Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс).
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок проведен с использованием технологии продуктивного чтения (прием чтение с остановками).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n.tolstoy_pryzhok.docx | 51.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе.
Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Л.Н.Толстого, его былью «Прыжок».
Задачи:
1.Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать.
2.Формировать беглое, осознанное, выразительное чтение.
3.Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.
4.Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.
Формировать УУД:
Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климанова, Горецкий 3 класс, Толковый словарь С. И. Ожегова, презентация.
Ход урока.
Этапы урока | Содержание работы | Примечания |
1.Орг. момент. | - Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Улыбнитесь им и друг другу. Вот новый день и новый час, Урок литературы новый. Но старый друг у нас в гостях - Мудрейший мастер слова. | СЛАЙД 1. |
2.Подготовительная работа перед чтением художественного текста | Учитель. - Эти слова о писателе, который изображен на портрете. (слайд с портретом) - Известен ли вам этот человек? (Л.Н.Толстой) - Давайте вспомним, что мы знаем о писателе. Ученики: - Л.Н.Толстой - известный русский писатель. Родился в 1828 году в имении Ясная Поляна. Он очень любил детей и поэтому много писал для них. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Любил спорт и в 72 года прекрасно катался на коньках. Знал в совершенстве 13 иностранных языков. Любил музыку и сам много играл на рояле. Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов. Учитель. - Вы догадались, кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся? ( Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого ) Учитель. - Из букв составьте слово. Это и будет название произведения которое мы сегодня прочитаем. (Прыжок.) Учитель: - Назовите тему нашего урока. (Л.Н.Толстой «Прыжок») - Чему мы будем учиться сегодня на уроке. (Учиться правильно отвечать на вопросы, анализировать, понимать произведение, выразительно читать) Речевая разминка. - Прочитайте скороговорку шепотом, с удивлением. Вёз корабль карамель, карамель на мели ели. Учитель: - Подумайте, где же будут происходить события в новом произведении? (События будут происходить на море, на корабле.) Учитель: - Откройте учебник на стр.156 – Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации на слайде. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении? Ученики высказывают свои предположения. -Мы прочитаем рассказ и проверим наши предположения. - Объясните, как вы понимаете значение слова прыжок. (Прыжок – быстрое с отталкиванием перемещение тела. ) - Какими бывают прыжки? (Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.) | СЛАЙД 2-3 СЛАЙД 4-5 СЛАЙД 6 Учебник стр.156 СЛАЙД 7-9 |
3. Изучение нового материала. Словарная работа. | 1.Словарная работа. Учитель. - В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов? (Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре.) Учитель. - Найдите в словаре значение слов мачта, аршин, каюта. ( Работа со словарями) Ученики. (Мачта - высокий столб для парусов на судне. Аршин – старинная мера длины, равная 71см. Каюта – отдельное жилое помещение на корабле. Учитель. - Посмотрите на корабль. Это корабль – парусник. Палуба на этом корабле была из твёрдых пород дерева. Мачты – высокие столбы на судне возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е. были высотой с 5-этажный дом. На мачтах – перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц. | СЛАЙД 10 |
4. Чтение произведения и беседа по вопросам. 6.Работа над содержанием произведения. Физкультминутка | 2. Чтение произведения учителем , комбинированное с чтением сильными учениками по логически законченным частям и беседа по вопросам. Учитель: - Почему весь народ был на палубе? (погода была тихая). - Что происходило на корабле? ( Посреди народа вертелась большая обезьяна…) Учитель: - Как ведет себя обезьяна? – Как понять выражение “ещё больше расходилась”? (Разыгралась ещё больше.) - Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите в тетради число, кл. работа, план) 1.На палубе Учитель: – А откуда на корабле была обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли. Для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением.) - Послушаем сообщение об обезьяне. - Как вы думаете, что произойдет дальше? Учитель. – Почему мальчик залез на мачту корабля? Прочитайте. ( Матросы громче стали смеяться…) Учитель: -Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия? (Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно). Учитель: - Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите) 2. Проделки обезьяны. Учитель. – Предположите, что же произошло дальше? Прочитаем и проверим. Учитель: - Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите) 3. Погоня за обезьянкой. - Как реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной? (Сначала люди смеялись, потом испугались.) - Где находились мальчик и обезьяна? (на перекладине) - Чего все испугались? Что могло произойти, если бы мальчик оступился? - Проверим наши предположения. Прочитаем. (Стоило ему только…) Учитель: - Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите) 4.