Открытый урок по литературному чтению в 1 классе на тему: "К. Чуковский «Телефон. Путаница»"
методическая разработка по чтению (1 класс)
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством великого детского писателя и поэта К. И. Чуковского.
Задачи:
- Обучающие: знакомить с творчеством К. И. Чуковского; формировать правильное, осознанное и выразительное чтение; учить работать с выставкой книг; учить анализу литературного произведения.
- Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, творческое воображение, умение работать в парах.
- Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению, любовь к русской литературе.
- Планируемые результаты обучения:
- Создать условия для развития у учащихся умений:
- Предметные: читать по ролям, изображая героев с помощью интонации, мимики, жестов; называть произведения К.И. Чуковского; рассказывать по иллюстрациям об изображенных на них событиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по литературному чтению в 1 классе. | 126.55 КБ |
Презентация к открытому уроку по литературному чтению в 1 классе. | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лычёвская средняя школа имени М. К. Кузьмина»
Открытый урок
1 класс
Подготовила и провела учитель начальных классов Кизик М. И.
Тема урока: К. Чуковский « Телефон. Путаница»
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством великого детского писателя и поэта К. И. Чуковского.
Задачи:
- Обучающие: знакомить с творчеством К. И. Чуковского; формировать правильное, осознанное и выразительное чтение; учить работать с выставкой книг; учить анализу литературного произведения.
- Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, творческое воображение, умение работать в парах.
- Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению, любовь к русской литературе.
- Планируемые результаты обучения:
- Создать условия для развития у учащихся умений:
- Предметные: читать по ролям, изображая героев с помощью интонации, мимики, жестов; называть произведения К.И. Чуковского; рассказывать по иллюстрациям об изображенных на них событиях.
- Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; планировать, оценивать свои действия и работу пары/группы.
- Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; проявлять познавательный интерес к учебному материалу, использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
- Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.
Оборудование: учебник; презентация к уроку, выставка книг К. И. Чуковского; карточки для фронтальной работы; аудиозапись произведений К. И. Чуковского; тесты для работы в паре; ноутбук; проектор; видеофайл (мультфильм).
Ход урока:
I.Организационный момент.
Вот уже звенит звонок,
Начинается урок.
Терять минутки нам - не дело,
Поскорей, друзья, за дело!
А теперь мы сядем дружно,
Нам работать уже нужно.
II. Актуализация знаний.
Упражнения для развития речевого аппарата.
-Разбудим наш речевой аппарат.
1.Упражнение «В цветочном магазине»
2. Упражнение «Лошадка»
3. Упражнение «Сластена»
4.Работа над дикцией
Прочитаем чистоговорку:
ЧУ-ЧУ-ЧУ — очень я читать хочу.
КОВ-КОВ-КОВ — без запинок и сучков.
СКИ-СКИ-СКИ — я читаю мастерски!
III. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учащимся цели предстоящей работы.
- Посмотрите на портреты писателей. Кто из них вам знаком?
( Пушкин, Толстой, Бианки, Ушинский. Вызванный к доске ученик прикрепляет под портреты карточку с фамилиями писателей).
- А почему этот портрет у нас остался без карточки. Чей он? ( Мы не знаем).
- Какую же цель мы поставим перед собой? (Узнать, чей это портрет; что это за писатель; познакомиться с его творчеством).
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока – знакомство с творчеством нового писателя. Что вы хотите о нём узнать? (Кто это? Что за писатель? Как его зовут? Когда и где он жил? Какие книги написал? Для кого он писал свои произведения?)
IV.Планирование учебной деятельности.
-Чтобы работа достигла хорошего результата, должен быть план.
– Давайте составим план урока. (на доске деформированный план)
Составление плана урока
Ф.И.О. писателя
Жизнь и творчество писателя
Чтение произведений
Применение новых знаний.
Оценим себя
V. «Открытие» нового знания.
1. «Найди автора»
Работа в парах.
