Тема : К. Чуковский «Телефон»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Павлова Линаида Николаевна

Тема : К. Чуковский «Телефон»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : К. Чуковский «Телефон»

Цели урока:

- познакомить  с произведением К. Чуковского «Телефон».

-совершенствовать навыки чтения целыми словами;

-формировать умение читать по ролям;

-развивать речевые умения, воображение, память и внимание;

-формировать умение правильно общаться по телефону.

Оборудование: учебник,  презентация, книги К. Чуковского,  листы самооценки

Предметные результаты: учащийся в контакте со сверстниками читает текст по ролям, соблюдает соответствующие интонации, повторяет тематические группы слов на примере сказки К.И. Чуковского «Телефон»,  деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? что?

Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной  форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать текст;

учиться работать в паре, группе;

Личностные  УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;

учащийся высказывает своё мнение о великой русской литературе при чтении произведения К.И. Чуковского.

Оргмомент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте?

Всё в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Развитие речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика.

«Свеча» - сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

Чистоговорка.

Ча-ча-ча - горит в комнате … (свеча).
Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу).
Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь).
Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи).

                 Паровоз без колёс!           ( читает хорошо читающий ученик)

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл

Прямо по морю пошёл?                                                              

- Прочитайте 1-ю строчку с удивлением;

- Прочитайте 2-ю строчку с восхищением;

- Прочитайте 3-ю строчку вопросительно-насмешливо;

- Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением;

- Прочитайте выразительно;

--Чтение по строчкам каждой группой, последнюю строчку прочитайте хором.

Оцените своё чтение смайликами.

С какой целью мы проводили речевую разминку? Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке.

  1. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний учащихся.Определение темы урока. Работа в группе.

Учитель: Что случилось? Вот беда!

                  Разлетелись все слова.

                  Вы названья соберите

                  И героев назовите.

Начинаем работу. У вас на парте лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика.                                         Слайд 1

Кто уже готов, поднимите руки «в замочке». Сверьте свои ответы с проверочным листом на экране. Оцените свою работу. Если всё правильно, поднимите «весёлый» смайлик, если есть одна ошибка –«задумчивый», если ошибок больше – «грустный».                    

-У кого нет ошибок? Как вы думаете, почему вы справились с заданием? ( Знаем сказки, работали дружно, смогли быстро прочитать имена героев).

Учитель: Что объединяет этих персонажей? (автор К.И. Чуковский).

-Да, ребята, их придумал один человек. Звали этого замечательного человека- К.И. Чуковский.  

            2.Изучение материала урока.

           Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков. А вы знаете значение слова «псевдоним»?  Где мы можем узнать лексическое значение слова? (спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете).  Что оно обозначает? Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.

Псевдоним – выдуманное, придуманное имя.

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме  много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны.        

Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея,  Мойдодыра.                                                              

       Как вы думаете, Чуковский – взрослый писатель или детский? Оказывается, он много произведений написал для взрослых, он писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский. Но Корней Чуковский очень любил детей, много общался с ними и даже написал для взрослых чудесную  книгу о детской речи «От двух до пяти». (несколько реплик детей из книги. Пусть родители тоже расскажут, что интересного вы говорили в раннем возрасте)

Как же получилось, что Чуковский стал писать для детей? Ваши предположе  ния. Оказывается, первое стихотворение было случайно придумано для сына Чуковского.

В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Детским поэтом-сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик                  

капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать.              

Так появилась первая сказка «Крокодил».

Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам                    

И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.                                                                            

Давайте попробуем их отгадать.

Загадки:

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок).

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей. 
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы).

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

 А теперь отгадайте мою загадку:
Поверчу волшебный круг
И меня услышит друг.

        Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там.      (Телефон)

                               

Учитель: Кто сможет назвать тему нашего урока?

Да, ребята, у К.И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.

-Какие цели мы поставим перед собой? Какие будем решать задачи?

(Мы познакомимся с произведением, будем учиться его читать выразительно, мы должны понимать прочитанное, чтобы отвечать на вопросы).

  1. Работа по теме урока.  Работа над стихотворением, слушание записи.

Учитель: Сядьте поудобней. Сейчас вы послушаете произведение в актёрском исполнении и увидите на экране мультипликационных героев. Дело в том, что произведение написано в 1944 году. Давайте с вами посмотрим, как читает его автор.

Следите внимательно за текстом и запоминайте, как правильно, красиво и выразительно нужно читать, как с помощью интонации нужно передать характер и настроение героев.

-Прослушивание и просмотр сказки (4 минуты).

- Понравилось?

-Какой жанр этого произведения? (Сказка)

-Почему вы утверждаете, что это сказка? (Животные разговаривают)

- В чём особенность этой сказки? ( Она написана в стихах)

- Значит, это какая сказка?  (Стихотворная)

- У этой сказки есть автор. Она какая? ( Авторская, литературная)

- Какие ещё бывают сказки? (Народные)

- Эта сказка весёлая или грустная? Смешная или страшная?

4. Физминутка .

6. Работа над стихотворением.

Учебник «Азбука»,  с.20.

Почему стихотворение называется «Телефон»?

Помните, кто участвует в разговоре?

