Тема урока: Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Знакомство учащихся с отрывкам из книги " Серебряный герб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_chukovskiy.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Познакомить учащихся с отрывком из книги “Серебряный герб”
Прогнозируемые результаты:
предметные:
- систематизировать знания о литературных жанрах
- совершенствовать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения
- создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы
- способствовать развитию речи, мышления учащихся
- развивать коммуникативное взаимодействие в парах
- развивать самоконтроль и самооценку усвоения знаний
- учить постановке учебной проблемы
метапредметные :
- познавательные УУД: развитие познавательной активности учащихся
- регулятивные УУД: в процессе совместного выполнения заданий и их проверки определять степень успешности своей работы и работы других учеников
- коммуникативные УУД: формировать дружеские взаимоотношения. Навыки взаимопомощи
- личностные УУД: развитие интереса к литературному чтению, формирование мотивации его изучения
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийная доска
- цветные маркеры для работы на доске
- мультимедийный проектор
- мультимедийная презентация
- Портрет К.И.Чуковского
- выставка книг К.И. Чуковского
Дидактические средства:
- Учебник литературного чтения «В океане света» ч.2, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, тетрадь по литературному чтению
- чистые листы А4(для работы в группе: создание алгоритма)
- карточки с отрывками, стенгазета, сигналы.
Способы реализации поставленной цели: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ своей работы.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие.
| Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу - - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку? - У нас сегодня работа в группах ( соревнование). - Вспомните, как нужно работать в группе? Я желаю вам удачи, будьте внимательны. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. Создать позитивное настроение. |
Актуализация знаний | Игра « Найди пару» | -У вас на столах лежат карточки. Ваша задача, соединить отрывок из произведения с его названием. И когда пара готова показать знак. Цапнул солнце с небосвода И с набитым животом Завалился под кустом…» «Краденое солнце» И сейчас же брюки, брюки Так и прыгнули мне в руки. А за ними пирожок: «Ну-ка съешь меня дружок!» «Мойдодыр» А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник шепнул утюгу: «Я больше идти не могу». «Федорено горе» Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшут муха с комаром. «Муха-цокотуха» А слониха – щеголиха Так отплясывает лихо, Что румяная луна В небе задрожала И на бедного слона Кубарем упала». «Тараканище» -Проверяем следующим образом, вы читаете отрывок и говорите произведение. _Но самое главное, вы должны читать как? Проверяем. Поднимаем сигналы. -Замечательно поработали, отодвинули карточки | |||
Постановка учебной задачи | Формулирование целей и темы урока | Ученики самостоятельно формулируют тему и цели урока. (слайд 1) Ребята, а вот сейчас подумали, почему именно такое задание я вам подготовила на начало урока? -Определите тему нашего урока? (можно посовещаться в паре) -Почему именно эти произведения? -Что написал Чуковский? -А какие они у нас? - Так какую же тему мы ставим сегодня на уроке? (произведения, которые написал Чуковский) | |||
Поиск путей решения проблемы | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. -Для того, чтобы начать работать нам надо составить план нашего урока. -Его мы начинаем с чего? (карточки с элементами плана) План 1.Биография автора -Про биографию поговорим, а затем? 2.Работа с текстом - А как мы работаем с текстом? -рассматриваем иллюстрации -анализируем название -читаем текст -задаем вопросы -план текста -И заканчиваем мы наш урок чем? 3. Главная мысль | ||||
Решение проблемы | Оформление стенгазеты | - Ну что, приступим к первому пункту плана? - Ребята, а Чуковский писал для какого возраста? - А что вы знаете про Чуковского? (выступление Кононетовой) -А какие стихи Чуковского вы знаете? Девочки предлагают нам послушать стихотворения и определить, какое настроение преобладает у стихов Чуковского? (Влада Бутелько «Радуга», Борисова Екатерина « Муха в бане») -Послушаем, что же скажет Щукина Мила о стихах К. И. Чуковского?( оформление газеты) | |||
Работа с текстом | Работа с текстом во время чтения. - Сейчас мы с вами узнаем, для чего ребята привязали верёвку к ногам. Текст будем читать по частям, при этом будьте внимательны, так как к каждой части вы должны будете подобрать по смыслу пословицу, таким образом, составим план прочитанного произведения.( пословицы на листах на каждой парте) Словарная работа. В тексте нам встретятся трудные в произношении и незнакомые слова, давайте познакомимся с ними. Директор Бургмейстер Полдюжины – 6 (половина 12) Господин попечитель учебного округа – человек, помогающий финансами содержать гимназию или другие учебные заведения. Граф (титул) Николай Фердинандович фон (обязательная приставка к титулу у немцев) Люстих. Чемпион – человек, занимающий первое место в какой-то области. Доблестный – героический, способный на подвиг. Чиновник из канцелярии – служащий в государственном аппарате, заведует документацией. Знакомство с содержанием текста. Чтение текста по частям. I часть. Зуев высыпал из ранца полдюжины мелких иконок — медных, жестяных, деревянных, бумажных, — разложил их перед собою на парте и стал деловито целовать их подряд, боясь пропустить хоть одну: П. Ваши предположения. Зачем? О. (ответ автора) как бы она не обиделась и не сделала ему какой-нибудь гадости. В.(вопрос автору) Зуев молился недаром: через три или четыре минуты в нашем классе начнётся диктовка, страшная диктовка, которую мы ждали одиннадцать дней. О.(ответ автора) П. Ваши предположения, что могло произойти одиннадцать дней назад? Одиннадцать дней назад к нам, стуча высокими каблучками, вошёл наш директор Бургмейстер (Шестиглазый, как звали мы его) и, словно читая стихи, сообщил нам своим певучим, торжественным голосом, что господин попечитель учебного округа его сиятельство граф Николай Фердинандович фон Люстих на днях осчастливит наш класс посещением и, быть может, пожелает присутствовать на русском уроке во время диктовки. О.(ответ автора) Анализ прочитанного. - На какие вопросы мы получили ответ? К чему готовились ребята? (к диктанту) Кого ждали на урок русского языка? (попечителя) Беседа. - Как вы думаете, что он должен был проверить у ребят? (Проверить знания учащихся) -Как чувствовали себя ребята перед проверочной работой, какое чувство всегда испытываете вы перед контрольной работой или диктантом? (переживание, страх) Озаглавливание части. Какую бы из предложенных пословиц вы подобрали бы к первой части? (« У страха глаза велики») II часть. Теперь этот день наступил. Мне особенно жалко Тимошу Макарова, В.(вопрос автору) моего лучшего друга, сидящего сзади, наискосок от меня. У него недавно был тиф, и он сильно отстал от класса. Его лопоухое, рыжее от веснушек лицо выражает смертельный испуг. О.(ответ автора)
В одну секунду я вытаскиваю у себя из-за пазухи веревочный хвост от бумажного змея, привязываю к своему башмаку, а другой конец сую Тимоше:
И, покуда он возится с узлами хвоста, говорю:
Тимоша весело кивает головой П. Ваши предположения. Почему изменилось настроение у Тимоши? и пыжится сказать мне какое-то слово. В.(вопрос автору) Но он заика, и изо рта у него вылетают только две-три буквы и брызги слюны. О.(ответ автора) Рядом с ним сидит Муня Блохин, маленький кучерявый и быстрый. Он тотчас ныряет под парту: П. Ваши предположения. Зачем? расширить телефонную сеть. О.(ответ автора) Не может же он допустить, чтобы таким замечательным изобретением пользовался всего один человек! Нет, за спиной у Тимоши сидит второгодник Бугай. Нужно провести телефон и к нему. Блохин достаёт из кармана бечёвку и протягивает её от Тимоши к Бугаю. Тот быстро прикрепляет её к своей правой ноге. Рядом с Бугаем — Козельский, последний ученик в нашем классе, Зюзя Козельский, плакса, попрошайка и трус. Нужно провести телефон и к нему, П. Ваши предположения. Зачем? не то захнычет и выдаст нас всех с головой. О.(ответ автора) За Зюзей Козельским, на «камчатке», у самой стены сидят знаменитые на всю гимназию губошлёпы и лодыри, пучеглазые братья Бабенчиковы. У них кулаки, как гири, нужно протянуть телефонные нити и к ним. П. Ваши предположения. Зачем?
