Технологическая карта урока литературного чтения «А.Барто «Веревочка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мещерякова Рахель Евгеньевна

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ стихотворного текста, подготовка к выразительному чтению;

Задачи урока:

Дидактические:

  1. знать жанровые особенности стихотворения
  2. уметь прогнозировать содержание произведения
  3. объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря
  4. воспринимать на слух художественный текст

Развивающие:

  1. находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций
  2. развивать навыки самостоятельной работы
  3. рассуждать, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника

Воспитательные:               

  1. воспитывать интерес к учебному предмету
  2. формировать культуру общения
  3. развивать внимание, память, речь, навыки выразительного чтения

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «А.Барто «Веревочка»43.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ        

Дата: 15.02.2022                                                                                                                           Студент: Мещерякова Рахель

Школа: МАОУ №148                                                                                                          Группа: 36

Класс: 2 «кад»                                                                                                                               Учитель: Гришкевич В.В.

Урок: 3                                                                                                                                           Методист: Кошкарова Л.С

Время: 9:50-10:30          

Кабинет: 106

Тема урока: «А.Барто «Веревочка»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ стихотворного текста, подготовка к выразительному чтению;

Задачи урока:

Дидактические:

  1. знать жанровые особенности стихотворения
  2. уметь прогнозировать содержание произведения
  3. объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря
  4. воспринимать на слух художественный текст

Развивающие:

  1. находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций
  2. развивать навыки самостоятельной работы
  3. рассуждать, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника

Воспитательные:        

  1. воспитывать интерес к учебному предмету
  2. формировать культуру общения
  3. развивать внимание, память, речь, навыки выразительного чтения

Оборудование: учебная презентация, выставка книг А.Барто, учебник

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность  обучающегося

Формы ор ганизации учебной деятельности

Дидактическое оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод:

Рассказ учителя.

-Здравствуйте, товарищи кадеты! Меня зовут Рахель Евгеньевна и сегодня я проведу у  вас урок.

- Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки соседу по парте!

-Садитесь.

Показывают готовность к уроку.

Выполняют то, что им сказал учитель.

.Фронтальная форма

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: знать формы приветствия; уметь приветствовать учителя и одноклассников;
  • Метапредметные: -освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
  • Личностные: -уметь выделять основные признаки нравственных ценностей,приводить пример их проявления;

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод:Беседа, Рассказ учителя и учащихся

Практический метод

-Давайте, проверим ваше домашнее задание. Посмотрим на экран, и прочитаем критерии оценивания домашнего задания:

1)соответствие теме; 2) 5-10 предложений; 3) логичность

-Кто хочет рассказать про своего домашнего питомца?

-Молодцы!

-На слайде написаны опорные слова

стихотворений,  давайте попробуем вспомнить

их: Лошадку,  гриву, в гости  

Бросила, под дождем, промок

Уронили, оторвали, не брошу

-3 ученика рассказывают про своего питомца, остальные оценивают по критериям.

- Я люблю свою лошадку

-Зайку бросила хозяйка

-Уронили мишку на пол

Фронтальная форма

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: осознание ценности человеческой жизни

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

Личностные: сформированность мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к саморазвитию;

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление мес

та и причины затруднения, поста новка цели урока

Словесный метод:
Беседа

- Ребята, а вы знаете кто написал эти стихотворения?

-Правильно. Мы познакомимся с произведением Агнии Барто, а чтобы узнать о чем будет произведение, нам нужно отгадать загадку:

Воздух режет ловко-ловко,
Палка справа, слева палка,
Ну а между них веревка.
Это длинная... (скакалка)

-А как по другому можно назвать скакалку?

- Итак, основной предмет, о котором будет идти речь на уроке - верёвочка, и автор тоже известен.

Кто уже догадался какая тема сегодняшнего урока?

- А кто сможет составить цель нашего урока?

-эти стихотворения написала Агния Барто.

- скакалка

- веревочка

- «Верёвочка» А. Л. Барто.

-познакомиться с произведением А.Барто «Веревочка», научиться выразительно его читать

Фронтальная

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: уметь формулировать тему

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности

 «Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

 Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод:
Беседа

Словесный метод:

Беседа;

Рассказ учителя;

Работа с  учебником.