Откройте учебник с.20

Прочитаем стихотворение по цепочке и будем обращать внимание на слова, которые помогут нам правильно понять или характер героя, или его настроение, или то, как к нему относится автор. Это поможет нам правильно озвучить каждого героя.

Старайтесь следить по тексту и обращайте внимание на интонации, с которыми читает актер.

Объяснение слов ДЮЖИНА, ПУД, ДРЕБЕДЕНЬ, ГАЗЕЛИ

Словарная работа:  Пуд – старинная мера веса=16 кг                

галоши (калоши)- резиновая обувь  

дребедень –всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы).

  газели (антилопы) - небольшие животные лёгкого стройного телосложения, живущие стадами (до нескольких сот особей). Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом.

никого не слушали, перебивали друг друга.

Каких знаков препинания очень много в стихотворении? Почему? (Герои разговаривают очень эмоционально)

А как по ходу стихотворения меняется настроение, а значит интонация автора?  (Он устает от пустых вопросов, волнуется, когда есть повод для волнения)

Хотите прочитать эту сказку по ролям?

Найдите слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?

Вернемся к вопросу: “Почему стихотворение называется «Телефон»? Учит ли оно нас общению по телефону?

Можно сформулировать правила общения по телефону.

Правила записаны на карточках, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно догадаться и вписать по смыслу пропущенное слово.

1.Не звоните по пустякам.

Звоните только по важным вопросам

2. Внимательно слушайте собеседника.

3. Используйте в разговоре вежливые слова.

     Учитель: Почему сказка называется «Телефон»?

- С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи)

- Помогает автор?

- Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)

- Откуда звонил слон? (от верблюда)

- С какой просьбой обратился слон к писателю? Можно ответить строчками из текста. Выборочное чтение.

- Для кого он просил шоколад? (для слонёнка)

- Какой слонёнок? (маленький)

- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад?(малыши любят сладкое).

- Что просил прислать крокодил?

- Почему он просил это  со слезами в голосе? (очень хотел)

- Для кого он просил калоши? (для себя, для жены, для сына Тотоши)

- Что они делали с калошами? (ели на ужин)

- А можно ли крокодила назвать заботливым семьянином?

- О чём спрашивали газели?

- Почему автор назвал их глупыми?

- Когда позвонил Носорог? (ночью)

- С какой просьбой? (спасти бегемота)

- О какой черте характера Носорога говорит его поступок? (неравнодушный, переживает за Бегемота, хочет ему помочь)

- Кто ещё звонил автору, но в  отрывке мы не слышали их просьбы? (тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру)

- Где мы можем встретить всех этих героев сразу? (в зоопарке).

- А как по-другому можно было бы назвать эту сказку? (Просьбы зверей», «Суматошный день» и т.д.)

Работа в паре. Чтение по ролям

Учитель: Страна сказок необъятна. Вы хотели бы попасть в сказку? А стать её участником? Все ли герои похожи друг на друга?

- В какой форме построен текст? (в форме диалога)

- Что такое диалог?

Диалог Автор-Слон

Учитель: На что будем обращать внимание при чтении по ролям?

Передать характер героя с помощью интонации, чётко произносить слова, вовремя вступать в диалог). Дети выходят к доске и читают диалоги по ролям.

Оцените чтение каждой группы. Кто  читал лучше? Какие ошибки допустили дети при чтении?

Рефлексия.

  1. - Вспомните задачи, которые мы ставили в начале урока. Смогли мы их решить?
  2.  - Чему учились сегодня на уроке? (Познакомились со сказкой К.И. Чуковского, читали по ролям, отвечали на вопросы, узнали значение непонятных слов,  давали характеристику героям).
  3. - Поделитесь, что вам особенно удалось?
  4. - Как это пригодится вам в жизни?
  5. - С каким настроением вы уходите с урока?  (смайлики)
  6. - Оцените свою работу на уроке и работу своей группы на уроке.

8. Обобщение.

Учитель: наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей классной библиотеке!

- Кому захотелось прочитать другое произведение автора? Приготовьте к следующему уроку выразительное чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Телефон». Мы будем выполнять на следующем уроке задания в тетради по литературному чтению.

- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок!

9. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению по теме "К.И. Чуковский "Телефон"

Особого внимания заслуживают уроки литературного чтения....

Конспект урока с презентацией. Тема: Корней Чуковский из книги «Серебряный герб» глава 1 «Телефон»_4 класс_программа "Школа 2100".

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: Корней Чуковский из книги "Серебряный герб" глава 1 "Телефон". Использование технологии продуктивного чтения....

Урок чтения в 1-м классе по теме "К.И. Чуковский "Телефон"

знакомство с произведениями раздела “И в шутку и всерьёз” (произведение К.И.Чуковского “Телефон”),...

Тема урока: Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон»

Знакомство учащихся с отрывкам из книги " Серебряный герб"...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «К. Чуковский «Телефон»»

Ознакомление обучающихся с биографией и творчеством К. Чуковского и его произведением «Телефон»...

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. К.И. Чуковский «Телефон»» (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведениями К.И. Чуковского; развивать речь, навыки чтения по ролям, диалогическую и монологическую речь, творческие способности учащихся, внимание, память; продолжить ...

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе на тему: "К. Чуковский «Телефон. Путаница»"

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством великого детского писателя и поэта К. И. Чуковского.          Задачи:Обучающие: знакоми...