Технологическая карта урока литературного чтения "А. А. Блок «Ворона», «Сны»" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Бобылева Софья Александровна

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение выразительно читать  стихотворения, умение определять художественные приёмы в стихотворении, как литературном жанре.

Задачи урока

Дидактические:

1) знать особенности стихотворения как литературного жанра;

2) продолжать работу над формированием умения использования приемов интонационного чтения;

3) умение выражать радость, определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения;

4) учить находить выразительные средства речи.

Развивающие:

 1) развивать образное мышление, речь, внимание, память;

 2) развивать эстетический вкус;

 3) расширять словарный запас.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес и любовь к чтению и языку;

2) воспитывать умение эмоционально откликаться на прочитанное, чувствовать и понимать язык произведения;

3) воспитывать любовь к природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНГО ЧТЕНИЯ

Дата: 15.02.2021

Школа: № 148

Класс:

Урок: литературное чтение

Время: 8:00-8:40   Кабинет: 224

Студент: Бобылева Софья  

Группа: 36

Учитель: Васильева Н. А.

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока: А. А. Блок «Ворона», «Сны»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение выразительно читать  стихотворения, умение определять художественные приёмы в стихотворении, как литературном жанре.

Задачи урока

Дидактические:

1) знать особенности стихотворения как литературного жанра;

2) продолжать работу над формированием умения использования приемов интонационного чтения;

3) умение выражать радость, определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения;

4) учить находить выразительные средства речи.

Развивающие:

 1) развивать образное мышление, речь, внимание, память;

 2) развивать эстетический вкус;

 3) расширять словарный запас.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес и любовь к чтению и языку;

2) воспитывать умение эмоционально откликаться на прочитанное, чувствовать и понимать язык произведения;

3) воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 2 часть, 3 класс УМК «Школа России», презентация, видеоматериал, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Метод:

Словесный

Прием: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

3.Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Александровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки соседу па парте!

  1. Показывают

готовность к уроку.

2. Выполняют действия,

которые дает учитель.

Фронтальная

Презентация

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: уметь приветствовать учителя и одноклассников;
  • Метапредметные: настраивать себя на продуктивную работу;
  • Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Наглядный;

Словесный: беседа, подводящий, побуждающий диалог

1.Актуализирует знания, подводит к теме урока.

- Чтобы узнать, чему будет посвящен урок, я предлагаю вам разгадать ребус. Посмотрите на экран, и по мере готовности поднимайте руку.

- А что такое сон?

Давайте посмотрим с вами видео и узнаем что же такое сон, для чего он нужен.

-Что мы с вами можем увидеть во сне?

-Верно, во сне мы можем увидеть абсолютно все.

Смотрят на экран, разгадывают ребус.

- Сон

Ворона

-Сон-время для отдыха нашего организма.

-Всё, что угодно.

Фронтальная

Презентация, видеоматериал.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Предметные: уметь разгадывать ребус;

• Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• Личностные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; высказывать свое мнение (точку зрения).

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий, побуждающий диалог, беседа

  - Лучше прочувствовать значение сна  нам поможет Александр Александрович Блок  и его стихотворения.

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

2. Формулирует совместно с учениками цель и план урока.

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Давайте составим план нашей работы.

- Хорошо ребята, верно.

1.Формулируют тему

урока.

-  А. А. Блок. Стихотворения  «Сны», «Ворона»

2.Формулируют цель

урока.

-Познакомиться со стихотворениями

3. Составляют план

урока.

  1. Прослушать стихотворения А. А. Блока;
  2. анализ стихотворений;
  3. подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания;
  • Метапредметные: принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • Личностные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; высказывать свое мнение (точку зрения).

«Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: подводящий, побуждающий диалог, беседа.

Частично- поисковый

Рассказывает о писателе

- Александр Александрович Блок [1880 -  1921]

-Посмотрите на даты жизни и скажите, в каком веке жил А. Блок?

Первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик.

Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка.

Выставка книг

-Посмотрите на сборники А. А. Блока . Александр Блок прославился благодаря поэме «Двенадцать», сборниками стихотворений, которые люди читают до сих пор.

-Какие произведения Александр Блока вы знаете?

Организует словарную работу

-Хорошо. Перед тем, как мы начнём слушать и читать стихотворение, давайте познакомимся с трудными словами.

Лампадка-небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.

Внемлю-слушаю

Покров-верхний наружный слой.
Дрёмные покровы-полусон, дремота

 -Прочитаем их со слайда.

-Отлично!

-Откройте учебник на странице 44.

-Сейчас мы с вами будем слушать стихотворение «Сны», читайте вместе с автором вполголоса, чтобы чувствовать темп и ритм.

Проводит анализ стихотворения

 -Понравилось ли вам стихотворение?

 -Какие чувства возникли у вас?

-Какие картины представили себе, слушая стихотворение?

