Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «К. Чуковский «Телефон»»
методическая разработка по чтению (1 класс)

Петрова Анастасия Александровна

Ознакомление обучающихся с биографией и творчеством К. Чуковского и его произведением «Телефон» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_konspekta_uroka.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБОУ СОШ №218

Методическая разработка
конспекта урока

по литературному чтению
на тему: «К. Чуковский «Телефон»»,

проведенного в 1 классе

учителем начальных классов
Петровой Анастасией Александровной

Санкт-Петербург

2021

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литературное чтение

Класс

1

Тема урока

К. Чуковский «Телефон»

Дидактическая цель

Создать условия для ознакомления обучающихся с биографией и творчеством К. Чуковского и его произведением «Телефон»

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. Развитие самостоятельности;

Л 2. Положительно относиться к учебной деятельности.

МПознавательные

МП1. Умение строить логическую цепь рассуждений;

МП2. Извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

МП3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.

МРегулятивные

МР1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать  условия её выполнения;

МР2. Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности;

МР3. Использовать ранее полученные знания.

МКоммуникативные

МК 1. Уметь задавать вопросы;

МК 2. Уметь работать в группе.

П1. Знать биографию К. Чуковского ;

П2. Уметь отвечать на вопросы по по произведению К. Чуковского  «Телефон»

П3. Знать значение непонятных слов.

П4. Уметь выразительно читать произведение К. Чуковского  «Телефон»

Решаемые учебные проблемы (учебная задача)

О чем произведение К. Чуковского  «Телефон»?

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Сказка

Образовательные технологии, используемые на уроке (в т.ч. рефлексивные технологии)

Диалоговая, рефлексивная, оздоровительная технология

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Литературное чтение 1 кл.

2 часть

Раздаточный материал.
Учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Литературное чтение 1 кл.

2 часть

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ι. Организационный этап.

Ребята здравствуйте! Подготовьтесь к уроку литературного чтения!

Давайте проверим готовность к нашему уроку. У вас на парте должен лежать учебник, пенал и дневник.

II.Актуализация знаний.

Посмотрите на выставку книг. С произведением какого автора мы познакомимся? Какое произведение этого писателя читали на прошлом уроке?


Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков. А вы знаете значение слова «псевдоним»?

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны.

Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

Как вы думаете, Чуковский – взрослый писатель или детский? Оказывается, он много произведений написал для взрослых, он писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский. Но Корней Чуковский очень любил детей, много общался с ними и даже написал для взрослых чудесную книгу о детской речи «От двух до пяти». (несколько реплик детей из книги. Пусть родители тоже расскажут, что интересного вы говорили в раннем возрасте)

Как же получилось, что Чуковский стал писать для детей? Ваши предположения. Оказывается, первое стихотворение было случайно придумано для сына Чуковского.

В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Детским поэтом-сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

Так появилась первая сказка «Крокодил».

Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам

И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.

Давайте попробуем их отгадать.

Загадки:

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей. 
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

А теперь отгадайте мою загадку:
Поверчу волшебный круг
И меня услышит друг.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. 

III.Постановка цели урока и формулирование темы урока.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Правильносегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением К. И. Чуковского «Телефон».

Какую цель поставим перед собой?

V. Этап первичного восприятия литературного произведения.

Откройте учебник на стр. 17. Я читаю, а вы внимательно слушаете.

Что понравилось? Какие эмоции у вас возникают при чтении ?

-Какой жанр этого произведения?

-Почему вы утверждаете, что это сказка?

- В чём особенность этой сказки?

Значит, это какая сказка?

- Какие ещё бывают сказки?

- Эта сказка весёлая или грустная? Смешная или страшная?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VI. Этап выявления первичного восприятия литературного произведения.

-Перечитайте. Найдите  слова, значения которых могут быть непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом.

РАБОТА В ПАРАХ

На листах задание. Соедините слова с их значением.

Словарная работаПуд – старинная мера веса=16 кг

галоши (калоши)- резиновая обувь

дребедень –всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы).

газели (антилопы) - небольшие животные лёгкого стройного телосложения, живущие стадами (до нескольких сот особей). Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом.

-Прочитаем произведение  вслух.

Читать будем по частям.


Почему стихотворение называется «Телефон»? Учит ли оно нас общению по телефону?

Можно сформулировать правила общения по телефону.

Правила записаны на карточках, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно догадаться и вписать по смыслу пропущенное слово.

1.Не звоните по пустякам.

Звоните только по важным вопросам

2. Внимательно слушайте собеседника.

3. Используйте в разговоре вежливые слова.

Почему сказка называется «Телефон»?

- С какой целью животные звонят писателю?

- Чему учит сказка?

- Откуда звонил слон?

- С какой просьбой обратился слон к писателю? Можно ответить строчками из текста. 

- Для кого он просил шоколад?

- Какой слонёнок?

- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад?

- Что просил прислать крокодил?

- Почему он просил это со слезами в голосе?

- Для кого он просил калоши?

- Что они делали с калошами?

- А можно ли крокодила назвать заботливым семьянином?

- О чём спрашивали газели?

- Когда позвонил Носорог?

- С какой просьбой?

- О какой черте характера Носорога говорит его поступок?

- Кто ещё звонил автору, но в отрывке мы не слышали их просьбы?

- Где мы можем встретить всех этих героев сразу?

- А как по-другому можно было бы назвать эту сказку?

VII. Этап постановки учебной задачи.

Так о чем же произведение К.  И. Чуковского?

VIII. Этап перечитывания и анализа художественного произведения.

Посмотрим мультфильм с участием автора.

IX. Этап обобщения. Рефлексия.
1). -С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

-Что запомнили об авторе?

2). -Воспользуйтесь карточкой и продолжите фразу, которую выберете.

Сегодня на уроке я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Меня удивило…

X. Домашнее задание.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Рассматривают книги.

К. И. Чуковский

«Федотка»

Слушают

Псевдоним – выдуманное, придуманное имя.

Рот и зубы

Зеркало

Телефон  

К. И. Чуковский «Телефон»

Мы познакомимся с произведением, будем учиться его читать выразительно, мы должны понимать прочитанное, чтобы отвечать на вопросы

Сказка

Животные разговаривают

Она написана в стихах

Стихотворная

 Народные

просят о помощи

помогать друг другу, быть добрыми, любить животных

от верблюда

для слонёнка

маленький

малыши любят сладкое

калоши

очень хотел


для себя, для жены, для сына Тотоши
ели на ужин

да/нет

ночью

спасти бегемота

неравнодушный, переживает за Бегемота, хочет ему помочь

тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру

в зоопарке

«Просьбы зверей», «Суматошный день»

О том, как животные просили о помощи

Просмотр мультфильма

К. И. Чуковский

Рефлексия

Л2

МП2

П1

МП3

МП1

МР1

П2

П4

МК2

П3

П4

МК2

МР3

МК1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Поэтические секреты"

          Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»

Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа  XXI века»Цель: создать условия для знакомства  детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Веселые стихи".

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 классТип урока: Систематизация и обобщение знанийТема"Веселые стихи". Обобщение раздела "Из детских журналов".ЦельЗакрепить знания о творчестве...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: М. Пришвин «Моя Родина»

Методическая разработка урокапо литературному чтению на тему:М. Пришвин «Моя Родина» Предмет: литературное чтениеКласс: 3Учитель : Тимофеева Лариса ВитальевнаТема урока: М. М. Пр...