, я вам показала портрет А.Блока? Кто может предположить какая тема нашего урока?

Тема урока (А.Блок. «Ветхая избушка»)

Какие цели мы поставим?

- познакомиться с биографией А.Блока;

- познакомиться со стихотворением «ветхая избушка».

Сегодня на уроке мы познакомимся  с жизнью и творчеством Александра Александровича Блока. Обратите ваше внимание на портрет А.А.Блока. Что можно сказать об этом человеке глядя на портрет? (спокойный, задумчивый, дружелюбный). Докажите свою точку зрения.

Какой взгляд у А.А.Блока? (умный, серьёзный)

Как вы думаете, когда он жил, сейчас или раньше? (раньше)

На основании чего вы пришли к такому выводу?

Ребята, сейчас я вам немного расскажу о жизни этого замечательного человека, а вы в это время внимательно послушаете и рассмотрите фотографии на слайде, которые будут появляться по ходу моего рассказа.

А.А.Блок (16 ноября 1880 – 7августа 1921). Бабушка, мать и две тётки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал в нём свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор на протяжении 36 дет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли своё воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Это уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений.

В старших классах гимназии Блок увлёкся театром, даже мечтал стать актёром. Профессия актёра в те годы не была в большом почёте, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешёл на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет А.Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах стали выходить отдельными сборниками. Писал он пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения А.Блока переведены на многие языки мира.

Памятник А.А.Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка.

ФИЗМИНУТКА

Рассматривать портрет А.А.Блока

Слушать и анализировать прочитанное учителем стихотворение

Предполагать тему урока.

Определять цели и пути их достижения.

Активно участвовать в учебном диалоге.

Слушать и  воспринимать информацию о поэте.

Р: принимают  и сохраняют учебную задачу

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы

П: строят речевое высказывание

П: извлекают

необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации

Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Практический: словарная работа

Практический: чтение про себя

Словесный: ответы на вопросы

Практический: анализ стихотворения

Практический: выборочное чтение

Практический: анализировать выразительное чтение по плану.

Практический: составление синквейн в парах

Практический: защита своего творческого продукта перед аудиторией

Практический: стихотворчество

20 мин.

Изучение нового материала.

Первичное знакомство с текстом.

Я прочитаю стихотворение А.А.Блока «Ветхая избушка», а вы его внимательно послушаете. Сели ровненько, спинки выпрямили, из рук всё убрали и приготовились слушать.

Понравилось ли вам стихотворение?

Как вы понимаете это выражение «ветхая избушка»?

Словарная работа.

Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый.

Повторное чтение учащимися.

Прочитайте это стихотворение про себя и представьте картину, описанную автором в стихотворении.

Какие картины возникли в вашем воображении после чтения?

Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года идёт речь в стихотворении? О чём оно?

(По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).

Повторное чтение и углублённый анализ.

Подготовка  к выразительному чтению.

Прочитайте стихотворение ещё раз неторопливо. Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью. Детям очень весело играть зимой. Он говорит: Весел ребятишкам

Быстрый санок бег..

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом.

Выборочное чтение.

Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства.

Читают выразительно несколько учащихся.

Кто выразительно прочитает вслух?

Проанализируйте чтение, N по плану.

План анализа выразительного чтения.

  1. Верно ли передано настроение?
  2. Правильно ли расставлены логические ударения?
  3. Выдержан ли темп?
  4. Правильно ли использована сила  голоса?

Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Ваша задача в паре составить синквейн. Кто скажет, что же такое синквейн и как его составлять?

(синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».Синквейн имеет следующую структуру: 1-я строка – одно имя существительное, задающее тему всего текста, 2-я строка- 2 имени прилагательных (признаки этого предмета), 3-я строка – 3глагола, 4-я строка- предложение из 4 слов, расширяющих тему и не повторяющих слова из предыдущих строк, 5-я строка – имя существительное (синоним, ассоциация со словом в 1-ой строке)).

Ребята первого ряда, пишут синквейн на тему дети; ребята второго ряда на тему зима; а ребята третьего ряда на тему избушка.

Давайте послушаем, что же у вас получилось?

Прочитайте первое четверостишие нашего стихотворения.

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка – старушка

Из окна глядит.

Что в этом четверостишие соблюдается?(рифма)

Ребята, сейчас  и вы побудите поэтами. Ваша задача взять за основу первые две строчки, а вторые две сочинить самостоятельно, чтобы соблюдалась рифма.

Поднимите руку те, кому тяжело было быть поэтом. Давайте зачитаем, что же у вас получилось?

Слушать учителя

Слушать выразительное чтение учителя.

Давать толкование неизвестным словам

Читать про себя.

Словесно изображать картину

Анализировать языковой материал стиотворения

Выборочно читать, углубляясь  в смысл стихотворного произведения.

Анализировать выразительное чтение по плану.

Работать в парах

Составлять синквейн

Читать вслух свои синквейны.

Дописать в рифму две строчки

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков

П.: осознанное построение речевого высказывания;

П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств

П.: осознанное построение речевого высказывания;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осуществляют

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Р: осуществляют итоговый контроль

Итог урока. Рефлексия (эмоциональная)

3 мин.

Ребята, с творчеством какого поэта мы с вами сегодня познакомились?

Какими творческими приёмами мы сегодня занимались?

Поднимите смайлик соответствующий вашему настроению, на окончание урока

Подводить итоги урока.

Оценивать свои достижения

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы;

обмениваются мнениями строят речевые высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению С. А. Есенин «Черемуха» ; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемы коллеги, предлагаю ваашему вниманию конспек урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа." 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению "Н. Носов "Живая шляпа. для 2 класса. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по литературному чтению "М.М. Зощенко «Золотые слова»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактически...

Технологическая карта урока по литературному чтению Ю. Ермолаев «Два пирожных» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока:...

Технологическая карта урока по литературному чтению. А.П. Платонов «Еще мама».. УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока:  «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Еще мама».Задачи урокаДидактич...