Открытый урок по литературному чтению в 1 классе на тему: "К. Чуковский «Телефон. Путаница»"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Кизик Мария Игоревна

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством великого детского писателя и поэта К. И. Чуковского.

          Задачи:

  • Обучающие: знакомить с творчеством К. И. Чуковского; формировать правильное, осознанное и выразительное чтение; учить работать с выставкой книг; учить анализу литературного произведения.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, творческое воображение, умение работать в парах.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению, любовь к русской литературе.
  • Планируемые результаты обучения:
  • Создать условия для развития у учащихся умений:
  • Предметные: читать по ролям, изображая героев с помощью интонации, мимики, жестов; называть произведения К.И. Чуковского; рассказывать по иллюстрациям об изображенных на них событиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Лычёвская средняя школа имени М. К. Кузьмина»        

        Открытый урок

1 класс

                                   http://nkozlov.ru/upload/images/0801/0801081728550.jpg

Подготовила и провела                                                                                    учитель начальных классов                                                                                                                            Кизик М. И.

        

             Тема урока: К. Чуковский « Телефон. Путаница»

             Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством великого детского писателя и поэта К. И. Чуковского.

          Задачи:

  • Обучающие: знакомить с творчеством К. И. Чуковского; формировать правильное, осознанное и выразительное чтение; учить работать с выставкой книг; учить анализу литературного произведения.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, творческое воображение, умение работать в парах.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению, любовь к русской литературе.
  • Планируемые результаты обучения:
  • Создать условия для развития у учащихся умений:
  • Предметные: читать по ролям, изображая героев с помощью интонации, мимики, жестов; называть произведения К.И. Чуковского; рассказывать по иллюстрациям об изображенных на них событиях.
  • Универсальные учебные действия (метапредметные):
  • Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; планировать, оценивать свои действия и работу пары/группы.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; проявлять познавательный интерес к учебному материалу, использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
  • Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
  • Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование: учебник; презентация к уроку, выставка книг К. И. Чуковского; карточки для фронтальной работы; аудиозапись произведений К. И. Чуковского; тесты для работы в паре; ноутбук; проектор; видеофайл (мультфильм).

Ход урока:

I.Организационный момент.

Вот уже звенит звонок,

Начинается урок.

Терять минутки нам - не дело,

Поскорей, друзья, за дело!

А теперь  мы  сядем  дружно,

Нам  работать  уже  нужно.

II. Актуализация знаний.

Упражнения для развития речевого  аппарата.

-Разбудим  наш  речевой  аппарат.  

1.Упражнение «В цветочном магазине»

2. Упражнение «Лошадка»

3. Упражнение «Сластена»

4.Работа над дикцией

 Прочитаем чистоговорку:

ЧУ-ЧУ-ЧУ — очень  я  читать  хочу.

КОВ-КОВ-КОВ — без  запинок  и  сучков.

СКИ-СКИ-СКИ — я  читаю  мастерски!

III. Самоопределение к учебной  деятельности. Постановка  учащимся цели предстоящей работы.

- Посмотрите на портреты писателей. Кто из них вам знаком?

( Пушкин, Толстой, Бианки, Ушинский. Вызванный к доске ученик прикрепляет под портреты карточку с фамилиями писателей).

- А почему этот портрет у нас остался без карточки.  Чей он? ( Мы не знаем).

- Какую же цель мы поставим перед собой? (Узнать, чей это портрет; что это за писатель; познакомиться с его творчеством).

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока – знакомство с творчеством нового писателя. Что вы хотите о нём узнать? (Кто это? Что за писатель? Как  его зовут? Когда и где он жил? Какие книги написал? Для кого он писал свои произведения?)

  IV.Планирование учебной деятельности.

-Чтобы работа достигла хорошего результата, должен быть план.

– Давайте составим план урока. (на доске деформированный план)

Составление плана урока

Ф.И.О. писателя

Жизнь и творчество  писателя

Чтение произведений

Применение  новых знаний.

Оценим себя

V. «Открытие» нового знания.

1. «Найди автора»

Работа в парах.

- У каждого из вас на партах лежат конверты с карточками. На карточках    портреты и фамилии писателей, отрывки их произведений.  Определите, кто автор этих произведений. Соедините фамилии авторов и их строки.

- Проверьте  свою работу .

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост. А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

В.В. Бианки

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!»

А.С. Пушкин

Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать…

Л.Н. Толстой

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен».

К.Д. Ушинский

К.И. Чуковский

- Что вы заметили? (Одна фамилия осталась лишняя)

-Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего сегодняшнего урока? (Это фамилия  писателя,  с творчеством которого будем сегодня знакомиться).

-Прочитайте её.  К. И. Чуковский

- Сегодня мы вспомним известные вам сказки К. Чуковского и познакомимся с произведениями К. Чуковского, написанными в другом жанре.

2.Биография и творчество писателя. Рассказ учителя.

ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ (1882–1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 (31) марта 1882 в Санкт-Петербурге. Рано начал работать маляром, но одновременно занимался самостоятельно: изучал английский язык, много читал, а потом сдал экзамены за курс гимназии и начал работать в газете  . 

Возглавив по приглашению М.Горького детский отдел издательства «Парус»,Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. Крокодил (1916), Мойдодыр и Тараканище (1923), Муха-Цокотуха (1924), Бармалей (1925), Телефон (1926) Дети полюбили их, Чуковский написал для них еще много сказок и стихотворений.

Кроме этого Чуковский писал книги и для взрослых, например, о Некрасове, великом русском поэте. Переводил книги зарубежных писателей и т.д.

В 1957 Чуковскому была присвоена учёная степень доктора филологических наук, в 1962 – почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

        Умер Чуковский в Москве 28 октября 1969.  

3.Работа с учебником.

 - Откройте  учебник  на  стр. 96  Прочитайте текст о Чуковском.

- Назовите его произведения, о которых вы прочитали.

Какие произведения К.И. Чуковского вы уже читали?  

-Какие из них вам понравились больше всего?

- Рассмотрите  иллюстрации на страницах учебника. Из  каких  они  произведений? (ответы детей)

Физкультминутка.

По дорожке,  по  дорожке

Скачем  мы  на  левой  ножке.

И  по  этой  же  дорожке

Скачем  мы  на  правой  ножке.

Прыг - скок,  прыг - скок -

Прискакали  на  лужок.

Сели — встали,  сели — встали,

И  нисколько  не  устали.

А  теперь  пешком,  пешком

Так  до  дому  мы  дойдём.

VI. Первичное закрепление

Работа в парах.

-Возьмите карточку. Прослушайте аудиозапись - отрывок из сказки К.И. Чуковского. Определите название сказки. Приготовьтесь показать картинки - ответ.

1. И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

  (Айболит)

2. Ехали медведи
на велосипеде,
А за ними кот задом

 наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

 (Тараканище)

3. А на нём,  а на нём,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарища кричит:

«Уходите, бегите,

       спасайтеся!»        

 (Федорино горе)

4.«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!»

  (Муха-Цокотуха)

5. Как пустился я по улице бежать,

Прибежал я к умывальнику опять,

Мылом, мылом,

Мылом, мылом

Умывался без конца.

(Мойдодыр)

-Сказки у К.И. Чуковского появлялись не случайно. Однажды, работая в своём кабинете, Корней Иванович услышал громкий плач. Это плакала его маленькая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А немытым трубочистам:

«Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так родился на свет «Мойдодыр».

VII. Чтение произведений К.И. Чуковского.

- Какие ещё произведения автора вы знаете?

 - Первое произведение, с  которым мы познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг.   (Телефон)

_ Многие знакомы с этим произведением. Прослушайте.

- На с. 96 в Азбуке отрывок из сказки К.И. Чуковского «Телефон». Послушайте, я прочитаю его.

- Кто герои данного фрагмента? (Доктор Айболит и Слон).

- Прочитайте предложения с вопросительной интонацией.

Какие правила телефонного разговора знаете вы?

а) Когда звоните – здоровайтесь.
б) Не кричите.
в) Говорите по делу.
г) Не говорите долго.
д) Не звоните очень рано или поздно.
е) Если не туда попали – извинитесь.
ж) Отвечайте вежливо.
з) Закончив разговор, попрощайтесь

- Прочитайте на с.97 отрывок из сказки «Путаница».

