Урок чтения в 1-м классе по теме "К.И. Чуковский "Телефон"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Хлебодарова Антонина Ивановна

 

знакомство с произведениями раздела “И в шутку и всерьёз” (произведение К.И.Чуковского “Телефон”),

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок чтения в 1 классе25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1-м классе по теме "К.И. Чуковский "Телефон"

Хлебодарова Антонина Ивановна, учитель начальных классов

Цели урока:

- продолжить знакомство с произведениями раздела “И в шутку и всерьёз” (произведение К.И.Чуковского “Телефон”),

- совершенствовать навыки чтения целыми словами,

- развивать речевые умения, воображение, память и внимание,

- воспитывать чувство коллективизма, доброты и любви к чтению.

Учебные материалы и оборудование: Учебник «Литературное чтение», 1 класс, под редакцией Климановой Л.Ф., методические рекомендации к данному учебнику, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  –Здравствуйте, ребята. Сегодня урок  мы проведем вместе с гостями. Давайте улыбнемся друг другу, улыбка друзей и их  поддержка нам всегда нужны.

           Подготовка к чтению.

  1. Голосовая разминка

Глубокий вдох – на выдохе: 12345….10, выдохнуть остатки воздуха.

Произнести то усиливая голос, то ослабевая:  12345 – вышел зайчик погулять…

Произнести то быстро, то медленно: кисонька - мурысынька, откуда ты пришла? Целый день я кисонька, гусей пасла.

  1. Совершенствование средств речевой выразительности

Назовите средства выразительности – (интонация, мимика, логические ударения, паузы, темпоритм)

Работа над мимикой:

- Приготовьте зеркальца. Какое настроение отражает данная  модель? (радость, огорчение, усмешка, страх, удивление) Покажите как выглядит радость, огорчение, усмешка, страх, удивление.

- Какую еще мимику можем показать? (плач, смех…)

Работа над интонацией:

- Прочитайте предложение «Это наш кот Васька» используя различные интонации (с гордостью, с грустью, радостно, удивленно…)

  1.  Проверка домашнего задания.

«Слишком много ножек у сороконожек»

Читайте скороговорку с доски: сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

Что такое скороговорка?

Скороговорка – складная речь, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов трудных для произношения.

2) Произнесите скороговорки, которые вы готовили дома.

  • Выразительное чтение скороговорки «Кулинаки-пулинаки» , «Стук», «Разговор Лютика….»
  1.  Актуализация знаний.

Учитель: Да это наше «Чудо-дерево»? Да на нем выросли ещё и листочки со слогами. Давайте почитаем эти слоги.

Ученик: читает названия: ТЕЛЕ…., АЙ….., МОЙ….., ТАРА….., КРО… МУ…-ЦО ..,ОТ 2.., ФЕ….

. «Пута…»

Учитель: - вы догадались, что они могут обозначать? Назовите их.

Ученики: это книги «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Крокодил», «Муха-Цокотуха»,«Федорино горе» ,«Путаница»

Учитель: - А кто написал эти книги?

Ученики: Корней Иванович Чуковский.

ФИЗМИНУТКА.

Ехали медведи  (шаги на месте)

На велосипеде.

А за ними кот  (поворот вокруг себя)

Задом наперёд,

А за ним комарики  (взмахи руками вверх – вниз)

На воздушном шарике.

А за ними раки  (приседания на месте)

На хромой собаке.

Волки на кобыле. (шаги на месте,

Львы в автомобиле.имитация вождения машины)

Зайчики (прыжки на левой ноге)

В трамвайчике.

Жаба на метле… (прыжки на правой ноге)

Едут и смеются, (шаги на месте, все улыбаются)

Пряники жуют.

  1.  Изучение нового материала.

1) Так с произведением, какого писателя мы сегодня будем знакомиться?

Чуковский, скажите вы. Мы уже столько раз встречались с его произведениями.

