I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте сообщение на тему «За что я люблю поэзию» | Учащиеся выразительно или наизусть читают стихотворение одного из поэтов, с чьим творчеством они познакомились при чтении поэтической тетради. Читают сообщения. – Я люблю поэзию за то, что в стихотворениях много олицетворений. Поэты неживые предметы наделяют душой. – В стихотворениях поэты используют рифму | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Вы когда-нибудь видели подобный музыкальный инструмент, который может играть сам, без музыканта? – Что у меня в руках? – Я ее открываю, и что мы слышим? – Какая это музыка? Живая?
– Послушайте пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка». Эта музыка механическая или живая? – Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок! Вот это и хотел отразить в своей пьесе Анатолий Лядов. И действительно, у него получилось как нельзя лучше. Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку. Так и хочется узнать, а что там внутри?.. – Интересно ли вам узнать, как устроена музыкальная шкатулка? – Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет произведение. Надо только расшифровать его название. Прочитайте сначала нечетные слоги (слова), потом четные. – Как называется произведение? – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке мы познакомимся с научно-познавательной сказкой Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке». – О чем вам говорит заголовок? Что же такое табакерка? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – У вас в руках шкатулка. – Мы слышим музыку. – Это механическая музыка, ведь она исполняется на инструменте, звуки издает механизм, сделанный из металлических деталей. – А это живая музыка, но очень похожа на механическую.
– «Городок в табакерке».
– Табакерка – это коробочка, в которой раньше носили нюхательный табак. Но в этой сказке речь пойдет не о простой табакерке, а о старинной музыкальной | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Знаком-ство с творчеством В. Ф. Одоев-ского | Знакомит с творчеством В. Ф. Одоевского. – Владимир Федорович Одоевский родился в Москве и происходил из старинного княжеского рода. Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году. В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург. Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он ни появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили В. Ф. Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы. Его первый русский сборник – «Сказки и рассказы дедушки Иринея». В сборник рассказов и сказок вошли: «Разбитый кувшин», «Бедный Гнедко», «О четырех глухих», «Сиротинка», «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» и другие произведения | Слушают рассказ, рассматривают слайды презентации. На доску магнитами прикрепляется портрет Владимира Федоровича Одоевского (1804–1869). «Дети были лучшими моими учителями, и за то до сих пор я сохранил к ним глубокую привязанность и благодарность» |
| Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Строить понятные для собеседника высказывания |
IV. Первичное восприятие текста сказки | Первичное восприятие текста сказки. – Вы знаете, что такое табакерка? – В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, так как считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье. Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью. – На что похожа табакерка? Табакерка похожа на шкатулочку. В годы, когда Одоевский сочинял свою сказку, табак был дорогим удовольствием. Позволить его себе могли только богатые люди. Поэтому и шкатулки для хранения табака обычно были дорогими, богато украшенными. – Табакерка – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и у него есть эстетический вкус. – В XIX – начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств. Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа – прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки. Вот об одной такой музыкальной табакерке и пойдет речь в сказке, которую мы сегодня будем читать. Готовы слушать? – Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами прослушаем часть этой сказки. – Вам понравилась эта сказка? – Что именно понравилось? – Что вы думаете о Мише? – Нравится он вам? Чем? – Почему мальчику хотелось попасть в табакерку? – Как вы думаете, что произойдет дальше? – Какой рисунок вы нарисовали бы к этой сказке? – Почему так называется эта сказка? – Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. – А знаете ли вы значения этих слов? | Читают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Объясняют значения слов: Бахрома – украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями. Табакерка – коробочка для табака. Пестренькая – окрашенная в несколько цветов. Счесть нельзя – сосчитать нельзя. Учтиво – очень вежливо. Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения. Ставни – деревянный затвор, «ворота» на окнах в деревянных домах. Индо – даже. Опамятоваться – опомниться. Бюро – стол для письменных занятий и хранения бумаг. Горка – стеклянный шкаф, где хранится посуда. Музыкальная шкатулка – механический заводной инструмент, воспроизводящий какую-либо мелодию или пьесу (музыкальные часы, открытки). Тисненая бумага – бумага с выдавленным рисунком. Флюгер – это металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Шатер – покрытие в виде высокой многогранной пирамиды. Авось – может быть. С сими словами – с этими силами. Почел долгом – посчитал. Одинакие – одинаковые. Досадно – обидно. Набольший – старший | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
V. Анализ текста сказки | Проводит повторное чтение с анализом произведения. – Назовите героев сказки. – С помощью сказочных образов мы с вами познакомимся с законами механики, исследуем музыкальную шкатулку, результат труда умелого человека. – А теперь давайте послушаем пьесу А. Лядова «Музыкальная шкатулка». Постарайтесь услышать и колокольчики, и валик, и молоточки.
