1.1 Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности: учебно-практическая задача, решаемая в группах. Организует актуализацию знаний учащихся по прочитанному произведению, подводит к формулировке темы урока учащимися, к постановке цели и определению задач на урок. – Произведения какого автора мы начали изучать на прошлом уроке? – Можно ли считать работу над этим произведением завершенной на прошлом уроке? (нет) – Итак, какой будет тема нашего урока? (продолжить работу с рассказом «Приёмыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка). – Как вы думаете, что нам предстоит узнать и сделать на уроке? – Какие цели урока мы можем поставить перед собой? – Как добиться поставленных задач, по-вашему, мнению? | Интегративные компоненты ФГ: Читательская ФГ:
Коммуникативная ФГ:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Формируемые компетенции – готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствие с учебной задачей; – стремление к совершенствованию собственной языковой культуры. – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. – уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов, определять границы знания/незнания. - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, готовить рабочее место для включения в учебную деятельность. - участвовать в учебном диалоге; – уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|
1.2. Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность: стремление применить свои знания. Мозговой штурм В какое время года происходили события, описываемые автором? (осенью) Как называется озеро? (Светлое) Как называется небольшой залив на озер? (заводь) Как звали старика? (Тарас) Что значит «старик жил бобылем»? (в одиночестве) Сколько лет жил Тарас на озере? (40) С кем жил старик на озере? (с собакой) Назовите кличку собаки Тараса (Соболько) Кого приютил Тарас? (лебедя) Какое имя получил питомец? (Приемыш) Что сделал Тарас с лебедем, чтобы тот не улетел со стаей? (запер в сарае) Какой совет охотников, чтобы лебедь не улетел, отказался выполнить Тарас? (не стал подрезать крылья, т.е. калечить) Вы успешно справились с блиц-опросом по содержанию прочитанного произведения, молодцы. |
2.1. Создание учителем проблемной ситуации, побуждающую к мыслительной деятельности для решения проблемной ситуации. Создает ситуацию, – Послушаете отрывок из рассказа «Приёмыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка. – Помнишь лебедя-то? Ах, хороша была птица!.. А вот мы опять с Соболькой остались одни… – Вспомнили этот эпизод? Почему Тарас и Соболька остались одни? (Лебедь улетел со стаей) Проблемная ситуация: А могло ли быть по-другому и лебедь не оставил бы свою приемную семью? На этот вопрос мы будем искать ответ сегодня на уроке. | Интегративные компоненты ФГ: Читательская ФГ:
Коммуникативная ФГ:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД: Формируемые компетенции - готовность анализировать и применять полученную информацию. - умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли. - проводить анализ прочитанного; - уметь оформлять свои мысли в устной и графической форме; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания). - умение планировать свою деятельность; - прогнозирование работы, самоконтроль деятельности. - умение формулировать своё мнение и слушать собеседника; - умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса. |
2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план предстоящей деятельности: Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи). Давайте еще раз назовем главных героев этого произведения (старик и лебедь). Что необходимо сделать нам, чтобы ответить на проблемный вопрос? (охарактеризовать героев, сравнить их) Составление плана работы План работы. 1. Определить главных героев произведения. 2. Охарактеризовать главных героев (заполнить таблицу). 3. Выяснить причины, по которым герои поступили именно так, а не иначе. 4. Ответить на проблемный вопрос. |
3.1. Организация работы с текстом художественного произведения с одновременным заполнением таблицы. Ребята, мы будем работать с текстом произведения в учебнике, заполнять таблицу, которая есть у каждого из вас на столе. Как лебедь оказался у лесника? Найдите в тексте и прочитайте (с.20). Выберите слова, характеризующие Приемыша (сирота, умная птица). Почему лебедя Тарас назвал сиротой? (Остался без обоих родителей, их пристрелили) Как старик говорил о лебеде, найдите в тексте и прочитайте. Работаем в парах (необыкновенно, любовно, как о близком человеке). Как это характеризует старика? (добрый, отзывчивый, любящий) Что предложил сделать один охотник Тарасу, чтобы лебедь не улетел от него и что на это ответил лесник? (подрезать крылья, отказался «увечить птицу»). Найдите и прочитайте, как сложились отношения Приёмыша с Соболькой? (С.20-21) Как это характеризует нашего героя? (гуляли вместе, играли, тосковали, дружно жили). – От чьего имени ведется повествование в рассказе? (от автора) Давайте прочитаем отрывок рассказа, в котором Д.Н. Мамин-Сибиряк высказывает свое отношение к старику. С.21 (Я очень любил старика…) Какое чувство испытывал автор к Тарасу? (он его любил). Почему автор любил Тараса? (много знал, много и интересно рассказывал, хороший, умный, любил и понимал природу, одинокий) Найдите в тексте (с.22) ответ на вопрос: за какие качества Приемыша старик особенно им был доволен? (гордая птица). Мы проанализировали II часть рассказа, дали характеристику двум главным героям, кому? (Приемышу, Тарасу). -Давайте прочитаем, какие качества Старика и Приёмыша мы выявили и записали в таблицу (читают с места). Главные герои рассказа | Тарас | Приёмыш | Старик Добрый Отзывчивый Любящий Жалостливый Хороший Умный Одинокий Любит природу Заботится о животных | Лебедь Сирота Умная птица Умеет дружить Гордый Игривый |
