Технологическая карта урока чтения в 4 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" ( урок развивающего контроля)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
На уроке развивающего контроля используется система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass, используются межпредметные связи, технологии развития критического мыщления, группового обучения, личностно-ориентированные технологии, метод проектов, метод динамического чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.odt | 786.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: «Литературное чтение»
Класс: 4 «Б»
Учитель: Шерстобитова Ольга Павловна
Дата: 16.10.2014 г.
Тема: « Обобщение по разделу «Литературные сказки»
( Урок развивающего контроля)
Цели: обобщить знания по данному разделу, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме. Проверить сформированность умения работать с учебной книгой.
Планируемые результаты:
Предметные-----------------------------------------------------------------------------------------------------
- Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения
- Использовать в речи литературоведческие понятия
- Продолжить развитие общего и литературного образования
- Формировать понятие о нравственности
- Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения
- Развивать творческие способности
- Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества
Метапредметные---------------------------------------------------------------------------------------------- Способствовать формированию УУД:
регулятивных: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, работать по плану, соотносить то, что уже известно, и то, что ещё не известно, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;
познавательных: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
коммуникативных: учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;
личностных: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формировать адекватную самооценку и самопринятие, формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой, формировать установку на здоровый образ жизни, развивать сопереживание, эмоционально – нравственную отзывчивость.
Оборудование: компьютер, проектор, документ – камера Ken-A-Vision, PRoClass ( система контроля и мониторинга качества знаний, предназначена для анализа уровня восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися)
Образовательные технологии, используемые на уроке:
- Технологии развития критического мышления. ( Создаются условия для творческой самореализации учащихся. Используются следующие приёмы: кластер, рефлексивные вопросы, «Найди ошибку», придумай другую концовку сказки. Эти технологии способствуют активизации мышления, повышают мотивацию, дети учатся критически относиться к своим действиям)
- Технологии группового обучения. ( Дети сочиняют сказку, работая в группах по 4 человека. Развиваются коммуникативные свойства личности: навыки общения, риторическая грамотность)
- Личностно – ориентированные технологии. ( Создаётся положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся, обсуждается в конце урока то, что понравилось и почему, дается разноуровневое домашнее задание. Все эти моменты способствуют личностному росту ребёнка).
- Здоровьесберегающие технологии.( Используются на уроке различные виды деятельности, чередующиеся каждые 10 минут. Используются методы, способствующие активизации, методы, направленные на самопознание и развитие( интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). Используется гимнастика для глаз. Все эти приемы снимают общее и локальное утомление)
- Метод проектов. ( Дома дети готовили проект «Писатели сказочники». На уроке они предъявляют продукт своей деятельности. Этот метод даёт простор для творческой инициативы уч-ся, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе).
- Технология использования в обучении игровых методов. (На урок приходит гостья из сказки, приносит сказочные предметы. Игра должна вызвать у детей радостное рабочее настроение)
- Технология обучения чтению – метод динамического чтения.( Дети читают стихотворение в разных режимах: «Жужжащее чтение», чтение в темпе скороговорки, чтение с интонацией удивления в голосе, с вопросительной интонацией, с радостью. Навыки чтения являются составной частью большинства сложных умений. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость)
Электронные образовательные ресурсы и ИКТ
1.Видеурок. ( Физкультминутка для глаз – Интернет-ресурс)
2.Слайдовая презентация. ( Продукт детского проекта)
3.Слайды, которые подкладываются под документ – камеру.
4.Музыкальный отрывок из балета П.Чайковского «Щелкунчик» (межпредметные связи – Интернет-ресурс)
5.Песня «В мире много сказок» сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского.