На перекладине. Учитель. - Что заставило мальчика опомниться? (В народе кто-то ахнул от страха. Мальчик глянул вниз и зашатался.) Учитель. – Что же произошло дальше? Прочитаем. - Почему мальчик не понимал, что говорит отец? (Он был очень высоко и не слышал его) - Почему капитан сказал сыну такие слова? (Капитан не растерялся, быстро оценил ситуацию и крикнул: Прыгай или застрелю!.. Он хотел спасти сына.) Учитель: - Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите) 5. Прыжок. Учитель. – Предположите, что же произойдет дальше ? - Проверим ваши предположения, прочитаем. Учитель. - Как спасли мальчика? (Матросы прыгнули в море и подняли мальчика на корабль.) -Время 40 секунд- показалось долгим. А на самом деле это много? (нет, почти полминуты) Учитель: - Как мы можем озаглавить эту часть? (запишите) 6.Спасение. Учитель. -Почему капитан плакал? ( Он очень переживал, испугался за сына, плакал от счастья, что сын остался жив). - Понравилось ли вам произведение? К какому литературному жанру мы его можем отнести? (рассказ-быль, потому что мы узнали о событиях из жизни писателя) Физкультминутка Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг другу улыбнулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели. | |
7.Творческие задания. | 1. Работа в парах (задание по рядам). Учитель. - Поработаем в парах. Задание будет дано по рядам. (1 ряд получает задание найти предложения в тексте, в которых говорится о поведении людей на палубе. 2 ряд – о поведении мальчика, 3 ряд – о капитане. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц.) - Возьмите карандаши и отметьте эти предложения галочкой. 1 ряд: - Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросы не раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика. Учитель - Как вели себя люди на палубе? Менялось ли их поведение? Что могли бы сделать взрослые? (остановить мальчика) 2 ряд: - Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним смеются, он не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать. - Поведение мальчика напрямую связано с поведением людей на палубе: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана, а над ним все смеялись. Учитель. - Что заставило мальчика прыгнуть? ( Крик отца, приказ капитана на корабле выполняется немедленно) 3 ряд: - Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту. Учитель. - Как вы думаете, каким человеком был капитан? ( сильным, решительным человеком, любящим своего сына) - Как вы считаете кто же главный герой рассказа? С кем произошла эта история? (мальчик) | СЛАЙД 11 |
а) Подумай, из-за чего мальчик полез за обезьянкой. Выбери правильный вариант ответа, подчеркни, докажи . - Мальчику было жалко потерянной шляпы; б) Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор . Смелость, желание испытать себя, упрямство, глупость, желание доказать, что он сын капитана 3.Проверка выполнения заданий на карточках. 4. Работа с пословицами. - Выберите из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана. 1. Все, что делается на корабле, делается быстро. ( Матросы) 2. Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан) 3. Всякому своя честь дорога. (Мальчик) | СЛАЙД 12 СЛАЙД 13 | |
8. Подведение итогов. | 5. Работа над заглавием рассказа. Учитель: - Почему же автор назвал своё произведение «Прыжок»? (Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик и спас свою жизнь). - Чему автор нас учит своим рассказом? - Какова идея этого произведения?
| СЛАЙД 14 |
9.Рефлексия. | Учитель: - Чтобы взял из рассказа каждый для себя? - Какие выводы вы сделали для себя? (Стараться не замечать насмешек, не делать необдуманных поступков) Закончите предложение: Я задумался… Я понял (а)… Мне захотелось… Оценка работы детей. - Дети как вы считаете кто сегодня лучше всех работал на уроке? | СЛАЙД 15 |
Домашнее задание. | Творческое задание. | СЛАЙД 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"
Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Федина задача" (3 класс)
Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения; познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и произведением «Федина задача».Планируемые результатыПредметны...
Технологическая карта урока литературного чтения "Басни. Русские баснописцы" 4 класс
quot;Басни. Русские баснописцы"....
Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения Г. Сапгир "Лошарик" 1 класс
Надеюсь этот материал поможет вам в проведении урока...
Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе
Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1аАвтор учебника: Букварь /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева /М.: «Баласс», 2011Тема урока: К.Ушинский. Наше Отечество.Тип урока: ...
Технологическая карта урока литературного чтения «И. Бунин «Матери» 2 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения И. Бунина «Матери», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока: &la...