Конспект урока Л. Н. ТОЛСТОЙ «КОТЕНОК»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

ТЕМА: Л. Н. Толстой «Котенок» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Л. Н. ТОЛСТОЙ «КОТЕНОК» (с. 117–119)

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Котенок», способствовать развитию умения выражать свои мысли и чувства.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые
образователь

ные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое; получат возможность научиться: пересказывать текст подробно, выборочно; составлять устно текст-описание героя.

Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое), осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. 

 Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Компьютер,  презентация, карточки, мультимедийный проектор, аудиозапись.

Организационная структура  урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределе

ние) к учебной деятельности

Эмоциональ

ная, психологичес

кая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок начинается урок.

Ум и сердце  в  работу  вложи,

Каждой секундой  в  труде  дорожи!

- Ребята, посмотрите  друг на друга, улыбнитесь, поделитесь  с  хорошим  настроением  с  другим. Вот с  таким  настроением  мы  начинаем урок  литературного  чтения. (СЛАЙД 1)

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронталь

ная, индивидуальная

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюде

ния учителя

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

 - С творчеством какого писателя мы с вами знакомимся?  ( с творчеством  Л.Н. Толстого)

 Вспомним  факты  из  биографии  Л. Н. Толстого. (СЛАЙД 2)

  1. Л.Н. Толстой  родился в 1828 году  в  имении….Ясная  Поляна.
  2. Л.Н. Толстой  открыл  для  детей…..школы.
  3. Писатель написал для  детей  учебник…»Азбука».
  4. Л.Н. Толстой  учил…детей.
  5. Он  сочинял….для  детей: рассказы, сказки, басни, были.

- А  что такое  рассказ?

- Что  такое  сказки?

- Что такое  басни?

- Что  такое  были?

( дети  отвечают на  поставленные  вопросы)

- Ну  а  сейчас речевая  разминка.

- Читаем  чистоговорку.

ол - ил - ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял

Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул

Потянулся и уснул.

(СЛАЙД 3)

- А сейчас отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня.

Она первой входит в дом,

И живёт подолгу в нём.

То мяучит, то играет,

То исчезает далеко.

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьет сырое молоко.

(СЛАЙД 4)

– О ком говорится в скороговорке  и  загадке?

-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

Рассказ о кошках

Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.

На свете около 60 разных пород кошек.

Беседа  и

ответы  детей.

Работают над чистоговоркой

Работа  с  загадкой.

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Личностные: выказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции; осознают свои возможности в учении

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи

  • С творчеством какого писателя мы с вами знакомимся?

Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее.

  • Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, его новым произведением.
  • Мы  познакомимся  с  рассказом  Л. Н. Толстого “Котёнок”  (СЛАЙД   5)

- И цели нашего сегоднешнего урока  таковы.

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

(СЛАЙД 6)

-Сейчас мы узнаем  какая история произошла с котенком в рассказе Толстого?

Аудиозапись

Формулирует тему урока. Цели и задачи учебной деятельности.

Внимательно слушают.

Рассказывают о писателе.

Фронтальная, индивидуальная

IV. Работа по теме урока

1. Чтение произведения по аудиозапись.

2. Словарная работа

- Ребята какая наша главная задача, когда мы  читаем  или слушаем произведение?

(Понять характер героев, вычитать и понять то что хотел сказать автор)

-Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?

- Где нашел Вася кошку?

-Что он увидел?

- Сколько их было?

- Как же котенок остался один?

 -Куда пошли ребята?

   -Почему ребята взяли котёнка с собой?

- Какая опасность угрожала котенку?

- Кто спас котенка?

Как повела себя Катя?  

Вы волновались  когда слушали  рассказ?  И за кого?

– Что можно сказать о Васе? Какой он?

– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?

– Почему ребята взяли котёнка с собой?

– Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?

– Почему ваше настроение менялось?

– Чему учит эта быль?

Подле– около.

Что было духу – очень быстро.