– О чем эта сказка? Чему она учит?
– Чему научился Миша, исследуя шкатулку? Какие открытия он сделал?
– Найдите описание табакерки. Как она выглядит? – Как называется этот «волшебный» городок? – С какой просьбой обратился Миша к папеньке? – Почему Мише очень захотелось попасть в таба-керку? – С кем Миша отправился в городок Динь-Динь? – Как вы думаете, почему папенька именно так назвал этот городок? – Как вы думаете, какие чувства возникли у Миши при взгляде на табакерку. Предположите, о чем он мог мечтать? – Как вы думаете, что произойдет дальше? – Какое впечатление у вас сложилось о мальчике Мише. Почему? – Как вы думаете, что ему ответит мальчик-колокольчик. То есть как он ему это объяснит? – В чем проявилась воспитанность Миши? Приведите примеры. – Как выглядит этот городок? – Кто живет в этом городке? – Ребята! А где мы можем видеть предметы ста- рины? – Давайте вспомним из курса истории, как назывался первый русский музей? – Кто его основал? Как благодарил Петр I народ за посещение музея? | Читают сказку самостоятельно. Отвечают на вопросы учителя.
– Мы встречаем там фантастическое изображение колокольчика, который похож на мальчика с золотой головкой в стальной юбочке. Встретятся нам валик-надзиратель и дядьки-молоточки, напоминающие унылых господ, злые – колотят бедных мальчиков-колокольчиков. – Сказка учит наблюдательности и умению исследовать интересные и сложные механизмы. Мальчик Миша засыпает, разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный сон, а затем просыпается, узнав механизм музыкальной шкатулки. Он ласковый и вежливый мальчик, слушается отца. – Миша сделал открытия: 1. Издали кажется все меньше. 2. У колокольчика побольше – голос низкий, а поменьше – голос высокий. 3. Без учебников и учебы жить неинтересно. 4. Нельзя ломать поделки, механизм, исследуя его, а то он выйдет из строя.
Заранее подготовленные ученики рассказывают о первом музее в России. – В музее можно увидеть предметы старины. Первый в России музей открылся в Санкт-Петербурге в 1714 году по инициативе Петра I и назывался Кунсткамерой – «палатой редкостей». В нем демонстрировались вывезенные просвещенным монархом из Западной Европы модели кораблей и машин, приборы и астрономические инструменты, чучела животных, уникальная коллекция анатомических препаратов. В отличие от европейских музеев тех времен – коммерческих учреждений с высокой входной платой, – первый русский музей был просветительским и бесплатным. Более того, для угощения посетителей Петр ежегодно выделял из казны деньги | Выразительно читать. Понимать ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологи-ческие высказывания |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Какое впечатление осталось у вас после сегодняшнего урока? – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что особенно понравилось? Что бы хотели изменить? – Кто автор сказки? Какая это сказка? – Что сказочного произошло с мальчиком Мишей?
– Чем же закончилась эта история? – С каким настроением уходите с урока? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
– Владимир Федорович Одоевский – князь, русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки. Это литературная (авторская) сказка. – Табакерка сломалась, Миша испугался и проснулся | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |