Конспект урока Л. Н. ТОЛСТОЙ «КОТЕНОК»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Л. Н. ТОЛСТОЙ «КОТЕНОК» (с. 117–119)
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Котенок», способствовать развитию умения выражать свои мысли и чувства. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые ные | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое; получат возможность научиться: пересказывать текст подробно, выборочно; составлять устно текст-описание героя. Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое), осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. |
Методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | Компьютер, презентация, карточки, мультимедийный проектор, аудиозапись. |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределе ние) к учебной деятельности | Эмоциональ ная, психологичес кая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность. Долгожданный дан звонок начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи! - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другим. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения. (СЛАЙД 1) | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронталь ная, индивидуальная | Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюде ния учителя |
II. Актуализация знаний. | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | - С творчеством какого писателя мы с вами знакомимся? ( с творчеством Л.Н. Толстого) Вспомним факты из биографии Л. Н. Толстого. (СЛАЙД 2)
- А что такое рассказ? - Что такое сказки? - Что такое басни? - Что такое были? ( дети отвечают на поставленные вопросы) - Ну а сейчас речевая разминка. - Читаем чистоговорку. ол - ил - ул – ал Белый кот клубок катал. ил –ул –ал –ол Он загнал его под стол, ал – ол – ил – ул А затем загнал под стул. ел – ил – ёл – ял Долго кот клубок катал, ил – ел – юл — ул Потянулся и уснул. (СЛАЙД 3) - А сейчас отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня. Она первой входит в дом, И живёт подолгу в нём. То мяучит, то играет, То исчезает далеко. А когда придёт обратно, То из блюдца аккуратно Пьет сырое молоко. (СЛАЙД 4) – О ком говорится в скороговорке и загадке? -Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки? Чем любит заниматься кошка? Рассказ о кошках Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь. На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия. На свете около 60 разных пород кошек. | Беседа и ответы детей. Работают над чистоговоркой Работа с загадкой. | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Личностные: выказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции; осознают свои возможности в учении | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи |
Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее.
- И цели нашего сегоднешнего урока таковы. Узнаем:… Научимся:… Будем учиться:… (СЛАЙД 6) -Сейчас мы узнаем какая история произошла с котенком в рассказе Толстого? Аудиозапись Формулирует тему урока. Цели и задачи учебной деятельности. | Внимательно слушают. Рассказывают о писателе. | Фронтальная, индивидуальная | |||
IV. Работа по теме урока | 1. Чтение произведения по аудиозапись. 2. Словарная работа | - Ребята какая наша главная задача, когда мы читаем или слушаем произведение? (Понять характер героев, вычитать и понять то что хотел сказать автор) -Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати? - Где нашел Вася кошку? -Что он увидел? - Сколько их было? - Как же котенок остался один? -Куда пошли ребята? -Почему ребята взяли котёнка с собой? - Какая опасность угрожала котенку? - Кто спас котенка? Как повела себя Катя? Вы волновались когда слушали рассказ? И за кого? – Что можно сказать о Васе? Какой он? – Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? – Почему ребята взяли котёнка с собой? – Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа? – Почему ваше настроение менялось? – Чему учит эта быль? Подле– около. Что было духу – очень быстро. Пустился что было духу - очень быстро Прочь – в другую сторону Щавель – травянистое растение – Значение слова «амбар» посмотрите в толковых словарях. (СЛАЙД 7) | Слушают аудиозапись. Отвечают на вопросы. Работа со словарными словами. | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы | |
Физкультминутка | - Встаньте. -Покажите, как кошка потягивается после сна. -Представьте, что вы – кошки. Помяукайте. -Умойтесь. Кошка – очень чистоплотное животное. - А вот кошка в опасности. Как она себя поведет? - Пофыркайте. - Садитесь. Вернемся к тексту “Котёнок”. | Выполняют движения согласно инструкции | Фронтальная | Выполне ние движений | ||
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Работа над выразительнос тью речи. 2. Работа с иллюстрацией. 3.Составление описания Васи. 4. Работа в парах. | - Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать этот отрывок? (радостно) - Найдите описание котёнка. А как этот отрывок будем читать? ( с любовью, ласково) – С какой целью мы выполняли это задание? - Какой момент рассказа изображен на иллюстрации? - Найдите это место в тексте и прочитайте. (СЛАЙД 8) - Какие черты характера проявились в поступке мальчика? (Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность). Что ты можешь сказать о Васе?Какой он? На карточках – слова: тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый, решительный. – Выберите слова, которые характеризуют Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой. | Работа с текстом. Читают отрывки из текста.
Устно описывают черты характера героя произведения. Выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез; структурирование знаний; установление причинно-следственных связей. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: умеют формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; использовать критерии для обоснования своего суждения. Личностные: оценивают усваиваемое содержание | Устные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Послушаем стихотворение. (читает ребёнок) Беседа по стихотворению Работа с фразами. | Всё мяукал котёнок во дворе под кустом, Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом. Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист, Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”. Замяукал от счастья, он помчался на зов, Только дверь оказалась заперта на засов. Грустное стихотворение, правда? -Чтобы этого не случилось, никогда нельзя забывайте своего маленького друга и нужно заботиться о нём. - Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом? -Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут. Скажите отражает ли фраза французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери главную мысль этого рассказа? « Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил..» А какая из этих фраз тоже подходит к теме НЕТ ДРУГА - ИЩИ, А НАШЁЛ - БЕРЕГИ. ВСЁ ХОРОШО, ЧТО ХОРОШО КОНЧАЕТСЯ. (СЛАЙД 9) Я прочитала ……. На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… Этот рассказ учит меня… Мне не понравилось….. (СЛАЙД 10) | Отвечают на вопросы
Беседа. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выпол-нению до-машнего | Выразительное чтение рассказа, подготовить пересказ, составить план и составить рассказ о домашнем любимце. с.117-119 (СЛАЙД 11) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поучительный характер рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»
Формирование интереса к чтению поучительных рассказов, осмысливать и анализировать текст. Работа с выставкой книг. Работа в парах: Соедините фразу из произведения Л.Н.Толстого с его названием.Пр...
Изучение произведения Л.Н. Толстого "Котенок" на уроке "Чтение" во 2 классе
Материал содержит: презентацию, дидактический материал, разработку урока....
Л.Н.Толстой "Котенок"
В помощь учителю начальных классов по программе УМК "Школа России"....
Урок литературного чтения: Л. Н. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»
Тема : Л. Н. Толстой « Котенок», « Правда всего дороже» Слайд 1Цели: ознакомить с представителем классической советской детской литературы – Л. Н. Толст...
Задание для суперчитателя. Лев Николаевич Толстой "Котенок".
Задание для суперчитателя. Л.толстой "Котенок"...
Презентация к уроку по литературному чтению Л.Н.Толстой "Котенок" во 2 классе, УМК "Школа России"
Цель: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого "Котенок". Планируемый результат: учащиеся узнают о творчестве Л.Н.Толстого, закрепят навыки составления плана по тексту....
Литературное чтение во 2 классе УМК «Школа России» Тема: Л.Н.Толстой «Котенок»
Тема: Л.Н.Толстой «Котенок» Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способ...