Литературное чтение во 2 классе УМК «Школа России» Тема: Л.Н.Толстой «Котенок»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Воронина Наталья Викторовна

Тема: Л.Н.Толстой «Котенок»

 

Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логиче­ское мьшление, творческие способности; совершенствовать техни­ку чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным.

 

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь восприни­мать на слух художественные произведения;

соотносить смысл по­словицы и прозаического произведения;

составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;

характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

 

Оборудование:

Презентация, портрет Л.Н. Толстого, диафильм «Л. Толстой. Котёнок»,  карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.11 КБ
Файл kotyata_risunki.docx601.35 КБ
Файл poloski_nazvaniya_rasskazov.docx13.83 КБ
Файл l.tolstoy_rasskazy.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ольшанская СОШ № 7

План открытого урока

по литературному чтению во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: Л.Н.Толстой «Котенок»

Тема опорной школы:

 «Интегрированные уроки как средство повышения эффективности обучения в начальной школе»

 

Учитель: Воронина Н. В.

2016 г.

Тема: Л.Н.Толстой «Котенок»

Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным. 

Планируемые результаты: 

учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;

соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;

характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Оборудование:

Презентация, портрет Л.Н. Толстого, диафильм «Л. Толстой. Котёнок»,  карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

 

I. Организационный момент.

 Долгожданный дан звонок

 начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь  хорошим настроением с другими. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.

II. Проверка домашнего задания.

1. С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения? (с творчеством Л.Н.Толстого). (уч-ся записывают на доске: Л. Н. Толстой, комментируя запись и объясняя орфограммы)

Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого

Слайд №2

Л.Н.Толстой  родился в 1828 году в имении  ……  Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

Писатель написал  для детей  учебник….. «Азбука»

Толстой  учил … детей

Он сочинял … для детей: р.., с.., б.., п.., п... . (произведения)

Слайд №3

- Из какого произведения данная иллюстрация? («Правда всего дороже»)

Слайд №4

 –К каким рассказам подходят эти пословицы?  

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

2. Проверим, внимательно ли вы читали.  

Тест по рассказу «Филипок»

1. С кем Филипок остался дома?

  • с братом
  • с дедушкой
  • с бабушкой

2. Почему по дороге мальчик упал?

  •  испугался
  • споткнулся
  • уронила собака

3.  Почему он долго стоял на крыльце?

  • что учитель прогонит
  • что учитель заставит учиться
  • что ребята будут смеяться

4. Какое задание учитель дал Филипку?

  • решить задачу
  • написать своё имя
  • сложить своё имя

5. Кто учил мальчика читать?

  • Мама
  • Костюшка
  • Друг

 - Мальчика в рассказе звали Филипок. А какое у него полное имя? Найдите в тексте.  (Филипп) (записывают имя на доске, комментируя правильное написание)

б) Организация работы в парах

— Возьмите конверт с цветными полосками.

(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

— Найдите среди четырёх полосок лишнюю.

Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».

-Обоснуйте свой ответ  (Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.)

III. Изучение нового материала.

1.Речевая разминка.

Сегодня мы познакомимся  ещё с одним произведением Л.Н.Толстого, с каким узнаем позже.

Слайд №5

— Начнём с речевой разминки (чистоговорки.)

ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял

Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул

Потянулся и уснул.

2.Отгадайте загадку.

-Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня.

Она первой входит в дом,

И живёт подолгу в нём.

То мяучит, то играет,

То исчезает далеко.

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьет сырое молоко.

Д. Это кошка.

-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

3.Сообщение темы, цели урока.

Сегодня мы познакомимся с  былью Л. Н. Толстого “Котёнок” Слайд №6

- Что такое быль?

- Это то, что было в действительности

4.Постановка целей

-Выберите рисунок, который подойдет к названию рассказа. (На доске картинки: котенок, кошка, кошка с котятами, котята) Почему?

 Поставим цели.:

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

- Сейчас мы узнаем  какая история произошла с котенком в рассказе Толстого?

5.Слушание  текста (аудиозапись)

6. Словарная работа. Слайд №7

- Амбар –  (прочитаем в словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле-около

Пустился что было духу- очень быстро

7. Анализ содержания.

А) -Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?

- Где нашел Вася кошку?

- Что он увидел?

- Сколько их было?

