Уроки А.И.Солженицына. «Крохотки» для раскрытия значимого и главного!
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Уроки А.И.Солженицына. «Крохотки» для раскрытия значимого и главного!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solzh.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа №73»
Конспект занятия в рамках внеурочной деятельности «Мастерская речи».
«Уроки А.И.Солженицына. «Крохотки» для раскрытия значимого и главного!
Учитель 4Г класса:
Чачина Юлия Александровна.
Тема занятия: | Уроки А.И.Солженицына. «Крохотки» для раскрытия значимого и главного! | |||||||||
Тип занятия: | Внеурочная деятельность в рамках «Мастерская речи». | Форма: | Построение системы знаний | |||||||
Цель занятия: | Открытие нравственного смысла миниатюр-«крохоток» Развитие аналитического и творческого мышления. | |||||||||
Задачи: | Обучающие: определение проблематики произведения; сопоставить произведения и специфические средства создания художественных образов в литературном чтении; привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом, развить у них умение научно-исследовательской деятельности. | Развивающие: формирование коммуникативных компетенций; формировать умения анализировать текст; составлять связное высказывание развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать, умение применять знания. | Воспитательные: развивать коммуникативные навыки учащихся; содействовать воспитанию нравственных качеств, чувства коллективизма, сотрудничества; формировать личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; воспитание сознательной дисциплины; нравственные уроки писателя – любовь к родине, природе, народу, формирование гражданской позиции. | |||||||
Образовательные ресурсы: | А.И.Солженицын. Крохотки. Солженицын А.И. Рассказы. – М., 2000. Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына // г. Литература №30/август 1997. Солженицын / Л. Сараскина, Автор. - Молодая гвардия, 2009. (Жизнь замечательных людей: серия биографий.). | |||||||||
Метод обучения: | Анализ текстового материала; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др. | |||||||||
Основные термины и понятия: | Текст, анализ, миниатюра, стихотворение в прозе, средства выразительности, особенности стиля писателя | |||||||||
Планируемые образовательные результаты: | ||||||||||
Личностные: | Метапредметые: | Предметные: | ||||||||
желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку на примере художественных текстов. | владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. | Исследовательская деятельность по овладению алгоритмов мыслительных операций при определении авторской идеи художественного текста. Овладение лексикой анализа художественного текста. Диалоговые отношения посредством анализа художественного текста. | ||||||||
Организационная структура занятия | ||||||||||
Этап занятия | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
I. Организацион ный момент. | 2мин.. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. | Готовятся к уроку, слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других. | ||||||
II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3 мин. | Слово учителя. Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из нескольких миниатюр, различных по своему объему, тематике и по жанрово-стилистическим признакам. Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем повествователем и отражающих его настроение. Итак, тема нашего разговора «Уроки А. И. Солженицына». | Знакомятся с темой занятия. «Крохотки» для раскрытия большого и главного! | Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель и задачи урока. | ||||||
III. Актуализация знаний 1. Первичное восприятие текста 2. Изучение нового материала | 8 мин. | Краткие сведения о писателе. (Приложение) 1. Выразительное чтение (подготовленный ученик из группы мальчиков.)/ Выразительное чтение (подготовленный ученик из группы девочек.) 2. Вопросы на уточнение восприятия произведения. – Выскажите свои впечатления после прочтения лирических рассказов А.И. Солженицына «Крохотки». – Какие чувства остались у вас после чтения «Крохоток» и с чем они связаны? – Как вы понимаете смысл заглавия произведения? – Как бы вы определили жанр этого произведения – лирические миниатюры, стихотворения в прозе, рассказы? | Прослушивание выразительного чтения «крохотки» «Шарик» -группа мальчиков. «Вязовое бревно» - группа девочек. Устные высказывания (ответы на вопросы) – о первом впечатлении от прочитанных произведений. Аналитические высказывания о названии произведения, жанре, обоснование ответов. Показать рисунки учащихся (по группам) | Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: Л.: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; П.: осознание учебно-познавательной задачи, формулирование устных ответов, уметь строить логически обоснованные рассуждения с учетом речевой ситуации, Р.: планирование учебных действий, использование знаний | ||||||
2. Первичное усвоение новых знаний. | 10 мин | Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из 17 миниатюр, различных по своему объему, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем повествователем и отражающих его актуальное настроение. Представленные таким образом «мгновения» повседневности приобретают необычную яркость, красочность, и одновременно выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл. Анализ прочитанных миниатюр. Особенности творческого почерка писателя. Выдать лист с заданием Анализ миниатюр «Шарик» и «Вязовое бревно». - Подготовьте выразительное чтение миниатюры. - Определите тему текста и проблему, поставленную автором. - Какие средства художественной выразительности использует автор в этой крохотке? - Сделайте вывод. | Анализ миниатюр «Шарик» и «Вязовое бревно». - Подготовьте выразительное чтение миниатюры. - Определите тему текста и проблему, поставленную автором. - Какие средства художественной выразительности использует автор в этой крохотке? - Сделайте вывод. | Познавательные УУД: осознание учебно-познавательной задачи, формулирование устных ответов, уметь строить логически обоснованные рассуждения с учетом речевой ситуации, | ||||||
3. Изучение материала | 10 мин | Работа по группам Девочки) Кто главный герой миниатюры «Шарик»? От чего страдает Шарик? Как давно он на цепи?
- Как называет автор собаку? - Найдите в тексте описание поведения собаки на свободе. - От чего отказался Шарик взамен на свободу? - Как автор относится к мальчику, который посадил на цепь собачку? - Что выберет Шарик? («хлеб насущный», еда, или духовная составляющая этого мира - его красота.) Текст заканчивается авторским выводом: рассказчик словно проникает во внутренний мир Шарика и читает его мысли: «Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!..» - Что хотел донести до нас автор?