Посмотрим, насколько хорошо вы их знаете (“Муха – Цокотуха”, “Доктор - Айболит”,

“Мойдодыр”, “Тараканище”, “Телефон”, “Федорино горе”).

У каждой этой сказки своя история.

 Так, например “Крокодил” - появилась, когда Корней

Иванович вёз маленького сына в ночном поезде. Мальчик болел. Он капризничал, стонал, плакал. Тогда отец, чтобы как-нибудь развлечь его, стал рассказывать ему сказку:

“ Жил да был крокодил, он по улицам ходил…”

А знаменитый “Мойдодыр” - когда услышал плач младшей дочери. Она ревела в три ручья и не желала мыться. Чуковский вышел из кабинета и тихо сказал ей: “Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам ”.

2) Вы помните о том, что мы брали с собой доброту?

У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Давайте найдём их владельцев

Я буду доставать вещь из мешка, а вы должны назвать её хозяина и зачитать строчку из произведения, в котором говорится о нём.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике).

 МЫЛО (Тут и мыло подскочило)

 БЛЮДЦЕ (А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля)

 ГРАДУСНИК (И ставит, и ставит им градусник).

(Карточки, на которых написаны слова из произведений, раздаются перед уроком).

3) А вы знаете, что К.И.Чуковский был очень трудолюбивым человеком? Где бы он ни был: втрамвае, в очереди, он чтобы не тратить время попусту, сочинял загадки для детей.

Давайте попробуем их отгадать.

Загадки:

Был белый дом, чудесный дом,

 И что-то застучало в нём.

 И он разбился и оттуда

 Живое выбежало чудо –

 Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок).

Красные двери в пещере моей,

 Белые звери сидят у дверей.

 И мясо, и хлеб – всю добычу мою

 Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы).

Мудрец в нём видел мудреца,

 Глупец – глупца, баран – барана.

 Овцу в нём видела овца,

 И обезьяну – обезьяна.

 Но вот подвели к нему Федю Баратова,

 И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало) [2]

4) А теперь отгадайте мою загадку:

 Поверчу волшебный круг

 И меня услышит друг.

(Телефон)

  1. . Работа над новым материалом.

 Работа по учебнику, (страница 17-21).

Выразительное чтение произведения “Телефон”.

  •   Характер стихотворения.

- Что показалось смешным, забавным в стихотворении?

- Определите  характер стихотворения? (шуточное, веселое…)

- Найдите слова, подтверждающие ваше предположение

- Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…)

- Найдите слова, подтверждающие ваше предположение

  • Эмоциональное состояние каждого героя (образность речи).

- Какие герои в данном стихотворении? (слон, крокодил, …..)

- Какой слон,крокодил, газели? (важный, жалостливый,глупые)

- Как меняется настроение автора? (спокойное, раздражительное. Уставшее,испуг и доброжелательность)

  • Словесные картины.

- В книге, на стр 21, есть рисунок к стихотворению. Подберите слова из текста к рисунку.

  • Интонация и мимика.

- Прочитайте про себяразговор со слоном. Определите интонацию и мимику. ( при помощи зеркала)(доброжелательно, ласково, важно)

- Как будем читать строки разговор с крокодилом (умоляюще) Какая мимика выбрана, покажите (жалостливая) Какие строки подтверждают

- Как будем читать диалог с газелями?

- Прочитайте эти строки с правильной интонацией.

6) Какие непонятные слова вам встретились? Давайте разберём их значение.

Дюжина – двенадцать.

Дребедень – ерунда, чепуха.

Газели – вид антилопы.

Галдели – громко говорили.

Пуд – русская мера веса (примерно 16кг).

7) Чтение трудных слов по слогам.

За-зво-ни-ли

 При – шлёшь

 Раз-бо-ле-лись

 По-зво-ни-ли

 По-жа-луй-ста

 Дре-бе-день

 Не гал-де-ли

 При-ска-ка-ли

 От-дох-нуть

 Про-ва-лил-ся

8) Повторить чтение произведения по цепочке (по 1 строчке).

