ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС УРОК 38 ДАТА: 04.12. ТЕМА: В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Тайборина  Наталья Борисовна

Тип урока: урок построения системы знаний

Педагогические задачи: познакомить учащихся с научно-познавательной сказкой, используя методы исследования; развивать фантастические способности учащихся, интерес к механике; при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; продолжить работу над развитием речи, выразительным чтением; учить воплощаться в героев сказки; развивать в детях творческие способности; расширять словарный запас учащихся, формировать навыки выборочного чтения; воспитывать любознательность, культуру речевого общения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС УРОК 38 ДАТА: 04.12.

ТЕМА:  В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ».

Тип урока: урок построения системы знаний

Педагогические задачи: познакомить учащихся с научно-познавательной сказкой, используя методы исследования; развивать фантастические способности учащихся, интерес к механике; при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; продолжить работу над развитием речи, выразительным чтением; учить воплощаться в героев сказки; развивать в детях творческие способности; расширять словарный запас учащихся, формировать навыки выборочного чтения; воспитывать любознательность, культуру речевого общения

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: пересказывать текст (последовательно воспроизводить содержание рассказа, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова); оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

Метапредметные:

Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения)

Личностные: пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Образовательные ресурсы: пьеса А. Лядова «Музыкальная шкатулка», музыкальные механические игрушки, карточки со словами сказочных героев

Формы
обучения

индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Наглядность

Основные термины и
понятия

Табакерка, слова-паразиты

Межпредметные связи

Окружающий мир

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Что вас удивило в Мишином путешествии?

– Чем оно интересно, поучительно? Случалось ли с вами такое?

– Как вы думаете, это рассказ или сказка?

– Что сказочного произошло с мальчиком?

– Чему он научился во время своего сказочного путешествия?

– Могли бы вы объяснить, как на самом деле возникает музыка в табакерке?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Далее ученики читают те места в сказке, которые им наиболее понравились. Часть сказки можно прочитать по ролям

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Сегодня мы побываем еще раз в сказке Одоевского «Городок в табакерке» вместе с Мишей и изучим ее механизм

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Пересказ сказки

Организует подготовку к пересказу сказки.

Сто пятьдесят лет назад детям тоже нравились шкатулки и коробочки, в которых начинала играть музыка. И они гадали: как же так получается? Откуда эта музыка берется? Не иначе, как внутри сидят маленькие человечки и наигрывают мелодии на крошечных инструментах.

– Давайте представим, что мы слышим эту музыку из табакерки. Закройте на некоторое время глаза.

Включает музыкальную запись или запускает музыкальную шкатулку. Педагог продолжает чтение, показывает картинку с изображением мальчика-колокольчика.

– Как одет мальчик? Почему его называют колокольчиком.

– Обратите внимание, что колокольчики не одинаковые и звенят они по-разному.

Предлагает учащимся «позвенеть» на разные лады – пропеть сочетание «динь-динь» высоким и низким голосом, медленно и быстро – как колокольчики разной величины.

– Вы знаете, как выглядит валик?

Показывает небольшой валик.

 Валик из табакерки на него похож, только он очень маленький. Валик крутится.

– Наконец Миша знакомится с царевной-пружинкой, которая, «как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно валик под бок толкает» и приговаривает: «Зиц-зиц-зиц».

Читает концовку сказки и предлагает вспомнить, как в табакерке возникает музыка.

Затем все слушают песенку мальчика-колокольчика
(если имеется музыкальная запись спектакля или его фрагментов).

После чтения педагог предлагает учащимся нарисовать городок в табакерке или портрет мальчика-колокольчика

Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя.

Составляют план пересказа сказки:

1. Описание табакерки.

2. Просьба Миши к папеньке.

3. Волшебный городок.

4. Мише очень захотелось попасть в табакерку.

5. Миша отправился в городок Динь-Динь.

6. Жители городка.

7. Поговорки и приговорки.

Читают строчки:

«– Если бы все были одинаковые, то и звенели бы мы все в один голос, один, как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим. Это оттого, что кто из нас побольше, у того и голос потолще».

Учащиеся учатся «звенеть», как мальчики-колокольчики из табакерки. При этом можно покачивать головами из стороны в сторону. 

«– Почему же колокольчики звенят? Потому что по ним дядьки-молоточки стучат: “Тук-тук!”».

«– Но и они это делают не по доброй воле – их господин Валик цепляет» 

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся

IV. Литературная игра «Узнай героя»

Организует выборочное чтение. Проводит литературную игру.

– Прочитайте описание табакерки.

– Что услышал Миша, когда папа тронул пружинку?

– Что увидел Миша, когда папенька поднял крышку на табакерке?

– Что удивило Мишу?

– Что ответил папенька?

– Когда, в какой момент Миша заснул?

– И вот во сне начинается путешествие Миши по табакерке. Мы вместе с Мишей пройдем этот путь, чтобы узнать, как устроена табакерка.

– Прочитайте текст на 1-й карточке. Чьи это слова?

На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка «колокольчики».

– Чему удивился Миша, когда они стали проходить под сводами?

– Как колокольчик это объяснил?

– Какую историю вспомнил Миша? Когда она с ним произошла?

– Что показалось смешным мальчику-колокольчику?

– Как Миша отреагировал на этот смех?

– Прочитайте, о том, что он сказал мальчику-колокольчику, чтобы тот перестал смеяться.

– Как вы думаете, правильно ли он сказал, что «нехорошо привыкать к поговоркам»? Мог ли мальчик-колокольчик не говорить эти слова? Почему автор вложил в уста героев именно такие поговорки?

– Как называется литературный прием, когда повторяются определенные звуки?

– Ребята, а что имел в виду папа, говоря о поговорках?

– Прочитайте описание улицы.

– В чем ошибался Миша, глядя на колокольчики?

– Как колокольчик это объяснил?

– Как понимаете выражение «Миша закусил язычок»?

– Чему позавидовал Миша? Прочитайте.

– Что ответил колокольчик?

– Миша согласился с ним, а вы как считаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например, на компьютере?

– Прочитайте текст на 2-й карточке. Кто это сказал?

На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка «молоточки».

– Какую работу выполняли дядьки-молоточки?

– Прочитайте текст на 3-й карточке.

На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка «валик».

– А это кто сказал?

– Как вы думаете, почему валик переворачивается с боку на бок?

– Какой вывод сделал для себя Миша после разговора с валиком-надзирателем?

– А как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как нужно жить и что делать?

– Прочитайте текст на 4-й карточке.

На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка «пружинка».

– А это кто сказал? Поверил ли ей Миша? Докажите.

– Каким существительным можно заменить местоимение «я»?

– Зачеркните карандашом частицы «не», «бы», «кабы». Прочитайте, какой текст получился.

– Какие части речи чаще всего употребляются в этом отрывке? Назовите их.

– Что общего у всех этих глаголов?

– Замените глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени. Прочитайте отрывок, заменив глаголы.

– Поняли ли вы, как устроена табакерка?

Выполняют задание литературной игры «Узнай героя» с опорой на карточки, осуществляют выборочное чтение.

Задание: прочитать содержание и определить, кто это сказал. Дети выходят к доске по вызову учителя.

Во время литературной игры на доске собирается схема.

Устройство табакерки

Колокольчики

Молоточки

Валик

Пружинка

Карточка 1.

– Динь-динь-динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

– Это слова колокольчика.

– Миша удивился тому, что свод, который был впереди, становится больше, а тот, через который недавно проходили, становится меньше.

– Миша вспомнил историю с рисованием,
которая произошла с ним третьего дня (три дня назад).

– Эти поговорки повторяют те же звуки, которые на самом деле издают колокольчики.

– Этот прием называется звукопись, или аллитерация.

– Папа говорил, что слова, которые «засоряют» нашу речь, лишние слова, слова-паразиты.

Карточка 2.

– Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Все ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! 

– Эти слова сказали молоточки.

– Молоточки беспрестанно стучали по колокольчикам.

Карточка 3.

– А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…

– Это сказал валик-надзиратель.

– Миша пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят.

Карточка 4.

– Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.

– Это слова пружинки.

– Местоимение «я» можно заменить существительным «пружинка».

– В этом тексте много глаголов.

Записывают на доске все глаголы.

– Что делала? Толкала, вертелся, цеплялся, стучали, звенели, была.

– Все эти глаголы стоят в прошедшем вре-
мени.

Читают текст: «Пружинка валик толкает, валик вертится; он за молоточки цепляется, молоточки стучат; колокольчики звенят; музыка получается! Зиц-зиц-зиц»

V. Творческая работа учащихся

– Сегодня вы сами побываете в роли сказочников.

– Наверное, когда вы были маленькими, вас интересовало, из каких деталей состоят ваши игрушки. Сейчас, когда вы подросли, вас, возможно, интересует, как устроены более сложные вещи: часы, компьютер, швейная машинка или что-то другое.

– Вот и попробуйте сочинить свою сказку о том, как вы совершили путешествие в заводную игрушку (часы, компьютер и т. п.)

Для этой работы учащиеся могут объединиться в группы (по желанию)

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание. 

стр.156-167 пересказ; задание 9

Сочинить сказку, например, путешествие в какую-нибудь заводную игрушку, швейную машинку исследуя ее, спроектировать механизм заводной игрушки

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель  предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Чему научился мальчик во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь, исследуя табакерку? Что такое воспитанный человек?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

– Это человек, который стремится к знаниям, вежливый и доброжелательный

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 4 класс "Школа России" Тема урока: В. Д. Одоевский «Городок в табакерке»

Предмет: Литературное чтениеКласс: 4 классТип урока: знакомство с новым произведениемТема урока: В. Д. Одоевский  «Городок в табакерке»Цель урока: создать условия для формирования представлений о...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

Познакомить с рассказом В.Ф. Одоевского, добиться понимания смысла прочитанной сказки.2. Показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.3. Формировать...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «В. Ф. Одоевский « Городок в табакерке»

УМК Школа России Тема: В.Ф Одоевский «Городок в табакерке».Цель: Познакомить учащихся со сказкой Одоевского, используя методы исследования....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО (полностью)              Лепешкина  Ольга ПетровнаМесто работы...

Презентация к уроку лит. чт. 4 кл.В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Презентация к уроку лит.чт. 4 кл.«Городо́к в табаке́рке» — сказка русского писателя Владимира Одоевского...

Урок литературного чтения. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....

Задания к уроку по литературному чтению для 4 класса по теме : «В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

Подобрана интересная форма подачи словарной работы по произведению.Разработан кроссворд по произведению В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке"....