Пустился что было духу - очень быстро

Прочь – в другую сторону

Щавель – травянистое растение

– Значение слова «амбар» посмотрите в толковых словарях. (СЛАЙД 7)

Слушают аудиозапись.

Отвечают на вопросы.

Работа  со  словарными  словами.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

Физкультминутка

- Встаньте.

-Покажите, как кошка потягивается после сна.

-Представьте, что вы – кошки. Помяукайте.

-Умойтесь. Кошка – очень чистоплотное животное.

- А вот кошка в опасности. Как она себя поведет?

- Пофыркайте.

- Садитесь. Вернемся к тексту “Котёнок”.

Выполняют движения согласно инструкции

Фронтальная

Выполне

ние движений

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа над  выразительнос

тью  речи.

2. Работа  с иллюстрацией.

3.Составление  описания  Васи.

4. Работа  в  парах.

- Найдите  отрывок, как  дети  обнаружили  котят? Как  будем  читать  этот  отрывок? (радостно)

- Найдите  описание  котёнка. А  как  этот  отрывок  будем  читать? ( с любовью, ласково)

– С какой целью мы выполняли это задание?

 - Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

 - Найдите это место в тексте и прочитайте.  (СЛАЙД  8)

 - Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность).

Что ты можешь сказать о Васе?Какой он?

На карточках – слова: тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый, решительный.

– Выберите слова, которые характеризуют
Васю

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой.

Работа  с  текстом.

Читают  отрывки из  текста.    

 

Устно  описывают  черты  характера  героя  произведения.

Выполняют задания.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез; структурирование знаний; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: умеют формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; использовать критерии для обоснования своего суждения.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Устные ответы

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Послушаем стихотворение.

(читает ребёнок)

 Беседа по стихотворению

Работа с фразами.

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

Грустное стихотворение, правда?

-Чтобы этого не случилось, никогда нельзя забывайте своего маленького друга и нужно  заботиться о нём.

- Как вы думаете,  что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

-Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут.

Скажите отражает ли фраза французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери главную мысль этого рассказа?

« Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил..»

А  какая из этих фраз тоже подходит к теме

 НЕТ ДРУГА -  ИЩИ, А НАШЁЛ  - БЕРЕГИ.

ВСЁ ХОРОШО, ЧТО ХОРОШО КОНЧАЕТСЯ.  (СЛАЙД  9)

Я прочитала  …….

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Этот рассказ учит меня…

Мне не понравилось…..  (СЛАЙД 10)

Отвечают на вопросы

 

Беседа.  

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выпол-нению до-машнего

Выразительное чтение рассказа, подготовить пересказ, составить  план  и  составить  рассказ  о  домашнем  любимце. с.117-119  (СЛАЙД 11)

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поучительный характер рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Формирование интереса к чтению поучительных рассказов, осмысливать и анализировать текст. Работа с выставкой книг. Работа в парах:  Соедините фразу из произведения Л.Н.Толстого с его названием.Пр...

Изучение произведения Л.Н. Толстого "Котенок" на уроке "Чтение" во 2 классе

Материал содержит: презентацию, дидактический материал, разработку урока....

Л.Н.Толстой "Котенок"

В помощь учителю начальных классов по программе УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения: Л. Н. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

Тема :  Л. Н. Толстой « Котенок», « Правда всего дороже» Слайд 1Цели:  ознакомить с   представителем классической  советской детской литературы – Л. Н.    Толст...

Задание для суперчитателя. Лев Николаевич Толстой "Котенок".

Задание для суперчитателя. Л.толстой "Котенок"...

Презентация к уроку по литературному чтению Л.Н.Толстой "Котенок" во 2 классе, УМК "Школа России"

Цель: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого "Котенок". Планируемый результат: учащиеся узнают о творчестве Л.Н.Толстого, закрепят навыки составления плана по тексту....

Литературное чтение во 2 классе УМК «Школа России» Тема: Л.Н.Толстой «Котенок»

Тема: Л.Н.Толстой «Котенок» Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логиче­ское мьшление, творческие способ...