( Интернет-ресурс)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Оргмомент (эмоциональный настрой) II Самоопределение к деятельности и актуализация знаний. Цель: мотивация обучающихся к изучению объявленной темы УУД: личностные - проявление интереса к теме урока, удовлетворённость работой на уроке; регулятивные -умение работать по предложенному плану, оценивать уровень своих первоначальных знаний. познавательные -развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью III Речевая разминка Предметные результаты - динамическое чтение совершенствует технику чтения, выразительность речи | Игра — приветствие «Здравствуйте!» Учитель: Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха. - Расшифруйте, что здесь написано : ЛIИNТSЕWРАLТSVУРNIGНЫSЕWСLКАVGЗКLИSI (Звучит песня «В мире много сказок» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского) - Мы закончили знакомиться с разделом «Литературные сказки». Сегодня на уроке обобщим знания по разделу и проведём тест - контроль - А сейчас речевая разминка. Подготовимся к активной речевой деятельности. - Прочитайте текст: На стульях сидят шалунишки, листают волшебные книжки. Ожидание чуда, благости Всех коснётся к общей радости. Тихо, тихо, чуть дыша, входит сказка не спеша. | Дети: Желаю (прикасаются большими пальчиками) успеха (указательными) большого ( средними) во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами). Здравствуй ( всей ладонью ), удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук). Дети убирают лишние буквы, читают полученную фразу: «Литературные сказки» Дети слушают песню, которая помогает найти ключ и выполнить данное задание Дети читают самостоятельно жужжащим чтением ( медленно, с вопросительной интонацией, с радостью, скороговоркой, выразительно) |
IV Работа по теме урока Цель: учить проводить анализ художественного произведения для более глубокого понимания идейного содержания сказки Предметные: - умение использовать в речи литературоведческие понятия, - умение формулировать идеи произведений УУД: личностные - проявление интереса к предложенным формам работы, - развитие навыков сотрудничества со сверстниками, - формировать поисковые умения; - творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий, - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой; коммуникативные -проявлять активность в деятельности, - формировать презентационные умения, - формировать понимание возможности различных позиций и точек зрения, - учёт разных мнений и умение обосновать собственное, - умение договариваться, находить общее решение, - развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта, регулятивные -выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё нужно освоить, - формирование волевой саморегуляции к ак способность к мобилизации сил и энергии познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, - учить делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в толковых словарях, - сравнивать и группировать произведения, - преобразовывать информацию из одной формы в другую v Физкультминутка УУД: личностные: - формирование установки на здоровый образ жизни VI Продолжение работы по теме урока( проверка домашнего задания) УУД: познавательные: - учить устанавливать причинно – следственные связи, - учить делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в словарях; личностные: - учить выделять нравственное содержание поступков VII Диагностика качества освоения темы Цель: установить степень усвоения раздела «Литературные сказки» предметные: - знание авторов и текста сказок данного раздела, умение применять эти знания. УУД: личностные: - развитие самостоятельности, регулятивные: - выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; познавательные: - учить применять компьютерные средства (алгоритм работы с пультом) VIII Рефлексивная деятельность Цель: учить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности УУД: личностные: - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. IX Домашнее задание ( дифференцированное) X Итог урока | Учебные задания: 1задание: Сказка, это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами. К нам пришла гостья. А кто она — отгадайте. - Как зовут героиню? ( На экране появляются названия этих сказок. Документ-камера помогает транслировать изображения) 2 задание: Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок — гласит народная мудрость - Чему учат нас эти сказки? 3 задание: - Какой смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? 4 задание: - В душе каждого человека есть свой особенный цветок. Это цветок счастья, цветок надежды, цветок жизни. У вас на столах лежит цветочек. Раскрасьте один лепесток и загадайте желание. Но сначала подумайте о таком желании, от которого всем будет тепло, радостно, спокойно. Поднимите цветы. По цвету лепестка я вижу и чувствую ваши добрые желания. 5 задание: - Концовку какой сказки хотели бы изменить и почему? 6 задание: ( Звучит отрывок из балета П. Чайковского «Щелкунчик») - Что представили, когда слушали музыку? К какой сказке подходит? 7 задание: - Вы работали над проектом «Писатели - сказочники». Сделайте вывод о том, что объединяет данных писателей, а какие отличия. 8 задание: - Итак, мы познакомились со сказками, у которых есть автор, авторскими сказками. Давайте и мы попробуем сочинить свою сказку. Сейчас, работая в группах по 4 человека, вы придумываете сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной и чуть-чуть волшебной. - Понравилось сочинять сказки? 9 задание: -А сейчас весёлая минутка. В названия сказок закрались ошибки. Давайте их найдём. (На экране появляются фразы * Малахитовое копытце. * Даша и медведь. * Утки-лебеди. * По рыбьему веленью. * Сказка о жабе и тюльпане. (Как только дети называют ответ, учитель переворачивает карточку, которая находится под документ-камерой с правильным ответом) 10 задание: - Ребята, а на какие 2 группы можно поделить эти сказки? Назовите их по группам. - Пришло время провести физкультминутку. Встали. ( Включается видеоурок ) - Выполняя домашнее задание к сегодняшнему уроку, вы должны были найти в словаре объяснение слов сказ, сказка, рассказ. Что такое сказ? А сказка? А что такое рассказ? - Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа. Какое произведение можно назвать сказом, т.к. в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности? - Почему же произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? - Каких только чудес не бывает на свете. Ребята, сказки учат нас мудрости. Читайте сказки и вы познаете жизнь. - А сейчас проведём тестирование по разделу «Литературные сказки» ( Используется система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass) - Теперь посмотрим по отчётным данным, какие результаты тестирования. - С каким настроением заканчиваете урок? Почему? За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось? - Кто считает, что очень хорошо работал на уроке, может подойти и сорвать аленький цветочек – символ настоящей любви. - Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить: * нарисовать любого героя; * сочинить сказку; * написать любому герою письмо. - Поднимите цветной карандаш нужного цвета. ( Варианты написаны на доске). - Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта и улыбка твоя Ты знай, что сей день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря. - Урок окончен. До следующей встречи.
