урок литературы в 3 классе В. Одоевский «Городок в табакерке».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
конспект урока по литературе с использованием технологий критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.41 МБ |
конспект | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С неба солнце светит миллионы лет. Льет на землю и тепло, и свет. Но посветит солнце и уходит прочь, А живое сердце греет день и ночь. Сожмите ручку в кулачок, Вот он, как сердце, мой дружок. Давайте послушаем его- Какое ж сердечко твое?
«Сказка» Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытания Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожидании Благополучного конца. В. Берестов
В . О д о е в с к и й
«Сбор ассоциаций» город
«Толстые и тонкие» вопросы. Слышали ли вы выражение «музыкальный город»? Кто может жить в таком городе?
Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли. Музыкальная шкатулка
покрытие в виде высокой многогранной пирамиды Что такое шатёр?
Флюгер - прибор для определения направления и измерения скорости ветра.
Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.
Горка – это мебель для посуды Что такое горка?
Бюро - письменный стол с конторкой, имеющ и й несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается .
Метод незаконченных предложений
Минутка отдыха
С Е Р Д Ц Е
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
в 3 классе.
Тема: Владимир Федорович Одоевский
«Городок в табакерке».
Тема: Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке».
Цель: Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; помочь понять ее содержание; разбудить у детей любознательность к естественно – научным знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.
Задачи:
- Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;
- Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;
- Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;
- Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;
- Познакомить с понятием «воспитанность».
- Уважать мнение товарищей, умение работать в группе.
Оборудование:
- Учебник литературного чтения 3 класс
- Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
- «Шкатулка с секрктом» - музыкальная фантазия по мотивам сказки В. Ф.Одоевского «Городок в табакерке».
- Толковые словари Ожегова
- Музыкальная шкатулка
- Тексты с биографией В.Ф. Одоевского
Ход урока:
- Организация класса. (Слайд)
- Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.
-Что подарили вы своему соседу?
Улыбнитесь еще раз, чтобы наш сегодняшний день, класс наполнился светом, наполнился счастьем.
- Речевая разминка. (Слайд)
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
( Прочитайте по указке, медленно, с интонацией удивления, с весёлой интонацией, грустной…)
-Какова главная мысль стихотворения? (все любят сказки)
- О какой особенности сказки говорится в стихотворении? (благополучный конец)
- Чьи это храбрые сердца бороться будут до конца? (читатели)
-Какие виды сказок вы знаете?
Чем отличается народная сказка от литературной сказки?
3. Повторение изученного.
-Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой, а чтобы узнать, кто ее написал, вы должны мне ответить на вопросы по изученным темам.
В- кто автор стихотворения, в котором рассказывается о мальчике, мечтающем стать путешественником? (Введенский А.)
О – как называется прием в литературе, когда неживые предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворение)
Д – как звали девочку из сказки П.Бажова «Серебряное Копытце»? (Дарёнка)
О – кто автор толкового словаря, которым мы пользуемся на уроках? (Ожегов)
Е – кто автор ст-я «Поёт зима, аукает…» ( Есенин С.)
В – как звали кота из рассказа К.Паустовского? (Ворюга)
С – как звали путешественника из арабской сказки? (Синдбад-Мореход)
К – кто написал сказку о жизни мальчика в джунглях? (Киплинг Р.)
И – как назывался город в сказке А. Волкова? (Изумрудный)
й.
-Составьте из первых букв имя и фамилию автора. (Владимир Одоевский) ( Слайд )
- Чтение «у стены». Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского
(текст набран на отдельных листах)
Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Это была 1-я русская книга для детей.
-Что узнали вы об авторе? (ответы детей) (Слайд )
4. Вызов
«Сбор ассоциаций». ( Слайд)
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «город»? (учитель записывает на доске ответы детей)
Толстые и тонкие вопросы. ( Слайд)
- Слышали ли вы выражение «музыкальный город»?
-Кто может жить в этом городе?
5. Словарно-лексическая работа
-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Владимира Одоевского “Городок в табакерке”
– Сказка была написана очень давно, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. ( Слайд)
-Вы знаете, что такое табакерка?
– Перед тем как познакомиться со сказкой мы найдем значение непонятных нам слов в словаре Ожигова. (каждой группе раздаются слова, дети находят значения слов в словаре, зачитывают)
Табакерка – коробочка для табака (Слайд)
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.
Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.
Шатер -покрытие в виде высокой многогранной пирамиды (Слайд )
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха ( Слайд )
Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах. ( Слайд)
Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда. ( Слайд)
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг. ( Слайд)
-Много в сказке устаревших слов. Как вы думаете, что могут обозначать слова:
- Свод – в архитектуре тип перекрытия
- Табакерка – коробочка для ароматной пыли
- Пестренькая -
- Одинакие – одинаковые
- Опамятоваться – опомниться.
- Счесть нельзя – сосчитать нельзя
- С сими словами – с этими словами
- Учтиво – очень вежливо
- Досадно – обидно
- Индо – даже
-По названию сказки вы уже догадались, что речь в ней пойдет о табакерке, но табакерка эта не простая, она музыкальная.
Музыкальная шкатулка - механический заводной инструмент, воспроизводящий какую - либо мелодию (Слайд)
"Город в табакерке" - самая известная сказка В.Ф.Одоевского.
Мы вместе с маленьким героем совершим невероятное путешествие в музыкальную шкатулку. Встретим царевну Пружинку и добрых мальчиков-колокольчиков.
6. Первичное восприятие текста сказки (Слайд)
(Просмотр отрывка мультфильма до места, где Миша попадает в шкатулку)
- Хотите узнать, что произошло с мальчиком дальше?
7. ЖИГСО-1 (работа в группах)
-Те из вас, кто был внимателен на уроке, смогут без труда ответить на вопросы Мальчика-колокольчика. (Слайд)
«Метод незаконченных предложений»
Табакерка была сделана из … (из черепахи)
Листики на деревьях были из … (из серебра)
Городок назывался …(Динь-Динь)
Мишу поманил за собой, когда в табакерке открылась дверь … (мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке)
Папа предупреждал Мишу, дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал ….(пружинку)
В табакерке надзиратель … (валик)
Надзиратель постоянно повторяет …(шуры-муры)
Автор сравнивает царевну-Пружинку с …(змейкой)
По словам папеньки, чтобы понять, как устроена табакерка нужно учиться …(механике)
Голос колокольчика зависит от его размера, чем … (чем больше колокольчик, тем голос у него толще)
9.Физминутка. (Слайд)
-Как вы думаете, красивая была бы музыка, если бы все колокольчики были одинаковы?
-Сейчас мы с вами побываем в роли колокольчиков, молоточков. Вспомните какие слова говорили колокольчики?(динь-динь) Молоточки?(тук-тук) Надзиратель? (шуры-муры) Царевна? (зиц-зиц) (песня «Шкатулка)
10. Работа в группах.
1 центр «Единомышленники» (Объяснение незнакомых слов)
2 центр «Цепочка» (Составить правильную логическую цепь).
3 центр «Рекламисты» (Создать рекламу для сказки в виде «Синквейна»)
4 центр «Словесники» (составить характеристику главному герою в виде «Кластера»)
5 центр «Доказчики» (Доказать, что это сказка .Ответить чему учит сказка?)
11. Рефлексия.
-Сейчас оценим работу групп.
порядок ответов:
1. «Словесники»
2. «Единомышленники»
3. «Рекламисты»
4. «Доказчики»
5. «Цепочка»
-Составьте из первых букв названий центров слово, добавьте букву Е. (СЕРДЦЕ) (Слайд)
Храброе сердце закончило путь,
Скоро мы сможем уже отдохнуть.
Молодцы, поработали дружно,
Что ж, оценить себя нужно.
-У вас на столах сердечки, если вам понравился урок, то прикрепите сердечко к доске. Если нет, то оставьте у себя.
-В подарок о нашей встрече я принесла вам необыкновенную вещь. Сейчас произойдет чудо, чудо на ваших глазах. Это не просто музыка, это музыка ваших сердец, добрых, искренних, настоящих. Я благодарю вас за эмоции, я благодарю вас за те слова, которые вы подарили сегодня на уроке, за те ответы, которые заслужили аплодисментов.
(демонстрируется музыкальная шкатулка)
12. Домашнее задание.
Эссе «Чему научила меня сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"
Урок знакомит с творчеством Одоевского и его произведением "Городок в табакерке"....
урок литературного чтения В.М. Одоевский " Городок в табакерке" (2 урок)
Данный материал поможет учителям провести интересный урок по составлению плана к сказке "Городок в табакерке"...
Урок литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"
Урок литературного чтения состоит из этапов, соответствующих требованиям ФГОС. В интересной форме организуется мобилизующий этап и этап определения темы урока, целеполагание.. (групповая работа). Необ...
Урок литературного чтения В.Ф.Одоевский " Городок в табакерке"
биография автора...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО (полностью) Лепешкина Ольга ПетровнаМесто работы...
Презентация к уроку литературного чтения В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Презентация к уроку литературного чтения В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»...
Урок литературного чтения В. Ф. Одоевский "Городок в табакерке"
Урок составлен по произведению В.Ф. Одоевского, по УМК "Школа России", был проведен в 4 классе, есть к нему презентация....