-Что вы знаете об Агнии Барто?

-На странице 38 прочитайте статью С.Михалкова об А. Барто.

-Каким языком владеет А. Барто?

-что происходит с читателем, который узнает себя в стихах А.Барто?

Агния Львовна Барто- русская писательница. Первая книжка молодой поэтессы вышла на свет в 1925г.  В стихотворениях А.Барто  часто изображала детские портреты. Она безгранично верила в «человечность» детей. А.Барто с нами уже нет. Но ее стихи читают, любят, а в героях узнают себя или своих друзей. Все дети и взрослые хорошо знают ее стихи. Как только она начинала читать свои стихи, зал подхватывал и дальше зал читал хором.

-Давайте, посмотрим исполнение Агнии Барто своего стихотворения.

https://ok.ru/video/42501737061

https://vk.com/video-39656869_456239342

-отвечают на вопрос 

-дети читают

-отвечают на вопросы

Фронтальная

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: знать сведения об Агнии Барто;

Метапредметные: Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический метод:

-Перед вами вопросы, и чтобы мы смогли на них ответить, мы послушаем аудиозапись, и будем внимательно следить за текстом, затем ответим на вопросы. https://youtu.be/tNEgvRPYt58 

-Какую веселую примету весны подметил автор?

-Почему А.Барто озаглавила стихотворение «Веревочка», а не «Весна», «Весенние деньки» или «девочка»?

- слушают аудиозапись

- отвечают на вопросы

Фронтальная

Презентация, аудиофрагмент

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: учащиеся получат возможность усовершенствовать умение работать с текстом, раздаточным материалом , для решения поставленных на уроке задач;

Метапредметные: формировать умения взаимодействия со сверстниками и учителем.

Личностные: воспитание нравственности.

Физминутка

(1-3 мин)

- А сейчас встаньте из-за своих парт немного отдохнем.

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два:

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.

 https://www.youtube.com/watch?v=P5DDCesQpLg&ab_channel=%D0%92%D1%81%D1%8F%D0%BA%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE

Разминаются, выполняют упражнения

Фронтальная

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод:

Самостоятельная работа

-А давайте попробуем и мы сочинить стихотворение про веревочку. У вас на партах лежат листочки. Вам необходимо составить синквейн. Кто знает что это такое?

Синквейн — представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.

Правила построения синквейна

- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена обязательно существительным.

- Вторая строка -  два прилагательных, раскрывающих основную тему.  

- В третьей строчке- три глагола, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна.

- Четвертая строка — фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. Может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

- Пятая строчка — одно слово, которое представляет собой синоним к существительному.

-Вам необходимо составить синквейн к названию нашего стихотворения.

-Посмотрите какой синквейн сочинила я.

Веревочка

Веселая, подвижная

Скакать, прыгать, веселиться

Хорошая подвижная детская игра

Скакалочка.

-Заканчиваем.

-Кто хочет прочитать свой синквейн?  

-Молодцы. Сдаем работы.

-3 ученика читают свой синквейн.

Индивидуальная форма

Презентация, раздаточный материал

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: - Учащиеся получат возможность усовершенствовать умение работать самостоятельно

Метапредметные: формулировать понятные высказывания,отвечая на вопросы;

Личностные: формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод:

Организация работы в группах

- Давайте ещё раз прочитаем стихотворение. Прочитайте первые 4  строчки в полголоса.

«Весна, весна на улице, Весенние деньки! Как птицы заливаются Трамвайные звонки…»

-С каким настроением прочитаем эти строчки?

 «Шумная, весёлая, Весенняя Москва, Ещё не запылённая, Зелёная листва».

- С каким настроением читаются эти строки?-Что описывается в этом отрывке?

«Галдят грачи на дереве, Гремят грузовики. Весна, весна на улице, Весенние деньки!»

 «Тут прохожим не пройти:Тут верёвка на пути. Хором девочки считают  Десять раз до десяти.»

-Как прочитаем эти строчки?

-Какая преграда встала перед прохожими?

 «Это с нашего двора Чемпионы, мастера Носят прыгалки в кармане, Скачут с самого утра.»