- У каждого из вас на партах лежат конверты с карточками. На карточках портреты и фамилии писателей, отрывки их произведений. Определите, кто автор этих произведений. Соедините фамилии авторов и их строки.
- Проверьте свою работу .
Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост. А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень. | В.В. Бианки |
Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок!» | А.С. Пушкин |
Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать… | Л.Н. Толстой |
«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен». | К.Д. Ушинский |
К.И. Чуковский |
- Что вы заметили? (Одна фамилия осталась лишняя)
-Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего сегодняшнего урока? (Это фамилия писателя, с творчеством которого будем сегодня знакомиться).
-Прочитайте её. К. И. Чуковский
- Сегодня мы вспомним известные вам сказки К. Чуковского и познакомимся с произведениями К. Чуковского, написанными в другом жанре.
2.Биография и творчество писателя. Рассказ учителя.
ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ (1882–1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 (31) марта 1882 в Санкт-Петербурге. Рано начал работать маляром, но одновременно занимался самостоятельно: изучал английский язык, много читал, а потом сдал экзамены за курс гимназии и начал работать в газете .
Возглавив по приглашению М.Горького детский отдел издательства «Парус»,Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. Крокодил (1916), Мойдодыр и Тараканище (1923), Муха-Цокотуха (1924), Бармалей (1925), Телефон (1926) Дети полюбили их, Чуковский написал для них еще много сказок и стихотворений.
Кроме этого Чуковский писал книги и для взрослых, например, о Некрасове, великом русском поэте. Переводил книги зарубежных писателей и т.д.
В 1957 Чуковскому была присвоена учёная степень доктора филологических наук, в 1962 – почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.
Умер Чуковский в Москве 28 октября 1969.
3.Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 96 Прочитайте текст о Чуковском.
- Назовите его произведения, о которых вы прочитали.
Какие произведения К.И. Чуковского вы уже читали?
-Какие из них вам понравились больше всего?
- Рассмотрите иллюстрации на страницах учебника. Из каких они произведений? (ответы детей)
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
Прыг - скок, прыг - скок -
Прискакали на лужок.
Сели — встали, сели — встали,
И нисколько не устали.
А теперь пешком, пешком
Так до дому мы дойдём.
VI. Первичное закрепление
Работа в парах.
-Возьмите карточку. Прослушайте аудиозапись - отрывок из сказки К.И. Чуковского. Определите название сказки. Приготовьтесь показать картинки - ответ.
1. И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
(Айболит)
2. Ехали медведи
на велосипеде,
А за ними кот задом
наперед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
(Тараканище)
3. А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарища кричит:
«Уходите, бегите,
спасайтеся!»
(Федорино горе)
4.«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
(Муха-Цокотуха)
5. Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять,
Мылом, мылом,
Мылом, мылом
Умывался без конца.
(Мойдодыр)
-Сказки у К.И. Чуковского появлялись не случайно. Однажды, работая в своём кабинете, Корней Иванович услышал громкий плач. Это плакала его маленькая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А немытым трубочистам:
«Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так родился на свет «Мойдодыр».
VII. Чтение произведений К.И. Чуковского.
- Какие ещё произведения автора вы знаете?
- Первое произведение, с которым мы познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг. (Телефон)
_ Многие знакомы с этим произведением. Прослушайте.
- На с. 96 в Азбуке отрывок из сказки К.И. Чуковского «Телефон». Послушайте, я прочитаю его.
- Кто герои данного фрагмента? (Доктор Айболит и Слон).
- Прочитайте предложения с вопросительной интонацией.
Какие правила телефонного разговора знаете вы?
а) Когда звоните – здоровайтесь.
б) Не кричите.
в) Говорите по делу.
г) Не говорите долго.
д) Не звоните очень рано или поздно.
е) Если не туда попали – извинитесь.
ж) Отвечайте вежливо.
з) Закончив разговор, попрощайтесь
- Прочитайте на с.97 отрывок из сказки «Путаница».