| Читает ученик: - Она у батюшки жила. Любимой дочерью была Да из-за чудного цветка С родными вмиг разлучена, но чудо зверя полюбила и чары ведьмины разбила. Дети называют её.( Настенька из сказки Аксакова «Аленький цветочек» Входит девочка в русском народном костюме, читает стихотворение: - В сказку вам открою дверь, только сам себя проверь. Вы предметы выбирайте и мне сказку называйте. Показывает предметы и спрашивает: - Из какой сказки? ( В корзинке лежит роза, жаба, аленький цветочек, шкатулка, козёл, колокольчик) Дети делают вывод по сказкам Дети говорят, что аленький цветочек – символ настоящей любви. Под воздействием любви человек преображается. Дети раскрашивают лепесток и загадывают желание (Интеллектуально – преобразовательная деятельность) Дети придумывают новые концовки сказок. Дети слушают музыкальный отрывок и делятся своими впечатлениями. Дети показывают слайдовую презентацию, комментируя слайды. (Интеллектуально – преобразовательная деятельность) Дети распределяются на группы и начинается обсуждение. ( У них на партах лежат листочки с данным заданием: Сказка про____. Шёл____________. По дороге он нашёл ________, взял и понёс царю. Пришёл _______ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался _______, хотел было_____________, как вдруг ____________из-за _________ выскочил и давай ____________. Глянул на ______ и _____. Поблагодарил царь умного ________, и он отправился домой. Авторы:______________ ) От команды выходит 1 ученик и читает полученную сказку. Дети находят ошибки, проверят правильность ответа. Дети составляют кластер. Сказки /\ лит – ые народные …………. ………. ………… ………. …………. ………. Дети повторяют ритмичные движения за мальчиком, которого видят на экране ( гимнастика для глаз) Дети зачитывают из своих тетрадей, словарей, что означают эти слова. Дети после размышлений делают вывод, что сказом можно назвать «Серебряное копытце» Вариант детского ответа: были добрыми и бескорыстными, не желали богатства. Дети получили пульты для голосования ( один на двоих). Они по - очереди устанавливают чип идентификации в пульт, выбирают вариант ответа и нажимают на нужную кнопку. Дети оценивают результат своей деятельности на уроке Дети поднимают цветные карандаши: зелёный – 1 вариант, синий – 2 вариант, жёлтый – 3 вариант.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""
Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...
Презентация к уроку чтения (1 класс) по теме: Викторина по сказкам Чуковского для 1 класса.
Цель:Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Развивать мышление, речь, воображение, пам...
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс по теме: "Обобщение по разделу «Страна Фантазия»
Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа России", учебник Л.Ф.Климанова "Литературное чтение" 4 класс....
Технологическая карта литературное чтение 1 класс Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»
Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»Программа: «Школа России»Предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1УМК: учебник «Азбука», В.Г. Горецкий, В.А. Кирю...
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщение по разделу Сказки "
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе.Тема урока -"Обобщение по разделу "Сказки". Урок проведен с использованием технологий РКМЧП. Предполагается работа в группах....
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...