-С каким выражением мы прочитаем эти строчки? 

-Ребята, скажите, какие самые главные, гордые слова в этом отрывке?

«Во дворе и на бульваре, В переулке и в саду,И на каждом тротуаре У прохожих на виду, И с разбега, и на месте, И двумя ногами вместе.

«Вышла Лидочка вперёд, Лида прыгалку берёт… Лида, Лида. Вот так Лида! –Раздаются голоса. – Посмотрите, эта Лида Скачет целых полчаса!»

-Как будем читать эти строчки? 

-Как же зовут главную героиню стихотворения?- Какие знаки препинания стоят в этом отрывке? -Что они выражают?

«- Я и прямо, Я и боком, С поворотом, И с прискоком, И с разбега И на месте, И двумя ногами вместе… »  Доскакала до угла. -« Я б не так ещё смогла»!

 «Весна, весна на улице, Весенние деньки! С книжками, с тетрадками Идут ученики.»

Мы уже встречали похожие строки? Где?

- Как вы думаете, зачем нужен повтор?

-А почему появляются строчки про учеников?  

- В какое время года происходит событие?- В каком городе происходит действие?

-Кто хочет прочитать стихотворение полностью?

 

-с радостным, веселым настроением.

- с веселым -весенняя Москва

-радостно. бодро

-веревочка

- бодро, радостно

- чемпионы, мастера

-гордо, восхищенно

-Лида,

 -восклицательный знак-восторг, удивление и восхищение.

-да, в начале стихотворения

-подчеркнуть радость прихода весны

-напоминание не только о веселье и играх, но и об учебе

-весна

 -Москва

Групповая форма

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Метапредметные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Личностные: поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно -познавательных и социальных мотивов;

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный метод:

Самооценка

 -Стихотворения какого поэта мы читали сегодня на уроке?  -Как называлось произведение?

- Какая была цель нашего урока?

-Смогли ли мы ее достичь?

Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение стихотворения.

3.Проводит работу по самооценке.

Ребята, вы сегодня хорошо очень работали на уроке. Время оценить себя самому: 1.Своей работой на уроке я.  2. Урок для меня показался. 3.За урок я.

4. Мое настроение. 5. Материал урока мне был

Объявление оценок.

- Всем спасибо за работу на уроке. Я была рада с вами поработать. Урок окончен.

- Агнии Барто

-«Веревочка»

- познакомиться с произведением А.Барто «Веревочка», научиться выразительно его читать

Дают оценку своей работе на уроке.

Фронтальная, индивидуальная

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

ИМЯ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

РАССКАЗ

ИТОГ

Давайте, проверим ваше домашнее задание. Посмотрим на экран, и прочитаем критерии оценивания домашнего задания:

-Кто хочет рассказать про своего домашнего питомца?

-На слайде написаны опорные слова стихотворений,  давайте попробуем вспомнить  их:

------А давайте попробуем и мы сочинить стихотворение про веревочку. У вас на партах лежат листочки. Вам необходимо составить синквейн. Кто знает что это такое?

Синквейн

Правила построения синквейна

-Вам необходимо составить синквейн к названию нашего стихотворения.

-Посмотрите какой синквейн сочинила я.

-Заканчиваем.   -Кто хочет прочитать свой синквейн?  

-Молодцы. Сдаем работы.

-Что вы знаете об Агнии Барто?

-На странице 38 прочитайте статью С.Михалкова об А. Барто.

-Каким языком владеет А. Барто?

-что происходит с читателем, который узнает себя в стихах А.Барто?

Агния Львовна Барто- русская писательница. Первая книжка молодой поэтессы вышла на свет в 1925г.  В стихотворениях А.Барто  часто изображала детские портреты. Она безгранично верила в «человечность» детей. А.Барто с нами уже нет. Но ее стихи читают, любят, а в героях узнают себя или своих друзей. Все дети и взрослые хорошо знают ее стихи. Как только она начинала читать свои стихи, зал подхватывал и дальше зал читал хором.

-Давайте, посмотрим исполнение Агнии Барто своего стихотворения.