- Понравилось произведение?
- Ответьте, что произошло с героями произведения, как они стали разговаривать: кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать? Какие строки были самые весёлые? Зачем автор всё перепутал?
- Какое настроение создаёт произведение? (Было весело и смешно.)
Физкультминутка. (На презентации.)
VIII. Применение нового знания.
1. Чтение текста учениками по ролям.
2. - Сказки бывают разные. «Колобок», «Репка», «Теремок» - сказки народные. Мы говорили о них на самых первых наших уроках. «Телефон» - тоже сказка, но эту сказку сочинил один автор: К.И. Чуковский, поэтому эта сказка называется авторской, литературной.
Но К. И. Чуковский писал не только сказки для детей. Он писал и стихи, и загадки, и даже переводил с английского языка весёлые народные песенки. А ещё он записывал интересные детские фразы, которые слышал от детей и издал очень интересную книгу, которая называется «От двух до пяти». Дом Чуковского всегда был полон детьми. И ребятам он казался добрым великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громкоголосым, щедрым на ласку, всегда имевшим про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово.
- Отгадайте загадки к.и. Чуковского.
1. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху
Увидел лохматого. (Зеркало.)
2. Растет она вниз головою.
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
3. Ах, не трогайте меня!
Обожгy и без огня! (Крапива.)
4. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и oттyдa
Живое выбежало чудо
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)
5. Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха
Как паутинку я тяну. (Иголка)
3.Игра «Стол находок»
-Проверим ваши знания о том, как вы знаете сказки К.И. Чуковского.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Стол находок». Вам надо определить кто из героев потерял эти вещи.
Блюдце – (Федорино горе)
Термометр – (Айболит)
Монета – (Муха-Цокотуха)
Телефон – (Телефон)
Мыло – (Мойдодыр)
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Давайте оценим свою работу на уроке.
- Какую цель мы ставили? Познакомиться с творчеством К.И. Чуковского.
- Удалось нам это? Да, удалось.
- Каким способом? Что мы для этого делали, какие задания выполняли?
Мы самостоятельно читали учебник, выполняли задания в парах, играли, ичитали по ролям отрывки произведений.
- Какие получили результаты? Что нового узнали о К.И. Чуковском?
Мы узнали, что К.И. Чуковский писал не только интересные сказки, но и другие произведения: загадки, стихи.
- Зная об этом, что бы вам хотелось сделать?
Познакомиться с этими другими произведениями
- А где и для чего можно применить знания, которые мы сегодня получили об авторе и его произведениях?
На уроке рисования можно нарисовать рисунки к произведениям К.И. Чуковского.
- Можно участвовать в конкурсе.
- Можно выучить наизусть, чтобы рассказывать маленьким братикам и сестрёнкам.
- Оцените себя.
X. В подарок за хорошую работу на уроке вы получаете – отрывок из мультфильма «Путаница». (Учащиеся смотрят мультфильм.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т Е Л Е Ф О Н
Когда звоните – здоровайтесь. Не кричите. Говорите по делу. Не говорите долго. Не звоните очень рано или поздно Если не туда попали – извинитесь. Отвечайте вежливо. Закончив разговор, попрощайтесь. corowina.ucoz.com
Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, Баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого.
Я одинокая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутину, я тяну.
Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт.
Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня!
Был белый дом, Чудесный дом, И что- то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо – Такое тёплое , такое Пушистое и золотое. Prezentacii.com
Айболит бабушка Бармалей доктор Федора разбойник Мойдодыр муха Цокотуха умывальник
Читайте произведения К.И.Чуковского!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс ТЕМА: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»
А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"
Дети знакомятся с творчеством писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"
В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...
Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс ШР К.И. Чуковский "Федорино горе" (1 урок)
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса ШР по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (1 урок)....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме: Федина Задача
Урок литературного чтения для 3 класса УМК "Школа России" по теме "Федина задача"...