Работа по группам (мальчики) Следующая миниатюра «Вязовое бревно». - Кто главный герой этого рассказа? -Каким было дерево в прошлом году? -Какое это дерево сейчас? - Найдите описание ростка - Что собираются делать с бревном? -Что делали с бревном в прошлом году? С кем сравнивается бревно? Почему не смогли спилить бревно? Что хотел сказать автор своим произведением? | Работа в группах Пёсик Шарик содержится на цепи с детства, то есть по сути он не знает свободы. Бедняга. Автор противопоставляет два описания (Первое описание - это описание куриных костей) Какие кости? («ещё тёплые, пахучие». Казалось бы, голодный пёс не должен отказаться от такого редкого для него угощения). Второе описание - это описание снега, тоже с помощью эпитетов: «пушистый, обильный». (Шарик подбежал к костям, понюхал их и всё-таки сделал свой выбор в пользу свободы.) В этом рассказе А.Солженицын затронул тему свободы, то, что она необходима каждому живому на земле. Даже находясь в золотой клетке, любое живое существо стремится освободиться.
обычное бревно его уничтожили появился свежий росток свежий зелёный росток будущий вяз его положили, собираются убивать - пилить тащили трактором, распиливали на части. С человеком Оно хочет жить, бревно живое (жизнь побеждает, тяга к жизни, бесконечность жизни, невозможность уничтожить жизнь. Бревно - символом стойкости, могущества природы, ее способности к сопротивлению. | Л.: участвуют в творческом (исследовательском) процессе. П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||||||
4. Закрепление (обобщение) | 5 мин | Что вы можете сказать о личности писателя, создавшего «Крохотки»? – О чем предупреждает писатель, повествуя о жизни в своих лирических рассказах «Крохотки»? – Какие уроки вы извлекли? – Посмотрим рисунки к этим произведениям Почему такое название – «Крохотки»? Только ли за небольшой объём? Какие ассоциации вызывает это слово? (Работа в парах.)
| Работа в пеарах. Крохотки – это и крошки душистого, тёплого хлеба на ладони. Крохотки - это и капельки росы, отражающие солнце. Крохотки – это и сокровища человеческой души. Это и русские люди, сумевшие сохранить в себе нравственную чистоту, не согнувшиеся под гнётом обстоятельств. По крохоткам всем миром собирали люди на ополчение в лихие дни. По крохоткам собирали на строительство храмов в мирное время. Вот оно какое ёмкое - это слово крохотки! | Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия; систематизируют материал К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||||||
5. Этап рефлексии | 2 мин. | Как вы можете оценить свою деятельность? Заинтересовала она вас? Что вызвало у вас затруднение? Какие чувства вы испытали во время прочтения рассказов и выполнения заданий к ним? | Обучаемые и учитель вместе обсуждают результаты деятельности, делают анализ достижения цели. Выясняется, что особенно понравилось и запомнилось, заинтересовало. | Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия; систематизируют материал К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||||||
IV. Итоги урока. Домашнее задание | 1 мин | Мини – сочинение «О чём меня заставили задуматься «Крохотки»?
| Перед выполнением задания обязательно перечитайте понравившиеся лирические миниатюры А.И. Солженицына «Крохотки». | Личностные УУД: участвуют в творческом (исследовательском) процессе. |
Приложение.
В эти дни Россия и весь мир вспоминают Александра Солженицына. Писателя, поэта, общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии. Его и сегодня называют пророком, чьей главной задачей было обустроить Россию. Произведения писателя продолжают печатать огромными тиражами. И не только на родине.
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Отец Солженицына, Исай Семёнович, происходил из крепкой крестьянской семьи, жившей на Ставрополье. Он учился в Московском университете. Добровольцем ушел на первую мировую войну. Офицер царской армии. Был награждён Георгиевским крестом.
Из зажиточного крестьянского рода происходила и мать писателя – Таисия Захаровна Щербак. Она окончила Бестужевские курсы в Петербурге, прекрасно знала иностранные языки.
Будущий писатель, несмотря на интерес к литературе, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. И параллельно учился на заочном отделении Московского института философии, литературы и истории.
1941 год – начало Великой Отечественной войны. Солженицын был призван в армию в октябре 1941 года. Сначала он был в конном обозе, потом окончил артиллерийское училище. Осенью 1942 года он в звании лейтенанта оказывается в частях действующей армии. Его назначают командиром артиллерийской батареи. июля 1957 реабилитированный Солженицын живёт в Рязани, работает учителем в средней школе № 2.
В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Но получит он её спустя 4 года. Сердце Солженицына перестало биться 3 августа 2008 года. Исполняя последнюю волю писателя, его похоронили на кладбище Донского монастыря в Москве. Он не встал из-за письменного стола до самого последнего дня своих почти девяноста лет. Сегодня едва ли не каждый, кто пишет о Солженицыне, говорит, что с его смертью ушла эпоха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 3 классе "Ктои в государстве самый главный"
Презентация к уроку. На слайдах предоставлена информация о главах государства, о тех кто сидит в государственной думе....
Урок русского языка по теме "Основа как значимая часть слова"
Данный урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова для 2 класса....
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Главные члены предложения"
Презентация к уроку русского языка в 3-м классе по теме "Главные члены предложения" (учебник А.В.Поляковой)...
Урок русского языка во 2 классе. Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
Урок русского языка в начальной школе....
Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание значимых частей слова"
правописание значимых частей слова...
Открытый урок по русскому языку по теме Распознавание значимых частей речи"
Тип урока: обобщение и ситематизация знаний. Дети научатся выделять значимые части слова....