А Зуев хоть и крестится, хоть и бормочет молитвы, но краем глаза всё время поглядывает на меня и на Муню. И вдруг сгребает, как лопатой, всех своих святителей в ранец, срывает у себя с шеи шнурок П. Ваши предположения. Зачем? и, опустившись на колени под партой, хозяйственно привязывает его к моему башмаку. О.(ответ автора) Анализ прочитанного. - На какие вопросы мы получили ответ? Что придумал автор, герой рассказа, от имени которого ведётся повествование? (телефонную сеть) Кому он решил помочь? (Тимоше Макарову) Почему он решил это сделать? (он болел тифом и много пропустил) Кто ещё решил воспользоваться телефонной связью? (другие ребята) Почему нашему герою пришлось и им помочь? (так как кто-то расскажет об их затее, кто-то побьёт, кто-то обидится) Беседа. -Можно ли было ребятам сразу догадаться, получится это дело у них или нет? (да, потому что на телефонной связи их было очень много и у них могло ничего не получиться) Озаглавливание части. Какую пословицу вы выберете? ( «Всякое дело о двух концах») Правильно, иногда, начиная какое-нибудь дело, думаешь, что получится, как задумано, а получается совсем по-другому. III часть. В нашем классе я считался чемпионом диктовки. В.(вопрос автору) Не знаю отчего, но чуть не с семилетнего возраста я писал без единой ошибки самые дремучие фразы. В запятых не ошибался никогда. О. (ответ автора) По другим предметам я бывал зачастую слаб, но по русскому языку у меня была сплошная пятёрка, хотя и случалось, что тут же, по соседству с пятёркой, мне ставили в тетрадку единицу — за кляксы. Писать без клякс я тогда не умел, и все мои пальцы после каждой диктовки обычно были измазаны чернилами словно я нарочно совал их в чернильницу. Анализ прочитанного. - На какие вопросы мы получили ответ? Кем считался герой текста? (чемпионом по диктовке) Беседа. -Почему же учителю приходилось ставить ему две оценки? (за кляксы и за грамотность) Озаглавливание части. Как вы думаете, какая из пословиц подойдёт к этой части? ( « Не пером пишут, а умом») IV часть. Но вот распахнулась дверь. П. Ваши предположения. Что произойдёт дальше? О. (ответ автора) В класс вошёл не Бургмейстер, не сиятельный Люстих, которым нас пугали одиннадцать дней, а какой-то дубоватый незнакомец с неподвижным, топорным лицом. И немедленно начал диктовать. П. Ваши предположения. Что произойдёт дальше? О.(ответ автора) Пришлось поработать моей правой ноге! Всё время, пока длилась диктовка, я дёргал, и дёргал, и дёргал ногою так, что у меня даже в глазах потемнело. В.Что это значит? Как вы понимаете смысл этих слов? Диктовка была такая (я запомнил её от слова до слова): «В тот день (дёрг!), когда доблестный Игорь (дёрг!), ведущий войска из лесов и болот (дёрг!), увидел (дёрг!), что в поле (дёрг!), где стояли враги (дёрг!), поднялось зловещее облако пыли (дёрг!), он сказал (дёрг! дёрг! дёрг! дёрг!): «Как сладко умереть за отчизну!» (дёрг! дёрг!). Наши парты дрожали, как в судороге. В. Как вы понимаете смысл данных слов? Почему парты дрожали? О. (ответ автора) Я без устали передавал свои сигналы Зуеву, и Тимоше, и Муне. Тимоша передавал их Бугаю, Муня — Козельскому и братьям Бабенчиковым. По окончании диктовки дубоватый незнакомец с неподвижным, топорным лицом взял наши тетради и унёс неизвестно куда. Это был, как потом оказалось, важный чиновник из канцелярии попечителя Люстиха. И благодарила же меня вся спасённая мною шестёрка! В.(вопрос автору) О.(ответ автора) Зюзя Козельский обещал мне одного из своих голубей, братья Бабенчиковы — полную фуражку изюму, так как у их отца на Екатерининской улице была лучшая в городе лавка, где продавались финики, фиги, кокосовые орехи, халва.
Анализ прочитанного. - На какие вопросы мы получили ответ? Как выполнял работу наш герой – изобретатель? (ответим словами текста) «старался так, что в глазах потемнело» Беседа. -Как он относился к ребятам своего класса? (по-доброму, хотел помочь) Озаглавливание части. Как вы думаете, какая из пословиц подойдёт к этой части? (« Всем добро, да не всякому на пользу») V часть. П. Ваши предположения. Справились ли ребята с диктовкой? О.(ответ автора) Через неделю в класс деревянной походкой снова вошёл незнакомец в сопровождении нашего наставника Флёрова и заявил, что, по приказу господина попечителя учебного округа его сиятельства графа фон Люстиха, комиссия по проверке успехов учащихся рассмотрела тетради с написанной нами диктовкой и отметила одну странную вещь... П. Ваши предположения. Какую? О.(ответ автора) Незнакомец порылся в тетрадях.
Зуев и Козельский с удовольствием подбежали к доске и скромно приосанились, П. Ваши предположения. Почему? О.(ответ автора) ожидая похвал. Незнакомец глянул на них и вдруг, к удивлению класса, улыбнулся совсем как живой человек. И, повернувшись к доске, написал на ней мелом такое: «В тот день когда: доблестный Игорь ведущий? войска из лесов и болот увидел что в поле где? стояли, враги поднялось!? зловещее облако пыли?».
