конспект урока обучения грамоте "Буквы З-С"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Дубинина Елена Геннадиевна

конспект урока обучения грамоте по теме "Буквы Зз-Сс", 1 класс, УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению по теме:

Буквы Зз, Сс.

Учитель: Дубинина Е.Г.

Предмет: литературное  чтение.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: Буквы Зз, Сс.

Цель урока: познакомить учащихся с новой буквой.

Планируемые результаты:

  • формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
  • способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  •  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний:   словесные, практические;
  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint, схемы предложения, звуковые схемы, конверты для рефлексии

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация к деятельности.

Актуализация

опорных знаний

 и постановка учебной задачи.

Речевая разминка

Открытие нового знания, формулировка темы урока.

Практическая работа в парах.

Моделирование.

Работа по вариантам.

Формулировка темы урока.

Первичное закрепление полученных знаний.

Гимнастика для глаз

(Профилактика близорукости.)

Первичное закрепление полученных знаний.

Работа над обогащением словарного запаса.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой

проверкой по эталону.

Работа в группах.

Творческая работа.

Включение нового в систему знаний.

Рефлексия.

Подведение итогов.

   

-  Здравствуйте, ребята!

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания)

Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

Девиз урока:

Странички букваря читая,

Мы многое откроем и узнаем.

С улыбкой дружной идем вперед,

Никто у нас в пути не отстает.

-Для чего нужен девиз?

-Сделаем артикуляционную разминку:

са-са-са в лесу бегает лиса 

за-за-за уходи домой коза

со-со-со у воды колесо

ос-ос-ос на поляне много ос

су-су-су было холодно в лесу.

- Какая основная задача каждого урока чтения?

  • Сегодня мы будем путешествовать по букварным страничкам.

1-я страничка- открытий.

Загадка:

Вот на полянку пришли мы зимой,

Много загадок увидим с тобой.

Кто под кусточком сидит, угадай-ка?

Это пушистый беленький.... (зайка)

-Кто герой этого четверостишия?

-Когда мы видим зайку?

  • Составьте предложение со словами «зайка зимой».
  • В парах составьте схему этого  предложения. (1 уч. у доски)

  • Какое слово первое?
  • Какое второе слово?
  • Составьте звуковые схемы этих слов. 1в. — первое слово, 2 в. - второе слово.
  • Какая первая буква в этих словах?
  • Почему мы сделали схемы двух слов?
  • Какая буква сегодня именинница?

Хорошо. Из представленных картинок подберите ту, которая подходит к этой страничке.

2- страничка эрудитов.

-Кто такие эрудиты? Подберите синонимы к слову «эрудит».

Скороговорка:

в цветнике у Лизы рос

пышный куст китайских роз.

- Какие слова звучат одинаково?

Проблема: последние буквы не пропечатались, но компьютер выдал варианты ответов. Какой правильный? Почему?

- Какой вывод?

- Мы доказали, что в конце слова всегда слышим звук глухой [ с ], а буквы разные.

- сколько работ у буквы З?

- с какой буквой буква з всегда в паре?

-Назовите тему урока?

Буквы Зз, Сс.

Какой вывод можно сделать?

Звуки [з - с] отличаются друг от друга лишь наличием голоса [з] и его отсутствием [с]. Поэтому они составляю пару [з - с].

Для каких звуков буква уже известна [с - с´] – буква «эс».

Буква Зэ – именинница. Она обозначает звуки [з - з´], она первая справляет новоселье в доме парных по звонкости-глухости согласных и в подарок получает значок.

На что похожа буква «Зэ»?

Так говорится в стихотворении.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три

Три не просто завитушка

Три пружина, крендель, стружка.

- Подберите картинку к этой страничке.

                              Физминутка.

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали  дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

Активным на уроке будь,

И легче станет школьный путь!

3-я страничка «Читаем и объясняем»

Работа с учебником.

-Открыли буквари на стр. 34

Перед вами пары слов. Какое задание предлагает нам букварь?

- Почему слова объединили парами?

.Значение каких слов непонятно?(морозил, моросил, сайка, заносы, занозы)

  • Подберите картинку к этой страничке.

4.-я страничка- стихотворная.

-Теперь, понимая лексическое значение слов, вы можете правильно употребить их в речи.

Работа в группах. Слова заблудились. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Вспомним правила работы в группах.