| Интегративные компоненты ФГ: Читательская ФГ: Информационная ФГ: Коммуникативная ФГ: Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД:
Формируемые компетенции - применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей; - анализ и обобщение полученной информации; - овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной и речи учащихся; -личная оценка прочитанного; -участие в учебном диалоге. -проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения. - работать по плану, инструкции; - поиск и выделение необходимой информации; структурирование полученных знаний; - осуществлять самоконтроль деятельности. - умение формулировать своё мнение и слушать собеседника; - умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса; - допускать существование различных точек зрения. |
3.2Работа в группах 1 группа
Прочитайте фрагмент текста с. 23 (Нет, сам ушел…). Ответьте на вопросы. - Как Приемыш встретился со стаей лебедей?
- Как вел себя Приёмыш при первой встрече с лебедями?
- Какое чувство охватило Приёмыша спустя несколько дней?
- В чем выражалась тоска лебедя?
2 группа Прочитайте фрагмент текста с. 24 (Ах ты думаю, какая задача!..). Ответьте на вопросы. - Почему старик считал, что Приёмыш пропадет, если улетит со стаей лебедей?
- Как лебеди учили своих птенцов?
- Как характеризует Тараса такое переживание о Приемыше?
3 группа Прочитайте фрагмент текста с. 24-25 (Старик опять замолчал…). Ответьте на вопросы. - Почему старику пришлось выпустить Приёмыша?
- Как Приёмыш прощался с Тарасом?
- Какое чувство испытывали старик и Соболька после отлета Приёмыша?
Группы представляют результаты работы. Можем ли мы дополнить нашу сравнительную таблицу? Главные герои рассказа | Тарас | Приёмыш | Старик | Лебедь | Добрый | Сирота | Отзывчивый | Умная птица | Любящий | Умеет дружить | Жалостливый | Гордый | Хороший | Игривый | Умный |
| Одинокий |
| Любит природу |
| Заботится о животных |
| Тоскует | Тоскует |
| Интегративные компоненты ФГ: Компоненты читательской ФГ:
Коммуникативная грамотность:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Формируемые компетенции – применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей; - анализ и обобщение полученной информации; - овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной и речи учащихся; -личная оценка прочитанного; - участие в учебном диалоге. -проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения; - заполнять таблицу. - работать по плану, инструкции; - поиск и выделение необходимой информации; –структурирование полученных знаний в форме таблицы; - осуществлять самоконтроль деятельности в группе. - умение формулировать своё мнение и слушать собеседника; - умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса; - допускать существование различных точек зрения. |
4.1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ Подводит детей к решению проблемной ситуации. Итак, узнав столько интересного о главных героях, давайте ответим на проблемный вопрос, могло ли быть по-другому и лебедь не оставил бы свою приемную семью? Ответы учащихся. На следующем уроке мы подумаем над тем, чему нам можно поучиться у Тараса и Приёмыша. | Информационная ФГ:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Формируемые компетенции - анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного. - проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения. - работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль деятельности в группе. – осуществлять прогнозирование работы и самоконтроль деятельности. - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; - умение формулировать своё мнение и слушать собеседника; - допускать существование различных точек зрения. |
4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся Да, Приёмыш по-другому поступить не мог. Лебедь – птица свободолюбивая, у неё тоже должна быть своя семья. Лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни, они готовы пожертвовать своей жизнью ради своего любимого или любимой. И людям стоит этому поучиться у них. А что же Тарас? Будучи очень мудрым и добрым человеком, он понимал, что Приёмыш умрёт от тоски, оставь он его у себя. Лесник подарил лебедю надежду на новую счастливую для него жизнь, не смотря на боль и терзающую его тоску. Организует самооценку учебной деятельности Наш урок заканчивается. Оцените свою работу в листе самооценки. Критерии оценивания: Работал отлично ! Работал хорошо + Не все получилось – |