-Перед вами вопросы, и чтобы мы смогли на них ответить, мы послушаем аудиозапись, и будем внимательно следить за текстом, затем ответим на вопросы. https://youtu.be/tNEgvRPYt58 

-Какую веселую примету весны подметил автор?

-Почему А.Барто озаглавила стихотворение «Веревочка», а не «Весна», «Весенние деньки» или «девочка»?

----- Ребята, а вы знаете кто написал эти стихотворения?

-Правильно. Мы познакомимся с произведением Агнии Барто, а чтобы узнать о чем будет произведение, нам нужно отгадать загадку:

-А как по другому можно назвать скакалку?

- Итак, основной предмет, о котором будет идти речь на уроке - верёвочка, и автор тоже известен.

Кто уже догадался какая тема сегодняшнего урока?

- А кто сможет составить цель нашего урока?

- Ребята, а вы знаете кто написал эти стихотворения?

-Правильно. Мы познакомимся с произведением Агнии Барто, а чтобы узнать о чем будет произведение, нам нужно отгадать загадку:

-А как по другому можно назвать скакалку?

- Итак, основной предмет, о котором будет идти речь на уроке - верёвочка, и автор тоже известен.

Кто уже догадался какая тема сегодняшнего урока?

- А кто сможет составить цель нашего урока?

А сейчас встаньте из-за своих парт немного отдохнем.

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два:

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.

. -Стихотворения какого поэта мы читали сегодня на уроке?  -Как называлось произведение?

- Какая была цель нашего урока?

-Смогли ли мы ее достичь?

Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение стихотворения.

3.Проводит работу по самооценке.

Ребята, вы сегодня хорошо очень работали на уроке. Время оценить себя самому:

Объявление оценок.

- Всем спасибо за работу на уроке. Я была рада с вами поработать. Урок окончен.

- Давайте ещё раз прочитаем стихотворение. Прочитайте первые 4  строчки в полголоса.

«Весна, весна на улице, Весенние деньки! Как птицы заливаются Трамвайные звонки…»

-С каким настроением прочитаем эти строчки?

«Шумная, весёлая, Весенняя Москва, Ещё не запылённая, Зелёная листва».

- С каким настроением читаются эти строки?-Что описывается в этом отрывке?

«Галдят грачи на дереве, Гремят грузовики. Весна, весна на улице, Весенние деньки!»

«Тут прохожим не пройти:Тут верёвка на пути. Хором девочки считают  Десять раз до десяти.»

-Как прочитаем эти строчки?

-Какая преграда встала перед прохожими?

«Это с нашего двора Чемпионы, мастера Носят прыгалки в кармане, Скачут с самого утра.»

-С каким выражением мы
прочитаем эти строчки?

-Ребята, скажите, какие самые главные, гордые слова в этом отрывке?

«Во дворе и на бульваре, В переулке и в саду,И на каждом тротуаре У прохожих на виду, И с разбега, и на месте, И двумя ногами вместе.

«Вышла Лидочка вперёд, Лида прыгалку берёт… Лида, Лида. Вот так Лида! –Раздаются голоса. – Посмотрите, эта Лида Скачет целых полчаса!»

-Как будем читать эти строчки?

-¢повтор?  -А почему появляются строчки про учеников?

- В какое время года происходит событие?- В каком городе происходит действие?

-Кто хочет прочитать стихотворение полностью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературное чтение А. Барто " Веревочка".

Урок литературное чтение по программе Школа России....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. Барто «Дело было в январе...». С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

Технологическая карта урока литературного чтения разработана по учебнику «Литературное чтение» 2  класс Авторы: Л. Ф.  Климанова и др....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака" Русские народные сказки о зиме "Два Мороза".

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Маршака, С Михалкова". Русские народные сказки о зиме .«Два мороза» во 2 «Б» классе . Учитель...

Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».

Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...

Технологическая карта урока литературного чтения «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто»

Учащиеся знакомятся с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивают навыки выразительного и осознанного чтения.Прививают любовь и бережное отношение к природе, формируют интерес к предмету на ...

Технологическая карта урока литературного чтения "А. Барто Мы не заметили жука" (УМК Школа России, 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетенции: составление характеристики героя стихотворения А. Л. Барто «Мы не заметили жука», выразительное чтение.  Планируемые ...