 -Какую главную мысль поэт хотел нам передать?

- Слушают учителя.

Чтение незнакомых слов со слайда.

Слушают и читают стихотворение.

Фронтальная

Презентация

  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.
  • Метапредметные: формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами.
  • Личностные: самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: чтение рассказа;

Словесный: ответы на вопросы, беседа;

Частично-поисковый

Проводит работу со стихотворением

-Откройте учебник на странице 46, сейчас мы с вами поработаем над вторым стихотворением.

 -Сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы закройте свои глазки и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

 -Закрывайте глазки.

Читает стихотворение.

-Теперь давайте поработаем с этим стихотворением.

- Какие слова использовал автор , чтобы описать, как передвигается ворона? Найди строки в стихотворении.

-Как вы понимаете строку « А уж в воздухе-вешние звоны» ?

-Какой вы представляете ворону?

Слушают учителя.

-Ворона запрыгала "вбок скоком", т.е. она передвигалась вскачь, но боком, торопливо. Нельзя сказать, что она двигалась медленно или переваливалась.

«Вешние» − значит, весенние. Вешние звоны − это звуки, которыми сопровождается приход весны. Это звук капели, звук талой воды, ручья. Об этих звуках и говорит данная строка «А уж в воздухе − вешние звоны».

-Ворона из этого стихотворения лохматой, взъерошенной.

Фронтальная

Презентация, учебники

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: понимать содержание прочитанного; формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнении о проблеме;
  • Метапредметны: овладение построения рассуждений; готовность признавать различные точки зрения, умение излагать свою точку зрения;
  • Личностные: уметь слушать учителя, внимательно следить за его действиями.

Динамическая пауза (1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Фронтальная форма

Включает видеоролик с физминуткой

-Сейчас я вам предлагаю вам отдохнуть. Встаньте со своих мест, выйдите из-за парт.

- Молодцы, присаживайтесь.

Выполнение динамической паузы при просмотре видеоролика

Фронтальная

Видеоматериал

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Метод: практический.

Прием:

Самостоятельная работа.

   Организует самостоятельную работу

-Скажите какие вы знаете художественные приёмы?

-  Прочитайте внимательно стихотворение «Сны» и попробуйте найти и отметить художественные приёмы.

-Приступайте к работе.

-Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте работу по образцу на слайде.

 

 

-эпитет, метафора, олицетворение, сравнение

-Выполняют самостоятельную работу.

- Проверяют работы.

Индивидуальная

Презентация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: знать: художественные приемы, используемые в стихотворении;
  •                       Уметь: определять художественные приемы в тексте стихотворения;
  • Метапредметные: контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
  • Личностные: формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Метод:

Практический

Прием:

Упражнения, работа в парах

Организует работу в парах

- Сейчас мы поработаем с вами в парах. Прочитайте выразительно стихотворение «Сны» друг другу.  Оцените чтение соответственно требованиям на экране:

1.Правильная постановка логического ударения.

2.Соблюдение пауз.

3. Правильный выбор темпа.

4.Соблюдение нужной интонации.

5. Безошибочное чтение.

Оценка «5» - выполнены правильно все требования.

Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям.

Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям.

-… прочитай выразительно это стихотворение.

-Молодец! Давайте оценим … согласно требованиям .

-  Сейчас продиктуйте фамилии и оценки.

Выполняют работу в парах.

Проверяют работу.

Парная, фронтальная

Презентация.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других;
  • Метапредметные: умение признавать различные точки зрения;
  • Личностные: заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: формулирование выводов, обобщение

Метод: «Плюс-минус-интересно»

   1.Организует анализ урока с точки зрения

поставленных целей.

-Подведем итоги нашего урока

-О каком авторе мы сегодня говорили?

-С какими стихотворениями мы познакомились?

-Какую цель мы себе ставили?

-Достигли цели?

-Какие трудности возникали?

2.Проводит работу по самооценке.

-Запишем домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворений.

- Ребята, вы сегодня большие молодцы.   

- И некоторым ученикам я поставила оценки.

Имя

Ответы на вопросы

Выразительное чтение

Самостоятельная работа

-Всем спасибо за урок. Вы большие молодцы. До свидания!

Отвечают на вопросы, анализируют

Берут домашнее задание

Слушают оценки

Прощаются с учителем

Фронтальная, индивидуальная

Презентация, раздаточный материал

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Метапредметные: осмысливать и сопоставлять различные точки зрения;
  • Личностные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»

Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...

Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.Дуров «Наша Жучка» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Дуров «Наша Жучка»Цели урока: - Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньш...

Технологическая карта урока литературного чтения «С. А.Есенин «Черемуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С. А.Есенин «Черемуха»Цели урока: - Учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;Предметные:учить ...

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс).

Урок проведен с использованием технологии продуктивного чтения (прием чтение с остановками)....