9) Беседа по прочитанному материалу.

Назовите героев: - Кто первым позвонил, обратился за помощью? (Слон).

- Что попросил крокодил? (Дюжину калош).

- Зачем нужна дюжина калош? (Что бы есть).

- Зачем позвонили цапли? (Что бы прислали капли).

- Что попросили зайчатки? (Перчатки).

- С какой просьбой обратились мартышки? (Книжки).

- Как вели себя при телефонном разговоре газели? (Галдели).

- Кто обратился за помощью последним? (Носорог).

- О чём просил носорог? (Вытащить бегемота).

10)     ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ НАВЫКОВ.

- Будем учиться читать сказку по ролям, предлагаю поиграть в театр.

На доске карточки с именами действующих лиц (чтение  хором): Автор, слон,зайчики, газели, носорог, мартышки…

- Я называю имя героя, а вы находите его  слова и зачитываете их.

(Ответивший ученик выходит к доске)

- Ты будешь читать за …!

б)  чтение по ролям

Учитель читает за автора, незадействованные в чтении  дети оценивают работу актеров.

- Дорогие зрители, понравилось вам наше выступление?

Артистов в театре награждают аплодисментами.

(Учитель распределяет роли, сам читает за автора. )

Чтение по ролям.

Повторить чтение произведения.

11) Все ли животные соблюдают правила телефонного разговора?

Какие правила знаете вы?

а) Когда звоните – здоровайтесь.

 б) Не кричите.

 в) Говорите по делу.

 г) Не говорите долго.

 д) Не звоните очень рано или поздно.

 е) Если не туда попали – извинитесь.

 ж) Отвечайте вежливо.

 з) Закончив разговор, попрощайтесь.

5.  Итог урока.

Какое произведение мы изучили сегодня на уроке? Чем больше всего понравилось заниматься? Посмотрите на выставку книг К.И.Чуковского.

Хорошие книги писал дед Корней.

 Воспитывал взрослых он и детей.

 Будут и внуки наши и дети,

 Сказки читать весёлые эти.

6.  Домашнее задание.

Выучить понравившийся отрывок из стихотворения “Телефон”.

Записать загадки о телефоне.

   1.  Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике.

2.  Тут и мыло подскочило

3. А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля

4. И ставит, и ставит им градусник.

              1.  Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике.

2.  Тут и мыло подскочило

3. А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля

4. И ставит, и ставит им градусник.

              1.  Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике.

2.  Тут и мыло подскочило

3. А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля

4. И ставит, и ставит им градусник.

              1.  Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике.

2.  Тут и мыло подскочило

3. А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля

4. И ставит, и ставит им градусник.

              1.  Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике.

2.  Тут и мыло подскочило

3. А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля

4. И ставит, и ставит им градусник.

              1.  Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике.

2.  Тут и мыло подскочило

3. А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля

4. И ставит, и ставит им градусник.

              1.  Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике.

2.  Тут и мыло подскочило

3. А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля

4. И ставит, и ставит им градусник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения во 2-м классе

 На мой взгяд можно ещё добавить мультфильм , если конечно найдёте!))...

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2.     Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...

Урок чтения во 2-ом классе по теме "А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало...".

Задачи урока: формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;развивать навыки выразител...

Интегрированный урок :чтение, музыка, рисование. 2 класс

Тема  «Подарки осени» Цель:- познакомить со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибочки»,  с научно-             -популярным ...

Конспект интегрированного урока чтение\русский язык. 3 класс

Интегрированный урок (чтение/русский язык) В. Астафьев "Капалуха"...

Урок чтения в 5 коррекционном классе "Обобщение по теме: "Басни И.А.Крылова. Чтение басен по ролям"

Урок чтения в 5 коррекционном классе "Обобщение по теме: "Басни И.А.Крылова. Чтение басен по ролям"...