1) Бывают …. зимой на дорогах. Боишься …... шиповник не трогай.

2) Сидит на тропе пушистенький …. Лежит на столе аппетитная ….

3) Я зонтик беру, есло дождь.......

…....декабрь и стоять не велит.

                                             .

Морозил – подвергать действию холода, мороза, уничтожать морозом, холодом.

Моросил – идти, падать очень мелкими, частыми каплями (о дожде)

Занозы – заносы

Зайка- сайка.

-Чем они отличаются ?

Занозы – по словарю Ушакова – тонкий, острый маленький кусочек дерева, вонзившийся в тело. (долго ходить с занозой).

Заносы – наметенный вьюгой сугроб, преграждающий путь.

Мы сумели отдохнуть

Продолжаем к знаньям путь.

 Подберите картинку.

5- я страничка опасностей.

В школу на урок идем,

К зебре с Лизой подойдем.

К зебре Лиза не идет,

Вдруг она меня лягнет!

-О какой зебре идет речь

--Какое еще значение у слова?

--Почему пешеходный переход называется «зебра»

С.34 по учебнику

Прочитаем предложения

-- Каких слов не хватает

Попробуйте подобрать подходящие по смыслу .

Подобрать к предлогу « возле» синонимы

Подберите картинку.

6-я страничка — читательская.

Работа по учебнику. Работа с текстом.

Работа с текстом.

--Какое задание предлагают авторы учебника?

Можем ли сразу озаглавить

-Почему?

( чтение цепочкой)

-Как показан конец предложения?

-О чем рассказывается в тексте?

Что хотели сказать автор рассказа и художник?

Как дети катались на горке?

Кто определит главную мысль текста и рисунка?

« Весело зимой!

 Подберите картинку.

Все странички пройдены. Книга нашего урока прочитана.

Детям на горке было весело. А какое настроение в конце урока у вас?

Показать вас помогут снежинки - эмоции.

С какой новой буквой познакомились на уроке?

Какие согласные звуки обозначает букваЗ- [з]—[З]

Какое новое открытие сделали

Буквы парных согласных [ з-c] делят квартиру пополам.

З-звонкий, с—глухой.

-  Спасибо за урок.

Объясняют собственное понимание высказывание.

Принимают учебную задачу.

Научиться читать, узнать буквы, различать буквы и звуки.

зайка

зимой

Зайка зимой беленикий.

зайка

зимой

Моделируют звуковой состав слова. Проверяют своего партнёра.

Сравнивают звуки в словах.

Воспринимают на слух и воспроизводят слова со звуками [ з ] и [ з ,],

буква з обозначает два звука.

Зз

Сравнивают,

Классифицируют.

Формулируют тему урока

грамотей, знайка, всезнайка.

Сравнивают звуки в словах.

Воспринимают на слух и воспроизводят слова со звуками [ з ] и [ с ],

Звук слышим [ с ], а буквы З и С.

Буква З выполняет не свою работу.

4

С буквой С.

Знакомятся с новой буквой.

Читают слова. Выбирают слова по заданному критерию, объясняют лексическое значение трудных слов.

Вставляют в предложения подходящие по смыслу слова.

Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу

Выбирают критерий оценки.

Оценивают результат своей деятельности.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

 (разные буквы з и с, разное лексическое значение)

( зебра здесь подразумевается животное)

 пешеходный переход)

Раскрашенная  белыми полосами серая асфальтовая поверхность, похожая на зебру

Предлогов

у, около, рядом

Прочитать текст., озаглавить, вставить подходящие по смыслу слова.

Нет

(Не знаем содержание текста.)

Интонацией конца предложения, знаки препинания в конце предложения.

Им было весело.

Ученики прикрепляют на доске снежинки эмоций.(синие — все понравилось, желтая — были затруднения, красная — ничего не получилось)

Мотивационная готовность  к учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

личностные

Умение  учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками.

УУД

Познавательные:логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

доказательство; целеполагание

самосознание

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов; доказательство;

Умение проводить классификацию по заданному критерию.

   

Логические:

доказательство

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы.

Моделирование.

Умение контролировать действия партнера.

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.

             

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы: Зз, Сс

Моделируют букву

Проверка по образцу

Умение  организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера.

планирование

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

Метапредметные УД

Регулятивные УУД.

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй

В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...