- Как же котенок остался один?

 -Куда пошли ребята?

   -Почему ребята взяли котёнка с собой?

- Какая опасность угрожала котенку?

- Кто спас котенка?

Б) Расставьте картинки в правильном порядке. Слайд №7

8.Чтение текста учениками.

1ч – цепочкой

2ч- по абзацам

3ч- хором (с (аудиозаписью)

4ч- абзац

9. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

 Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

 Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 (Выполнение движений вслед за учителем.)

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Прослушивание 2-х мелодий, сопоставление характера музыки с содержанием произведения.

- Какое настроение у этой музыки?

- Что ты себе представлял, когда слушал музыку?

2.Работа над выразительностью речи.

- Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?

 ( радостно)

- Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)

       

 3.    Работа с иллюстрациями.

- Раскрасьте рисунки (работа в парах)

Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

Найдите это место в тексте и прочитайте.

4.  Составление описания Васи.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

5.Работа в парах.

На карточках слова:  тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный.

Выберите слова, которые характеризуют Васю.

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой.

V.  Итог урока.

Послушаем стихотворение.

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

 

 -Грустное стихотворение, правда?

-Чтобы этого не случилось, никогда нельзя   забывайте своего маленького друга и нужно  заботиться о нём.

- Как вы думаете,  что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

 -Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут

VI. Рефлексия.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Этот рассказ учит меня…

После урока мне захотелось…

 

VII. Домашнее задание

Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.



Предварительный просмотр:

http://craftkids.ru/uploads/3/4/2/s_Koshka_34233.jpg

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=70816dd61a517039e613b1e8f8bf3c3c&n=33&h=215&w=166

http://prostoprikol.com/img/picture/Apr/23/708c2a36e9202ec5dddddba84a226556/13.jpg

http://picmia.com/img/1169733.jpg

http://happy-school.ru/_ph/40/917115924.jpg

http://www.coloringonlines.com/wp-content/uploads/2013/10/The-Dense-Hairy-Cat-Coloring-Pages.jpg

http://www.dvaporosenka.ru/images/zhivotnie-ptici-ribi-raskraski/koshki-new/download.php?file=cats81.gif



Предварительный просмотр:

«Старый дед и внучек»

«Старый дед и внучек»

«Старый дед и внучек»

«Старый дед и внучек»

«Старый дед и внучек»

«Старый дед и внучек»

«Старый дед и внучек»

«Правда всего дороже»

«Правда всего дороже»

«Правда всего дороже»

«Правда всего дороже»

«Правда всего дороже»

«Правда всего дороже»

«Правда всего дороже»

 

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

  «Филипок»    

  «Филипок»

  «Филипок»

  «Филипок»    

  «Филипок»    

  «Филипок»    

  «Филипок»


тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный

тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный

тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный

тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный

тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный

тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный

тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный

тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Рассказы Л.Н.Толстого Литературное чтение 2 класс УМК «Школа России

Слайд 3

Лев Николаевич Толстой 1828-1910

Слайд 4

Л.Н.Толстой «Правда всего дороже»

Слайд 5

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает . Грамоте учиться – всегда пригодится. К каким рассказам подходят эти пословицы?

Слайд 6

Речевая разминка: ол – ил – ул – ал ил – ул –ал – ол ал – ол – ил – ул ел – ил – ёл – ял ил – ел – юл — ул

Слайд 7

Л.Н. Толстой «Котёнок»

Слайд 8

Словарная работа Подле – Амбар – Что было духу - около сарай о чень быстро

Слайд 9

Расставьте картинки в правильном порядке

Слайд 10

Домашнее задание: Учебник с. 119 вопрос 7 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."

Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...

Литературное чтение,4 класс( УМК «школа 2100») Тема: А.Н. Толстой «Фофка»

Литературное чтение,4класс(УМК«школа 2100»)Тема: А.Н. Толстой «Фофка» на уроке проводится физминутка,прослушивается аудиозапись.В конце урока проводится викторина по сказке....

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"

Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся  научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...

Конспект по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России". Тема: Елена Александровна Благинина «Кукушка» и «Котенок»

Цели деятельности: формирование представление о жизни и творчестве Е. А. Благининой; познакомить учащихся спроизведениями Елены Александровны Благининой «Кукушка» «Котенок»; фо...