Все захохотали, кто-то свистнул. В. Почему так повели себя ребята? О.(ответ автора) Незнакомец постучал деревянным своим пальцем по кафедре: и проговорил уже без всякой улыбки:
«В тот день когда доблестный Игорь веду,щий вой!ска из ле?сов и бо,лот уви,дел что в поле где сто,яли вра!ги поднялось зловещее об,лако пы?ли он сказал как слад,ко умереть: за от,чизну». Анализ прочитанного. - На какие вопросы мы получили ответ? Как справились ребята с диктовкой? Беседа. - Надежды ребят на хорошие оценки оправдались? (нет) -Что же каждый получил за свой труд? Давайте выберем пословицу? Озаглавливание части. (« Каждому – по делам его») VI часть. П. Ваши предположения. Почему так получилось? О.(ответ автора) Беда произошла оттого, что почерк был у меня очень медленный, детский, а у товарищей - быстрый. Да и проклятые кляксы сильно тормозили меня. Когда я с трудом выводил третье или четвёртое слово, мои товарищи уже писали седьмое, девятое. Слепо понадеявшись на мой телефон, В.Как вы понимаете это высказывание? О.(ответ автора) товарищи, сидевшие далеко позади, уже не шевелили мозгами и по сигналу готовы были ставить запятые внутри каждого слова, даже разрезая его пополам, чего сроду не делал самый отпетый дурак с тех пор, как на свете существует диктовка. Анализ прочитанного. - На какие вопросы мы получили ответ? Отчего же произошла такая беда? (почерк и темп письма был у ребят разный) Беседа. Можно ли было надеяться ребятам на своего товарища и его изобретение «телефонную связь», ведь связь у них была такая: Зуев Я Муня Блохин Зюзя Тимоша Братья Бубенчиковы Бугай (высказывания ребят) Озаглавливание части. Какая из пословиц была бы этим друзьям советом? (« На друга надейся, да сам не плошай»; « На друга надеяться – самому пропадать») Правильно, нельзя не думая повторять всё, даже если тебе помогает твой лучший друг. Необходимо и самому «шевелить мозгами», как советует автор. VII часть. После этого дня я долго не мог ни кашлянуть, ни засмеяться, ни вздохнуть, ни чихнуть П. Ваши предположения. Почему? О.(ответ автора)— так болели у меня рёбра от той благодарности, которую выразили мне мои сверстники, главным образом братья Бабенчиковы. Напрасно я доказывал им, что ни одно великое изобретение не бывает на первых порах совершенным: они были глухи к моим слезам и протестам. Вернулся я в гимназию лишь на четвёртые сутки. Молва о телефоне гудела и в коридоре, и в классах. Но Шестиглазый предпочёл притвориться, будто ничего не слыхал: П. Ваши предположения. Почему? О.(ответ автора) иначе ему пришлось бы воздать по заслугам и Гришке Зуеву, и братьям Бабенчиковым, которые по особым причинам пользовались его благосклонностью. Вскоре начались у нас экзамены. Я совсем забыл о телефоне. Анализ прочитанного. - На какие вопросы мы получили ответ? Как же отблагодарили ребята своего изобретателя? (избили его) А был ли виноват главный герой? (нет) Словами какой пословицы вы бы поддержали мальчика – изобретателя? (« Дружбу помни, а зло забывай») Подведение итогов. -Понравилась вам I глава из книги «Серебряный герб»? (да) -Какая главная мысль этого текста? (стараться самим хорошо учиться, а не надеяться на товарищей и если кто-то заболел, обязательно помочь ему в учёбе, только не таким способом) -Кому бы вы хотели посоветовать прочитать эту книгу? (товарищам и взрослым) -Что вы можете сказать о Корнее Ивановиче Чуковском как о писателе? (замечательный писатель, написал очень интересную, весёлую книгу) - Вернёмся к словам Ираклия Андронникова и вспомним наши предположения. Оправдались они? (да) Вывод: произведения Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться успехам других. Ведь без этой способности человек – не человек. Вы можете ещё познакомиться с Корнеем Ивановичем – переводчиком. Он перевёл с английского «Приключения Барона Мюнгхаузена», « Приключения Робинзона Крузо», «Принц и Нищий», «Рики-Тики-Тави». Домашнее задание. (по выбору) 1. Выбрать самый понравившийся отрывок, выразительно его прочитать и нарисовать рисунок. (средний уровень) 2. Пересказать по плану, составленному из пословиц.(высокий уровень) | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.
В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...
Урок-сказка по математике в 1 классе. Тема урока: «Повторение пройденного материала. Сказка К.И. Чуковского «Тараканище»».
Урок - сказка по математике в 1 классе. Тема урока: "Повторение пройденного материала. Сказка К. И. Чуковского "Тараканище"".Цели урока: повторить и систематизировать материал, изученный на пред...
Тема урока: «К.И. Чуковский. Произведения «Телефон» и «Путаница» »
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса....
Урок литературного чтения. К.И.Чуковский "Телефон"
Урок по УМК "Школа России"....
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока:Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на ...
План - конспект урока литературного чтения К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные задания для работы в парах....
Конспект урока по литературному чтению "К. Чуковский «Телефон»", УМК "Школа России" (1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворением К. Чуковского «Телефон», совершенствование навыков выразительно чтение; развитие умения находить фрагменты текста стих...