- Понравилось произведение?

- Ответьте, что произошло с героями произведения, как они стали разговаривать: кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать? Какие строки были самые весёлые? Зачем автор всё перепутал?

- Какое настроение создаёт произведение? (Было весело и смешно.)

 Физкультминутка.  (На презентации.)

VIII. Применение нового знания.

1. Чтение текста учениками по ролям.

2. - Сказки бывают разные.  «Колобок», «Репка», «Теремок» - сказки народные. Мы говорили о них на самых первых наших уроках.  «Телефон» - тоже сказка, но эту сказку сочинил один автор: К.И. Чуковский, поэтому эта сказка называется авторской, литературной.

Но К. И. Чуковский писал не только сказки для детей. Он писал и стихи, и загадки, и даже переводил с английского языка весёлые народные песенки. А ещё он записывал интересные детские фразы, которые слышал от детей и издал очень интересную книгу, которая называется «От двух до пяти».  Дом Чуковского всегда был полон детьми. И ребятам  он казался добрым великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громкоголосым, щедрым на ласку, всегда имевшим про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово.

- Отгадайте загадки к.и. Чуковского.

1. Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец - глупца,

Баран - барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну - обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху

Увидел лохматого. (Зеркало.)

 

2. Растет она вниз головою.

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет

 Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

3. Ах, не трогайте меня!

Обожгy и без огня! (Крапива.)

4. Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и oттyдa

Живое выбежало чудо

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)

5. Я одноухая старуха,

    Я прыгаю по полотну,

    И нитку длинную из уха

    Как паутинку я тяну. (Иголка)

3.Игра «Стол находок»

-Проверим ваши знания о том, как вы знаете сказки К.И. Чуковского.

- Сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Стол находок». Вам надо определить кто из героев потерял эти вещи.

 Блюдце – (Федорино горе)

Термометр – (Айболит)

Монета – (Муха-Цокотуха)

Телефон – (Телефон)

Мыло – (Мойдодыр)

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Давайте оценим свою работу на уроке.

- Какую цель мы ставили? Познакомиться с творчеством К.И. Чуковского.

- Удалось нам это? Да, удалось.

- Каким способом? Что мы для этого делали, какие задания выполняли?

Мы самостоятельно читали учебник, выполняли задания в парах, играли, ичитали по ролям отрывки произведений.

- Какие получили результаты? Что нового узнали о К.И. Чуковском?

Мы узнали, что К.И. Чуковский писал не только интересные сказки, но и другие произведения: загадки, стихи.

- Зная об этом, что бы вам хотелось сделать?

Познакомиться с этими другими произведениями

- А где и для чего можно применить знания, которые мы сегодня получили об авторе и его произведениях?

На уроке рисования можно нарисовать рисунки к произведениям К.И. Чуковского.

- Можно участвовать в конкурсе.

- Можно выучить наизусть, чтобы рассказывать маленьким братикам и сестрёнкам.

- Оцените себя.

X. В подарок за хорошую работу на уроке вы получаете – отрывок из мультфильма «Путаница».  (Учащиеся смотрят мультфильм.)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корней Иванович Чуковский (1882 1969)

Слайд 2

Т Е Л Е Ф О Н

Слайд 4

Когда звоните – здоровайтесь. Не кричите. Говорите по делу. Не говорите долго. Не звоните очень рано или поздно Если не туда попали – извинитесь. Отвечайте вежливо. Закончив разговор, попрощайтесь. corowina.ucoz.com

Слайд 7

Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, Баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого.

Слайд 8

Я одинокая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутину, я тяну.

Слайд 9

Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт.

Слайд 10

Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня!

Слайд 11

Был белый дом, Чудесный дом, И что- то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо – Такое тёплое , такое Пушистое и золотое. Prezentacii.com

Слайд 12

Айболит бабушка Бармалей доктор Федора разбойник Мойдодыр муха Цокотуха умывальник

Слайд 13

Читайте произведения К.И.Чуковского!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс ШР К.И. Чуковский "Федорино горе" (1 урок)

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса ШР по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (1 урок)....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме: Федина Задача

Урок литературного чтения для 3 класса УМК "Школа России" по теме "Федина задача"...